По сообщению "Ведомостей", Минкомсвязи разработало стратегию развития русских IT в 2014-2020 гг, где прописан "риск поглощения западными гигантами" отечественных компаний. Этот документ носит предварительный характер и по заверению замминистра Марка Шмулевича пока неизвестно - войдут ли ограничения для иностранных инвесторов в финальный текст стратегии. Формально Минкомсвязи не имеет прямого отношения к регулированию инвестиционного капитала. Однако теоретическое введение "рисковых" категорий существенно меняет образ самого министерства в глазах первого лица страны. Если для экс-президента Медведева - и IT и профильное министерство были интересны сами по себе - для президента Путина намного более близкая категория в любой сфере деятельности это, конечно, госбезопасность, а не планшет с аппами.
Теоретически IT-компании могут быть отнесены к числу стратегически важных предприятий именно указом президента страны. В этом случае зарубежные совладельцы компаний могут быть поражены в правах или вовсе невозможны. И совсем исключается зарубежный контроль над стратегической компанией. Разрешения на сделки выдаются правительственной комиссией по иностранным инвестициям под руководством премьер-министра. Минкомсвязи выразило предварительную готовность назвать "некоторые" отечественные IT компании для включения в список стратегических.
Сама процедура защиты IT от "зарубежных денег", хотя и не была никогда прописана в "госстратегию", отчасти уже обсуждалась и даже частично применялась в России. Можно вспомнить "золотую акцию Яндекса" и бывшего руководителя администрации президента Александра Волошина в совете директоров у крупнейшего русского поисковика. Эксперты опрошенные "Ведомостями" по-разному оценивают инициативу Минкомсвязи. Но сходятся, в том что сегодня стратегическими могут объявить "Лабораторию Касперского" или другие компании в области инфозащиты, а так же коллективы ведущие суперкомпьютерные разработки.
Если же вспомнить практику вхождения иностранного капитала в российские компании тогда, когда государство этого не хотело (например, покупка "Бегуна" компанией Google через офшор "Кокуна лимитед"), то можно понять, что и сейчас, по сути, никаких преград для попыток регулировать состав владельцев компаний не существует.