Привет!
Что мы увидели на рынке видеоигр в этом году? Возобновление масштабных мероприятий и беспрецедентные «Игры будущего», попытки регулировать отрасль (включая идею по выдаче прокатных удостоверений…), поддержка разработчиков видеоигр со стороны государства, новые игры и люди Зала Славы видеоигровой индустрии по итогам народного голосования.
Собрал в статье эти и другие темы, а также подготовил бонус в конце — подборку игр, сделанных в России и вышедших в этом году. А там есть на что посмотреть и во что поиграть.
Поехали!
1. Анонс запуска кластера видеоигр и анимации в Москве
Мэр Москвы Сергей Собянин отметил, что гейм-индустрия находится на стыке ИТ, искусства и образования и притягивает творческих людей самых разных специальностей. К играм относятся в том числе и симуляторы, используемые для обучения вождению автомобиля и проведения хирургических операций.
Разработчики видеоигр вносят весомый вклад в развитие экономики города: общая выручка 12 крупных столичных компаний превысила 17 млрд рублей.
Чтобы способствовать развитию индустрии, открыть новые возможности для разработчиков и создать рабочие места, в Москве решили открыть первый в России инновационный кластер видеоигр и анимации. В начале 2025 года Московский Гейм Хаб площадью около 40 тыс. кв. метров заработает в «Сколково». Он будет включать:
-
студию захвата движения,
-
студию звукозаписи,
-
специально оборудованный кинозал,
-
образовательную площадку для молодых специалистов,
-
лекторий,
-
конференц-зал,
-
выставочную зону,
-
коворкинги,
-
офисы.
Важно, что кластер станет инструментом поддержки молодых компаний, у которых пока нет денег на покупку дорогостоящего оборудования для разработки видеоигр.
2. Старт Фонда Indie Go Start
В октябре 2024 года «Ростелеком» и акселератор Indie Go запустили фонд поддержки независимых разработчиков. Основная задача фонда — инвестировать в разработку на стадиях от концепта до финального релиза. Важно оказание помощи в профессиональном развитии разработчиков и продвижении продуктов на российском рынке.
В планах фонда — инвестировать до 300 млн рублей в 10-15 игр в 2024–2025 годах. Таким образом, каждая компания может получить около 20 млн рублей — это весомая сумма не только для инди-проектов.
На фонд Indie Go Start могут обратить внимание непрофильные инвесторы. А для тех, кого фонд поддержит, важны и возможности «Ростелекома» с точки зрения продвижения: у оператора есть и игровой тариф, и магазин игр.
3. Выпуск «Смуты»
Историческая ролевая игра «Смута» от студии Cyberia Nova стала первой в России игрой, получившей госфинансирование в подобном масштабе. Всего студия получила 490 рублей от Института развития интернета на разработку игры и пострелизную доработку, а в июле 2024 года ИРИ объявил о субсидии в 100 млн рублей на создание учебного приложения «Смутное время».
К концу ноября уходящего года игру «Смута» и образовательные дополнения на ее основе скачали на VK Play более миллиона раз. Эта цифра была одним из основных условий при предоставлении государственного финансирования.
Изначально в игре были огрехи, значительная часть которых со временем была исправлена несколькими крупными обновлениями. Изменения коснулись в том числе озвучки — главный герой теперь говорит голосом Ивана Жаркова, который дублирует Тора в «Мстителях». Стелс-миссии были переработаны, а квесты сделаны более логичными.
4. Россия и Китай договорились развивать видеоигры
После 29-й регулярной встречи глав правительств России и Китая было опубликовано совместное коммюнике.
Стороны договорились в том числе «наращивать сотрудничество в индустрии видеоигр, содействовать продвижению российских и китайских компьютерных игр на рынках двух стран». Его предложила Организация развития видеоигровой индустрии, а в коммюнике он был добавлен благодаря последующей работе Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций и Министерства экономического развития.
5. Выпущено исследование видеоигровой индустрии
В обзоре рынка видеоигр была проанализирована мировая и российская индустрия, представлены тренды и структура рынка по сегментам и основные игроки, а также определены сценарии развития до 2030 года.
