Основным поводом написания этой заметки стал относительно большой интерес публики этому посту и его предшественнику. GoodSolder рассказывает о своих впечатлениях в процессе (самого начала) пути, я же могу попробовать поделиться опытом такого образовательного процесса после нескольких лет. Немножко подробностей под катом
В этой заметке будут скорее доводы, которые у меня возникли при прочтении вышеобозначенных постов.
Итак, началось все в 2007 году, когда я по личной просьбе администрации пришел работать в лицей в Москве, на кафедру информатики. Так как за плечами был опыт в электронике и робототехнике, то вопрос тематики специального курса не стоял и было решено начать развивать небольшую лабораторию.
О людях
Так как мы говорим не об обязательных занятиях, а о кружке, то ориентироваться надо в основном на тех, кому максимально интересно. Даже если в какой-то момент их будет 1-2. Если он начнет добиваться результатов — это будет лучшая реклама для будущих поколений. В то же время надо четко следить за дисциплиной: по наблюдениям, бывает так, что тот самый заинтересованный человек при наличии друга, которому это не особо надо, работает на порядки менее эффективно. Здесь стоит вмешиваться.
В силу специфики конкретного лицея, в котором обучение начинается с 7 класса, с 6-тиклассниками общения не было. Но громадная разница есть не только между 6 и 7, но и 7-8, 8-9 и т.д. А если уж посмотреть на ученика, который уже год отучился… Тут и сравнивать нечего.
О документации
Автор упоминал документацию, еще и на английском. Честно говоря, я могу поверить, что найдется 1 человек, который полезет ее читать. Остальным это не интересно — не тот возраст… К сожалению, кроме Преподавателя, источников информации почти не будет — с этим можно смириться. В связи с этим полезно искать возможности давать ученикам больше времени на самостоятельную работу в классе, но когда они имеют возможность задать вопрос.
О знаниях
Рассчитывать на знания какого-то языка программирования и/или английского шансов тоже ноль. Надо учить строить из кирпичиков. Причем так, чтобы можно было развивать на следующие года, учитывая, что будут и новые «кадры» :) И вряд ли вы будете разбивать на кружки по годам обучения — надо быть универсальным
О тематике курсов
Честно говоря у меня есть большие сомнения успеха столь стремительного перехода к ардуино. Мы пробовали сразу уйти в программирование… Слишком большая пропасть: верно подмечено, что лампочку-то с батарейкой соединить не могут, а уж почему светодиод, так же подключенный к батарейке вспыхивает только 1 раз — это вообще фантастика.
В итоге как ни странно мы ушли в робототехнику с «черными волшебными коробочками», значение которых потихоньку становится яснее: сначала какие-то модули даются «на веру» — оно работает, по мере накопления опыта, ученики начинают разбираться в их внутренней структуре.
dead-line'ы
Да, без них никак. Но если они придуманы-высосаны из пальца, то они не работают. А вот если он естественный, будь то соревнования или выставка, то он помогает. Помимо локальных мероприятий (всякие выставки НТТМ), мы каждый год старались фокусироваться на соревнования Евробот (автономной или неавтономной лиги). Основной их плюс — новое задание каждый год. Таким образом интересно и старожилам и новичкам, при этом есть все шансы победить. Тогда как соревнования типа роботов-сумо существуют уже десятки лет и там есть свои наработки.
Вместо заключения
За несколько лет удалось сформировать небольшое community вокруг кружка. Да, наиболее сильные школьники — те, кто начали в 2007 (они были в 7 классе) и до 11 класса прозанимались. Хоть я сейчас уже и не там, но все же поддерживаю связь с получившийся лабораторией.
По этой ссылке можно посмотреть на какие-то фотографии и немножко текстов.
Если тема интересна — задавайте вопросы, на короткие буду отвечать в комментариях, из длинных могут вырасти следующие заметки
p.s. к сожалению кармы пока не хватает, чтобы опубликовать в хаб учебный процесс в it, сделаю это позже.
Автор: vsns