Развитые цивилизации могут быть неотличимы от природы

в 8:33, , рубрики: внеземная жизнь, инопланетяне, парадокс Ферми, шкала Кардашева
Развитые цивилизации могут быть неотличимы от природы - 1

Иногда в науке нужно отступить на шаг назад и ещё раз взглянуть на исходные предположения. Иногда это необходимо, когда прогресс останавливается. Один из основополагающих вопросов современности касается парадокса Ферми — противоречия между, казалось бы, высокой вероятностью существования внеземной жизни и полным отсутствием доказательств её существования.

Какие предположения лежат в основе парадокса?

Парадокс Ферми основан на том, что наша галактика — это дом для сотен миллиардов звёзд, и многие или даже большинство из них, вероятно, имеют несколько планет. Огромное количество планет заставляет нас сделать вывод, что жизнь должна быть многочисленной и что часть этой жизни должна была развиться до разумного состояния, как мы. Даже если лишь небольшой процент из них станет технологичными космическими цивилизациями, их всё равно должно быть много. Парадоксальность ситуации заключается в том, что если это правда, то должны быть доказательства. Мы должны видеть какие-то признаки того, что они где-то есть, или они должны были уже связаться с нами. Но мы их не видим.

Существует множество предложенных решений парадокса. Главное из них заключается в том, что жизнь возникает не так уж и часто, а уж технологические цивилизации встречаются вообще крайне редко. Мы можем быть единственным их примером. Существует также решение «Великий фильтр», которое гласит, что некий критический шаг на пути к превращению в космическую цивилизацию, распространившуюся по всей галактике, совершить не представляется возможным. Природная катастрофа, наша собственная глупость и войны, неизбежность уничтожения цивилизации ИИ-сингулярностью — решений парадокса было предложено множество, но пока нам остаётся только размышлять об этом.

Ещё одна концепция, связанная с парадоксом Ферми, — это шкала Кардашева. Она измеряет технологический прогресс цивилизаций, оценивая его от 1 до 3. Цивилизация первого типа может использовать всю энергию, имеющуюся на планете, а цивилизация второго типа может сделать то же самое для целой звезды. Цивилизация третьего типа по шкале Кардашёва продвинулась настолько далеко, что может захватить всю энергию, излучаемую целой галактикой. Это основа для размышлений о цивилизациях на сверхдлинных временных отрезках.

 Оценка потребления энергии в трёх типах цивилизаций, определяемых по шкале Кардашёва.

Оценка потребления энергии в трёх типах цивилизаций, определяемых по шкале Кардашёва.

Во всех этих рассуждениях есть некие предположения, и в новой научной статье исследователь Лукаш Ликавчан рассматривает их. Ликавчан является научным сотрудником Центра искусственного интеллекта и культуры Нью-Йоркского университета в Шанхае и Института Берггрюена. Исследование называется «Трава Вселенной: Переосмысление техносферы, планетарной истории и устойчивости с помощью парадокса Ферми».

Концепция экологических гуманитарных наук является частью предыстории исследования Ликавчана. Экологические гуманитарные науки — это междисциплинарное направление в академической науке, изучающее отношения между человеком и окружающей средой. Она объединяет экологические исследования с такими гуманитарными науками, как история и литература. Она критикует наши антропоцентрические взгляды на природу и пытается понять, как мы думаем о природе, как мы её представляем и как влияем на экосистемы.

«SETI не является обычной отправной точкой для экологических гуманитарных наук, — пишет Ликавчан. — Однако в данной работе утверждается, что теории, возникшие в этой области, имеют прямое отношение к тому, как мы думаем о жизнеспособном населении Земли. Чтобы продемонстрировать влияние SETI на экологические гуманитарные науки, в этой статье парадокс Ферми представлен как спекулятивный инструмент для исследования возможных траекторий планетарной истории, и особенно “Решения для устойчивости окружающей среды”, предложенного Джейкобом Хакк-Мисрой и Сетом Баумом».

