Как уже обсуждалось в предыдущей статье подготовка контента для будущего сайта в равной степени необходима как заказчику, так и исполнителю. Но одного признания этого факта недостаточно для того, чтобы внедрить такой подход в свой рабочий процесс. Ситуации, в которые мы попадаем вместе со своими заказчиками, разные, и реагировать на них нужно тоже по-разному. Мы разберем типичные ситуации и попробуем дать рекомендации по поведению в каждом конкретном случае.
Что делать если: клиент не осознает важности подготовки контента
Чаще всего клиент, занимающий такую позицию, слабо представляет назначение сайта и совсем ничего не представляет о том, каким образом происходит процесс разработки. Менеджер должен зафиксировать на бумаге этапы создания сайта от совместного определения целей и задач до тестирования и публикации готового продукта. Каждый описанный этап следует детально объяснить: что и от кого требуется, желательно в какие сроки. Необходимо проговорить назначение и смысл каждого шага, а также какие могут быть последствия, если не придерживаться избранной схемы. Для наглядности можно показать один-два недоделанных сайта, для того чтобы заказчик увидел проблему своими глазами.
Если клиент не готов вас слушать, не готов согласится с тем, что выработанный годами и опытом процесс разработки с большой вероятностью приведет к успешному проекту, то вам стоит крепко задуматься о продолжении сотрудничества. Стоит помнить риски, которыми подвергается студия, работая с таким типом клиентов.
Решение: объяснить процесс работы, назначение этапов работы и роль каждого в этом процессе. Если не помогло, оценить свои риски и задуматься об отказе от сотрудничества.
Что делать если: заказчик не может собрать контент
Единого решения этой проблемы не существует. Менеджер в зависимости от ситуации должен иметь возможность предложить один из следующих вариантов:
Студия может предложить написать контент за заказчика
При небольших объемах студия может пользоваться услугами копирайтера-фрилансера, а в случае постоянных крупных заказов может взять специалиста в штат. Возможно, всю информацию таким образом не удастся собрать, т.к. она может иметь слишком узкоспециализированный характер. Но основной контент таким способом получить вполне реально, при этом даже немного заработать.
Определиться с типами и объемами недостающей информации и отразить их в ТЗ и/или в прототипе
Необходимо согласовать с заказчиком каждый тип раздела и представить его в виде блоков контента, где каждому блоку соответствует свой тип информации (фото, видео, текст, схема, график, таблица и т.п.). Наиболее наглядным способом это можно сделать в прототипе, где заказчик может увидеть все своими глазами. Для каждого блока необходимо определить объемы, их содержание, минимум, максимум, оптимум и зафиксировать это в ТЗ. Например, определяя блок изображений в карточке товара, необходимо указать, что существует основное фото и дополнительные изображения минимум – один максимум – пять, но в среднем будет использоваться три. Описывая, например, текстовый раздел, необходимо указать предположительные объемы тексты, наличие фотографий, таблиц и схем к разделу, предполагаемое содержание.
Решение: Написать контент или часть контента за заказчика и подробно описать структуру сайта в ТЗ, желательно подготовить прототипы. Если не выполняется хотя бы одно условие, стоит оценить свои риски и задуматься об отказе от сотрудничества.
Что делать если: клиент предоставляет контент низкого качества
Для решения этой задачи требуется не так уж много. Необходим профессиональный надзор над всеми получаемыми от заказчика материалами. Его необходимо проводить постоянно в любом проекте. На основании этого надзора надо указывать клиенту на проблемы, объясняя свои решения. Если возникают сложности с внесением корректировок, студия должна иметь возможность внести их самостоятельно и предъявить на согласование. Чаще всего работа будет сводится к творческой переработке и рерайту, что совсем не страшно. Например, в случае фотографий, студия может предложить организовать фотосессию, если это возможно. Ведь часто заказчик просто не может отличить хорошее от плохого, и вы можете дать клиенту ориентир и обосновать свое решение.
Решение: проводить постоянный надзор над материалами заказчика, иметь возможность предлагать свои услуги по редакции материалов.
Что делать если: клиент сильно отстает по срокам предоставления контента
Для студии в таком случае важно занять верную позицию — в договоре должны быть прописаны сроки, на которые студия реально может воздействовать. Т.е. время на согласование и подготовку контента не должно входить в общий срок разработки. Это очень важно, т.к. даже при идеальной работе студии любой срыв срока заказчиком переносит ответственность на студию. Для ускорения сбора контента можно взять за правило один раз в 1.5-2 недели связываться с клиентом, чтобы узнать как у него идет работа. Опытный менеджер проекта может дать своему заказчику много полезных советов в процессе такого общения. Ведь чаще всего проблема срыва сроков подготовки контента — это проблема организационного характера.
Решение: студии необходимо снять ответственность за те работы, на которые она не может повлиять. Периодически узнавать у клиента каково состояние его дел, предлагать помощь и совет.
Итоги
Нет единого решения, следуя которому можно успешно пройти этап подготовки контента. Нет одинаковых проектов и одинаковых стартовых условий. Но что бы ни было, студия должна стремиться к сокращению неопределенности. А одним из самых важных слагаемых успеха является работа менеджера. Его профессионализм, внимание к клиенту, коммуникабельность и опыт позволяют создать эффективную команду из студии и заказчика.
Автор: almerkulov