Несколько примечаний: во-первых, огромная благодарность хабрапользователю HotWaterMusic за львиную часть работ, связанных с переводом, которые он выполнил. Во-вторых, сейчас ни у него, ни у меня нету возможности продолжать перевод — а это еще около 70 страниц формата A4. Если кто-то вдруг захочет взятся за это, просьба написать мне в личку, чтобы я знал, что есть желающие. Либо создайте ветку комментариев, чтобы желающие могли в ней скоординироваться.
Теплым летним утром, 12 июля 2012 года, временный CEO Yahoo Росс Левинсон все еще верил в то, что он станет постоянным гендиректором компании.
Оставалось всего одно собрание до его ухода.
Это было заседание совета директоров, которое должно было пройти в огромном концеренц-зале на первом этаже штаб-квартиры Yahoo в Саннивейл, Калифорния. В Yahoo эту комнату называли “Phish Food (прим. перев: особое мороженое с печеньем в виде рыб)” – это была стильная комната, до верху набитая стеклом, диванами из белой кожи и стульями.
Повесткой дня было следующее: Левинсон представляет свой план относительно Yahoo, после чего становится постоянным CEO.
Левинсон вошел в комнату. Все его топ-менеджеры проследовали за ним. Среди них был Джим Хекман, ведущий организатор сделок в команде Левинсона. Последние месяцы он провел за переговорами с Microsoft. Главный руководитель управления производством Шанти Сет. В её голове уже был готов план давно ожидаемого обновления Yahoo Mail и домашней страницы Yahoo. Финансовый директор Тим Морс. Он только что завершил сделку по продаже подчиненной Yahoo компании Alibaba. Эта сделка просто спасла компанию. Ветеран компании News Corp. Мики Росен, которого Левинсон нанял для управления деловой частью Yahoo. Молли Спиллман. Её Левинсон только что сделал маркетинговым директором.
Хекман, Сэт, Морс, Росен, Спиллман и еще несколько человек сели в стороне.
Все они думали, что собрание – всего лишь формальность, и Левинсон уже получил свою работу.
И у них были веские причины быть уверенными в этом. Последние два месяца Фред Аморосо, глава совета директоров Yahoo, ясно давал понять, что готов на все, чтобы сделать Левинсона и его команду управляющими компании на все обозримое будущее.
Амаросо в приватной беседе рассказал это Левинсону, что сообщит об этом работникам Yahoo во время собрания в мае. Он даже принял участие во встрече с клиентами (для заключения сделки по продажам — уточнение можно, или даже нужно, выкинуть) для того, чтобы продемонстрировать свою поддержку Левинстона перед рекламодателями Yahoo – довольно необычный поступок для директора.
В июне Аморосо помог Левинсону переманить к себе высококлассного менеджера из Google, Майкла Баррета. Во время процесса найма Аморосо пообещал Баррету, что временное «звание» Левинсона — всего лишь формальность, поэтому можно не бояться уходить с Google.
У Левинсона была и еще один повод надеяться: последние несколько месяцев он общался с двумя из самых важных новых директоров Yahoo – Дэном Лоэбом и Майклом Волфом – почти каждый день. Как бы ни была важна для Левинстона поддержа Аморосо, в поддержке Лоэба он нуждался еще больше. Лоэб управлял хедж-фондом Third Point, которому принадлежало более 5 процентов Yahoo. Всего за несколько месяцев до этого он вынудил уйти в отставку предыдущего CEO Yahoo. Волф также был важным союзником для Левинсона – бывший президент MTV работал консультантом Third Point по инвестициям, когда Лоэб позвал его присоединится к совету директоров Yahoo и возглавить поиски нового CEO.
Левинсон начал свою презентацию. Она должна была стать для всех неожиданностью, ведь он планировал серьезно изменить направление развития компании Yahoo.
Он хотел остановить технологическую гонку с гигантами вроде Google и Microsoft, и сфокусироваться на конкурировании с медиа- и контент-бизнес компаниями вроде Disney, Time Warner и News Corporation. Частью преобразований стало бы закрытие или продажа нескольких подразделений Yahoo, что по его словам смогло бы сократить число сотрудников на 10 000, и повысить прибыль компании на 50%.
Фактически, на собрании Левинсон сообщил, что он и его команда уже начали идти этим путём.
Левинсон сообщил совету, что под его управлением Хекман начал переговоры с Microsoft о том, чтобы обменять поисковый бизнес Yahoo на портал Microsoft – MSN.com – и получить большие выплаты наличными. Левинсон и Хекман также обсуждали с менеджером Google Энрике Де Кастро возможность продажи части рекламных ресурсов Yahoo. Кроме того, шли разговоры об использовании рекламного бизнеса Yahoo совместно с рекламным стартапом из Нью-Йорка AppNexus.
Во время этой части презентации у Левинсона появилось чувство, что место постоянного CEO в Yahoo медленно уплывает прочь.
Другие в комнате почувствовали то же самое.
Волф, которому был поручен поиск постоянного CEO, начал сомневаться в целесообразности сделки. Он громким строгим голосом задал вопрос, «Я, конечно, понимаю, что это выгодно для Microsoft, но какая в этом выгода для Yahoo?»
