С тех пор, как я начал вести этот блог, мне постоянно приходится отвечать на одни и те же вопросы. Например, распространено убеждение, что email-маркетинг это уже не модно и неэффективно. Зачем нужны рассылки, когда есть социальные сети и мы можем взаимодействовать с подписчиками там? Как часто можно слать подписчикам письма и о чём? Ну и конечно бессмертное: email-рассылка — это спам, меня заблокируют фильтры или возненавидят подписчики. Настало время обобщить стереотипы и мифы по этой теме и разобраться с тем, что действительно важно и на что стоит обращать внимание, когда вы задумались о каналах коммуникации с вашим пользователем или клиентом.
Картинка по запросу Мифы и легенды
Миф 1. Email-маркетинг уже не эффективен
Это, пожалуй, самое главное расхожее суждение. Кто-то считает, что рассылки убивает спам, кто-то — что им пришёл конец с появлением соцсетей. Все эти аргументы мы разбрём ниже, а пока просто немного статистики:
- 88% B2C и 71% B2B компаний уже давно используют email-рассылку для продвижения своего бизнеса, а 10% b2c и 12% b2b-компаний планируют включить ее в свой бюджетный план в ближайшие полгода. (Forrester, 2011)
- Более 40% компаний заявили, что их бюджет на email-маркетинг составляет 100,000$ ежегодно, а 25% выделяют на email-кампании 50,000-69,999$ в год (ExactTarget, 2011)
- В 2011 году 65% маркетологов и предпринимателей увеличили свой бюджет на email-маркетинг и лишь 47% увеличили расходы на продвижение бизнеса в СМИ (Forrester, 2011)
- 55% компаний розничной торговли используют email-рассылку для презентации новой продукции (Forrester и Shop org., 2011)
- В 2008 году email-рассылки принесли 28 миллиардов $ продаж (Hubspot, 2010)
— и так далее.
Исследовательская компания Forrester прогнозирует, что каждый год бюджет, выделенный на проведение email-кампаний, будет увеличиваться на 11%, достигнув в 2014 году $2 миллиардов. Согласно же отчету Marketing Sherpa, email-рассылка являлась одним из ведущих маркетинговых инструментов компаний, значительно увеличивших свои доходы в 2009-2011 годах. Какие два нехитрых вывода мы можем сделать в результате? Компании продолжают слать письма своим клиентам, а клиенты продолжают их читать и приносить компаниям деньги. Неплохо, для загибающейся отрасли, м?
Email-рассылки и спам
Миф 2. Вас примут за спамера
Главный аргумент — огромное количество спама, которое, по мнению многих неспециалистов, серьезно вредит «легальной» email-рассылке. Действительно, вредит — иначе откуда бы взялся этот миф?
Однако пользователи email прекрасно понимают разницу между легальной рассылкой и спамом. Спам — это нежелательные рекламные рассылки, присылаемые без разрешения получателя. В то время как легальные email основываются на разрешении получателя, то есть человек добровольно подписывается на вашу рассылку, чтобы быть в курсе новостей, обновлений, акций. Да и спам-фильтры уверенно отделяют овец от козлищ — нежелательные письма попадают в спам, а честные рассылки пользователи получают без проблем. По исследованиям IMT, более 80% интернет-пользователей негативно относятся к спаму, при этом 78% опрошенных в ходе исследования DoubleClick отметили, что с удовольствием получают письма от знакомых им компаний, магазинов, сайтов.
С другой стороны, встречается опасение, что вашу рассылку могут забанить сами почтовые сервисы. Но здесь есть простые советы, как правильно вести себя, что не стать спамером.
