Психология. Память. Часть III

в 9:16, , рубрики: воспроизведение, восстановление, забывание, запоминание, механизмы памяти, память, память человека, сохранение, теории памяти, узнавание
Пятна Роршаха

Пятна Роршаха

Память обеспечивает реализацию процессов: запоминания (забывания), сохранения и воспроизведения информации. Но память функционирует не подобно магнитофону, хотя внешне очень похоже. Например, в предъявленном списке слов могут быть включены выученные ранее и человек их узнает. С магнитофоном это не проходит. Память — основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Таким образом, память связана с особенностями личности. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставит перед собой в своей деятельности.

Па́мять — высшая психическая функция и одно из основных свойств ЦНС человека, отвечающее за запоминание, хранение и воспроизведение информаций (отпечатки, следы) о событиях внешнего мира и реакциях организма. Сознание человека также формируется с участием памяти.

Память в разных формах и видах присуща всем высшим животным. Способность к памяти и обучению все животные унаследовали от общего предка, который жил примерно 600 миллионов лет назад.[1] Наиболее развитый уровень памяти характерен для человека.[2][3]

Память относится к основным познавательным процессам, таким, как ощущениевосприятие
и мышление, привлекающим большое внимание исследователей.
Наиболее распространённым расстройством памяти является потеря памяти, например, при болезни Альцгеймера. Потеря этой способности известна как амнезия. Амнезии бывают антероградные (неспособность приобрести новые воспоминания) и ретроградные (неспособность вспомнить прошлое).

Первым в исследовании памяти человека считается Герман Эббингауз, ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных списков слов или слогов) и их воспроизведение.

Введение

Пока еще невозможно дать полное физиологическое объяснение психологическим явлениям мышления, памяти и научения. Полагают, что в основе мышления лежат сложные процессы (физиологические), связанные с распространением нервных импульсов по определенным нейронным путям в мозге. Возможно, что та или иная мысль связана с прохождением нервных импульсов по замкнутой нейронной цепи.

Для изучение памяти привлекаются животные (мыши, птицы и др.). Придумываются опыты и проводятся реально, проверяются выдвигаемые гипотезы и ищут для них опровержение или подтверждение. Психологи различают ряд мнемонических процессов. Главными процессами являются запоминание, сохранение, забывание, а также восстановление в двух его формах — узнавание и воспроизведение.

Сохранение (запоминание) информации имеет особенности. Далеко не все запоминается и остается в памяти. Способность хранить информацию и применять ее по мере надобности называется продуктивностью хранения. Выделяют и другие характеристики памяти, например, время (длительность) хранения информации. Случается, что одна информация затрудняет хранение другой. Это явление называется интерференцией. Эффект интерференции тем больше, чем меньше различия между блоками (частями) информации, которую требуется сохранять.

Воспоминания — это мысли, которые возникают спустя некоторое время (исчисляемое годами, месяцами или даже минутами) после первоначального появления этих мыслей и, по-видимому, вызываются возобновлением циркуляции импульсов в нейронной цепи.

Восстановление (воспроизведение, узнавание, припоминание) разделяется на отсроченное и непосредственное. Воспоминание — это воспроизведение той комбинации возбуждённых нейронов, которая когда-то ранее уже возникала. Как правило, объем припоминаемого материала гораздо меньше, чем объем познаваемого, а объем воспроизводимого меньше, чем объем припоминаемого. Психологи обнаружили явление реминисценции - отсроченного по времени непроизвольного воспроизведения материала. Отмечается, что материал воспроизводится полнее через пару дней после заучивания, чем в день ознакомления и заучивания.

Забывание — процесс утраты информации частичной или полной. Из памяти и сознания человеком непроизвольно вытесняется нежелательная (неприятная) информация, а ее воспроизведение блокируется.

Искусственные воспоминания

Благодаря оптогенетике множество вопросов, касающихся работы мозга, получили шанс на решение. Так, например, высокоточная прицельная активация или высокоточное прицельное выключение зон мозга позволили картировать области, ответственные за долговременную и кратковременную память. Кроме того, появилась возможность подойти к изучению памяти с новой стороны.