Ликавчан ссылается на статью «Решение парадокса Ферми через устойчивость окружающей среды», в которой исследователи Джейкоб Хакк-Мисра и Сет Баум представили упущенное решение парадокса. Их решение проблемы устойчивости окружающей среды (УОС) гласит, что мы не видим никаких доказательств наличия внеземного разума, потому что быстрый рост не является устойчивой моделью развития. С этой точки зрения шкала Кардашёва становится бесполезной. Ни одна цивилизация никогда не сможет использовать всю доступную энергию своей планеты, звезды или галактики, потому что рост, необходимый для достижения такого уровня развития, неустойчив.

 Инопланетяне в фильме 1979 года «Близкие контакты третьей степени». Существуют ли другие технологические цивилизации? Каковы они? Действительно ли они распространяются по всему космосу?

Инопланетяне в фильме 1979 года «Близкие контакты третьей степени». Существуют ли другие технологические цивилизации? Каковы они? Действительно ли они распространяются по всему космосу?

«Полагая, что экспоненциальный рост не является устойчивой моделью развития, это решение исключает существование космических цивилизаций, колонизирующих солнечные системы или галактики», — пишет Ликавчан в связи с решением об устойчивости. Он подробно останавливается на этом решении, переосмысливая три основополагающие концепции: техносферы, планетарной истории и устойчивости.

Ликавчан утверждает, что техносфера — это временный слой. Она не будет расти до тех пор, пока каждая цивилизация не построит вокруг своей звезды сферу Дайсона и не станет цивилизацией второго типа по шкале Кардашева. Это просто невозможно. Мы предвзято относимся к этому мнению, потому что с нашей точки зрения мы расширяемся в космос, и будущее кажется светлым и почти безграничным. За нашими плечами столетия колониальной экспансии и десятилетия потрясающе быстрого технологического прогресса, поэтому мы почти автоматически считаем, что так может продолжаться и дальше. Но уже раздаются тревожные звонки. Непрерывный технологический прогресс вполне может оказаться неустойчивым.

«Как утверждают авторы, — пишет Ликавчан по поводу решения проблемы устойчивости окружающей среды Хакк-Мисры и Баума, — формулировка парадокса Ферми содержит предвзятую предпосылку, основанную на наблюдении только одного планетарного сообщества разумных видов (т.е. людей), которая, в свою очередь, основана на искажённом понимании человеческой истории, предполагающем, что история разворачивается в прогрессивной серии цивилизационных, колониальных расширений».

 Цивилизация II типа — это цивилизация, которая может напрямую собирать энергию своей звезды с помощью сферы Дайсона или чего-то подобного.
Цивилизация II типа — это цивилизация, которая может напрямую собирать энергию своей звезды с помощью сферы Дайсона или чего-то подобного.

В этом случае наши попытки обнаружить другие цивилизации с помощью их технологий вряд ли будут успешными. «Техносфера — это преходящий слой, который впоследствии снова превратится в биосферу», — пишет Ликавчан.

По мнению Ликавчана, нам также необходимо переосмыслить наши представления об истории нашей планеты. Мы считаем, что то, что происходит на Земле, «нормально» и повсеместно распространено. Человеческое сообщество на нашей планете — это не единичное явление. Напротив, оно возникает повсеместно, когда жизнь развивается на подходящей планете в подходящем месте вокруг подходящей звезды.

Здесь Ликавчан ссылается на писателя-фантаста Станислава Лема. В романе «Солярис» один из персонажей Лема говорит: «Мы — обычные, мы — трава Вселенной, и мы гордимся своей обычностью, тем, что она так широко распространена, и мы думали, что она может охватить всё». Это и есть метафора «травы Вселенной».