пользователи email прекрасно понимают разницу между легальной рассылкой и спамом
Миф 3. Почтовые сервисы забанят мою рассылку
Существует набор довольно простых правил, соблюдение которых избавит вас от риска попасть в папку «Спам» с вашим письмом. Подробно они описаны в статье «Девять правил как избежать попадания в спам», здесь же я просто приведу сами правила:
- Не занимайтесь спамом
- Спрашивайте у адресатов согласия на рассылку
- Обновляйте ваши базы адресов
- Не используйте покупные базы
- Храните подтверждения о законности вашей базы
- Давайте возможность отписаться прямо из рассылки
- Не повторяйтесь
- Красиво и грамотно составляйте письма
- Учитывайте требования спам-фильтров
Email-рассылки и соцсети
Миф 4. Блоггерам не нужна email-рассылка
В рунете блоггеры часто недооценивают значение рассылок для собственной раскрутки, тогда как на западе вы не найдете ни одного блога, где бы вам не предложили подписаться на рассылку в обмен на подарок или право скачивать полезный материал со скидкой.
Email-рассылка будет напоминать подписчикам о новых материалах вашего блога, тем самым поддерживая их интерес и подталкивая посетить сайт. К тому же, пользователи социальных сетей не настолько внимательны к новым сообщениям в блоге, как получатели электронных писем. Email, как правило, открывается и прочитывается в течение первых 2 часов, что нельзя сказать про сообщения в блоге, которые быстро теряются среди других таких же.
Вообще на западе понятия «блогосфера» и «интернет-бизнес» идут вместе. Самая распространенная модель общения с клиентом: блог + рассылка + Landing Page + продукт/услуга. Если у вас есть только блог, то вам есть над чем задуматься здесь.
Миф 5. RSS-лента заменила email-рассылку
RSS может дополнить, но не заменить email-рассылку. Да, это отличный инструмент, я сам читаю Хабр и некоторые другие ресурсы через RSS-ленту и это удобнее, чем заходить на каждый из них и проверять обновления, путаясь в дебрях различных способов вывода информации. Однако есть три важных фактора, делающих RSS менее эффективным способом коммуникации с подписчиком, чем email.
Во-первых, RSS всё же требуется настраивать, что пока вызывает трудности у значительного количества пользователей (особенно если ваш бизнес не ориентирован на продвинутых юзеров), а с формой подписки на email-рассылку знакома любая домохозяйка.
Во-вторых, люди могут пропустить ваше сообщение в RSS-ленте, а вот письмо в электронной почте точно увидят. Задайтесь вопросом, а как вы сами чаще всего узнаёте о скидках и акциях, которые вам интересны? Можно случайно наткнуться на пост на Хабре или в вашей ленте на Facebook, но с таким же успехом вы можете его пропустить. Если речь идёт о действительно важном для вас сообщении, то лучше получить его на почту, не так ли?
В-третьих, у RSS-технологии есть некоторые технические недостатки:
1. вы не можете делать свои сообщения персонализированными и адресными;
2. вы не можете делать рассылки по отдельным группам людей;
3. нет возможности создавать автоматические серии сообщений;
4. трудно отслеживать эффективность RSS-ленты из-за недоработанной и неудобной статистики.
60% опрошенных предпочитают электронную почту для товарных и рекламных предложений
Миф 6. Социальные сети вытесняют email-маркетинг
Несмотря на то, что социальные медиа кажутся новым и более привлекательным инструментом интернет-маркетинга, сегодня они еще не могут соперничать с email по эффективности.
- Разница в характере коммуникации. В email-рассылке вы можете обращаться к подписчикам по имени и использовать их личные данные, максимально персонализируя информацию под конкретного человека. Это создает эффект личного общения. В социальных сетях же вам приходится обращаться сразу ко всей аудитории.
- Разница в отношении: человек подписывается на рассылку более обдуманно и целенаправленно, чем вступает в какую-нибудь группу в социальных сетях. Да и относятся люди к рекламным email серьезней и с большим доверием, чем к аналогичным сообщениям в социальных сетях.
