Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию

в 8:07, , рубрики: Electronic Arts, most wanted, Need For Speed, nfs, nfsmw, selectel, аркады, игры
Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 1

15 ноября исполнится 20 лет с момента выхода самой успешной для Electronic Arts игры из серии Need for Speed. Most Wanted впечатлила и игроков, и прессу, и критиков. По всему миру на сегодняшний день продано около 17 млн копий. И ни одна из последующих игр серии не смогла побить этот рекорд, хотя геймдев в целом за это время прошел огромный путь. Более того, NFS MW стала настолько популярной и любимой игроками, что фактически похоронила все последующие части Need for Speed еще до их релиза. Как вышло, что Electronic Arts создали монстра, который их погубил? Давайте посмотрим.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 2Мы в Selectel готовим новый сервис. Если арендуете серверы в рабочих или личных проектах, нам очень поможет ваш опыт — записывайтесь на короткое онлайн-интервью. За участие подарим плюшевого Тирекса и бонусы на услуги Selectel.

Используйте навигацию, если не хотите читать текст полностью:
За что мы так любим Need for Speed: Most Wanted
Культ BMW M3 GTR
Неудачные попытки повторить успех
Нежелание внедрять best practices конкурентов
Недостаточная смелость в экспериментах
Выводы

За что мы так любим Need for Speed: Most Wanted

Полицейские погони

Предыдущая NFS — Underground 2 — была, безусловно, крайне хороша. По сравнению с первой частью мы получили открытый мир, расширенные возможности тюнинга, больше кастомизации, больше режимов и так далее.

Создавая Most Wanted, разработчики из EA Canada пошли проверенным путем, но при этом вернули игру к истокам. Да-да, я говорю о том, что уличные гонки снова стали по-настоящему нелегальными. Собственно, весь сюжет NFS MW крутится теперь не только вокруг стрит-рейсинга, но и вокруг противостояния с полицией.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 3

Погоня в Need for Speed: Most Wanted. Источник.

Если раньше мы просто соревновались с ботами-гонщиками, то теперь в игру вмешивались боты-полицейские. Да и в режиме свободной езды появился риск нарваться на копов. Добавилась механика с уровнями розыска, в зависимости от которых полицейские использовали разные тачки вплоть до Chevrolet Corvette, а также шипы и даже вертолеты. Кстати, получалось у вас сбить своей машиной вертолет во время погони?

Потрясающий саундтрек

Говорите что хотите, но лучшая музыка в серии NFS была именно в Most Wanted. Конечно, олдскулы все еще сводит и от Get Low из первого Underground (тот самый эрон-дон-дон), и от Riders on the Storm из второго. Но Blinded In Chains от Avenged Sevenfold или Decadance от Disturbed во время гонки в Most Wanted создавали просто непередаваемые ощущения.

Графика

Тут надо, пожалуй, сделать оговорку. По современным меркам графика NFS MW вообще не такая, какую ждешь от культовой игры. Но для 2005 и нескольких последующих лет она была очень даже ничего. Кстати, движок Most Wanted достался в наследство от Underground 2, хоть и с некоторыми доработками. Но в целом это был тот же EA Graphics Library (EAGL).

В Underground 2 одной из его главных задач была быстрая прогрузка на лету открытых локаций, по которым игрок мог перемещаться, как ему вздумается. В Most Wanted на максимальных настройках в кадре помещалось обычно около 150 000 полигонов. Не так уж много по современным меркам. Да и если бы вы попытались разглядеть детали окружающего мира, то наверняка заметили бы их угловатость, плоскость и так далее. Но обычно по миру Most Wanted игрок перемещался на огромной скорости, так что во время активной игры все выглядело весьма недурно. Уж точно не хуже большинства других игр того времени.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 4

Как выглядела Need for Speed: Most Wanted. Источник.

К тому же, EAGL предлагал и другие фичи. Среди них поддержка динамических теней, шейдоу-маппинг, HDR (хоть технически он еще не был полноценным), размытие по краям экрана, изменение глубины резкости, преломление света в каплях дождя на лобовом стекле, имитация приспособления зрения к изменяющимся условиям освещения (например, при выезде из туннеля на освещенную улицу) и так далее.

Сегодня никакого вау-эффекта все это не производит. Но то ли было 20 лет назад.

Кинематографичность

Еще одна особенность NFS MW — кат-сцены, снятые специально для большего погружения игрока в сюжет. И мы не наблюдаем за действием со стороны. Персонажи, обращаясь к главному герою, разговаривают именно с игроком. Опять же — сейчас кажется странным записывать это в преимущество. Но прежде все гоночные аркады концентрировались исключительно на гонках, а Most Wanted сделал что-то новое для жанра — поместил самого игрока, а не только персонажа, в эпицентр событий. Кроме того, сцены были сняты, а не просто сгенерированы. Хотя их и знатно обработали, чтобы они не слишком выбивались из общего визуального ряда игры.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 5

Сержант Кросс в одной из начальных кат-сцен. Разговаривая с главным героем, он фактически обращается к самому игроку. Источник.

