Опять подняли вой про злых правообладателей. Сейчас поводом стало то, что Лопуховым впаяли по 4 года условно, и на подходе к ним гражданские иски на возмещение ущерба. На этих бедолаг всем, в общем-то наплевать, а поводом для воя послужила заявленная обвинением сумма ущерба – 38 миллиардов рублей. И опять началось – цена должна быть честной, доступной, адекватной; незачем кормить копирастов, надо донейтить авторов; долой двд, даёшь цифровую дистрибуцию (за честную цену конечно же).
Поскольку кино я смотрю редко, а если и смотрю, то либо в кинотеатре, либо в телевизоре – проблемы Голливуда и Михалкова меня волнуют мало. Потому разговор пойдёт не про фильмы.
Книжек я читаю много и за экспериментами авторов слежу. У меня пока нет уютного трехэтажного домика в тихом месте с выделенной библиотекой, потому книги в бумаге я покупаю редко. Мой выбор – электронная копия. Для меня важно, чтобы книги в электронном виде были доступны.
1. Цена
Вообще в рыночной экономике, где homo homini lupus est (или если перефразировать этот известный латинизм – вау, вау, вау3), святое право производителя продавать свой труд за любую понравившуюся ему сумму. Не честную, не адекватную, не справедливую – любую. Потому все аргументы типа уровня жизни, зарплат, налогов и т.п. можно отбросить как несостоятельные. Продавец имеет право назначать за свой товар любую сумму.
С другой стороны, у потребителя есть право эту сумму не платить. Дабы мне не начали приводить в пример монополии: книга – не товар первой необходимости, без неё прожить можно. 14% населения земли вообще читать не умеют, и ничего, живут и размножаются.
Очевидно, что участники желают несколько разного и пытаются двигать цену в разные стороны: одни к нулю, другие к плюс-бесконечности. Когда в итоге сумма, которую покупатель готов заплатить, уравнивается с суммой, за которую продавец готов продать, все начинают жить, если не счастливо, то более-менее мирно. Если встречи не происходит – продавец просто прекращает выпускать товар, и товар исчезает с рынка, зачастую вместе с продавцом. От этого часть покупателей, которых высокая цена устраивала, опечалиться, но тут уже ничего не поделать.
С приходом цифры в нашу повседневную жизнь, цена копирования стала стремиться к нулю. Производители информационного контента лишились основной защиты своих вложений в средства производства. Очевидно, что им остается два пути: уйти с рынка или пойти на встречу покупателю. Сдавать свой рынок без боя они не хотят, отсюда во многом идиотские уголовные и гражданские процессы. Пойти на встречу покупателю вроде пытаются т.к. купить электронную книгу уже не проблема, но цифры, которые будут далее по тексту, говорят о том, что покупатель сделать встречный шаг не готов. Из этого, аналогично, возникают во многом идиотские законы, уголовные и гражданские дела.
2. Краудфандинг и донейты
В книжной индустрии (даже в Российской, и примеры будут именно Российскими) есть примеры успешного краудфандинга и донейта. Тем не менее, по моим личным наблюдениям, они работают только для уже раскрученных классическими методами авторов.
Оставим в стороне художественную и эстетическую ценность произведений авторов, которых я приведу в пример – на вкус и цвет все фломастеры разные. И если вам не нравится конкретный автор, то это не значит, что у вашего любимого результаты будут иными. Если есть желающие дополнить таблицы – присылайте результаты, дополним.
2.1 Краудфандинг
автор | запрос | сбор | срок | доноров | cред. тираж1 |
---|---|---|---|---|---|
Ник Перумов проект |
100'000 | 290'000 | 1 мес | 1'390 | 70'000 |
Сергей Лукьяненко начало и конец проекта |
- | 6'400 | 3 дня | 2'640 | 200'000 |
Сергей Тармашев проект |
1'000'000 | 900'000 | 1 год | 360 | 25'000 |
Сумма у Лукьяненко столь небольшая, т.к. он просто подсчитывал сколько людей готовы прислать рубль за его рассказ, который он выложит в открытый доступ, сумма набралась несколько больше т.к. терминалы не принимают монеты. Объявление о сборе средств увидело минимум 55’000 человек.
