Привет! Мне нравятся универсальные электрогитары, способные выдавать и «жир», и «стекло». Если речь идёт о телекастере, то моему сердцу мила нэшвилловская модификация, заключающаяся в добавлении третьего датчика.
Но сегодня я собираю инструмент с тонким полуполым корпусом, прочность которого может пострадать от фрезеровки под средний звукосниматель.
Придётся пойти другим путём, а именно добавить электронный фильтр, причём пассивный, не нуждающийся в батарейках или аккумуляторе и всегда готовый к работе.
▍ Полуакустики бывают разные
Инструмент с полым корпусом без сустейн-блока — центральной несущей доски, на которой держатся гриф, кобылка и всё остальное — легко отличить от полуполого по способу крепления струнодержателя.
В первом случае он закреплён рядом с нижней пуговицей под ремень или даже вместе с ней. Усилие натяжения струн — несколько десятков килограммов силы — распределяется между обечайкой и деками.
Струнодержатель полуполой гитары крепится привычным нам образом — к сплошной доске сустейн-блока.
Именно такой «тонкий» (thinline) телекастер с полуполым корпусом из конструктора Harley-Benton Electric Guitar Kit TL T-Style я буду сегодня собирать, и мне хочется наделить его «нэшвилловскими» функциями.
Если обычные «мясистые» деки Aria Pro II Jet-TL и DIY-набора IRIN позволяли смело фрезеровать углубление под средний звукосниматель, то в данном случае это просто перерезало бы сустейн-блок.
Я не хочу снижать механическую прочность облегчённого корпуса инструмента, и поэтому обойдусь двумя керамическими синглами из комплекта.
▍ Для чего такие сложности?
Кстати, корпус гитары сделан таким не только ради уменьшения массы и привлекательного оригинального дизайна. Полость с голосником-эфой представляет собой сооружение, передающее энергию механических колебаний от струн воздуху и обратно.
Он полуполой электрогитары не требуется громкого и красивого акустического звучания. На неё в подавляющем большинстве случаев даже не устанавливают пьезозвукосниматель. Суть в другом.
За счёт специфического характера демпфирования струн полуполым корпусом их электрическое звучание лишается «жира» и приобретает особую «воздушность» и перкуссивность.
Конечно же, снижается и сустейн. Но музыканты уже давно научились получать от полуакустик не только «активный сустейн», но и другие звуковые и шумовые эффекты.
Речь идёт о положительной акустической обратной связи между громкоговорителями в гитарном кабинете и корпусом электрогитары. Многие гитаристы пользуются данным явлением весьма виртуозно.
▍ Что же мне делать?
Итак, в моём распоряжении дека под два телекастеровских сингла, которые мне не хочется заменять на какие-либо иные датчики. Пикгард просверлен под трёхпозиционный переключатель тумблерного типа, который без ухищрений на пятипозиционный не заменить.
Роторный переключатель под круглое отверстие — это неудобно. Изготовить новый пикгард? — Можно, но я предпочитаю по максимуму использовать то, что есть. Это и экологичнее, и аутентичнее, и ставит передо мной дополнительные творческие задачи.
Для сохранения «твэнга» и получения «стекла» я скомбинирую удачные решения из схем двух темброблоков. Первая из них — распайка чешской Jolana Disco из 1980-х годов.
Здесь нет переключателя от слова «совсем», зато «верхастый» сигнал сингла подмешивается к «жирному» сигналу хамбакера при повороте ручки регулятора тембра по часовой стрелке.
Но я буду подмешивать к сигналу одного телекастеровского сингла не просто исходный сигнал другого, а через фазосдвигающий конденсатор. Получится плавная регулировка фазового сдвига пассивным RLC-фильтром, при помощи которой я надеюсь «нарулить» хорошее «текло».
С двумя хамбакерами обновлённой котообразной гитары этот фокус получился просто прекрасно. Надеюсь, что результаты не разочаруют меня и сейчас.
Почему я пропускаю через конденсатор сигнал именно некового, а не бриджевого звукоснимателя? Дело в том, что у последнего и без того преобладают верхние частоты, которые последовательный конденсатор акцентировал бы ещё больше. Опыт с кастомным джазмастером показал это на практике.
