Привет! Меня зовут Петр Михнюк, я представляю поддержку системного ПО в К2Тех.
В конце сентября компания Microsoft отключила российских пользователей от своих сервисов. Перестали работать Teams, корпоративные учетки Office 365, EMS Azure и все остальное. Они не дождались, пока оплаченная подписка у компаний закончится, а отрубили всех, в том числе и тех, у кого подписка была проплачена еще на полгода вперед. Услуга перестала поставляться, хотя договор есть.
Мы склонны полагать, что следом за гигантами более мелкие вендоры-поставщики системного ПО последуют той же тенденции. В связи с этим на рынке может возникнуть дилемма: либо строить и поддерживать инфраструктуру на западном ПО, либо переходить на российские решения. В первом случае есть риск столкнуться с проблемами обновления ПО, во втором – далеко не все решения, доступные на российском рынке, способны сегодня заместить западные.
Бизнес уже не может легально покупать иностранное лицензионное ПО, и либо сидит на старых версиях и ищет пути «достать» для них обновления, либо пытается «спиратить» свежие версии.
Отключение Microsoft — еще один звоночек для компаний, который намекает, что нужно задумываться о миграции уже сейчас, или хотя бы подготовить план миграции на случай катастрофы, как случилось с Microsoft (а еще с ClickUp и многими другими за последние месяцы).
Есть ли финансовый смысл в импортозамещении и чего можно ждать? Делюсь своими мыслями после завершения множества корпоративных миграций. Будет много примеров, так что, может, кто-то здесь узнает свой случай.
Начало нового импортозамещения
В 2014 году президент РФ распорядился ускорить разработку и внедрение российского программного обеспечения. Но, кажется, тогда к этому отнеслись недостаточно серьезно, и когда зарубежные вендоры стали спешно покидать наш рынок, многие компании оказались к этому не готовы.
Вспоминается показательный случай. В 2022 г. к нам пришла компания со словами:
«Коллеги, все пропало, спасите-помогите, мы не знаем, как быть».
У них был большой контракт с Cisco. Они использовали комплексное решение, включавшее серверы, коммутаторы, сетевое оборудование и виртуализацию на базе VMware. Cisco также обеспечивала техническую поддержку всей инфраструктуры. После ухода Cisco с российского рынка коллеги остались у разбитого корыта. На их площадке гудели две стойки с серверами, доступов к ним уже не было.
Мы предложили способы восстановления администраторских паролей, чтобы вернуть клиенту контроль над оборудованием и ПО. «Вы же уже заплатили, у вас есть контракт. Совершенно законно можно использовать Cisco и VmWare еще несколько лет», — говорили мы. Однако реакция заказчика оказалась удивительно категоричной: «Нет, мы с этим больше никогда не свяжемся!». Вместо этого клиент попросил экстренно перевести инфраструктуру на российские решения. Такой вот ПТСР. В итоге компания инвестировала значительные средства в переезд и доработку отечественного софта в экстренном режиме.
Подобных случаев много. Решения приходилось искать на месте, иногда буквально рисуя схемы на салфетке во время встречи с представителями заказчика. Внедрение «с колес» без возможности длительного тестирования:
-
Разворачивали домен, переводили туда часть пользователей.
-
Решали проблемы, возникающие у пользователей.
-
Параллельно шли к полному внедрению новых, еще полусырых продуктов и правили баги.
-
Вели дальнейшее развертывание инфраструктуры и одновременно оказывали ТП
Классическая схема, согласно которой сначала происходит внедрение, потом подписываются акты, а затем начинается техподдержка, в 2022 году рухнула. Новым стандартом стало одновременная работа над этими этапами. Более того, теперь интегратор часто вовлекается в доработку самого продукта, адаптируя его под конкретные нужды клиента прямо в процессе внедрения.
В настоящее время ситуация постепенно стабилизируется, во многом благодаря усилиям разработчиков отечественного ПО, но все равно приходится быть и швецом, и жнецом… Никогда не знаешь, с какой проблемой столкнешься в следующий раз.