Кажется, я увлекся ностальгией. Давайте уже поговорим о том, почему Most Wanted не оставил шанса всем остальным играм Need for Speed.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 6

Культ BMW M3 GTR


Всего в игре доступно 33 автомобиля, если не считать тех, на которых можно прокатиться в отдельных несюжетных режимах. 32 из них можно открыть по мере прохождения сюжета и купить в автосалоне. Ну или забрать до 14 машин у побежденных соперников, если повезет. Еще одна — это BMW M3 GTR, на которой мы начинаем игру, теряем в самом начале из-за жульничества антагониста Рейзора, а потом возвращаем после финальной гонки. Получить ее до завершения сюжетной линии нельзя, если только вы не читер.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 7

Загрузочный экран Need for Speed: Most Wanted. Источник.

Именно эта машина стала буквально синонимом NFS MW. Electronic Arts даже пытались эксплуатировать ее образ уже в следующей части игры — Need for Speed: Carbon. Вообще-то это сюжетное продолжение Most Wanted, но давайте честно: это жалкая пародия на неповторимый оригинал. Возможность меньше минуты в самом начале прокатиться на той самой тачке не принесла успеха Карбону. Более того, разработчики хоть и добавили несколько новшеств в игру, все же не смогли воспроизвести ту самую непередаваемую атмосферу. Впрочем, об этом мы еще поговорим ниже.

А культовая BMW появлялась в играх серии NFS еще не раз. В том же обвесе и той же расцветке ее добавляли и в Carbon, и в ProStreet, и во многие другие релизы. Чего уж, реплику этой машины можно встретить даже в куда более поздних играх от других компаний. Попробуйте, например, зайти в автосалон в Forza Horizon 5, найти там BMW M3 GTR и посмотреть на пользовательские винилы и дизайны, созданные самими игроками.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 8

Удивительное разнообразие винилов и дизайна для BMW M3 GTR в Forza Horizon 5.

Здесь можно возразить, мол, это творчество игроков. Разработчик Forza Horizon — Playground Games — не копировал машину из другой игры. Да, это так, но что вы скажете на проделки Rockstar? В GTA Online, как и во всех GTA, разработчики не добавляют точные копии автомобилей, чтобы сэкономить на лицензировании. Но они делают игровые модели максимально похожими на реальные прототипы. В игре есть марка Übermacht — гташный аналог BMW. И есть модель Cypher, собранная, судя по всему, из частей M2, M5 и 8. Но главное — в автомастерской ее можно покрасить почти так же, как была покрашена та самая BMW в NFS MW. Копия снова не точная, чтобы избежать юридических рисков, но неужели кто-то примет этот дизайн за совпадение? И это не пользовательский мод, а самый что ни на есть официальный контент от разработчика.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 9

Уникальная раскраска «Демон скорости» для Übermacht Cypher в GTA Online. Обычно она заблокирована в игре, но иногда Rockstar открывают к ней доступ за выполнение внутриигровых испытаний. Источник.

Хотели ребята из Electronic Arts того или нет, но они создали икону. Для фанатов это была не просто машина, а настоящая легенда. Символ справедливости, если хотите, который в начале сюжета нечестно отобрали. Впервые запустив Carbon, я был крайне рад снова прокатиться на этой машине. Мою радость превзошло лишь мое разочарование от того, что все это оказалось только мишурой. Если бы в начале игроку дали любую другую машину, ничего бы в дальнейшем не изменилось. А сюжет и геймплей Carbon только усилили разочарование.

M3 GTR из NFS MW получилась настолько легендарной, что в BMW создали ее реальную копию к 20-летию игры.

Неудачные попытки повторить успех


Можете со мной не согласиться, но я считаю каждую игру серии Need for Speed после 2005 года всего лишь попыткой повторить успех Most Wanted. Взять к примеру тот же Carbon, вышедший в 2006. Как я уже сказал, это сюжетное продолжение NFS MW. Но с сюжетной связью мы разобрались — она длится около минуты, после чего обрывается. Герой попадает в аварию, BMW конфискуют и больше мы ее уже не увидим. Дальше игра не имеет никакой связи с предыдущей частью.

Да, в Carbon сохранилась примерно та же система полицейских погонь, но ничего нового мы не получили. Да и в более поздней Undercover, по большому счету, тоже. Она вообще, на мой взгляд (можете бросить тапком), была провальной.

