В предыдущей статье мы говорили про развитие бумажной почты — её появление сыграло в истории немаловажную роль, но до изобретения электронной почты письма ходили очень уж долго. А ведь скорость передачи информации порой имеет первостепенное значение — ну, например, во время войны. Наращивали лошадиные силы у ямщиков? Не-не, однажды были придуманы технологии и без использования лошадей. Например, телеграфы — устройства для передачи сигнала по проводам, радио и другим каналам электросвязи. Но о телеграфах — в следующий раз, а пока — про используемый в них «язык», азбуку Морзе.
Верно ли утверждение, что изобретателем азбуки, да и телеграфа в целом, является американский художник Сэмюил Финли Бриз Морзе (1791-1872)? Вообще, да, но на самом деле — вроде как нет. По одной из версий, сам Морзе не разработал ни того, ни другого — мол, он гуманитарий и свободного времени на подобные вещи у него попросту не было.
Зато были два коллеги-инженера (Джозеф Генри и Альфред Вейл), рассказавшие однажды о придуманном в Европе устройстве, в котором катушка медной проволоки управляется дистанционными сигналами и передаёт возникающие электроимпульсы. Морзе поручил технарям реализовать идею — так в 1835 году появился самописец, работавший от дистанционно передаваемых импульсов. Дальше больше — несколько лет усовершенствований, и вот в 1837 году появляется первый электромеханический телеграфный аппарат для передачи и приёма сообщений (к конструкции которого Морзе также имел лишь косвенное отношение), а годом позже Альфред Вейл предлагает идею точек и тире.
Вторая легенда более длинная, но и более красивая — в ней чувствуется атмосфера стартапа, а Морзе всё же стал изобретателем. Выбирайте сами, что вам больше нравится.
Итак, где-то 1930-ый год, Сэмюил возвращается из Европы на пароходе «Салли». У группы людей он подслушивает обсуждение экспериментов с электромагнетизмом, мол, электрический импульс можно мгновенно обнаружить в любой точке даже самого длинного провода. В голове гения сразу родилась мыслишка о передаче таким образом информации, и якобы уже на пароходе он набросал схему (а то и не одну) примитивной телеграфной системы. Более того, сходя с корабля, он сказал капитану: «Однажды вы услышите о таком чуде, как «телеграф» — знайте, оно родилось на вашем прекрасном корабле».
На деле, как и в случае со многими стартапами, оптимизма поубавилось — у Морзе не получилось толком сделать даже электромагнит, хотя позже ему подсказали, как изолировать провод и как аккуратно намотать его на подковообразный сердечник. В итоге получился примитивный аппарат, в котором электромагнит притягивал карандаш к движущейся ленте, нанося на нее точки и тире.
Но получившееся устройство передавало сигнал только на короткое расстояние, поэтому Морзе отправился за советом в Принстон (штат Нью-Джерси), к профессору Джозефу Генри. К слову, тот уже вовсю пользовался электрическим телеграфом, которым он соединил свой дом с лабораторией (с той лишь разницей, что вместо карандаша использовался колокольчик). Сенсей индуктивности едва удержался от произнесения фразы «Read The Fucking Manual», но потом не только рассказал об ошибках схемы Морзе, а ещё и познакомил того со своим замечательным изобретением — электромагнитным реле, позволявшим усиливать слабый сигнал при прохождении его по цепи (прообраз усилителя-репитера). Так Морзе прокачал свой электромагнитный телеграф, на который, от греха подальше, в 1837 году он получил патент.
И всё бы шло хорошо, но «инвестор» не находился ни в Европе, ни в России, ни где-то ещё — это сейчас есть Хабр и Кикстартер, а тогда всё было несколько сложнее. История гласит, что 3 марта 1843 года конгресс США приступил к обсуждению проекта линии связи между Вашингтоном и Балтимором — изначально хотели делать сеть семафоров, но Морзе удалось пролоббировать свою идею, и ему решили дать шанс. Впрочем, не решили, а, скорее, повезло: 70 конгрессменов от голосования воздержались (сообщив, что не понимают, что это ещё за телеграф такой), остальные — 89 «За» и 83 «Против». Победа незначительного большинства принесла Морзе ни много ни мало $30.000 на строительство линии.
Работа (по прокладыванию проводов по деревьям, так как под землёй не получилось) кипела вплоть до 24 мая 1844 года — утром этого дня в одной из комнат Капитолия (Вашингтон) Морзе сел перед телеграфным аппаратом. В Балтиморе перед таким же аппаратом сидел его помощник Альфред Вейл.
Незадолго до этого Морзе попросил Анну Элсворт (дочь главы патентного ведомства США) подобрать какую-нибудь прикольную фразу для первого телеграфного сообщения, а та не придумала ничего лучше, как взять фразу из Библии: «What hath God wrought!» (что-то вроде «Вот что творит Бог!», хотя чаще приводят перевод «Чудны дела твои, Господи!»). Отстучав эти слова, Сэмюил Морзе публично обозначил начало телеграфного века, а вся Америка вскоре покрылась сетью телеграфных линий. Стартап выстрелил: красный порш, шубохранилища — да-да, вот это всё )
“–––· ··– –·· –· –·–– –···– –·· · ·–·· ·– –···– – ·–– ––– ·· ·–·–·– –···– ––· ––– ··· ·––· ––– –·· ·· ––··––”
Впрочем, если верить другим источникам, то самая-самая первая телеграмма (без помпы и фанфар) вроде как была отправлена 6-ого января 1838 на расстояние в 2 мили (по проводам на сталеплавильне Спидвел, недалеко от Морристауна, Нью Джерси) и была фразой «A patient waiter is no loser» («Терпеливо ждущий – не лузер»).