Стоит ли удивляться, что спрос на внедрение отечественного ПО вырос еще до осложнения отношений с Microsoft. Многие компании рассматривают этот переход как страховку — способ минимизации рисков.
Риски использования западного ПО в текущих реалиях
1. Классические ИБ-риски
Само собой, эта проблема возникает из-за отсутствия поддержки и обновлений. Даже в случаях, когда их можно установить официальным путем, клиенты опасаются. Вдруг с патчем установится какой-нибудь механизм, который потом заблокирует работу продукта или сотрет все данные? Получилось два пути, и оба плохие:
-
продолжать пользоваться иностранным ПО без обновлений, наблюдая за тем, как в нем находят все больше уязвимостей;
-
ставить патчи от вендоров и рисковать, что ПО перестанет работать.
В настоящее время большинство заказчиков, которые еще не перешли на российское, склоняются ко второму варианту. Кажется, что риск получить неожиданный удар от вендора, все же ниже, чем быть взломанным.
2. Риск попасть под закон Мерфи
«Если что-нибудь может пойти не так, оно пойдет не так», — кажется, это правило в последнее время особенно актуально. Допустим, государство запретит использование западного ПО определенных компаний или система отключится из-за санкций в самый неподходящий момент.
Описанный случай наглядно демонстрирует критическую важность надежности ИT-инфраструктуры в некоторых отраслях. Заказчик подчеркивал, что приоритетом для них является не финансовая выгода, а безопасность сотрудников, работающих с промышленным оборудованием. Внезапный программный сбой может серьезно навредить сотням людей на площадке, компании и даже экологии целого региона. Поэтому заказчик был готов потратить любые деньги за срочный переход на надежное решение. Но есть ли они на российском рынке?
Насколько зрелыми являются отечественные продукты по сравнению с западными аналогами?
Типичный российский вендор представлен на рынке чуть больше нескольких лет. Он опирается на опыт других продуктов, нередко с открытым исходным кодом, которые могут развиваться около десяти лет (Astra Linux — все пятнадцать). Однако его нельзя сравнивать с Microsoft, выпускающей свои продукты с 1980-х годов. Это разные весовые категории, как если в боксе новичок выходит на ринг против опытного тяжеловеса. Тем не менее, иногда новичок оказывается более подвижным и готов выйти на ринг за минимальное вознаграждение.
Подобная ситуация наблюдается сейчас с российским программным обеспечением. Разработчики оперативно вносят изменения, зачастую учитывая требования конкретного заказчика.Обновления выходят довольно часто.
Поэтому в ограниченных инсталляциях, в компаниях среднего размера (условно, до 200 человек) — переход получается достаточно легко. У нас есть опыт поддержки проектов, где все на удивление прошло почти без сучка и задоринки.
Например, проект с российской фирмой. У них случилось классическое отключение от ресурсов материнской западной компании. Компания оказалась одной из первых, кто пришел к нам за помощью весной 2022 года. Нам предстояло полностью заменить их офисное программное обеспечение, включая почтовую систему, службу каталогов и даже операционные системы на всех компьютерах пользователей.
Была развернута отечественная служба каталогов на базе ALDpro, базовые службы файлового хранилища и обмена, почтовая система, Р7-офис и прочее ПО. На всех рабочих местах теперь используется Astra Linux. В результате компания полностью избавилась от зависимости от европейских и американских программных продуктов.
Поначалу переход давался компании нелегко. Мы устраивали встречи каждую неделю, делали багфиксы, искали решения. Сотрудники приходили к нам с натянутыми улыбками.. Однако вскоре они заметили, что тикетов стало меньше, а проблемы уходят, софт начинает работать как ожидалось.
Первые три месяца была сплошная боль, потом пришла стадия принятия, а теперь уже почти 2 года они просто работают. У компании появилась уверенность в стабильности используемых решений.
