Негласным лозунгом 2ГИС можно сделать «От забора и до обеда». Он очень точно отражает то, что у нас есть — вся полезная информация о городе. Для одних пользователей это могут быть заборы, для других — точное время работы, для третьих — что-то ещё.
За то, что мы актуальны, точны и знаем практически всё о компаниях, нас и любят. К сожалению, не у всех эта любовь является искренней. Есть пользователи, которые решили, что 2ГИС можно использовать в своих корыстных целях и во вред другим. Нас это не устраивает, поэтому мы решили если не покончить с этим, то сделать жизнь таких пользователей максимально сложной.
Речь, конечно же, о спамерах. Под катом небольшая история про исчезновение адресов e-mail в онлайн-версии, API и то, что будет дальше.
Как утверждает Касперский, доля спама в почтовом трафике составляет 70%. До недавнего времени 2ГИС являлся для спамеров источником для пополнения своих баз рассылки.
Адреса e-mail появились в справочнике примерно в 2002 году. Сейчас никто достоверно не скажет, сколько их тогда было, но точно не очень много. Со временем, от выпуска к выпуску, их количество увеличивалось. В этом, конечно, заслуга не только нашего call-центра, но и развития технологий в целом. Сегодня в 2ГИС почти 2 000 000 компаний. Это порядка 700 000 электронных адресов, которые так интересны «электронным почтальонам». С помощью парсеров они вытаскивали данные и использовали их для рассылки или дальнейшей продажи. Их действия давали нагрузку на API и приносили вред компаниям, которые размещаются в справочнике.
Мы решили с этим активно бороться.
Одним из вариантов было скрытие адресов e-mail. Однако, прежде чем на него решиться, нужно было проверить, как это отразится на пользователях и компаниях. В качестве площадки для эксперимента выбрали самую динамичную версию — онлайн.
Проверка гипотезы
Действительно, а нужны ли e-mail’ы? Используют ли их? Являются ли они эффективным каналом коммуникации с компанией? Перед удалением нужно было дать ответы на все эти вопросы.
Начали с анализа данных. Статистика, которая никогда не врёт, показала, что на 500 звонков приходится 1 клик в почтовый адрес. Не критично.
Посмотрели на просторы интернета. Обнаружили там сайты компаний с каталогами, прайсами и прочими штуками, которые помогают быстро узнать про услуги и цены.
Ещё в интернетах были найдены специализированные ресурсы (Фламп, Банки.ру) и социальные сети, в которых можно пообщаться с представителями компаний, всячески их похвалить или поругать. Тут тоже гладко.
Решили подстраховаться. Опросили себя, друзей себя и друзей друзей. Никто не вспомнил, когда в последний раз нажимал на e-mail. А многие (абсолютное большинство) сказали, что вообще не пишут на info@, так как письмо, скорее всего, провалится в бездну. И, как правило, гораздо проще и эффективнее позвонить или найти почту конкретного специалиста. Опять всё ясно. Почти.
Осталась одно сомнение:
Признаемся сразу. Мы не стали просматривать миллиарды часов вебвизора — есть более эффективные способы провести это время. Решили отключить и посмотреть на реакцию.
Реакция
И как вы думаете, сколько гневных писем мы получили? Десятки, сотни, тысячи? Нет, меньше 10 (десять писем). Да и гневными их назвать было нельзя. Два–три письма были от компаний, которые просто хотели узнать, куда делись адреса. И еще несколько — от лиц, имеющих материальную заинтересованность в их наличии.
Например таких:
Немного магии, дедукции и Гугла поясняют нам, почему человека интересует этот вопрос. А именно, нашлось видео (оно уже выпилено по нашей просьбе), где он демонстрирует работу парсера.
Простите за грустные новости, но мы не планируем возвращать адреса электронной почты и выходим из игры.
Впрочем, некоторые изготовители парсеров с оптимизмом смотрят в будущее и предлагают клиентам свой продукт со скидкой «в связи с техническими проблемами 2ГИС»:
Если для ваших проектов нужны данные из 2ГИС, то гораздо проще их получить легальными путями:
1. Закажите производство
на выбор: электронные, настенные, складные. Закажите выборку любой сложности из базы.
2. Используйте API 2ГИС
Можно всё вместе, а можно отдельно карту и отдельно справочник. Отдельно хочется упомянуть то, что с нашим API можно неплохо заработать. Например, за прошлый месяц одному из партнёров было выплачено 800 000 рублей.
Выводы
Никаких негативных последствий у скрытия e-mail’ов в справочнике не было. Ну, для честных пользователей. А нагрузка на API 2ГИС снизилась примерно на 30%. И что-то подсказывает, что эти 30% нагрузки как раз создавались работой парсеров.
При этом, мы понимаем, что у 2ГИС-онлайн своя аудитория, со своими пользовательскими сценариями, отличными от сценариев использования ПК- и мобильных версиях. Именно поэтому простого скрытия почты в них не будет.
Вместо почты появится форма для обратной связи с компанией. Фактически, сообщение будет уходить на тот же e-mail, что был указан ранее, но только через сервера 2ГИС. Мы надеемся, что это сделает взлом ПК-версии бесполезным занятием, так как лакомый кусочек — адреса e-mail — в самой программе храниться не будут.
Автор: sereje4kin