Колва - это довольно протяженная река, которая течет по Большеземельской тундре в Ненецком АО и республике Коми. В 1994 году Колва стало нарицательным именем, синонимом экологической катастрофы, которая произошла на этой реке.
Возеское нефтегазоконденсатное месторождение - крупное, его запасы составляют порядка 350 миллионов тонн, геологически оно относится к Тимано-Печерской нефтегазоносной провинции.
Оно расположено в пяти километрах от села Усть-Уса на территории Усинского района Республики Коми Российской Федерации. Месторождение было открыто в 1971-ом году, а его разработка началась через шесть лет – в 1977-ом году.
Для транспортировки нефти с месторождения был построен нефтепровод «Возей-Головные сооружения» длиной 46,6 км, диаметром 720 мм. Изначально его планировали использовать как магистральный, то есть по нему должна была транспортироваться уже товарная нефть - так называется нефть уже с отделенной от нее водой, механическими примесями, выпавшими твердыми углеводородами и газом. Подготовку товарной нефти делают на УПН (установка по подготовке нефти), которая входит в состав ЦППН (цех подготовки и перекачки нефти). Именно на УПН происходит отделение ненужных примесей и сырая нефть превращается в товарную.
Однако нефтяная компания «Коминефть» все переиграла и превратила магистральную линию в промысловую, по которой транспортируют сырую нефть. Сырая нефть из-за присутствия в ней пластовой воды и агрессивных добавок имеет гораздо большую коррозионную активность.
Требования к промысловым трубопроводам более строгие , надо устанавливать специальную катодную защиту, но в этот раз компания решила не заморачиваться, и так сойдет. Данная оптимизация расходов превратила трубопровод из магистрального во внутрипромысловый и сократила срок службы с 20 лет до 12.
Это и стало главным катализатором тех роковых событий.
Первый выброс нефти после порыва произошел уже осенью 1988 года, всего через 10 лет после ввода в эксплуатацию. По официальным данным вследствие аварии в окружающую среду поступило около 15 тонн нефти.
Институт «ПечорНИПИнефть», обследовавший трубу после аварии, дал заключение, что из-за активной внутренней коррозии срок службы нефтепровода сократился и ситуация выйдет из-под контроля уже в 1990-91 годах.
Я не знаю, чем было мотивировано решение компании продолжать на нем работу. Мне кажется, что в дело вступил великий русский "Авось". Признать, что совершили ошибку на этапе планирования, деньги разворовали сэкономили - полетит не одна голова и не одна карьера будет сломана бесповоротно. Для сохранения этого было принято решение во что бы то ни было стало сохранить нефтепровод в эксплуатации вплоть до 1996 года, при этом не истратив большого количества средств на капитальный ремонт.
Было решено вместе с нефтью подавать ингибитор , он должен продлить жизнь уже ржавых труб. Но сырая нефть обводнена, то есть в ней порядка 40% воды. Ингибитор растворяется в нефти и воде неравномерно, поэтому степень воздействия неодинакова. А также были уже 80-е, когда были проблемы со снабжением, то есть периодически в трубах не было никаких добавок, снижающих коррозию металла.
Следующая авария произошла летом 1990 года. Тогда в окружающую среду и озеро Щучье попало около 15 тонн нефти. На следующий год дефектоскопия показала, что толщина стенок стала всего 7,7 миллиметров (изначальная 9), а критичной является 7,2 мм. При этом скорость коррозии увеличилась, на некоторых участках она достигала уже 1 мм. в год (при норме 0,1мм). Поразительно, но и тогда не предприняли шагов по исправлениб ситуации и продолжили по нему прокачивать нефть.
Впоследствии вплоть до июля 1994 года произошло еще 4 аварии, которые, по официальным данным, стали причиной попадания более 1000 тонн нефти в окружающую среду, а по неофициальным достигали 4 тысяч тонн.
А в 1994 году проблемы стали критичными. К августу не осталось в трубопроводе живого места. Согласно официальной версии аварии, исходившей от АО «Коминефть» и руководства Республики Коми, с 12 августа по 12 сентября 1994 года в результате образования 32 свищей в окружающую среду попало 14 033 тонны нефти.
Площадь загрязнения нефтепродуктами, по предварительной оценке, составила 79 га, нефть накопилась слоем от нескольких сантиметров до одного метра в низинах. Значительно пострадали от загрязнения нефтью водные объекты бассейна реки Колва. Наиболее интенсивному нефтяному загрязнению подверглись её левые притоки — ручьи Пальник-Шор, Безымянный, Большая и Малая Кенью, река Хатаяха с притоками.