Наше восприятие окружающего представлено в мозге сочетанием активных и пассивных (бездействующих) нейронов. Воспоминание — как бы повторяет прохождение по цепочкам той комбинации возбуждённых нейронов, которая когда-то ранее была реализована. В одной из недавних работ, выполненных в Массачусетском технологическом институте под руководством нобелевского лауреата Судзуми Тонегавы, у мышей при помощи света вызывали воспоминания и придавали им новый смысл. Это исследование основано на классическом подходе к изучению памяти с использованием мыши в качестве модельного объекта. В центре внимания находится реакция страха на электрический шок, возникающая в комнате, где животное когда-то его испытывало.

Представим себе мышь в комнате А, здесь она ведёт себя обычно. Перенесём грызуна в комнату Б с другим окружением и подвергнем слабому электрическому шоку. Теперь при каждом переносе в комнату Б мышь будет испытывать страх даже без шока. Оценить страх в данном случае достаточно просто: обычно очень подвижный грызун группируется и замирает.

Воспоминание о комнате Б ассоциируется у животного с болевым ощущением. Нейробиологам удалось сделать светочувствительными только те нейроны, которые активировались во время нахождения мыши в комнате А. Комбинация светочувствительных нейронов в данном случае — записанное воспоминание об этой комнате. Далее экспериментаторы вызывали это воспоминание с помощью света во время электрического шока в комнате Б. Стала ли мышь после этого бояться удара в комнате А, где никогда раньше его не испытывала? Правильный ответ: да.

Привлекательность этой работы основана на более ранних исследованиях мозга, выявивших в нём участок, связанный с воспоминаниями. Это гиппокамп. Именно с его нейронами производились манипуляции в упомянутом эксперименте

Виды и фазы памяти

К видам памяти по разным основаниям относятся следующие:

1.Двигательная, или моторная – запоминание действий или движений (держать ложку)
2. Эмоциональная – запоминание чувств, переживаний на те, или иные действия
3. Смысловая – способность определения и воссоздания, например понятие «Память»
4. Произвольная – то, что надо запомнить специально, т.е. есть цель
5. Непроизвольное – т.е. мимолетное, не надо прилагать усилий
6. Кратковременная – сохраняет в течение короткого промежутка времени (около 20 сек.)
7. Долговременная - способна хранить информацию в течение неограниченного срока
8. Мгновенная - представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0.1 до 0.5 сек.
9. Оперативная - рассчитана на сохранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, необходимого для выполнения некоторого действия или операции. Длительность оперативной памяти от нескольких секунд до нескольких дней.
10. Генетическая - обусловлена генотипом и передается из поколения в поколение.
11. Зрительная - например, мы часто знаем человека в лицо, хотя не можем вспомнить, как его зовут.
12. Слуховая – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой.

Психология. Память. Часть III - 2

 Фазы памяти

Для того, чтобы вспомнить, что мы делали вчера, наш мозг должен произвести серию процессов. Каждый процесс необходим для доступа к воспоминаниям. Таким образом, нарушение любого из этих процессов не позволит нам вспомнить информацию. Чтобы создать воспоминание, наш мозг должен пройти через следующие фазы:

Кодирование: на этой фазе в нашу систему памяти с помощью восприятия мы добавляем информацию, которую мы запоминаем. Например, когда нам кого-то представляют по имени. Необходимо обратить внимание на эту информацию, чтобы закодировать её.

Хранение: чтобы удержать информацию надолго, мы сохраняем её в системе нашей памяти. Например, мы можем запомнить лицо человека и его имя.

Восстановление: когда мы хотим что-то вспомнить, то обращаемся к хранилищу памяти и восстанавливаем нужную информацию. Например, чтобы, увидев человека на улице, вспомнить, как его зовут.

Свойства памяти

·         Точность
·         Объём
·         Восприимчивость - способность принимать информации (не отторгать их)
·         Скорость процессов запоминания
·         Скорость процессов воспроизведения
·         Скорость процессов забывания
·         Качество (детализация) воспоминаний, запоминания и воспроизведения
·         Длительность (срочность) хранения и сбережения информаций
·         Иррациональность - неподвластность сознательному влиянию, контролю (самопроявление памяти)

Основные теории памяти

1.      Биохимические теории памяти

На основе исследований возникла гипо­теза о двухступенчатом характере процесса запоминания. На первой сту­пени (после воздействия раздражителя) в мозгу происхо­дит кратковременная электрохимическая реакция, вызывающая физиологические изменения в клетках. Вторая стадия возникает на основе первой – это биохимическая реакция, связанная с образовани­ем новых белковых веществ.