Визуально Carbon вернулся куда-то к Underground. Конечно, тут появилась куда более продвинутая система теней, но ее еще нужно было рассмотреть, ведь все действие снова происходило исключительно по ночам. Впрочем, появились намеки на новые технологии для улучшения графики. И чисто формально Carbon в плане визуала был чуть более продвинутым, чем Most Wanted. Но тот факт, что действие теперь происходило ночью, свел практически на нет все усилия «отдела красивости» разработчиков.

Механика с использованием навыков напарника, разделение автомобилей по типам и классам, некоторые элементы симулятора (детали обвеса теперь влияли на аэродинамику и поведение машины) — все это само по себе, конечно, здорово. И это даже вызывало некоторый дополнительный интерес к игре. Но в целом все равно оставалось ощущение, что Carbon пытаются выдать за наследие Most Wanted, которым он не был. Разработчики словно экспериментировали, но при этом боялись сделать что-то совершенно новое, цепляясь за успех NFS MW.

В целом примерно все то же самое я могу сказать о любой следующей части Need for Speed. Ну и как тут обойти вниманием NFS MW 2012 года? Технически игра куда более совершенна, чем та, что вышла в 2005. На этом из плюсов все. Если Carbon был неудачной попыткой выехать на успехе Most Wanted 2005, то Most Wanted 2012 — это, скорее, работа над ошибками. Словно школьник получил двойку за сочинение, попытался все переписать, но получилось в лучшем случае на троечку. В игру вернули день, тени, HDR и вот это все. Но, на мой взгляд, это не помогло.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 10

Отзыв о Need for Speed: Most Wanted (2012) в Steam. Хоть и положительный, но без сравнения с игрой 2005 года не обошлось.

Нежелание внедрять best practices конкурентов


Давайте взглянем на другую гоночную аркаду, которую я уже упомянул в этой статье — Forza Horizon 5. Знаете, сколько там автомобилей доступно игроку? 894. Или возьмем GTA Online. Хоть это и не гоночная аркада, но гонки против других игроков там есть. Геймерам доступно более 700 видов транспортных средств, включая автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, лодки, спецтехнику и прочее.

А сколько машин было в играх Need for Speed? Пользователи Reddit посчитали за меня:

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 11

Количество автомобилей в разных играх Need for Speed. Чуть выше я говорил, что в Most Wanted доступно 33 автомобиля, а здесь автор утверждает, что их было 36. Возможно, дело в разных изданиях. Точно знаю, что в некоторых были доступны Chevrolet Camaro SS и Nissan 350Z, которых в моей копии не было. Источник.

Не стану утверждать, что заваливание игроков огромным количеством контента — это прямо вот best practice. Тем более, в той же Forza из почти 900 доступных автомобилей многие активно используют, ну, может, десяток-другой, не более. Тем не менее, конечный пользователь хочет иметь выбор. Предлагать ему полсотни автомобилей, когда конкуренты за ту же цену дают почти тысячу, несколько странно.

33 (или 36) автомобилей в 2005 году — это хороший показатель. Но это было 20 лет назад. А почему позже их почти ни в одной игре не было существенно больше?

Я неоднократно встречал утверждения, что во всех Need for Speed чуть ли не каждый полигон на модели автомобиля выполнен вручную ради безупречной детализации и точности, а в той же Forza машины — это эдакий фастфуд, жертва быстрого рендеринга 3D-модели, в которой не все выверено до миллиметра. Но это не совсем так.

Если упростить, то в нулевые годы каждая машина была 3D-моделью на основе полигональной сетки, обтянутой 2D-изображением. За детализацию отвечали несколько десятков тысяч полигонов, а за некоторые визуальные особенности — карты нормалей и кубические карты. Знаете что изменилось за 20 лет? Конечно, знаете — технологии.

Количество полигонов сейчас исчисляется миллионами, для визуальных эффектов подвезли полноценный HDR и PBR (Physically Based Rendering), для оптимизации — DLSS (Deep Learning Super Sampling) и так далее. А еще сами модели сейчас создаются с помощью лазерного сканирования, тогда как раньше их действительно рисовали вручную на основе чертежей и фотографий. И если все обобщить и упростить, то процесс создания игровой модели автомобиля для Need for Speed и для той же Forza Horizon плюс-минус одинаков. Выходит, создавать машины для NFS не сложнее, чем для любой другой гоночной аркады.

Need for Speed: Most Wanted. Как легендарная игра уничтожила всю серию - 12

Кто упрекнет Forza Horizon 5 в недостаточной детализации или отсутствии визуального реализма?

