Сейчас купить 3d принтер в Москве проще простого.
Интернет пестрит онлайн магазинами и контекстной рекламой.
Я даже нашел 3d принтер(UP! plus), который валялся на улице!
И тут же столкнулся с проблемой — есть ли умельцы в Москве, кто может оживить железяку?
(грустный Киану, напечатанный на 3д принтере)
Поиск "ремонт 3д принтера" и "ремонт 3d принтера" выдает печальные результаты.
На Хабре была статья про UP! plus c подробным описанием модели, я написал письмо автору, чтоб он посоветовал кто может помочь с ремонтом, он порекомендовал обратиться к фирме-поставщику.
Я в течение нескольких часов провел «исследование» и хочу поделиться итогами.
Итак, где и как починить 3d принтер в Москве.
Я отправил запросы в десяток организаций(ответили, увы, не все) и задал им несколько распространенных вопросов.
1) насколько принтер подвержен поломкам по сравнению с другими устройствами? (лазерными принтерами, ноутбуками и т.д.)
2) с какой поломкой чаще всего обращаются пользователи?
3) что можете порекомендовать чтоб сохранить принтер подольше в рабочем состоянии?
4) какой курьезный случай с вами произошел в контексте ремонта 3д принтеров?
5) какое среднее время диагностики и среднее время ремонта?
6) с какими моделями вы имели дело?
Хочется поблагодарить тех, кто терпел мои настойчивые вопросы нашел время и поделиться своим опытом.
Раз
Первые в Москве, кто дал внятный и адекватный ответ были Sync-Service
1) насколько принтер подвержен поломкам по сравнению с другими устройствами? (лазерными принтерами, ноутбуками и т.д.)
Именно ломаются такие аппараты нечасто, однако частенько требуют настройки, т.к. механизмы в них прецезионные, т.е. высокоточные и малейший уход от заводских настроек ведет к некорректной печати объекта. Также могут ломаться из-за несоблюдений условий эксплуатации. Впрочем, как и любой бытовой аппарат.
2) с какой поломкой чаще всего обращаются пользователи?
Ответил в первом вопросе, но повторюсь: в основном сбиваются заводские юстировки механизмов. У принтеров Solodoole, к примеру, процедура настройки вообще требуется чуть ли не после каждой десятой печати объекта. Наиболее частые поломки это: выход из строя экструдера по причине перегрева, падение эмиссии рабочего стола (со временем), а также нарушение соосности плоскостей x y z.
3) что можете порекомендовать чтоб сохранить принтер подольше в рабочем состоянии?
Для этого нужно внимательно относится к мелочам, таким как выбор качественных расходных материалов (пластик), соблюдение правил эксплуатации, поддержание всех механизмов в чистом состоянии, и периодически смазывать узлы трения специальными лубрикантами. Главное — не перегреть! И не пинать ногами!
4) какой курьезный случай с вами произошел в контексте ремонта 3д принтеров?
Именно с этими типами оборудования не происходило каких либо случаев, однако было как то что принесли принтер, который отказывался брать бумагу и жутко вонял. Как оказалось впоследствии в нем сдохла маленькая мышка. Видимо залезла погреться и застряла там. Очень часто приходится выдувать различных насекомых, особенно с блоков питания. Также часто находим в принтерах всякие вещи обихода: резинки для волос, шариковые ручки, скрепки, визитки. Однажды нашли флешку на 16 гб.
5) какое среднее время диагностики и среднее время ремонта?
Диагностика. как правило, занимает от 2 часов. Если неисправность экзотическая, такая, которая ранее не встречалась, то тут все зависит от скорости работы коллективного разума, но обычно это день — два. Ремонт обычно производится уже на этапе диагностики, т.к. по мере выявления неисправности волей неволей доводишь аппарат до ума, чтобы он хоть как то начал работать. Но есть и сложные случаи, когда требуются запчасти. Тут все зависит от поставки деталей. Что то можно купить и в Москве, а что то приходится заказывать из-за рубежа. Тогда ремонт может затянуться и на месяц.
6) с какими моделями вы имели дело?
В основном приносят модели для начинающих и домашнего использования. Конкретной статистики нет, т.к. ломаются все одинаково редко.
Два
Дело в том что 3D принтер это не обычный принтер и следовательно от нажатия одной кнопки нельзя получить готовый продукт, у каждого устройства свои недостатки и следовательно к каждому принтеру свой подход. Теперь по поводу надежности, самое главное это аккуратность и грамотная настройка.
Самые частые проблемы это: экструдер, износ или плохая конструкция механизма протяжки пластиковой нити, деформированный стол, забивание сопел, глючный софт, люфт стола и головки и.т.д.