 2. Физиологические теории памяти

Эта теория тесно связана с положениями учения И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности, т.е. теория "запоминания на физио­логическом уровне".
Физическая теория памяти. Согласно представлениям ее авторов, прохождение любого нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет след после себя. Физическая материализация следа выражается в электрических и механических изменениях синапсов. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по знакомому пути.

  1. Психологические теории памяти.

а) Ассоциативное направление.

Простые:
- По смежности (похожие предметы, которые нам нужно запомнить).
- По сходству (событие – ассоциация с морем: сначала вспоминаем море, а потом событие).
- По контрасту (резко различные явления: высокое - низкое, черное – белое)

Сложные: Это смысловые. В них связываются 2 явления: часть и целое, род и вид, причина и следствие. Эти ассоциации являются основой наших знаний.

б) Гештальтизм. Обозначает целостную организацию, структуру, не сводимую к сумме
составляющих ее частей.

в) Деятельность личности. Согласно этой концепции, протекание процессов запоминания, сохранения и воспроизведения опреде­ляется тем, какое место занимает данный материал в деятельности субъ­екта.

Модели изучения памяти

·         Модель Дональда Нормана (Donald Norman) и Нэнси Во (Nancy Waugh) выделяет две структуры памяти: первичная память, хранящая временную информацию, которую человек использует в данный момент и вторичная память, сохраняющая информацию на длительное время[29].

·         Модель Ричарда Аткинсона (Richard Atkinson) и Ричарда Шиффрина (Richard Shiffrin) выделяет три структуры памяти: сенсорное хранилище (sensory store) или сенсорная память, содержащее информацию, поступающую из сенсорной системы, сохраняемую на небольшой период; кратковременное хранилище, сохраняющее ограниченный объём информации на более продолжительный срок, чем сенсорная память, в нём протекают процессы, регулирующие обмен информацией с долговременной памятью; долговременная память, сохраняющая значительный объём информации на продолжительный период или постоянно. Аткинсон и Шиффрин рассматривали эти хранилища не в качестве определённых психологических структур, но как гипотетическую, ментальную модель помогающую понять функционирование памяти[30].

·        
Модель уровней переработки Фергуса Крейка (Fergus I. M. Craik) и Роберта Локхарта (Robert S. Lockhart)
 разработанная в 1972 г.[31] Память является функцией переработки стимульной информации. Память не включает фиксированное количество хранилищ. То, на каком уровне памяти сохраняется информация зависит от процессов переработки. Чем более глубокий уровень переработки информации, тем более долгосрочный характер будет иметь хранение в памяти этой информации. П. И. Зинченко экспериментально показал как уровень переработки влияет на запоминание[32].

·        
Модель рабочей памяти Алана Бэддли. Рабочая память является частью долговременной памяти и включает в себя кратковременную память. Рабочая память содержит только ту информацию из долговременной памяти, которая находится в активной обработке. В рабочей памяти находятся зрительно-пространственный набросок, фонологическая петля, центральный управляющий элемент (central executive) координирующий когнитивные процессы (связывающий информацию поступающую из разнообразных источников и управляющий вниманием), эпизодический буфер (episodic buffer), другие подсистемы.

Сенсорные процессы формирующие зрительно-пространственный набросок, а также фонологическую петлю в модели памяти Бэддли рассматриваются в рамках модели уровней переработки Фергуса Крейка и Роберта Локхарта как процессы переработки.

·        В концепции Карла Густава Юнга память понимается, как функция контролируемая волей и находящаяся под контролем так называемого «эго-комплекса»[33]. «Первая эндопсихическая функция — память. Функция памяти(или репродукции) связывает нас с тем, что ушло из сознания, с подсознательным, с тем, что вытесняется либо подавляется». Источником воспоминаний может выступать не только личностный объём бессознательного, но и его коллективный слой.