По словам сотрудников, их нынешняя работа мало отличается от прежней на инфраструктуре Microsoft. Ноутбуки функционируют полуавтономно в командировках, при этом сохраняется централизованное управление из домена. Для подключения используется VPN, а корпоративные обновления и политики устанавливаются автоматически. В целом все процессы очень похожи на прежние. Важно отметить, что в компании работает чуть более ста человек. Это облегчило процесс перехода.
Однако при значительном количестве пользователей, особенно когда их число превышает тысячу, внедрение отечественного программного обеспечения связано уже с другими трудностями.
Например, в одном российском сервисе каталога регулярно возникает проблема с синхронизацией пользователей между контроллерами. Периодически ее приходится решать вручную. В отличие от решений Microsoft, где эти процессы автоматизированы и эффективно работают даже с сотнями тысяч пользователей, отечественное ПО пока не достигло такого уровня надежности.
При превышении порога в 1000–1500 пользователей начинают возникать различные проблемы с инфраструктурой. В такой ситуации компании необходим либо собственный квалифицированный ИT-отдел, либо надежный партнер для постоянной поддержки и обслуживания системы.
В небольших компаниях можно полностью отказаться от импортного программного обеспечения. Однако в средних организациях доля зарубежного софта за редким исключением обычно составляет 60–70%. . Крупные компании чаще всего используют гибридную модель с примерно равным соотношением отечественного и импортного ПО.
Мы обслуживаем несколько крупных организаций, где количество подключенных пользователей достигает десятков тысяч. В них присутствуют все ранее упомянутые проблемы. Пока что полный переход на отечественное программное обеспечение в таких масштабах невозможен по техническим причинам.
Уровень развития отечественных программных продуктов можно сравнить с решениями 2000-х годов. Современные предложения российских разработчиков примерно соответствуют продуктам Microsoft тех лет по функционалу, хотя интерфейсы, конечно, красивые. Таким образом, в плане технологического развития программного обеспечения мы отстаем примерно на два десятилетия, и это особенно чувствуется в случае высоконагруженных систем.
Некоторые вещи работают вполне неплохо. К ним относятся электронная почта, решения для работы с документами и электронными таблицами, а также для организации видеоконференций. Однако всякие удобные фичи, к которым пользователи привыкли в продуктах Microsoft, обычно отсутствуют. Например, во многих российских решениях пока нет автоматического бронирования переговорных комнат по письму, были проблемы с отображением пересекающихся встреч в календаре, сложности с синхронизацией встреч в разных часовых поясах и ряд других мелких неудобств.
Положение отечественных разработчиков несколько облегчается тем, что крупные международные компании уже проложили путь в своих областях. Microsoft в сфере базовой инфраструктуры и офисных приложений, VMware в виртуализации, Cisco в сетевых технологиях – все они были первопроходцами и сталкивались с наибольшими трудностями. Теперь у российских производителей есть ориентиры для развития и понимание перспективных направлений. Каждый проходящий год в сфере импортозамещения сейчас легко можно считать за три - пять.
Чего не хватает
Наиболее заметный недостаток отечественного программного обеспечения – отсутствие развитых экосистем, аналогичных предлагаемым Microsoft. Покупаешь набор от вендора и там уже и core infrastructure в виде службы каталогов, файловых серверов, принт серверов, и почта, и Skype for Business (или Teams) для видеоконференций, и SharePoint для веб порталов, и базы данных, и все остальное необходимое есть и работает “из коробки”. Ключевое преимущество такого подхода — простота интеграции компонентов между собой. Купил, поставил — 90% задач моментально закрыты.
Похожих на конструктор Microsoft вариантов в РФ пока не много:
-
Экосистема от Astra - включает 17 ИТ-решений, в том числе средства виртуализации, управлкение доменом, резервное копирование, виртуальные рабочие места, почта, СУБД и многое другое
-
Экосистема «МойОфис» — почта, Squadus, частное облако, текстовый редактор.
-
Решения от VK — VK WorkMail, VK Teams, VK Workdisk.
