Захотел сделать небольшой обзор о методологии постановки целей, которая в последнее время стала очень популярной в бизнес‑тусовке — WIGs (Wildly Important Goals). Расшифровывается это как «безумно важные цели». Звучит уже круто! Но в чем же суть?
Представьте, что вы решили накачать кубики к лету. Вы могли бы поставить себе кучу целей: бегать по утрам, качать пресс, есть брокколи, запивая протеином и все в таком роде. Но давайте будем честными, скорее всего, вы забьете на все это через неделю.
А теперь представьте, что вы выбрали одну, но очень‑очень важную цель — пробежать марафон. Это и есть ваша WIG. Теперь все ваши действия подчинены этой цели. Утренние пробежки — чтобы подготовиться к марафону. Здоровое питание — чтобы быть в форме для марафона. Даже пивко с друзьями в пятницу вечером — не, ребята, завтра на тренировку.
Так же работают WIGs и в бизнесе. Вы выбираете одну (ну максимум две) «безумно важные цели» на ближайший период, обычно квартал, и фокусируете на них все усилия команды. Все, что не работает на достижение этих целей — безжалостно отметается.
WIGs vs OKR и KPI
«Ну и?», — скажете вы, — а чем WIGs отличаются от OKR, KPI и прочих уже понятных методик и показателей эффективности?» Отличия есть, и вот главные из них:
-
WIGs — это про фокус. Одна‑две цели, и точка. Никакой распыленности.
-
В WIGs важно не только то, что вы делаете, но и то, что вы НЕ делаете. Все лишнее — на фиг.
-
WIGs — это про прорывы и достижения, а не про рутину и поддержание штанов. Ваша цель должна быть настолько безумной, чтобы у остальных волосы дыбом вставали.
Как WIGs работает на практике?
Теория теорией, но как же применить эту методологию WIGs в реальной жизни? Примерно вот так:
-
Закройтесь с командой в комнате и не выходите, пока не определите свою «безумно важную цель» на квартал. Цель должна быть конкретной, измеримой и слегка пугающей.
-
Составьте список всего, чем вы занимаетесь сейчас. Безжалостно вычеркните все, что не работает на вашу WIG. Да, будет больно. Но оно того стоит.
-
Повесьте свою WIG на видное место. Пусть все участники команды ее видят и не забывают!
-
Каждую неделю собирайтесь на 15 минут и обсуждайте, как продвигается работа над WIG. Празднуйте маленькие победы, разбирайте засады.
-
Повторяйте п.1–4 каждый квартал. Не расслабляйтесь!
Ну и где это работает?
Если вы думаете, что все это звучит как очередная управленческая панацея, то вот вам реальные кейсы:
-
Marriott (которые отели) увеличили удовлетворенность клиентов на 20% за 2 года, сфокусировавшись на одной WIG.
Команда Marriott определила свою «безумно важную цель» как увеличение индекса лояльности гостей (Guest Satisfaction Index) не менее чем на 20% в течение 2 лет. Все остальные инициативы и проекты, которые не работали напрямую на эту цель, были отложены или отменены.
Главную WIG каскадировали на все уровни организации. Каждый отель и каждый сотрудник, от горничных до менеджеров, получил свою мини‑цель и план действий. Например, на уровне отеля целью могло быть повышение оценки чистоты номеров, а на индивидуальном уровне — обеспечение идеальной чистоты определенного количества комнат в день.
Для мониторинга прогресса в Marriott внедрили еженедельные короткие митинги на всех уровнях. На них сотрудники отчитывались о своих результатах, обсуждали сложности и лучшие практики. Такой ритм позволил быстро выявлять проблемы и эффективные решения и масштабировать их на всю сеть.
Огромное внимание уделялось вовлечению и мотивации персонала. Каждый сотрудник четко понимал, как его личный вклад помогает достичь общей цели. Лучшие команды и сотрудники публично признавались и награждались.
Уже через год индекс удовлетворенности гостей вырос на 12%, а к концу второго года — на целых 20%. Причем эта цифра была достигнута не за счет единовременных акций, а за счет реального устойчивого повышения качества сервиса.
-
Coca‑Cola подняла продажи на 17% без увеличения маркетингового бюджета, выбрав правильные приоритеты. Глобальной целью стало увеличение продаж на 15% в течение года за счет фокуса на самых прибыльных продуктах и каналах продаж. На уровне региональных офисов и отделов продаж эту цель каскадировали до конкретных показателей по увеличению дистрибуции, выкладки товара на полках, промо‑активностей и т. д. Ключом к успеху стало вовлечение в процесс партнеров — розничных сетей и дистрибьюторов. Компания инвестировала в их обучение и мотивацию, чтобы они также были нацелены на достижение общих WIGs. В итоге продажи выросли на 17% без увеличения маркетингового бюджета на рекламу. А главное, фокус на ключевых продуктах и каналах позволил оптимизировать ассортимент и повысить общую маржинальность бизнеса.
-
Или вот еще одни отельеры. Ritz‑Carlton славится своим безупречным сервисом, но даже у них есть возможности для улучшений. Компания решила применить WIGs, чтобы вывести качество обслуживания на новый уровень.
Ключевой целью стало добиться того, чтобы не менее 95% гостей оценивали сервис на «отлично». Эту цель каскадировали до уровня каждого отеля и каждого сотрудника. Например, цель консьержа могла звучать как «обеспечить выполнение не менее 10 нестандартных запросов гостей в день».
Огромное внимание уделялось созданию культуры «восхищения гостя». Сотрудников поощряли проявлять инициативу, предвосхищать желания клиентов, делать для них что‑то особенное. Лучшие идеи и практики мгновенно распространялись по всей сети.
Результат — доля гостей, оценивающих сервис Ritz‑Carlton на «отлично», выросла до 97%. А сама методология стала неотъемлемой частью культуры обслуживания в компании.
К данной методологии прибегали и датский инвестиционный Saxo Bank и британский ритейлер Tesco.
WIGs — это про фокус, амбиции и безжалостные приоритеты. Это не волшебная пилюля, но работающий инструмент для достижения выдающихся результатов.
А если вы думаете, что ваша компания слишком большая, слишком маленькая, слишком сложная или слишком простая для WIGs — отбросьте сомнения. Просто попробуйте иначе не узнаете!
P. S. Если вам понравилась эта статья и вы хотите получать больше полезных советов, обзоров и интересных историй из бизнеса, управлению — заглядывайте на мой телеграм‑канал Записки стартапера. Там я регулярно делюсь своими находками, лайфхаками и просто интересными мыслями. Будет круто, если вы присоединитесь! Но даже если нет — все равно ставьте крутые цели и достигайте их.
Автор: StargazerXIII