Пикгард «тонкого» телекастера предоставляет место под два переменных резистора. Конечно, можно купить сдвоенные коаксиальные, но зачем городить такой дорогой и неудобный огород? Не хочется, чтобы электрогитара превращалась в комический пульт с космическим ценником.
Итак, со схемой регулятора тона мы определились. Так как он будет двойного действия — не только в минус верхних частот, но и в плюс определённых гармоник, номинал его потенциометра должен быть удвоенным.
Я буду использовать переменный резистор на 500 килоом с линейной зависимостью сопротивления от угла поворота. Его «нижняя» половина полностью идентична стандартной ручке тембра электрогитары с синглами, куда принято устанавливать 250-килоомные потенциометры. А «верхняя» половина будет отвечать за добавочный сигнал.
Традиционные для телекастероподобных гитар хромированные металлические ручки регуляторов целесообразно заменить на «гибсоновские» с нанесёнными делениями от 0 до 10. Это позволит визуально ориентироваться, в каком положении находится «хитрая» ручка тона.
Регулятор громкости должен быть обязательно, и для него выбран стандартный номинал 250 килоом. «Тяни-толкай» на этом регуляторе будет инвертировать полярность подключения бриджевого звукоснимателя, а подъём ручки тона включит последовательный конденсатор в цепь основного сигнала некового датчика.
Телекастеры с инверсией фазы — не редкость. Сама по себе она даёт максимально — «обезжиренное», «пустотелое» звучание. Сочетание данной опции с двумя фазосдвигающими фильтрами, один из которых регулируемый, обещает быть весьма интересным.
▍ Доработка звукоснимателя
Чтобы заменить одножильный экранированный кабель дешёвого китайского сингла на двухжильный, в данном случае разбирать звукосниматель не требуется. Достаточно отрезать старый кабель, оставив небольшой участок с внешней изоляцией.
Далее эта изоляция снимается, и осуществляется следующая распайка: шасси — на экран, оплётку — к белому проводу, и центральную жилу старого кабеля соединяем с красным проводом нового. (Это цвета того кабеля, что есть у меня. Ваш может быть с другими цветами изоляции, но принцип тот же: мы отсоединяем «холодный» вывод катушки от земли).
Не забываем изолировать оголённые сигнальные провода и места пайки термоусадочной трубкой, и наш бриджевый звукосниматель готов встать на законное место.
▍ Особенности деки
В полости темброблока обнаружилась просто уйма непричёсанных волокон древесины, часть из которых целесообразно срезать.
И не забудем проверить, входит ли штатное «Свитчкрафт стайл» гнездо под выходной джек в предназначенный для него колодец? Глазомер не подвёл. Не входит.
Ничего страшного, просто заменю гнездо на имеющееся у меня «Берингер стайл», как в конструкторах гитарных педалей от фирмы Landtone. Кроме всего прочего, тогда не придётся переживать насчёт возможного короткого замыкания, если графитовая краска попадёт на неудачное место стенки колодца.
А вы помните, с чего следует начинать сборку любого гитарного конструктора? Если нет, то напомню. Конечно же, с проверки, входит ли пятка грифа в карман деки.
Такое безобразие в конструкторах Harley-Benton мне ещё не встречалось. Дека и гриф всегда были подогнаны просто прецизионно. Даже в дешёвом конструкторе от IRIN, преподнёсшим немало неприятных сюрпризов, конкретно стыковка грифа с корпусом не вызвала никаких проблем.
И это не «ласточкин хвост», как в конструкторе CST-24.
Там просто требуется устанавливать гриф правильным способом — класть на корпус сверху, а не задвигать подобно спичечному коробку.
А здесь необходимо предельно аккуратно расширить карман деки при помощи бархатного или даже личного напильника. Сточили совсем немного, далее проверяем, входит ли, и если нет, то повторяем процесс.
Данная ситуация целиком штатная и не является следствием производственного брака. Она даже прописана в прилагаемой инструкции. Древесина — это природный композитный материал со сложной структурой, могущий изменять размеры и форму под действием различных факторов.
Однако меня не покидает впечатление, что эта дека изготовлена не на той же фабрике, что выпускает другие гитарные конструкторы Harley-Benton. Либо просто использована другая древесина с другими свойствами. Похоже на тополь.