У Тармашева, помимо электронной версии, будет печатный вариант, который получат все доноры.
Как видим, более менее успешная затея получилась у Перумова: среднее пожертвование сопоставимо со стоимостью электронки и кол-во участников проекта перевалило за 1% от среднего тиража.
2.2 Донейты и продажи электронных копий
автор | донейт | электронные книги | cред. тираж1 |
---|---|---|---|
Борис Громов | 6'000 | 0 | 10'000 |
Сергей Лукьяненко (инф) | 450'000 | 66'000 | 200'000 |
Сергей Тармашев | 2'700 (инф) | 33'000 (инф) | 25'000 |
Результаты взяты за различные периоды, и приведены для удобства сравнения к месяцу (путем деления или умножения) без учета роялти магазинов (которое может достигать 75%) и комиссий платежных систем (могут достигать 15%).
Достойный результат имеется только у Лукьяненко, но это самый продаваемый фантаст в России с самыми крупными тиражами. Показатели остальных на доход не очень похожи.
Самый показательный у Тармашева, т.к. кошелек работал более 4-х лет.
3. Цифровая дистрибуция
Поскольку статистики продаж легальных электронных копий взять негде (а предыдущая табличка показывает, что они даже в абсолютных цифрах пренебрежимо малы), сравним печатные тиражи со скачиваниями на одном известном ресурсе (на втором цифры совпадают).
автор | сред. тираж | сред. скачивание2 |
---|---|---|
Андрей Круз | 25'000 | 53'000 |
Борис Громов | 10'000 | 29'000 |
Вадим Панов | 70'000 | 41'000 |
Виктор Пелевин | 140'000 | 34'000 |
Ник Перумов | 70'000 | 23'000 |
Сергей Лукьяненко | 200'000 | 61'000 |
Сергей Тармашев | 25'000 | 35'000 |
Построить пересечения множеств скачавших, имеющих легальный экземпляр, прочитавших одну страницу и бросивших, не платящих принципиально ни за что, не представляется возможным. Тем не менее, заметно невооруженным взглядом – чем выше тираж, тем меньше «вред» сетевых библиотек. И возможно, на известных авторах даже работает утверждение, что сетевое распространение является дополнительной рекламой.
Чем меньше известен автор, тем больше отрицательное влияние сетевых библиотек. Значит, издательствам, придется урезать вложения в новых авторов, которые перестали отбиваться. А как новому автору стать известным без денежных вливаний (в рекламу), мне лично не понятно. Если кто знает – расскажите, вместе посмеемся.
4. Заключение
Нет, нынче в контексте копирайта «заключение» звучит крайне двусмысленно.
4. Крайний раздел
В самом начале, я обращал ваше внимание на то, что мы живем при капитализме. Нерентабельные товары уйдут с рынка. Это не хорошо и не плохо, это закон существующего социального строя. В конце концов, у нас в стране написано столько классики, которая уже в общественном достоянии, что хватило на пару революций, а мне на тоскливые вечера хватит и подавно.
В качестве эпилога я вставлю цитату Бориса Громова, на тему Coping is not theft:
Просто на кошелек люди деньги тоже переводят. Но доходом это назвать сложно: за все время существования кошелька — чуть больше 12 тысяч рублей. Из них больше трети — переводы за аудиокнигу, которую мы с чтецом Дмитрием Хазановичем попытались официально продавать в Сети. Не выгорело: книгу через 4 с половиной часа после старта продаж уже выложили на Рутрекере и после этого продажи, как не сложно угадать, прекратились. Остались только скачивания с Рутрекера, которых хоть и много, но дохода с них нет.
Справочная информация.
- Как осуществлялся подсчет среднего тиража.
Открывался любой книжный магазин или каталог и бралось до 10 книг автора. - Как осуществлялся подсчет среднего скачивания.
Бралась статистика скачивания книг (больших произведений, изданных отдельными книгами, соотнести рассказы со сборниками малореально). - Виктор Пелевин. Generation P
Автор: unconnected