Однако им еще есть куда расти.
Небольшим компаниям, которые не готовы тратиться на услуги интеграторов, очень не хватает хороших интерфейсов мастера установки. Таких, чтобы ответил на 10 вопросов и получил более или менее работающую конфигурацию.
Enterprise-сегменту недостает качественных систем управления бизнес-процессами, SAP или нишевого ПО.
Банкам и крупным компаниям не хватает мощных процессинговых баз данных. Такие БД должны обеспечивать высокую скорость проведения транзакций в распределенных системах с резервным копированием. Ключевое требование — устойчивость к пиковым нагрузкам.
Российские решения без тюнинга и доработок пока не справляются с высокими нагрузками. Большинство продуктов ориентированы на массовый рынок, из-за чего страдают узкоспециализированные сегменты.
Что есть
C облачными решениями в целом, как ни странно, ситуация лучше. Здесь представлены крупные игроки вроде «Яндекс.Облако» и VK Cloud, и более нишевые – Selectel, RTCloud, ActiveCloud, наше K2 Cloud и другие. Даже замену Azure при желании можно найти. Однако большинство продуктов по-прежнему скорее ориентировано на потребности частных клиентов, а не на корпоративный сектор.
Неплохо обстоят дела с виртуализацией. Кластеры работают в целом стабильно, если учитывать их особенности (к примеру, не пользоваться гиперконвергенцией, а применять классические СХД через FC). Базовые сервисы функционируют надежно, но дополнительные функции иногда нестабильны или еще не поддерживаются производителем.
В enterprise-сегменте неплохо показывают себя:
-
zVirt;
-
«Кибербекап» (с ограничениями на очень большой энтерпрайз),
-
IVA;
-
eXpress;
-
TrueConf;
-
почта и VoIP CommuniGate Pro.
Но у всех есть свои особенности. Например, «Кибербекап» не обновляет собственных агентов автоматически. Эту задачу выполняют администраторы с помощью универсальных систем управления, таких как Ansible или Puppet. Однако использование этих инструментов ставит под вопрос 100-процентное импортозамещение.
ГК «Астра» подает большие надежды в плане создания целостной экосистемы. За последние два года компания значительно расширилась. Она приобрела Tantor Labs с их СУБД, облачного провайдера Rusonyx и корпоративную почту «РуПост». Если Астра быстро улучшит совместимость продуктов «из коробки», у нее есть все шансы стать лидером рынка и создать полноценную альтернативу экосистеме Microsoft.
Замена обычных баз данных Microsoft уже реальна. Миграция сопряжена с типичными сложностями: изменением устаревшего кода приложений, обеспечением непрерывности работы, переписыванием процедур и переносом больших объемов данных. Однако при правильной настройке новые решения способны выдерживать нагрузки на уровне Microsoft SQL Server и даже больше.
Технические возможности для импортозамещения ПО у нас уже есть. Ключевой фактор успеха — экспертиза, наличие квалифицированных специалистов. На основе open source решений, таких как PostgreSQL, можно создать эффективный кластер с высокой производительностью. Однако это требует:
-
Грамотной настройки архитектуры, оборудования и программного обеспечения.
-
Оптимизации прикладного кода.
-
Глубокого понимания исходной системы и особенностей её переноса на отечественные решения.
-
Опыта реализации подобных проектов.
После внедрения необходимы тщательное тестирование, оптимизация и отладка. Важно учитывать: чем выше нагрузка и сложнее приложение, тем больше взаимосвязей и legacy-кода придется обрабатывать. Далеко не все интеграторы берутся за такие сложные проекты, особенно в сферах с повышенной ответственностью: госсекторе, нефтяной отрасли, банковском деле. Многим интеграторам выгоднее и проще выполнить несколько стандартных миграций.
Техническая поддержка: боль и слезы
Я представляю техподдержку К2Тех и часто сталкиваюсь с необходимостью исправлять ошибки предыдущих специалистов, так что для меня это очень близкий вопрос.