Несколько ключевых тезисов:
-
В 2023 году российский рынок видеоигр достиг 176 млрд рублей, увеличившись на 4,7% по сравнению с 2022 г. Эти цифры сопоставимы со значениями 2019–2021 гг.
-
Ожидается, что в 2024 г. рост составит 6,1%, а объем рынка — 187 млрд рублей.
-
Ключевые тренды на глобальном рынке видеоигр — оптимизация в игровых студиях и сокращение расходов, увеличившихся во время пандемии на фоне повышенного спроса на такой вид развлечений.
-
Студии по всему миру активно включают генеративный ИИ в процесс создания видеоигр.
-
Уровень проникновения облачных игр в мире достигнет 6,2% от всего населения мира в 2027 г.
-
Уровень проникновения стриминга видеоигр в мире составит 17% от населения мира в 2024 г. и, как ожидается, достигнет 21% к 2027 г.
-
События 2022 г. вызвали глубинную трансформацию российского рынка видеоигр, открывшую возможности для развития и роста оставшихся в РФ игровых студий и появления новых на месте ушедших из страны компаний.
-
При базовом сценарии российский рынок видеоигр вырастет до 257 млрд рублей в 2030 г.
6. Громкие офлайн-события
В начале года в Казани прошли «Игры будущего». В них приняли участие более 260 международных команд и более двух тысяч участников из разных стран мира, которые соревновались в 21 дисциплине. Трансляция церемонии открытия набрала около миллиарда просмотров.
Выставка «РЭД ЭКСПО» состоялась в 2024 году и сначала позиционировалось как возвращение «Игромира». По данным организаторов мероприятие в «Крокус Экспо» посетило более 45 тысяч человек. В числе генеральных партнеров были ГК «Леста Игры», VK Play, Astrum Entertainment и 1С Game Studios. Свои проекты в специальной зоне представили 60 инди-разработчиков. Крупные компании творчески подошли к стендам: «Леста Игры», к примеру, привезли танк Т-62.
После такого же длительного перерыва возвращается «ИГРОКОН» — он пройдёт в марте 2025 года в «Крокус Экспо». Организаторы пишут, что здесь будут представлены более 1000 настолок, будут проводиться призы, лекции, ярмарка, косплей-шоу и другие интересные мероприятия.
Кто был на «РЭД ЭКСПО» в 2024 году и «ИГРОКОНе» в 2019 году? Напишите в комментариях свои впечатления.
7. Видеоигры: официально креативные
В 2024 году вышел закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Соответствующий пункт звучит так: «Индустрии, основанные на информационно-телекоммуникационных технологиях (включая обработку данных и разработку программного обеспечения, в том числе с использованием технологий виртуальной и дополненной реальности, создание компьютерных игр и видеоигр, деятельность по созданию и распространению информации, рекламную деятельность, деятельность аудиовизуального сервиса, создание и использование иных результатов интеллектуальной деятельности, предназначенных для использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», для распространения в средствах массовой информации), деятельности средств массовой информации, деятельности в сфере связей с общественностью».
8. Регулирование видеоигр
В этом году мы увидели несколько новых инструментов для регулирования отрасли.
Ряд организаций, а именно Lesta Games, Astrum Entertainment, VK Play и RuStore, начали эксперимент по добровольной маркировке игрового контента. Маркировка игр в соответствии с сюжетом должна обезопасить разработчиков от юридических претензий и потребителей — от неудобного для них контента.
Организация развития видеоигровой индустрии в этом году представила проект «Зеленой маркировки». На первом этапе будут действовать следующие виды маркировки:
-
«Игра сделана в России»;
-
«Игра содержит обучающие материалы»;
-
«Игра является киберспортивной дисциплиной».
Присваивать маркировку будут эксперты после оценки видеоигры. Затем издатель сможет ее использовать.
В ноябре Минпромторг обсудил с разработчиками видеоигр введение удостоверений — по аналогии с прокатными удостоверениями для фильмов. Результатом внедрения такого регламента может стать уход зарубежных игр с российского рынка и зеркальные действия со стороны других стран, которые ограничат возможность отечественным разработчикам зарабатывать на их рынках.