Долговечность принтера на прямую зависит от оператора и от производителя, хочется также напомнить что 3D принтер это маленький настольный ЧПУ станок и как и любому станку ему нужен соответствующий уход ( смазка трущихся элементов, протяжка ремней, юстировка по осям X Y Z, своевременная замена таких расходных материалов как сопла и адгезионное покрытие стола и.т.д ).
Курьезы бывают разные, например клиенты очень часто забывают срезать транспортировочные стяжки перед началом эксплуатации, еще любят сопла менять на холодную из за чего срывают нагреватель с канала экструдера.
На диагностику уходит не более 30 минут, а вот ремонт, на прямую зависит от местонахождения сервис-центра производителя, для примера: отечественные принтеры от 3-х дней до 2-х недель, а иностранные от 2-х недель и до 6-7 месяцев.
Наши принтеры: Picaso Builder, UP+, UP mini, Makerbot Replicator 2, JoysMaker 3DJoy, M-Bot, M-bot 2, Solidoodle 3, felix 2.0, Sumpod Aluminium ну и наша разработка PrintBox3D.
Три
1) Если рассматривать персональные 3D принтеры, работающие на FDM технологии, то такие принтеры ломаются чаще, чем другие устройства (принтеры и ноутбуки) примерно в 2-3 раза.
Из-за большого кол-ва подвижных частей.
2) Чаще всего пользователи обращаются с такой мелкой неисправностью, как забивка экструдера и калибровка стола. С крупными поломками пользователи обращаются гораздо реже – нарушение деталей конструкции, выход из строя шаговых двигателей или электроники.
3) Рекомендуем пользователям смазывать все подвижные части принтера, такие как направляющие (валы), винтовые передачи (швп или шпильки), ремни и т.д. Также советуем подключать принтер к источнику бесперебойного питания и не допускать лишних манипуляций с самим устройством (частое перемещение). Желательно дополнительно устанавливать фильтр на пластиковый пруток во избежание забивания экструдера.
4) Однажды привезли 3D принтер, который использовали для тестирования Российского пластикового прутка, в итоге забился экструдер, как выяснилось поломка была связана с плохим качеством пластика – в пластиковом прутке были обнаружены алюминиевая и деревянная стружка, из-за чего вышел из строя экструдер.
5) В зависимости от сложности, конечно, но в среднем 10 минут диагностика. Время ремонта реальное от 20 минут до 3 часов.
6) Gen X, Picaso 3D Builder, MakerBot, CubeX, Up!, BFB.
Четыре
1) При правильном использовании и своевременном обслуживании, принтер прослужит так же долго и безотказно, как и другая подобная техника. Но сравнивать их, было бы не корректно. Задачи у оборудования разные и специфика так же, сильно отличается.
2) Затруднения чаще всего вызывает смена сопла нагревательного элемента. Пользователи забывают нагреть узел перед заменой сопла и скручивают на нём резьбу. В целом, большинство «поломок» устраняются правильным прочтением руководства пользователя. Чем многие пренебрегают.
3) Существует ряд профилактических мер, для продления срока жизни вашему принтеру. Они разнятся от модели к модели, но из всех, могу выделить несколько основных правил:
а) Держите экструзионный блок в чистоте. Не позволяйте скапливаться сгоревшемуоплавившему пластику на соплерадиаторе. Это приводит к ухудшению качества печати, приводит к застреванию пластика в экструдере, а в дальнейшем, может вывести блок из строя.
б) Пользуйтесь только рекомендованными производителем вашего принтера материалами. Либо, если ваша модель обладает терморегулятором, обязательно соблюдайте температурные режимы плавления. Для разных пластиков они свои. Более того. Пластики одного типа, от разных производителей, так же могут разниться. Внимательно читайте документацию к вашим материалам.
в) Обязательно читайте руководство пользователя и следите за обновлениями софта. 3д печать только набирает обороты и за довольно короткий срок, производители вносят множество изменений, которые помогут вам при пользовании принтером. Будьте в курсе!