Забывание означает выпадение содержаний из доступной сознанию области, погружение их сначала в предсознательное, а затем в бессознательное. По Юнгу психические содержания, образы, содержащиеся в сознании погружаются в бессознательное, забываются, если они теряют энергию до уровня ниже порога сознания, и появляются в сознании, вспоминаются, если их энергетический уровень становится выше этого порога.[34] 

Из личного бессознательного могут извлекаться (вспоминаться) «так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, которые недостаточно сильны для того, чтобы достичь сознание»[35] при первоначальном восприятии и попадающие поэтому в предсознание, если впоследствии их энергетический уровень превысит порог сознания, в том числе из-за понижения этого порога.

Методы исследования памяти

·         методы сбора информации (самонаблюдение, наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод) (см. психометрия)
·         структурно-функционально-генетический анализ[4][нет в источнике]
·         Методы клинической и экспериментальной психофизиологии
·         Методы физиологии поведения
·         Методы гистохимии
·         Методы электрофизиологии мозга и отдельных нейронов. В настоящее время для изучения функционирования мозга, задействованных его структур, в том числе, в процессах памяти, широко применяется функциональная магнитно-резонансная томография, которая позволяет определить активацию головного мозга в различных условиях в ходе нормального его функционирования (см., например,[5]). Для изучения психических процессов, в том числе связанных с памятью, на молекулярном уровне, таких, как метаболизм, транспорт веществ, лиганд-рецепторные взаимодействия, экспрессия генов и т. д. применяется позитронно-эмиссионная томография (см., например,[6]). Также применяется магнитоэнцефалографии.
·         Фармакологические методы
·         Методы аналитической биохимии

Примеры исследование памяти

Приведем пару примеров, показывающих как исследование памяти осуществляется.

Практически все, что на сегодняшний день известно о памяти добыто (получено) наукой из наблюдений за людьми, получившими травмы, которые приводили к изменениям характеристик их памяти. Но не только травмы служили и служат источниками знаний. Результаты продуманных экспериментов не только с людьми-добровольцами, но и с животными, многочисленные опыты, догадки и проверки гипотез обеспечивали накопление достоверных знаний о памяти и о мозге в целом.

Каждый из нас сталкивался с ситуацией забывчивости (где оставлены очки, или ключи, где припаркован автомобиль и т.п.). Эпизодические воспоминания часто привязаны к месту и времени. Некоторые животные понимают постоянство объекта — их память содержит знание о том, что что-то существует, даже если оно находится вне поля зрения. Восточные пестрокрылые птицы-носороги являются одними из немногих живых существ (пернатых), которые обладают таким навыком. Об этом пишет Science Alert.

Понимание постоянства объекта может пригодиться птицам во время того, как гнездящиеся самки прячутся от посторонних глаз в дуплах, а самцы приносят им еду. В этом исследовании шесть восточных пестрых птиц-носорогов прошли тестирование на постоянство объектов, включая серию из семи стандартных задач Пиаже, включающих видимые и невидимые смещения.

 Поэтому для выживания потомства мужские особи птиц-носорогов должны осознавать, что их пара существует в реальности даже тогда, когда ее не видно. Исследование когнитивных способностей птиц

Пример 1. Чтобы увидеть, насколько навык развит у пернатых, исследователи из Национального университета Сингапура протестировали шесть птиц-носорогов. Их обучили указывать клювом на лакомство, которое они видят. После этого лакомство накрывали одним красным стаканом, а после перекладывали под другой. Все 6 птиц всегда указывали на тот стакан, под которым находилось угощение. Таким образом им удалось продемонстрировать понимание видимого перемещения.

Затем в программу опыта внесли изменения: угощение сначала прятали под маленькой красной коробочкой, после чего коробочку накрывали стаканом, там перекладывали под него угощение, а затем показывали пустой коробочку, под которую изначально убирали вознаграждение. Только три птицы смогли понять, что корм находится под последним стаканом, хотя они не видели перемещение.

Специалисты прокомментировали результаты, сказав, что понимание невидимого перемещения более сложное. Оно включает интеграцию различных когнитивных навыков, в том числе память, пространственное мышление и логический вывод.

Интересно, что три птицы, которые не прошли последний этап, не имели опыта размножения. По словам ученых, это может быть совпадением, поскольку тестировалось всего шесть пернатых. Однако исследователи не исключают, что навык понимания невидимого перемещения приобретается во время кормления или получения пищи от партнера.

Ученые намерены проводить дальнейшие исследования, чтобы выяснить, обладают ли птицы-носороги другими когнитивными способностями.

