Стартап Qbaka для мониторинга JavaScript-ошибок на днях привлек инвестиции от фонда Александра Туркота — а через месяц его команда возвращается из американского акселератора в Санкт-Петербург. Основатель проекта Андрей Мима рассказал и о том, на что пойдут деньги, и о роли США в жизни Qbaka, и о причинах смены работы с ВКонтакте на стартап для разработчиков.
- Напрашивающийся вопрос: на что потратите инвестиции?
На расширение команды и маркетинг. Сейчас самое слабое звено нашего проекта — команда, нам нужны новые люди (если это читает крутейший фронтэнд-разработчик, мы ждем тебя). Примерно половина инвестиций пойдет на зарплаты разработчикам в России и бизнес-девелоперу в США, а другая половина на различный маркетинг: онлайн, мероприятия и тому подобное. Про нас почти никто не знает, однако, когда мы показываем наш сервис компаниям или разработчикам, они почти сразу начинают его использовать: потребность в нем была. Теперь наша задача — рассказать, что мы существуем.
- Из-за заинтересованности в американском рынке вы отправились в бостонский акселератор MassChallenge — насколько вам помог конкретно он, а насколько само пребывание в США?
Мы сейчас ведем переговоры с Autodesk, и это в чистом виде контакт от акселератора, один из их спонсоров. Остальные контакты мы получали сами, демонстрируя проект на профильных мероприятиях и онлайн. Главным было оказаться в Штатах, акселератор вторичен, это просто удобный ресурс. Но он хорошо помогает с контактами инвесторов, что для нас актуально, потому что текущих инвестиций нам точно не хватит для достижения поставленных целей, мы ищем еще.
- А планируете ли осесть в США полностью и насколько для ваших задач это важно?
Осесть мы пока не планируем, и это проблема, нашей компании это вредит. Например, мы бы почти наверняка уже получили инвестиции в США, но все переговоры, как бы далеко они ни заходили, упирались в вопрос "where are you based". Несмотря на то, что инвесторы вкладываются в высокотехнологичные глобальные проекты, местоположение команды для них все еще важнейший фактор: вплоть до того, что инвесторы из Бостона не хотят инвестировать в команды из Кремниевой Долины, потому что это для них далековато. Что уж говорить о международной команде, несмотря на то, что мы 9 месяцев за этот год провели в Штатах.
Для нужд сервиса надо бы осесть в США, но мы пока этого не планируем и открыто об этом говорим всем. Нам нравится быть российским стартапом. Будем пока жить в Санкт-Петербурге и много летать в Европу и Америку. В любом случае, рынок у нас глобальный, разработчики и веб-сервисы есть везде.
- А какая-то региональная специфика, кроме размера, у американского рынка есть или в мониторинге ошибок все совершенно одинаково по всему миру?
В мониторинге все одинаково, но сообщества разработчиков разбросаны: нам понятно, как работать с Россией, а на Западе свои Хабрахабры, свои события и техноблоггеры. И, конечно же, там больше компаний, веб-сервисов, которые могли бы нас использовать. Так что да, это вопросы размера рынка.
- У веб-гигантов за мониторинг ошибок обычно отвечают собственные специальные сотрудники. Есть ли у вас конкурентные преимущества перед таким in-house, которые, грубо говоря, заставят Google сменить собственное решение на Qbaka?
Собственные решения зачастую не такие глубокие и удобные, как наши, так что мы даже с гигантами общаемся об использовании нашей системы. До конца года ожидаем первое standalone-внедрение, сервис будет крутиться на внутренних серверах одной крупной компании.
Конкретно Google вряд ли что-то поменяет, такие компании все делают полностью сами. Но компании чуть поменьше, вроде LinkedIn, вполне могут.
- Кто ваши конкуренты, насколько они популярны и в чем ваши преимущества?
Сейчас нет четко выряженного лидера в этой области, и мы хотим им стать. Потенциальные клиенты чаще всего не знают ни про одного из конкурентов (и про нас тоже). Конкурирующие сервисы мы постоянно мониторим, наиболее интересны Errorception и JSLogger. Первый медленно развивается, это один парень из Индии, но он начал на год раньше. JSLogger — сильный конкурент, часть его функциональности у нас пока в разработке, а в чем-то, наоборот, мы вырвались сильно вперед. Но это технические детали, здесь еще важно позиционирование продукта. Можно быть бесконечно сильнее технически, но о тебе никто не будет знать. Мы работаем одновременно по двум направлениям: делаем так, чтобы о нас узнавали, и постоянно обновляем сам сервис.
- У вас сейчас партнерство с New Relic, не хотят ли они усилить связи и добавить ваши функции в число основных, а не оставлять их плагином, как сейчас?
Мы будем с ними об этом говорить во второй половине октября на специальном мероприятии для их партнеров. Мы рассматриваем вариант более глубокой взаимной интеграции, вплоть до использования технологий. Один из возможных вариантов на будущее — покупка, но это точно не будет актуально в сколько-нибудь ближайшее время, нам нужны еще минимум год-полтора, чтобы достигнуть существенных результатов. Посмотрим, какой будет ситуация на рынке. А вообще они невероятно хорошо работают с рынком, мы у них многому учимся.
- Андрей, до Qbaka вы работали в ВКонтакте. Почему ушли делать проект не для массовых пользователей, а для других разработчиков? Это как с Дастином Московицем, после Facebook взявшимся за таск-лист Asana, чтобы делать продукт для себе подобных?
Мне всегда хотелось попробовать свой проект, это мечта многих разработчиков. Я понял, что момент удачный — семьи еще нет, а опыт разработки уже есть, можно экспериментировать. Правда, позже оказалось, что предпринимательство — это вовсе не про веселое написание кода (так только в начале), нужно иметь хорошие нервы, упорство, и часто заниматься десятком дел одновременно: от ведения переговоров до бухгалтерии. Полезный опыт.
Почему ушел из ВКонтакте? Очень грубо можно сформулировать так: для конкретного подпроекта, которым я занимался, при принятом в ВК сверхинтенсивном ритме работы, мне не хватало мотивации, конкретный подпроект не подходил лично мне (что вовсе не означает, что в ВК скучно в целом, просто других задач хватало другим разработчикам, да и я был зеленый. и надо было мне до убитой мотивации попросить сменить проект внутри команды).
Юрий Лифшиц как раз тоже рассказал мне историю про Asana, только немного в другом ключе. В его описании выглядело немного похоже на мой случай, но он говорил не о том, что скучно делать продукт для случайных людей, а что это пример того, как внутренний инструмент превращается в отдельный продукт.
Беседовал Евгений Трифонов