·– ––·· –··· ··– –·– ·– –···– –– ––– ·–· ––·· · –···– ·–– –···– ·– ––·· –··· ··– –·– · –···– –– ––– ·–· ––·· · )
Аналогично, если говорить про телеграфы, то самый-самый первый электромагнитный телеграф вроде как изобрёл и создал (в Петербурге, между Зимним дворцом и зданием министерства путей сообщения) несколькими годами ранее (в 1830-32) барон Павел Львович Шиллинг фон-Канштатт, просто у него обстоятельства не сложились. Впоследствии электромагнитный телеграф был построен в Германии (Карлом Гауссом и Вильгельмом Вебером, 1833) и Великобритании (Куком и Уитстоном, 1837), хотя все три упомянутых телеграфных аппарата относятся к электромагнитным аппаратам стрелочного типа, в то время как аппарат Морзе являлся электромеханическим. Были и другие попытки создания подобных систем (чуть ли не с 16 века), но они интересны лишь с исторической точки зрения.
В общем, как всё было на самом деле, мы уже вряд ли узнаем. Тем не менее, в 1854 году после многочисленных слушаний, Верховный суд признал Морзе единственным изобретателем системы, а потому и устройство/азбука названы только его именем.
Телеграф Морзе
Конструкция устройства очень проста. Передатчиком аппарата Морзе является телеграфный ключ, приёмником — электромагнит, управляющий работой пишущего механизма.
Передатчик служит для замыкания/размыкания электрической цепи и представляет собой металлический рычаг, ось которого находится в сообщении с линейным проводом. Рычаг одним своим концом прижимается пружиной к металлическому выступу с зажимным винтом, посредством которого он соединяется проволокой с приёмным аппаратом станции и с землёю. Если нажать рукой на другой конец рычага, то он коснётся другого выступа, соединённого с батареей, при этом, понятно, ток пойдёт в линию на другую станцию.
Главными частями приёмника являются: вертикальный электромагнит, рычаг в виде коромысла и часовой механизм для протягивания бумажной ленты, на которой рычагом оставляются условные знаки. Электромагнит при пропускании через него тока притягивает к себе железный стерженёк, находящийся на конце рычага; другое плечо рычага при этом поднимается и придавливает стальное острие на его конце к бумажной ленте, которая непрерывно передвигается над ним посредством часового механизма. Когда ток прерывается, рычаг оттягивается пружиной в прежнее положение. В зависимости от продолжительности тока на ленте, острие рычага оставляет следы или в виде точек, или чёрточек — различные комбинации этих знаков и составляют азбуку Морзе.
Ключи:
Азбука Морзе
Все телеграфы используют так называемый телеграфный код — принятую условную систему обозначений, в которой каждой букве (или знаку) соответствует своя комбинация элементарных посылок электрического тока. Элементарная посылка (элемент кода) — наикратчайшая, из них составляются все остальные. Количество элементарных посылок для обозначения каждого знака в коде может быть различным (неравномерные коды, например, код Морзе) или одинаковым (равномерные коды, например, код Бодо). Число значений, которое может приобретать элементарная посылка в процессе передачи, называется основанием кода — по этому признаку коды делятся на бинарные (двоичные), троичные и какие-то ещё. В зависимости от числа элементарных посылок для передачи знаков различают равномерные коды 5-элементные, 6-элементные и так далее.
«Код Морзе» (он же «Морзянка») — ни что иное, как неравномерный телеграфный код, в котором знаки обозначаются комбинациями из посылок тока различной продолжительности. За единицу длительности принимается длительность точки, а длительность «тире» равняется длительности трёх точек. Пауза между знаками в букве — одна точка, а между буквами в слове — 3 точки. Пауза между словами составляет 7 точек. Все знаки в коде Морзе образуют так называемую азбуку Морзе:
Как это всё запомнить? Ну, как известно, Москва не сразу строилась… по буковке в день — и всё получится :) К слову, на бескрайних просторах интернета полно радиолюбительских сайтов и форумов, на которых есть не только информация и дельные советы по запоминанию, но и всевозможные приложения (в том числе под Android/iOS) для тренировки.
Примечательно, что исходная таблица «кода Морзе» ощутимо отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. Во-первых, в ней использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы внутри своих кодов имели паузы. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода некоторых символов в оригинальной «морзянке» вообще использовались иные принципы. Так, помимо «точек» и «тире», были сочетания «двойное тире» (буква L) и даже «тройное тире» (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу. Латинская буква С, например, передавалась раньше как «две точки-пауза-точка», то есть как переданные последовательно буквы И и Е — подобные нюансы заметно осложняли приём радиограмм. В том числе по этой причине вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, «морской», «континентальный» и т.д.).
О телеграфах поговорим в следующей статьей
Современный вариант международного «кода Морзе» (International Morse) появился относительно недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (так называемого «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. В современной телеграфии код Морзе применяется в основном радиолюбителями, так как был практически вытеснен равномерным телеграфным кодом буквопечатающими телеграфными аппаратами (о которых поговорим в следующей статье).
Сегодня пользователи, как сыр в масле: им не нужно ни телеграфов, ни магнитов, ни знания тайных языков и кодов. Вводишь текст, жмёшь кнопку «Отправить» и за мгновение он долетает до любой точки мира. Круто? Несомненно.
·–– ··· · ––· ––– –···– –·· ––– –··· ·–· ––– ––· ––– ·–·–·– –···– ––– ··· – ·– ·–– ·– ·––– – · ··· –··– –···– –· ·– –···– ··· ·–– ·–·– ––·· ·· ······
!important: Статья не претендует на полноту и достоверность всех данных.
Автор: Boomburum
Хочу выразить благодарность за столь стабильный и многофункциональный шифр. Я как продвинутый пользователь смогу им воспользоваться в своих целях. С уважением Андрей