Гарри Вилсон, другой директор, привлеченный в совет Лоэбом, присоединился к критике Волфа относительно недальновидности сделки. Вместе они начали перекрестный допрос, который в итоге привел к одному вопросу: взяли ли Левинсон и Хекман на себя какие-либо необратимые обязательства перед Microsoft или Google?
Для некоторых в комнате стало очевидно, что Волф и Вилсон хотели убедиться, что другому кандидату на роль CEO не придется выполнять условия сделки, в которой они не планировали принимать участия.
Это был плохой знак для Левинсона, но возмущения Вилсона и Волфа — это было не самое страшное. Хуже было видеть поведение Лоэба.
Внешне Лоэб выглядит представителем Wall Street: это типичный ухоженный мужчина в костюме. Он позволяет себе небрежно относится только к собственной прическе, да и то не просто так – он родом из Южной Калифорнии, и иногда в нем просыпается дух самого настоящего серфера — видимо, как раз поэтому он и не может усидеть на месте.
Так вот, во время презентации Левинсона Лоэб выглядел скучающим. Левинсон не смог завладеть его вниманием. Тот просто стоял позади всех и игрался со своим BlackBerry.
Кое-кто вспоминал потом, что Лоэб что-то печатал, после чего – во время самой важной части презентации – поднялся и отправился в уборную, где провел десять минут. В этот момент в голову многим пришла мысль «Прости, Росс, но с этого момента ты не CEO».
После собрания Баррет и менеджер Google Амаросо позвали к себе Левинсона, чтобы узнать, как все прошло. Левинсон сообщил им, что он больше не надеется получить работу.
Но если работу получит не он… то кто тогда?
Той ночью Левинсон вылетел в Sun Valley в Айдахо, где инвестиционный банк Allen & Co. проводит ежегодный отпуск для менеджеров из СМИ и технологических компаний.
За время отпуска Левинсон сыграл в «угадайку» с венчурным капиталистом Марком Андерсеном, СЕО Square Джеком Дорси и СЕО Twitter Диком Костоло. Вместе они рассматривали длинные списки имен, выдвигая предположения, кто бы мог занять столь желаемое Левинсоном место. Но для каждого из списка находился ворох причин, по которым этот человек не мог стать СЕО.
В чью пользу сделали свой выбор Волф и Лоэб?
Наконец, поздней ночью воскресенья, раздался звонок от друга из Google, который задал ему всего один вопрос: слышал ли он про то, что Марисса Мейер в прошлую среду проходила интревью в Yahoo?
Левинсон все сразу понял. Теперь он знал, кто станет следующим CEO в Yahoo. Вскоре это узнают и все остальные.
В понедельник, 16 июля, спустя четыре дня после памятного собрания, Yahoo сообщила официально: новым CEO компании становится тридцатисемилетняя Марисса Мейер. На самом деле, совет директоров уже сделал Мейер предложение к тому времени, когда Левинсон легкой походкой шел на собрание, чтобы рассказать о собственных планах относительно развития Yahoo.
После того, как новости прорвались наружу, Левинсон признался друзьям, что он очень разочарован. Он мечтал заполучить эту работу и верил, что прекрасно с ней справится. Он также чувствовал себя виноватым за свою команду, которой теперь придётся служить незнакомому человеку.
Но в глубине души Левинсона все было спокойно. Если он и проиграл, то проиграл настоящей “иконе”. Ведь в мире нет больше людей, похожих на Мариссу Мейер.
В свои 38 она — жена, мать, инженер и CEO компании с бюджетом в 30 миллиардов долларов. Она — женщина в индустрии, которой правят мужчины. В мире, где акционеры ждут от корпораций только отчетов о прибыли, она на первое место ставит удобства пользователя. Если последнее могло напомнить вам Стива Джобса, то не торопитесь — в отличие от него, Марисса Майер позволяет себе жить на полную, — по крайней мере, состояние в $300 млн позволяет ей жить в пентхаусе в отеле Four Seasons в Сан-Франциско. И в то время, как Марк Цукеберг или Ларри Пейдж одеваются в футболки, толстовки и шлепанцы, Майер носит платья Oscar De La Renta.
Майер называет себя “гиком”, но на гика она не похожа ни капли. Блондинка с голубыми глазами, выглядящая словно фотография из гламурного журнала — это скорее голливудская актриса, чем кто-то еще.
Молодая, богатая, умная — Майер буквально ролевая модель для современного поколения женщин. И, в то же время, в отличии от Шерил Сендберг (главный операционный директор Facebook), она отказывается называть себя феминисткой. Это неудивительно, особенно если вспомнить, что одной из причин для запрета работать из дома было ее желание, чтобы работники больше времени проводили со своими детьми.
Несмотря на то, что широкая публика обычно восхищается Майер, у нее есть много врагов в своей профессиональной сфере — тех, кто считает, что она слишком похожа на робота и доходит до абсурда в своем маниакальном внимании к деталям, а ее одержимость пользовательским опытом — лишь попытка скрыть меркантильную сторону высоких технологий.
В их словах есть доля правды. Но, тем не менее, за год, пока Майер была в Yahoo, цена акций компании выросла на 100 процентов. Инженеры хотят снова работать на Yahoo. И, что важнее всего, того же мнения и CEO Tumblr Дэвид Карп, продавший недавно свой стартап Tumblr компании Yahoo за $1.1 млрд.
Автор: Bringoff