Но при этом предприятие не прекращало прокачку!!! Связано это с тем, что остановить добычу в условиях Заполярья не так просто. Остановить, точнее, просто, а вот запустить - сложно. Нефть данного месторождения парафинистая, и остановка насосов приведет к образованию парафинистых пробок в трубах и затрубном пространстве.
Потребуется длительный дорогостоящий ремонт, бригады капитального ремонта скважин установят КОПС (комплект оборудования для промывки скважин) и долго-долго промывать горячей жидкостью (обычно нефтью, но бывает и водой), а под конец, когда пробка будет промыта, можно получить очень обильный нефтяной выброс, особенно если бригада состоит из разгильдяев и выкидные линии не заякоривает. А таких очень много
Компании удавалось скрывать аварию в течение месяца. Все это время из порывов продолжала течь нефть. Возможно, что скрывали бы и дольше, но нефть попала в воды реки Колва, а оттуда - в Печору и скрыть от местных жителей аварию уже было невозможно. Кроме того, загрязнения были зафиксированы американцами из космоса и информация была впервые напечатана в американских газетах.
И только тогда компания признала факт порыва и приступила к ликвидации аварии.
Загрязнение самой реки Колвы произошло в первых числах октября 1994 года, когда гидрозатворы, созданные на ручьях для удержания разлившейся нефти, были разрушены в результате прошедших сильных дождей. Это привело к попаданию огромной массы нефти в Колву, Усу и далее в Печору. 15 октября было зафиксировано, что река загрязнена на протяжении 30-40 км по всей её ширине. При нормативной, предельно допустимой концентрации (ПДК) нефтепродуктов в воде водоемов рыбохозяйственного назначения - 0,05 мг/дм³, в Колве её уровень был превышен в 200 раз. Река Уса была загрязнена на протяжении 20 км, а по реке Печоре нефтяная пленка шириной 250 м. растянулась на 42 километра от села Усть-Уса до села Щельябож.
Нефть дошла по Печере до Баренцева моря, ее следы были зарегистрированы и у берегов Норвегии.
Объем вылившейся нефти до сих пор вызывает споры. 28 декабря 1994 года руководитель Росгидромета А. И. Бедрицкий в докладе Правительству РФ сообщил: «Суммарное количество нефти и продуктов ее трансформации оценивается от 37 000 до 44 000 тонн для района ручей Пальник-Шор — Головные сооружения. Общее количество пролитой нефти в районе от пос. Верхнеколвинск до города Усинска оценивается от 103 000 до 126 000 тонн».
Независимые эксперты приводят другие цифры, вплоть до 300 тысяч тонн. Реальных цифр, увы, мы не узнаем. Есть еще мнение, что, якобы, этот розлив зафиксирован в книге рекордов Гиннеса, как самый большой в мире. Но это неправда, были аварии и посильнее.
Грандиозные убытки от разлива понесла и «Коминефть». За загрязнение окружающей среды компании пришлось выплатить Министерству природы Республики Коми 62,2 млрд рублей и более 311 млрд рублей Департаменту охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми за загрязнение водной среды региона. Помимо этого, «Коминефть» оказалась должна 124 млн долларов международным финансовым структурам, предоставившим кредит на устранение последствий аварии. Местным жителям была выплачена компенсация в размере 37 тысяч рублей.
В результате банкротства АО «Коминефть» оказалось в составе ОАО «НК Лукойл». России был даже выделен кредит в 100 миллионов долларов от Всемирного Банка. на ликвидацию последствий аварии. Общая площадь загрязнения достигла 270 га. Сбор нефти и рекультивацию на участках разливов удалось завершить только к 2010 году.
Лукойл, числящий Республику Коми среди важнейших нефтеносных регионов, сообщает, что в период с 2000 по 2005 годы потратил 4,6 миллиарда рублей (150 млн. долларов) на очистительные, реабилитационные и лесовосстановительные работы на загрязненной территории общей площадью свыше 10 квадратных километров. Компанией, как сообщается, утилизировано свыше 230 тысяч тонн нефтяных отходов и заменены старые трубы общей протяженностью 878 километров.
Нефтеразлив был поделён на участки, на разных участках работали разные компании и обкатывались разные технологии. К этому периоду совместно со специалистами Института биологии уже был проект по очистке загрязнений путём внесения микробиологических препаратов, которые вызывали деструкцию углеводородов. Эти препараты выделялись из местной микрофлоры, то есть эти микробы живут в природной среде. Были отработаны и другие технологии - траншеи и драгирование, это технические методы. Был прямой сбор нефти и перемешивание.
После завершения очистных работ территория была вычеркнута из списков зон экологического бедствия.
Автор: Сигурд Сигурдов
Автор: Catx2