Пример 2. Для изучения такой эпизодической памяти у ее обладателя (птички) российским ученым Д. Ароновым был разработан эксперимент. Для эксперимента была выбрана не простая птичка, а черношапочная гаичка, о которой известно, что она прячет свой корм более чем в тысяче мест в природе, а в последствии отыскивает эти места и извлекает корм.

Результаты исследования, посвященного кодированию информации в мозге птички, были опубликованы в биологическом журнале Сell.

Оказалось, что у этих птичек из семейства синиц, в момент закладки пищи (зерен) в тайники активируются в мозге уникальные нейронные паттерны (образы, схемы). Исследователи сравнили их с уникальными штрих-кодами. Когда птички возвращаются, чтобы забрать запасенные семечки, в их мозге (в гиппокампе) вновь появляются те же образы.

Гиппокамп – это отдел мозга, отвечающий за пространственную и, возможно, эпизодическую память. Согласно теории, события как бы откладываются благодаря нейронам области и каким-то образом шифруются.

Ученые давно поняли, что гиппокамп мозга (часть мозга, отвечающая за обработку пространственной информации) это место, где возникает эпизодическая память, но не совсем понимали, как именно кодируются воспоминания. Чтобы выяснить как это происходит у синичек ученые сконструировали квадратные полигоны (арены).

Полигон представлял собой плоскую ограниченную территорию, разбитую на четыре сегмента с кормушками, содержащими семена. Всего на территории было создано 128 тайников, оборудованных клапанами (крышечками) или ячейками-тайниками, число которых было выбрано достаточно большим. Каждая такая ячейка снабжалась клапаном, который при нажатии открывался. Поведение птиц фиксировали семь видеокамер, одна из которых следила за местами с пищей. Регистрация нейронной активности мозга осуществлялась вживленными в мозг сверхлегкими электродами (имплантами). Птицы могли «добывать» семечки и прятать их в ячейки-тайники, закрытые клапанами.

В результате выяснилось, что запоминание вызывает в гиппокампе гаичек особую активность. Она заключается в двух паттернах: первый – пространственный, который включается как при закладке семян, так и при посещении того же места; второй ученые назвали «штрих-кодом», и он возникал тогда, когда пернатые закладывали пищу в тайник, тем самым возбуждая некоторое подмножество нейронов, подавляя активность других.

По мнению специалистов, «штрих-коды» представляют собой память, сформированную в результате запоминания тайников. Реактивация закодированной информации происходила в те моменты, когда птица искала конкретную. кормушку и касалась ее клювом. При этом «штрих-код» записывал каждое уникальное событие, даже если их было несколько, и они случались в одном месте.

Исследователи подчеркнули, что пока что полученные результаты не распространяются на память млекопитающих, ведь устройство их мозга сильно отличается от птиц. Также, как отметили ученые, неясно, в какой степени полученные данные можно применять к другим формам эпизодической памяти.

Ранее птицы-носороги показали, что они обладают навыком понимания постоянства объекта.
Ранее ученые установили, что собаки запоминают, куда человек спрятал еду.

Необычная память и ее проявление

Большинство людей с феноменальной памятью — саванты.
Синдро́м сава́нта
саванти́зм — редкое состояние, при котором люди с интеллектуальными
или когнитивными нарушениями демонстрируют выдающиеся способности или таланты в определённых узких областях. Эти таланты могут проявляться в различных сферах, включая математикумузыкуискусствопамять и другие. Хотя синдром саванта часто ассоциируется с расстройствами аутистического спектра (РАС), он также может встречаться у людей с нормальным или высоким уровнем интеллекта.

В мире существуют люди-уникумы, которым феноменальная память дана от рождения. Такие люди могут отличаться в том, что именно они способны запоминать лучше всего, но объединяет их способность быстро и точно воспроизвести огромные объемы информации спустя дни, недели и годы после того, как они ее запомнили. Например, рекорд по количеству знаков числа π, которые смог запомнить человек, на сегодняшний день принадлежит японцу Акире Харагучи: он смог запомнить 111 700 знаков!

В 1991 году прошел первый чемпионат мира людей-уникумов по запоминанию, и с тех пор такие соревнования проводятся ежегодно. Как и во многих молодых видах спорта, участники таких соревнований стремительно бьют рекорды: победители смогли запомнить за 15 минут 1168 цифр, 809 абстрактных картинок и 335 случайных слов. 