В декабре на площадке РОЦИТ состоялось обсуждение законопроекта, предполагающего маркировку игр, авторизацию пользователей при помощи ограниченного круга инструментов и определяющего базовые параметры и термины для отрасли. В обсуждении приняли участие представители «АПРИОРИ», «Ассоциации Игровой Индустрии», VK Play, «Леста Игры» и МТС.
Одна из самых громких инициатив в законопроекте касается идентификации пользователей при помощи номера телефона или портала Госуслуги. По итогам анализа первого законопроекта в РВИ заявили, что эту функцию иностранные платформы откажутся выполнять, что в итоге приведет к блокировкам. Обязательная негативная маркировка видеоигр налагает обязанность информировать пользователей о негативном содержании игр – и несоответствие этим требованиям приведет к запрету на распространение, продажу и рекламу игр в стране. Также согласно законопроекту маркировка будет обязательной; если у кого-то по поводу маркировки будут сомнения, то можно будет запросить экспертизу – но непонятно, кто ее будет проводить.
Формальный подход к разработке законопроекта для регулирования видеоигровой индустрии привел к тому, что в случае его принятия в первоначальной редакции, без существенной доработки с отраслью и профессиональными объединениями, откатит нас всех на десятки месяцев назад. Он нивелирует сумму усилий, приложенных государственными институтами, включая Президента и Правительство, и российскими разработчиками.
Однако, по итогам обсуждения планируется ввести изменения, а ряд пунктов уже был улучшен. Например, авторизация через Госуслуги – это не обязательная функция, а только один из вариантов. также законопроект не предполагает мер принуждения и ответственности, в том числе в виде блокировок.
9. Памятник «Тетрису»
Во время запуска Зала Славы видеоигровой индустрии России было объявлено также о планах работать над памятниками видеоиграм и персонам, повлиявшим на индустрию. Первым в Москве памятником видеоигре станет памятник «Тетрису». Работа над дизайном ведется в рамках конкурса «Фабрика дизайна».
10. Зал Славы видеоигр России пополнился играми и людьми, повлиявшими на индустрию
С 12 ноября по 20 декабря проводилось народное голосование за номинантов в Зал Славы видеоигровой индустрии России.
Легендарные игры:
-
«Аллоды Онлайн». Фэнтезийная многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), продолжение игровой серии «Аллоды», разработанной студией Allods Team. Это первая российская онлайн-игра мирового уровня, которая была официально запущена в России, Европе, США, Бразилии, Турции, Японии, Корее и других странах. Действие разворачивается в мире Сарнаута, который был представлен в оригинальной трилогии «Аллодов» («Аллоды: Печать Тайны», «Аллоды II: Повелитель Душ», «Проклятые Земли»).
-
Heroes of Might and Magic V. Пятая часть пошаговой стратегической игры с ролевыми элементами в популярной серии Heroes of Might and Magic. Разработанная в 2006 году российской компанией Nival Interactive под руководством французской Ubisoft, которая также выступила в качестве издателя, игра считается одной из самых популярных в серии. Некоторые фанаты даже называют ее лучшей, и это вполне объяснимо. Игра сочетает в себе передовую 3D-графику, отличный дизайн и продуманный игровой мир, в котором были устранены недостатки предыдущей части. Также в «Героях меча и магии V» были убраны некоторые не самые удачные новшества, введенные в 4-м эпизоде. Это сделало ее более совершенной и привлекательной для игроков.
-
«Дальнобойщики 2». Компьютерная игра в жанре симулятора водителя-дальнобойщика с элементами экономической стратегии, разработанная студией SoftLab-NSK и изданная компанией «1С» 17 апреля 2001 года. Для целого поколения игроков этот тайтл стал важной частью их игровой истории. Одной из особенностей игры является обширный игровой мир, который хорошо знаком, поскольку он явно вдохновлен Россией, что делает ее особенно близкой российским игрокам.
Легендарные персоны:
-
Илья Maddyson Давыдов. Видеоблогер, летсплейщик, обозреватель, стример, разработчик компьютерных игр и телеведущий. Стал одним из первых блогеров в России, кто начал создавать юмористические видеообзоры фильмов, роликов и видеоигр. За это его прозвали «Королем Рунета» и «Королем игровых обзоров». По мнению ряда изданий, он стал важной фигурой в развитии русского видеоблогинга, а также первым популярным летсплеером в России.
