![Программы для автопрома: как защищают свое ПО в России крупнейшие концерны - 1 Программы для автопрома: как защищают свое ПО в России крупнейшие концерны - 1](https://www.pvsm.ru/images/2025/02/06/programmy-dlya-avtoproma-kak-zashishayut-svoe-po-v-rossii-krupneishie-koncerny.png)
Российские и зарубежные автопроизводители хорошо охраняют свою интеллектуальную собственность. Это касается не только товарных знаков, изобретений, полезных моделей или промышленных образцов, но и даже, например, программ для ЭВМ.
Расскажем, какие ПО имеются в портфеле крупнейших национальных и иностранных фирм подобного типа.
АвтоВАЗ
Корпорация зарегистрировала в Роспатенте сразу несколько программ ЭВМ:
-
«Лада Кодекс (LADA CodeX)» — необходима для проведения диагностики электронных блоков управления автомобилей, создаваемых фирмой;
-
«Lada Electronic Engineering Tool (LEET)» — нужна для выполнения инженерных работ (диагностика электроники и электрики, конфигурирование блоков управления и создание разных служебных файлов, которые необходимы для работоспособности диагностических процедур);
-
«Программа обеспечения функционирования стенда динамических испытаний топливной рампы с форсунками в сборе» — ПО необходимо для формирования и обработки управляющих импульсов топливных форсунок силового агрегата;
-
«Информационная система Лада Гарантия» — программа нужна для передачи гарантийной отчетности.
КамАЗ
У фирмы — десятки программ разного типа. Перечислим некоторые из них:
-
«Умное производство. Монитор руководителя-01» — ПО является модулем информационно-аналитической системы, направлено для сбора, обработки, сохранения и анализа информации;
-
«Модуль определения особых точек на изображении» — программа необходима для создания системы беспилотного автомобиля (она «позволяет находить на стереоизображении особые точки, которые помогают строить трехмерное изображение по двум стереоснимкам»);
-
«Программа контроля качества крепления коленчатого вала на блок цилиндров» — это ПО для управления шкафом электроавтоматики на операции установки и крепления коленчатого вала на блок цилиндров;
-
«Программа подготовки автоматической расстановки обозначений позиций на сборочном чертеже»;
-
«Автоматическая отрисовка мест под головки винтов» — эта система позволяет автоматически формировать основные размеры и производить отрисовку изделия на поле чертежа;
-
«Ручное управление автономной тяжелой платформой» — программа для управления указанного объекта с помощью джойстика: левая ручка последнего меняет положения руля, левый бампер изменяет силу нажатия на тормоз, правый — на газ, кнопки X и Y переключают режимы коробки передач на Drive и Reverse;
-
«Мобильное приложение «Руководство по эксплуатации» (KAMAZ-Guide)». Это ПО — мобильное приложение, которое устанавливается в память устройств, работающих на основе Android. Программа, указывает производитель, нужна для оперативного пользования сервисной книжкой и электронным руководством по эксплуатации;
-
«Контроль Технологической Дисциплины (ControlTD)» — программа нужна для планирования, введения данных и формирования отчетов проверок имеющихся технологических процессов изготовления продукции на заводах;
-
«Перевод выбранных объектов из DOS в WINDOWS»; Тут без комментариев.
-
«Расчет эффективности тормозной системы автомобиля» — ПО использует методику расчета эффективности торможения, учитывая снижение давления в тормозной системе по условиям достижения максимально возможного коэффициента использования сцепного веса. Разработка осуществлена на основе грузового автомобиля компании в одиночном исполнении, а также в составе автопоезда.
Таким образом, как мы видим, программы ЭВМ, регистрируемые «КамАЗ», можно условно разделить на несколько групп:
-
Первая — касается непосредственного взаимодействия между пользователем (водителем) и транспортным средством;
-
Вторая — связаны с созданием того или иного автомобиля на производстве;
-
Третья — контрольные ПО (необходимы для организации работ — от планирования до конечного результата).
А зарубежные автокомпании регистрируют ли в Роспатенте свои Программы ЭВМ?
Да. Например, у ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (в 2024 юрлицо поменяло свое наименование, став ООО «Автозавод АГР») — в портфеле интеллектуальной собственности: «Программа формирования последовательности производства автомобилей для цеха сварки»; «Локальная система контроля внедрений инженерных изменений в конструкцию автомобилей массового производства»; ООО «Хендэ Мотор СНГ» владеет правами на ПО «Hyundai Mobility» (приложение для онлайн-подписки на ТС); «Business Mobility Office» (программа, как поясняют разработчики, содержит «весь функционал для операционных процессов автопарка, систему мониторинга, имеет интеграции с сервисами процедур KYC и скоринга, предоставляет отчеты и статистику использования по каждому подключенному сервису»); «Genesis Mobility» и многих других.
Какие еще возможности у исключительно российского автопрома в отношении своего ПО?
Корпорации нередко включают разработки также в Реестр отечественного ПО.
У упоминаемого ранее «КамАЗа», например, в этом списке — «Программное обеспечение онлайн-заказа пассажирских поездок с ближайших остановок с помощью мобильного приложения и управления логистикой пассажирских перевозок по требованию» (правообладатель: ООО «Цифровая платформа КАМАЗ»), «Guide KAMAZ 2.0» (правообладатель: ООО «ИЦ «КАМАЗ» и ПАО «КАМАЗ») и «Цифровая платформа «Kamotive» (правообладатель: ООО «ИЦ «КАМАЗ»).
Автор: Oksana_Nedvigina