Регистратор Namespace, небольшая компания из Нью-Йорка, заявил о том, что он обладает правами на 482 домена верхнего уровня, и у ICANN нет никаких юридических оснований для того, чтобы регистрировать их по заявкам других претендентов.
В числе доменов, «принадлежащих» Namespace оказались .shop, .hotel, .nyc, .sex, .green и ряд других ценных имен, на которые сейчас претендуют десятки заявителей. С полным списком имен можно ознакомиться здесь. Директор Namespace Алекс Машинский сказал, что компания подала заявку в ICANN на регистрацию только некоторых из этих доменов, но права на все остальные имена также принадлежат Namespace.
Компания Namespace еще в 1996 году запустила альтернативную корневую зону с собственной системой доменных имен, в которой еще тогда можно было зарегистрировать множество доменов верхнего уровня.
Ситуация кажется абсурдной — ведь альтернативных (и мало используемых) систем доменных имен существует немало. Какая-нибудь компания могла бы догадаться зарезервировать все словарные слова в качестве доменов верхнего уровня. Но у Namespace и некоторых других компаний есть юридические основания для своих требований.
Дело в том, что ICANN начал постепенно вводить новые домены верхнего уровня еще в 2000 г., тогда же был открыт и прием заявок на новые домены. Именно в то время появились зоны .biz, .info, .name и .museum. В ICANN тогда поступали тысячи заявок, но делегировано было только несколько доменов.
Но нужно обратить внимание на то, что ICANN не давал многочисленным претендентам однозначного ответа об отказе в регистрации их домена. Более того, ICANN не объявлял об окончании периода приема заявок. Таким образом, претенденты, подавшие заявление на регистрацию ICANN с 2000 г., формально имеют преимущество перед теми, кто хочет получить домен в рамках программы new gTLD. Namespace в то время подал заявку на 118 доменных имен, и также не получил ответа об отказе. Компания считает, что все эти имена должны быть зарегистрированы на ее имя.
С подобными заявлениями выступает не только Namespace, но и другие компании. Например, Image Online Design, владелец альтернативной DNS, который также еще в 2000 г. подавал заявку на домен .web, заявляет о том, что этот gTLD должен принадлежать ему.
Еще один момент — по правилам ICANN, тем, кто подавал заявку еще в 2000 г., предоставляется скидка в размере $86000. Напомним, что стоимость подачи заявки на новый gTLD составляет $185000. Но скидка предусмотрена только для одной заявки, а Namespace требует скидку на все 118 доменов на основании своих прав на эти домены.
Специалисты предупреждали, что внедрение новых доменов верхнего уровня повлечет за собой множество совершенно непредсказуемых проблем, и одну из них мы сейчас наблюдаем. Юристам ICANN предстоит нелегкая работа, ведь с формальной точки зрения у Namespace и других компаний есть основания требовать права если не на имена, схожие с доменами из их альтернативных DNS, то, по меньшей мере, на домены, которые они хотели зарегистрировать в далеком 2000 году.
Автор: webnames