Привет уважаемое сообщество.
Я бы хотел поделиться с вами наблюдениями и некоторыми рецептами относительно бизнеса создания сайтов. Если вам будет интересно, готов на целый цикл статей.
Обзор я хотел бы сделать именно управленческой части процесса, и возможно, тем кто начинает постигать данную нишу мой опыт был бы полезен.
И так, начало.
Для решения уравнения давайте определим его составляющие.
В наличии:
1.Готовый бизнес, который не шатко не валко, но работает. (Под понятием работает подразумевается функционирует, и мы, пока что, не задаёмся вопросом эффективности, о нём ниже).
2.Присутсвует команда специалистов, скажем так далеко не «дримтим», но и не самое плохое предложение на рынке, задачи выполняются, и это главный критерий.
3.Что не маловажно, у нас есть клиенты, и предположим, что их более чем достаточно.
Казалось бы, разделяй и властвуй! Вот он бизнес, почти эффективный, но как это часто бывает есть один нюанс…
Нас крайне часто учат на всевозможных тренингах, семинарах, конференциях, книгах, курсах, и так далее – клиент почти всегда прав. Вот это самое почти – далеко не все могут прочувствовать, и дабы повысить лояльность клиента, идут на многие и многие уступки. А бизнес-то, все не идёт, а работы (операционной) становиться-то все больше и больше и больше.
Добро пожаловать в ад.
При большом потоке заказов и не осведомлённости отдела продаж о загрузке команды (команд), мы можем иметь очень гадкую картину. Называется она Технические долги.
Что это такое? Это когда, предположим, существует проект, он уже оплачен по предоплате сразу или частично, и «совершенно внезапно», практически как гром среди ясного неба – клиент исчезает. Он недоступен. Вообще ни как. Ни телефоном, ни письмом, ни каким бы то не было образом – его просто нет на этой планете. А этап – когда он нужен для согласования или принятия работы/этапа. Казалось бы, ну и фиг с ним, да? Денег то он заплатил, значит не куда не денется, и вот этот момент играет со многими из нас крайне злую шутку. Он не денется, в этом, на 90% (статистика личного опыта) вы правы. Но он восстанет, и будет так называемым «клиентом-зомби». Это когда он появляется через полгода, а что ему делали и где остановились толком то ни кто и не помнит. И появляется он не просто так, а хочет кушать. Ваши
Смотрите сами. У вас одновременно несколько проектов в работе, и это в общем-то устраивает всех. И вас – деньги идут хорошим потоком, и команду – проекты интересные, и собственного любимого клиента – все делается так, как и должно, и в срок. И остановить ни один из действующих проектов вы не можете, и не можете стопорнуть зомби – он на совершенно законных основаниях может требовать свой сайт. Беда. И мы сразу начинаем перегружать команду, все пилят и день и ночь, потом начинается этап правок и свистелок клиента, потому что, полгода назад ТЗ было другим, и он как бы платит за правки и изменения, но несоизмеримо мало с тем сколько теряете из-за задержек другого проекта вы как фирма. И что делать?
Отгадка, или рецепт вечно молодости
Следует руководствоваться непосредственно тремя догмами.
- Зомби были есть и будут. Нужен план Б.
- Не старайтесь силами существующей загруженной команды решить этот вопрос. Но решать его нужно срочно, иначе быть беде на полгода точно.
- Отдайте на фриланс или любую другую силу, лишь бы не основную команду – это в целом логичный выход. Поверьте, лучше потерять на оплате фрилансерам чуть-чуть денег, нежели утопать в технических долгах.
Если не решить вопрос с техническим долгом быстро – вы будите решать его очень и очень долго, и каждый новый проект, будет отодвигать старый на эту планку. И команда будет вечно работать в режиме цейтнот.
С другой стороны, казалось бы, договорись с клиентом, и радуйся. А вот нет. Не все идут на уступки, так как и у них и именно сейчас может быть все в огне – им сайт нужен, как рыбе вода. И ждать они ну ни как не могут. Бред конечно, согласен, но к сожалению он имеет место быть очень часто. Способов решить эту задачу есть много, но к сожалению лишь несколько из них работают эффективно. Один из них, я постарался описать.
Напоследок, дам несколько рекомендаций
- Создайте базу документов под конкретный проект и поддерживайте их актуальность.
- Пинайте менеджеров или помните сами, что сделки надо не только открывать, но и закрывать.
- Учитывайте данные риски в договоре с каждым клиентом, не только со стороны пролонгации сроков за его счёт в таких ситуациях, но и защита собственных бизнес-процессов.
Благодарю вас за прочтение, и желаю удачи. Не делайте долгов. Технических особенно.
Автор: DevArt