Нижний толстый щит склеен из четырёх дощечек. Далее в нём выполнена фрезеровка, наклеен верхний тонкий щиток, тоже из четырёх дощечек, и осуществлён второй этап фрезерных работ.
Лично на мой вкус, рисунок древесины выглядит симпатично. Внешние поверхности отшлифованы практически идеально, за исключением пары мест. Заготовка корпуса обработана заполнителем пор. Царапины, вмятины и сколы отсутствуют.
▍ Экранирование гитары
Кроме переменных электрических полей от всякой всячины, в звук вашего мощного аппарата перед тысячами слушателей или вдохновенный трек, записываемый на одном дыхании, мечтают ворваться статические разряды от трения одежды об инструмент.
Учитывая вышесказанное, я всё-таки воспользуюсь самодельной графитовой краской, несмотря на применение экранированных проводов.
Поверхность деки вблизи фрезеровки под бриджевый звукосниматель и кабель от некового «испачканы» намеренно, для электрического контакта со стальной станиной кобылки и медной фольгой пикгарда. Перфекционист мог бы воспользоваться малярным скотчем для получения прямых линий, а блэк-металлист — нарисовать что-нибудь страшное.
В любом случае, скромное токопроводящее покрытие из литейного графита и полуматового акрилового лака Aquastrong будет верно нести свою невидимую службу, ограждая вашу музыку от шальных физических явлений.
▍ Декоративно-прикладная самодеятельность
Обратную сторону и обечайку электрогитары я просто затонирую самодельной морилкой из того же универсального лака и концентрированных колеров Pufamix 19 («верблюжья шерсть») и 22 («табак»), а на лицевую часть нанесу декупаж (рисовую бумагу Love2art Стимпанк 0001).
Чтобы получить более равномерное тонирование, целесообразно сделать морилку бледной и нанести её в несколько слоёв, по ходу работы корректируя неравномерность окраски.
Далее покрываю оформленные поверхности тремя-четырьмя слоями всё того же лака, который я использую и в качестве клея для декупажа. Это сверхпрочный лак для садовых дорожек, который выдержит и условия, в которых эксплуатируется электрогитара.
▍ Работаем с грифом
Перо грифа в этом конструкторе позволяет выпилить нужную нам форму.
После выпиливания и тщательной шлифовки торцов выполняю украшение декупажем и обработку лаком.
Устанавливаю колки и ретейнеры. Шурупы последних не следует затягивать слишком туго. Ретейнер должен свободно поворачиваться, чтобы избежать застревания струн.
Острые края ладов устраняются при помощи надфиля и специальных гитарных ластиков.
Работать надфилем следует осторожно, чтобы не повредить красивую кленовую накладку со стильными маркерами в виде чёрных точек.
Она покрыта тонким слоем лака и не нуждается в обработке лимонным маслом.
▍ Результаты и выводы
И наконец, можно устанавливать на деку всю фурнитуру — бобышки для крепления ремня, гнездо под джек, узел кобылки с бриджевым звукоснимателем и пикгард со всей электроникой. Останется присоединить гриф, и можно будет натягивать струны!
Отстраиваем мензуру и высоту струн над ладами, играем и слушаем, что получилось.
После всех описанных работ у меня получился красивый, лёгкий и играбельный телекастер. Темброблок предоставляет богатую палитру звучаний, в том числе близких к стратовскому «стеклу», а также к хамбакеру типа Filtertron. Эксперимент удался. В целом звук этого инструмента можно охарактеризовать как «бархатистый».
Много лет назад мне очень хотелось приобрести мастеровой полуакустический телекастер, висевший в магазине, но он стоил неподъёмных для меня денег.
Сегодня мечта сбылась. Потребовалось только собрать гитарный конструктор и немного поработать паяльником, заменив два потенциометра и добавив пару конденсаторов. Даже с дешёвыми керамическими синглами китайского производства получилось приемлемое звучание.
Дорогой фирменный звукосниматель, если он правильно выбран, хорош тем, что даёт нужный звук и отклик на звукоизвлечение сам по себе. Зато пассивные фильтры творят чудеса и способны предоставить значительную экономию без замены или перемотки имеющихся датчиков.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Lunathecat