-
Никита Буянов. Руководитель Battlestate Games, гейм-директор Escape from Tarkov. Известен своей работой над легендарным шутером Escape from Tarkov. Escape from Tarkov — это многопользовательская онлайн-игра, которая объединяет элементы шутера от первого лица, выживания и RPG. Игра получила свою популярность за атмосферу, геймплей и детализацию. Escape from Tarkov считается одной из лучших игр в жанре тактического шутера. Интересно, что она стала одним из источников вдохновения для Хидэтака Миядзаки при создании Elden Ring, которая в 2022 году получила множество наград.
-
Юрий Мирошников. Бывший руководитель разработки и издательства компьютерных игр в фирме «1С». Работал над такими значимыми для индустрии проектами, как «Пилоты 1-2», «Аллоды 1-2», «Проклятые земли», «Дальнобойщики 1-2», «Князь», «Корсары», «Ил-2 Штурмовик», «Самогонки». «Ил-2 Штурмовик» считается лучшим авиасимулятором в мире, который погружает игроков в атмосферу воздушных сражений Второй мировой войны. Достоин Зала Славы за системообразующий вклад в создание игровой индустрии.
Легендарные киберспортсмены:
-
Ярослав «NS» Кузнецов. Российский киберспортсмен по Dota 2. Его карьера началась в 2005 году в составе команды SAY_PLZ. Ярослав также является создателем одного из самых популярных сайтов и форумов по Dota Allstars — Dotacraft.ru. Стал со-основателем студии комментирования RuHub. В 2007 году Ярослав играл за легендарную команду Virtus.pro, а в 2010 году присоединился к не менее знаменитой DTS. В 2012 году возглавил обновленный состав Virtus.pro в Dota 2. В составе этой команды Ярослав победил на турнире The Defense 3 в 2013 году. Был признан лучшим саппортом мира по версии GosuGamers в 2008 и 2010 годах. После завершения своей карьеры игрока Ярослав стал создателем популярного обучающего контента по Dota 2. С 2014 по 2019 год он был комментатором и аналитиком практически всех официальных турниров по Dota 2.
-
Алексей «Solo» Березин. Российский киберспортсмен, игрок в Dota 2, наиболее известный по выступлениям в составе команды Virtus.pro. Solo является четырехкратным чемпионом мйджор-турниров и шестикратным призером мейджор-турниров. Кроме того, Алексей стал чемпионом мира по Dota 2 в составе сборной России на WESG 2017.
-
Ярослав «Miposhka» Найденов. Российский киберспортсмен по Dota 2, известный под ником Miposhka, играет в команде Team Spirit. В 2021 году Ярослав стал чемпионом мира на турнире The International 10, выиграв более 3,5 миллионов долларов. В 2023 году Miposhka вновь добился успеха, став двукратным чемпионом мира на турнире The International 12. За всю свою киберспортивную карьеру заработал более 5 миллионов долларов.
Бонус: запуск и анонсирование новых игр от российских разработчиков
В числе вышедших в этом году игр можно назвать следующие (в комментариях можете дополнять этот список):
-
«Смута» (VK Play)
-
«Приключения Пети и Волка: Дело об артефакте приключений» (VK Play)
-
Seaward Pirates (VK Play)
-
«Петька и Василий Иванович 3: Возвращение Аляски. Перезагрузка» (VK Play)
-
Indika (Steam)
-
«Бессмертный. Сказки Старой Руси» (VK Play)
-
Knock on the Coffin Lid (Steam)
-
«Мифы Поволжья» (VK Play)
-
«Академия дронов: медвежий патруль» (VK Play)
-
«Песнь Копья» (VK Play)
Также были игры, выпущенные студиями с российскими корнями:Warhammer 40,000: Space Marine 2 (Vk Play, Steam). А в следующем году ожидаем например, Pioner (трейлер, Steam).
Какие события в видеоигровой индустрии России в этом году вы хотели бы выделить? Пишите в комментариях!
Автор: vasiliyovchinnikov