Дело тут, скорее, в том, что Electronic Arts больше концентрируются на визуальном тюнинге, который доступен игроку. Еще со времен Underground мы привыкли к тому, что у каждого автомобиля должно быть хотя бы 4-5 вариантов обвеса, пара десятков спойлеров и т. д. Но вспомните первый Underground: модели бамперов, порогов и спойлеров там были одинаковыми для всех автомобилей, их просто чуть подгоняли под каждую модель. В Most Wanted у нас не было возможности установить спереди один бампер, сзади — другой. Мы могли выбрать для каждой машины один из нескольких готовых вариантов широкого кузова. Зато каждый из них был действительно уникальным. Не было двух одинаковых обвесов для двух разных машин. Да, это было круто, но сыграло с разработчиками злую шутку.

Я бы сказал, что они сами себя загнали в ловушку, установив в Most Wanted весьма высокую планку в части кастомизации транспорта. Игроки теперь ждали, что каждую машину можно будет модернизировать по-своему, и создателям Need for Speed пришлось оправдывать эти ожидания.

Но стала ли та же Forza Horizon хуже от того, что для большинства автомобилей есть всего один-два бампера (а для некоторых их вообще нет)? Вряд ли. Возможно, если бы в Electronic Arts решили пожертвовать детализированной кастомизацией ради количества, это пошло бы на пользу. Но увы, смелые эксперименты — это не про Need for Speed.

Я понимаю, что сравнивать Need for Speed и ту же Forza не вполне корректно. В конце концов, издатель Forza — Xbox Games Studios. Forza Horizon 2 вообще была эксклюзивом для Xbox и получала почти бесконечное финансирование от Microsoft (не то чтобы последняя Horizon 5 его не получала). Отчасти это и позволило добавлять в игры так много машин, покупая у автопроизводителей лицензии на каждую из них. Rockstar Games вообще не заморачиваются вопросами лицензирования, чуть меняя внешность реальных автомобилей и добавляя их в GTA под выдуманными брендами. Electronic Arts тут приходится сложнее всех: у каждой машины должна быть лицензия, которая стоит денег и делает разработку игры дороже.

Недостаточная смелость в экспериментах


Нулевые — время, когда игры Need for Speed были на пике популярности. Но потом наступили 2010-е, на арену вышли новые аркады и новые симуляторы. У аудитории появился выбор. Следовательно, игровое сообщество начало разделяться. Фанаты симуляторов и реализма ушли в Gran Turismo или Forza Motorsport, а ценители аркад стали пробовать что-то новое типа The Crew или Forza Horizon.

Electronic Arts оказались перед непростым выбором. Продолжать ли историю аркадных гонок с полицейскими погонями? Попробовать силы в симуляторах с акцентом на тонкостях управления автомобилем? Или дать игрокам простор для исследования открытого мира со множеством деталей и большим количеством машин? Кажется, в EA не смогли определиться.

Разработчики все еще цеплялись за успех Most Wanted, поэтому их попытки ступить на неисследованную территорию выглядели крайне робкими. Они пробовали сделать шаг в сторону симуляторов еще в 2009, когда выпустили Shift. Но игра не достигла успеха. Многие игроки тогда заявили, что они хотят аркады в духе NFS MW.

Продолжать развивать аркадный стиль? Да, попытки были, но разработчики словно искали что-то новое, боясь отпустить старое. Поэтому и новая версия Most Wanted в 2012, и Rivals в 2013, и Need for SpeedTM в 2015, да и многие другие игры получились какими-то безвкусными.

В поисках нового волшебного рецепта издатель Electronic Arts передавал разработку игр разным компаниям. В ней поучаствовали EA Canada, EA Black Box, Criterion Games, Ghost Games и другие. Вообще, если разобраться, то все это дочки Electronic Arts. Но как бы то ни было, у каждой студии было свое понимание прекрасного. А вот вся уникальность в результате была утеряна. Игры получались слишком разными, что само по себе даже хорошо. Но это разнообразие накладывалось на то, что от игры к игре фанатам предлагали все ту же историю про BMW M3 GTR и полицейских, только под разными соусами. Издатель словно каждый раз говорил: «Ребята, у меня для вас кое-что совершенно новое», но при этом пытался продать одну и ту же идею.

Выводы


Скорее всего, лучшей игрой в серии Need for Speed навсегда останется оригинальный Most Wanted 2005 года. Это не значит, что Electronic Arts уже не сделают ничего хорошего в легендарной серии гоночных аркад. Возможно, если они будут достаточно смелыми, чтобы оставить Most Wanted в прошлом, они создадут новый шедевр. Но последние 20 лет говорят о том, что это вряд ли случится.

А каково ваше мнение о NFS MW? Делитесь в комментариях.

Автор: El_Gato_Grande

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js