4) Курьёзные случаи происходят постоянно. Выделить что-то одно сложно, но из последнего, могу вспомнить случай, когда к нам пришла девушка купившая принтер на днях, со словами — у меня принтер работает от случая к случаю, разберитесь пожалуйста. Мы взяли его в работу, провели ряд тестов, проблема не повторилась. Мы сообщили это девушке, девушка сказала «хорошо» и забрала технику. На следующей неделе к нам опять приходит та же девушка, с тем же принтером, с той же проблемой. Повторяется та же история: тест, всё хорошо, отдаём принтер девушке. Это действо повторялось ещё несколько раз, мы даже поменяли девушке принтер на другой, проблема не исчезла. Закралось сомнение, что «тут что то не так». И подробный расспрос девушки показал, что принтер она включала в квартире, всегда в один и тот же пилот (удлинитель), он то и оказался виновен в «причудах» принтера. Проживающая в той же квартире сердобольная бабушка, уходя из дома всегда выключала свет в своей комнате. Нужно было видеть и слышать заливистый смех девушки, когда выяснилось, что пилот был запитан как раз от этого самого выключателя)
5) Среднее время диагностики, около одного рабочего дня для одного принтера. Сюда не входит время печати тестовых моделей и, конечно же, мы не говорим про случаи с забившимися пластиком экструдерами, или другими легко определимыми проблемами эксплуатации.
6) Мы протестировали и опробовали практически все модели, которые сейчас есть в этой категории на рынке. Но конкретно наша компания 3DPhome, специализируется на принтерах компании PP3DP, моделях Up! Mini, и Up! Plus/Plus 2.
П.С.
Сибирский центр 3D технологий
Сервис находится не в Москве, но сибирские коллеги очень оперативно(через 15 минут после отправления запроса) и живо отвечали на мои вопросы, поэтому публикую их ответы.
Готовы поделиться с вами нашим опытом по этому вопросам ремонта и обслуживания принтеров.
Мы в своей практике сталкивались со следующими моделями: up!, solidoodle, bfb, cubex, picaso 3d builder. В ближайшее время ожидаем поставки таких интересных принтеров как leapfrog, sumpod, b9.
По правде сказать, большая часть обращений связанна не столько с неисправностями машин, а с теми или иными проблемами при печати, возникающими при недостаточно тщательной калибровке принтеров (выравнивание платформы, настройка высоты сопла и т.п.) В этом отношении приятным сюрпризом стала последняя модель принтера up! 2, где заявленная производителем система автокалибровки действительно прекрасно справляется со своими задачами.
Вторая по частоте категория обращений связанна с забивкой сопел каналов экструдера, но это в большинстве случаев обусловлено использованием некачественного сырья.
Что касается именно поломок, то их было не так уж и много: в первых партиях принтеров up! несколько раз возникали проблемы с нагревательными элементами и или термодатчиками, впрочем это же утверждение справедливо и для остальных принтеров. Было несколько обращений из за перетертых шлейфов.
Сталкивались с достаточно специфической проблемой — от статического электричестваперепадов напряжения вылетело намертво несколько принтеров up!.. Впрочем, надо отдать должное, вопросы с заменой поврежденных узлов поставщиками решаются достаточно оперативно и профессионально. По поводу отечественного производителя (picaso): в первых партия машин были проблемы со сборкой пайкой, но ребята вполне честно работают над повышением качества и новые принтеры приходят все с меньшим количеством сюрпризов.
Диагностика неисправности занимает в среднем около 5-10 минут телефонного разговора, если речь идет о наиболее распространенных неисправностях, но, в редких случаях, может растянуться на несколько дней если приходится делать запросы поставщикампроизводителям. Чаще всего ремонт может быть выполнен силами самого покупателя в течении часа под нашим руководством. Если же речь идет про замену элемента, то, как правило, срок эквивалентен сроку доставки вышедшей из строя детали какой либо транспортной компанией.
Мы советуем держать принтер всегда откалиброванным.
Не печатать пластиками, в качестве которых есть сомнения.
Пользоваться стабилизатором напряжения.
Всегда иметь запасное сопло, а лучше несколько.
Наше общее впечатление за более чем год плотной работы с принтерами: на данном этапе своего развития бюджетные принтеры работают, в общем и целом, вполне надежно и предсказуемо. С их эксплуатацией вполне может справиться даже человек не соприкасавшийся в своей жизни с каким либо оборудованием. Тех или иных заморочек с ними, безусловно, больше с обычным принтером или электробритвой, но это вполне ожидаемо, учитывая недавнее начало " эры потребительской 3d печати".
К сожалению курьезных историй в нашем запасе нет. За исключением, пожалуй, не очень приятных неожиданностей из за работы тех или иных транспортных компаний, когда долгожданные принтеры приходили к нам в несколько побитом состоянии.
П.П.С.
Предлагаю представителям других сервисов по ремонту 3д принтеров ответить на вышеуказанные вопросы.
П.П.П.С.
Следующее мини-исследование хочу посвятить тому, как продать б/у 3д принтер в Москве
Автор: MagisterLudi