«Метафора “травы Вселенной” является центральной для данной работы, поскольку она признаёт важнейшее экологическое последствие потенциального существования разумной жизни в других частях Вселенной — а именно, что история человеческого планетарного сообщества на Земле не является единичным случаем, а потенциально разворачивается в космосе во множестве вариантов, обусловленных обстановкой в данной звёздной системе и обитаемой экзопланете (экзопланетах), — пишет Ликавчан.

Мы не знаем, насколько это верно или нет, но мы можем принять это как предположение и открыть наше мышление для других возможностей.

Решение парадокса Ферми с точки зрения устойчивого развития, изложенное Хакк-Мисрой и Баумом, гласит: «...человеческая цивилизация должна перейти к устойчивому развитию, чтобы избежать краха». Кажется, что в этом утверждении есть какая-то внутренняя мудрость. Возможно, оно даже аксиоматично. Но для Ликавчана этого может быть недостаточно.

Здесь мы сталкиваемся с понятием генности [genesity], представленным в работе 2022 года. Оно выходит за рамки наших представлений о пригодности для жизни, которые в основном опираются на наличие воды, энергии от звезды и элементов CHNOPS (углерод, водород, азот, кислород, фосфор и сера), считающихся критическими для жизни. «Наконец, стремясь в большей степени охватить жизнь в том виде, в котором мы её не знаем, мы предлагаем предварительные критерии для более общей и расширенной характеристики обитаемости, которую мы называем генностью, — пишут авторы работы 2022 года. — Генность — это, по сути, жизнь, какой мы её не знаем».

Всё это приводит к иному пониманию развитых цивилизаций, которые могут каким-то образом выжить, включая нашу собственную, если человечеству повезёт. Планета первична, и любая техносфера должна быть гармонична с планетарными условиями.

В этом свете «Решение парадокса Ферми с точки зрения устойчивости окружающей среды» содержит философский вывод: оно рассказывает историю сближения техносферы с уже существующими условиями планеты, а не историю замены или доминирования, — пишет Ликавчан.

Вместо того чтобы быть первичным человеку или даже существующей жизни, первичными становятся планеты. Таким образом, техносфера устойчива только тогда, когда она расширяет или укрепляет генность планеты. Это заставляет по-новому взглянуть на такие мероприятия, как SETI, и на наше понимание траектории развития собственной цивилизации.

«Поскольку планеты занимают центральное место в этой нормативной базе, в данной работе предлагается следовать инновационным моральным философиям, таким как планетоцентрическая этика», — объясняет Ликавчан.

С этой точки зрения, единственная успешная техносфера — это та, которая в итоге превращается обратно в биосферу, что делает задачу её обнаружения очень трудной, даже невозможной. Значит ли это, что пора закрыть SETI и все подобные будущие начинания? Конечно же, нет.

Речь идёт о переосмыслении наших базовых предположений. Для этого Ликавчан предлагает несколько направлений для дальнейших исследований.

 Антенны Очень большого массива на фоне Млечного Пути. Даже несмотря на всё, что мы узнали, мы всё равно остаёмся в недоумении по поводу многих вещей.

Антенны Очень большого массива на фоне Млечного Пути. Даже несмотря на всё, что мы узнали, мы всё равно остаёмся в недоумении по поводу многих вещей.

Нам нужно лучше понять, как техносфера может превратиться обратно в биосферу. Не только в нашем случае, но и в более широком смысле. Нам также нужно больше работать над историей планет и попытаться выяснить, какие части нашей истории могут быть более общими, а какие могут быть вообще не похожими на истории других планет с биосферами. Наконец, мы до сих пор не знаем, как может выглядеть жизнь в том виде, в котором мы её не знаем. Будет ли эволюция всегда порождать «бесконечные формы, прекраснейшие и удивительнейшие», как говорил Дарвин.

Наше затруднительное положение заключается в том, что у нас так мало информации. Естественно, мы смотрим на себя и используем наши земные обстоятельства как отправную точку. Однако, занимаясь подобными исследованиями, важно иногда проверять наши базовые предположения, как показано в этой статье.

Автор: SLY_G

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js