Необычной памятью отличаются некоторые люди:
Ким Пик, человек с феноменальной памятью, запоминал до 98 % прочитанной информации;
Джилл Прайс, женщина с редким свойством памяти — гипертимезия;
Соломон Шерешевский — эйдетическая память;
Юрий Горный — память, устный счёт и др.

Феноменальная память, способна осложнить человеку жизнь: такие люди могут вспомнить любой день своей жизни в мельчайших подробностях, но испытывают большие проблемы с тем, чтобы анализировать полученную информацию, делать на ее основе выводы и обобщения и принимать решения. За все необычное приходится чем-то платить. Абсолютную память сложно назвать хорошей штукой, когда дело доходит до того, чтобы эффективно ею пользоваться.

Заключение

Память - одно из основных психологических понятий наряду с восприятием, сознанием и мышлением. Память можно понимать как изменение способности индивидуума реагировать определенным способом на некоторый стимул (сигнал).
Когда мы чему-то выучились, к чему бы это не относилось, мы изменились таким образом, что теперь выдаем подходящие ответы. Когда мы действительно чего-то не знаем и не помним, это происходит потому, что наша ЦНС не способна переработать входной сигнал в специфический выходной сигнал.
При длительном использовании реакций или навыков человек становится стойким к изменениям. Даже страдающий амнезией человек, забывший свое имя и адрес, вспомнит как сказать на родном языке о том, что он не может вспомнить

Литература

·         Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968;
·         Арден Джон. Развитие памяти для «чайников». Как улучшить память = IMPROVING YOUR MEMORY FOR DUMMIES. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 352. - ISBN 0-7645-5435-2.
·         Аристотель «О памяти и припоминании»; Плотин «Об ощущении и памяти»; Поль Рикёр. Память в культуре Древней Греции
·         Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004
·         Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. — М.: Прогресс, 1980.
·         Бериташвили И. С. Память позвоночных животных, её характеристика и происхождение, 2 изд., М., 1974;
·         Боднар А. М. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Российской Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. — 100 с. ISBN 978-5-7996-1262-7
·         П. Гири. Память // Словарь средневековой культуры; Ю. Арнаутова. Memoria (Средневековье)
·         Ф. ЙейтсИскусство памяти // СПб.: Университетская книга, 1997, с. 6-167.
·         Конорски Ю., Интегративная деятельность мозга, пер. с англ., М.,1970;
·         Лурия А. Р. Нейропсихология памяти.- Москва: «Педагогика», 1974.
·         Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста). — М. : Эйдос, 2019. — 88 с. (с рис. В. Гончар). Первое издание — М.: МГУ, 1968.
·         Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб.: Питер, 2001.
·         Месяц С. В. Трактат Аристотеля «О памяти и припоминании» // Вопросы философии. М.:,2004. № 7. С.158-160.
·         П. НораПроблематика мест памяти // Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999, с. 17-50.
·         Нуркова В. В. Память. Общая психология: в 7 т. под ред. Б. С. Братуся. Т.3. — 2-е изд. — Академия Москва, 2008. — 318 с
·         Поль РикёрТрадиция внутреннего усмотрения (Августин о памяти)
·         Почему сон укрепляет память / Наука и жизнь
·         Психология памяти: Хрестоматия / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова
·         Роговин М. С. Проблемы теории памяти.- М., 1977.- 182 с.
·         С. Роуз Устройство памяти от молекул к сознанию.- М.: «Мир», 1995.
·         Сергеев Б. Тайны памяти. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. — 299 с. - ISBN 5-222-08190-7.
·         Соколов Е. Н. Механизмы памяти, М., 1969.
·         Трошихина Ю. Г. Филонтогенез функции памяти. — Л., ЛГУ, 1978. — 189 с.
·         Узелки на память / Наука и жизнь
·         Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007.
·         Шенцев М. В. Информационная модель памяти., СПб., 2005.
·         Хильда Истбю, Ильва Истбю. Это мой конек. Наука запоминания и забывания = Å Dykke Etter Sjøhester: En bok om hukomХmelse / переводчик Дарья Гоголева. — М.: Альпина нон-фикшн, 2020. — 318 p. — ISBN 978-5-00139-293-4.

Автор: VAE

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js