Приведу пример из практики двухлетней давности. Речь о российском разработчике офисных продуктов — аналогов Microsoft Office. Их решение включает серверную часть и пользовательский пакет.
Одна крупная организация приобрела более 20 тысяч лицензий офисного продукта. После внедрения выявились серьезные проблемы производительности. Например, отправка на печать документа объемом 10–15 страниц занимала до 15 минут. Сам процесс печати требовал еще примерно столько же времени.
Понятно, с какой волной негодования от пользователей они столкнулись. Мы с представителями организации обратились в службу поддержки разработчика. Выяснилось, что единственный способ связи — электронная почта. Телефонная поддержка отсутствовала. Получается, что компания пишет письмо в свободной форме о своих невзгодах, отправляет по емейлу, и даже не получает никаких подтверждений, что оно дошло до адресата – никаких статусов, ни даже номера тикета. И это у вендора, который продает свой продукт на сотни тысяч пользователей!
Позже мы встретились с представителями разработчика. На вопрос о судьбе обращении они ответили: «Мы не знаем, когда это будет исправлено». Когда мы поинтересовались, как можно это выяснить, нам предложили отправить очередной запрос на email о статусе предыдущего запроса.😨
Эта ситуация иллюстрирует распространенную проблему отечественных разработчиков ПО. Многие из них уже инвестируют в разработку продукта и офисную инфраструктуру, но часто недооценивают важность качественной службы поддержки. Недостатки в этой сфере — одна из главных проблем при внедрении отечественного программного обеспечения.
Часто от разработчиков можно услышать: «Да, этот баг существует, мы исправим его позже». На уточняющие вопросы о сроках ответ обычно: «Пока не знаем».
Только после того, как мы обсудили это с руководством некоторых вендоров, ситуация начала меняться.
Часть разработчиков внедрила базовые системы отслеживания ошибок, например, Bugzilla. Это немного упорядочило процесс. Однако многие отечественные разработчики ПО до сих пор не имеют личных кабинетов для пользователей. Отсутствует возможность просмотра истории обращений и ответов на них. В целом качество организации технической поддержки пока остается слабым местом в процессе импортозамещения ПО.
Финансовая выгода от перехода
Ситуация в индустрии программного обеспечения напоминает рынок российских автомобилей. За последние годы стоимость софта резко выросла, но качество не улучшилось. Сдерживает рост цен только хартия, подписанная Минцифрой и разработчиками весной прошлого года. Она установила максимальный порог роста цен на уровне инфляции в РФ плюс 15%. Именно такое повышение мы и наблюдаем. Цены могли бы вырасти еще сильнее, ведь значимых альтернатив на рынке нет.
Экономические аспекты перехода на российское ПО, на мой взгляд, отсутствуют. Почему? Компании уже приобрели западное ПО с обновлениями и поддержкой. Теперь им приходится повторно тратиться на российские аналоги. Это включает оплату лицензий, процесса миграции и услуг специалистов для внедрения нового софта. Использование привычного ПО было бы выгоднее, но опять же, когда выхода нет…
Кроме того, важно понимать, что у каждого российского вендора своя ценовая политика. У западных компаний, давно работающих на рынке, ценовая политика более однородна. Обычно при покупке основной версии продукта все обновления в рамках этой версии предоставляются бесплатно. Если клиент хочет перейти на более новую версию, он оплачивает только разницу в стоимости.
Это прекрасно работает для продуктов, которые выпускаются раз в 3–5 лет. Возьмем, к примеру, Microsoft Windows. Пользователи могут планировать расходы на обновления.
Некоторые российские разработчики предлагают пожизненные лицензии, но в большинстве ситуация иная. Обновления выходят часто и нерегулярно: от трех раз в год до двух раз в месяц. Четкого графика релизов нет, и регулярно, но всегда неожиданно оказывается, что «за следующее обновление нужно доплатить».