- Попытки открытой рекламы в группе (если речь не идёт о представительстве вашей компании) могут быть расценены конкретной социальной сетью как прямая реклама, за что вы можете получить бан (блокировку) своей группы. В email-рассылке все виды рекламы допустимы.
- Email-маркетинг предоставляет обширное поле для творчества: HTML письма, графика, видео… Здесь вы ограничены лишь своими собственными возможностями. Социальные сети еще не могут похвастаться таким разнообразным инструментарием. А это значит, что довольно трудно выделиться на фоне конкурентов.
- Эффективность email-кампании достаточно легко отследить, измерить и проанализировать. Социальные медиа пока не представляют такую точную и детальную статистику по работе вашей группы.
В пользу email-маркетинга вновь говорит статистика. В 2010 году Price Interhouse Cooper провели опрос, по каким каналам люди предпочитают получать информацию от магазинов и компаний по акциям и скидкам, любую промо-информацию. 60% опрошенных заявили, что для товарных и рекламных предложений предпочитают электронную почту, а для общения и коммуникаций — социальные сети. И лишь 25% ответили, что периодически получают информацию об акциях через группы в социальных сетях. А ExactTarget представляет следующие данные: 56% американских интернет-пользователетей предпочитают взаимодействовать с компанией посредством email, 1,3% — через твиттер и лишь 0,7% — через страничку в фейсбуке.
Впрочем, как показывает практика, email и social media marketing замечательно дополняют друг друга. Если это будет интересно — в следующей статье я могу рассказать об этом поподробнее.
Правила проведения email-рассылок
Миф 7. Успех email-рассылки зависит от количества подписчиков
Люди, пришедшие в email-маркетинг из оффлайн-бизнеса, часто склонны полагать, что, чем больше подписчиков, тем больше просмотров и кликов. На самом деле в email-маркетинге важно не количество, а качество.
Поэтому периодически (в среднем раз в полгода-год) нужно чистить базу подписчиков. На это есть несколько причин:
- у вас будет меньше жалоб на нежелательные письма (к сожалению, до сих пор немало людей, которые скорее отправят ваше письма в спам, чем просто отпишутся от рассылки);
- интернет-провайдеры могут заблокировать ваши сообщения, если вы продолжите их рассылать на отклоненные электронные адреса;
- при чистке вы можете обнаружить неправильно набранные адреса, которые нужно либо удалять, либо исправлять.
Не рекомендуется сразу удалять «сомнительных» подписчиков. Для начала выясните причину: техническая ли это проблема, или вашего подписчика что-то не устраивает в рассылке. Затем выделите неактивных подписчиков в отдельный список и отсылайте им только самые интересные сообщения/новости или предложите им что-то эксклюзивное. Одним словом, взбодрите их. И, конечно же, создавайте только целенапрвленные списки рассылки.
Ключ к успеху любой email-кампании — заинтересованные, активные подписчики, которые ценят вашу рассылку. Большое количество незаинтересованных или не сегментированных по группам подписчиков, а также подписчики-зомби лишь сведут на нет все ваши усилия, потраченное время и деньги.
Миф 8. Можно писать подписчикам на любые темы
Не стоит думать, что, если человек подписался на вашу рассылку, то не важно, какую информацию и какого качества отправлять. Рассылки обязательно должны быть качественными, сегментированными и таргетированными. В противном случае вы просто растеряете вашу аудиторию. Три важных «R» вашей рассылки: Respect (уважение), Relevancy (релевантность) и Recognition (признание).
Впрочем, тема взаимоотношений с аудиторией ваших рассылок — это отдельная большая статья. Пока я рекомендую почитать две наших заметки на эту тему: «Чего хотят подписчики?» и «Как часто следует делать email-рассылку».
Спасибо за внимание!
P.S. Каждый день на нашей странице на facebook мы публикуем экспертные материалы, полезные советы и интересные кейсы из области email-маркетинга, а также акции и бонусы от UniSender. Like?
Автор: andorro