В таких условиях даже просто сравнить стоимость владения двумя отечественными продуктами крайне сложно, особенно для заказчика, не погруженного в рынок. Ключевую роль играют условия, прописанные в лицензионном соглашении мелким шрифтом.
Как мы помогаем компаниям сжиться с новым ПО
Самое простое — это информирование. Нашей компанией разработан информационный буклет с обзором и сравнением ведущих продуктов на рынке. Вариантов сейчас очень много, у всех свои плюсы и минусы, и часто у заказчика просто нет времени, чтобы разобраться самостоятельно.
В текущем году наша компания создала типовые планы миграции инфраструктур. Хотя в универсальном виде они подходят только для малых и средних компаний, эти планы дают четкое представление о процессе переноса домена, ферм терминалов и серверов баз данных. Они включают информацию о необходимых ресурсах, временных затратах и стоимости. Для наиболее распространенных задач, таких как перенос серверов баз данных под 1С, процесс стал более предсказуемым.
В 90% случаев для заказчика процесс начинается как обычная миграция на новое программное обеспечение, которая не предвещает беды. Им поднимают инфраструктуру, ее строят, строят, строят… три месяца, полгода... Потом наконец переключают, говорят — вот, смотрите, письмо ушло, письмо пришло, все работает, все хорошо. Заказчик подписывает акт, начинает активно пользоваться, и тут-то все и начинается.
Поэтому на плечи технической поддержки ложится миссия максимально помочь адаптироваться к новым условиям после завершения миграции. Мы активно делимся накопленным опытом. Наш подход отличается проактивностью: мы не ждем поступления тикетов с проблемами, а стремимся предвидеть потенциальные сложности.
В течение первых двух месяцев после начала поддержки нового ПО мы проводим еженедельные часовые встречи с клиентами. На этих сессиях мы обсуждаем текущие трудности, пожелания и актуальные задачи. Мы делимся обезличенным опытом других обслуживаемых нами компаний. Часто само осознание того, что клиент сталкивается с типичной ситуацией, уже помогает сберечь силы и нервы.
Мне кажется, в этом главная ценность интегратора – огромная насмотренность. На данный момент мы обеспечиваем поддержку более 90 различных заказчиков, включая десяток крупных компаний. Только наша группа поддержки СУБД обеспечивает поддержку работы 40 разных заказчиков. В таких условиях хочешь не хочешь, а опыта наберешься. За годы работы мы столкнулись с множеством нестандартных проблем. Зато все стали профессионалами в своем деле.
Промежуточные итоги: что происходит с миграцией корпоративного ПО после 2,5 лет
Миграция программного обеспечения сопряжена с серьезными трудностями. Основные проблемы включают недоработанный софт, неэффективную техническую поддержку и нехватку решений для специализированных задач, особенно в сфере баз данных с высокой нагрузкой. И все же, ситуация оказалась не такой критичной, как прогнозировали два с половиной года назад. Большинство экспертов ожидало более серьезных последствий.
Вопросы, которые нам обычно задают перед миграцией, звучат примерно так:
-
А этот автомобиль нормально едет?
-
А у него тоже четыре колеса, руль и педали?
-
А он хорошо поворачивает и тормозит?
-
А не разваливается, когда набирает скорость 100 км/ч?
Ответы на все эти вопросы — да. Ехать можно, руль есть, поворачивает и не разваливается. Российское ПО, заменяющее западные продукты, уже вполне пригодно к повседневной эксплуатации. Импортозамещение в ИT-индустрии работает гораздо лучше, чем у «АвтоВАЗа». А за счет более личного и точечного подхода — некоторые продукты даже в чем-то превосходят западные аналоги. Пусть даже возиться с ними приходится заметно больше.
Эксперимент еще не закончен, увидимся с вами еще через 2,5 года. Моя ставка — появится еще больше продуктов, техподдержку наладят, а общий уровень ПО вырастет из-за апдейтов. Вместо начала 2000-х мы, возможно, постепенно перейдем в начало 2010-х а возможно и даже в 2020-е.😉
Автор: PMikhnyuk