В конце 1970-х годов завод имени Лихачева (ЗИЛ) в Москве стал местом реализации уникальной для своего времени инженерной идеи. Там построили высокотехнологичный высотный склад, в эксплуатацию его ввели в 1978 году. Проект стал частью масштабной программы промышленной автоматизации в СССР. Сегодня склада уже нет, но его история остается важной частью отечественной инженерной мысли. В этом посте расскажу, кто и зачем построил это чудо логистики, как все работало и что стало с наследием Союза.
С чего все началось
Идея создания автоматизированного склада на территории завода ЗИЛ возникла в начале 1970-х годов. Эпоха характеризовалась стремлением СССР к индустриализации и внедрению новейших технологий в производство, а вот у предприятия были с этим проблемы.
Огромные складские помещения завода обслуживали около 100 тысяч человек, то есть примерно 20% от всего штата сотрудников. Большая часть рабочих занималась малоэффективной деятельностью — транспортировали грузы при помощи тягачей и прицепных тележек. Отсутствие специализированных контейнеров для хранения отдельных деталей приводило к тому, что они просто лежали кучами в разных уголках склада. Разобраться потом, что где находится, было сложно.
Ситуация усугублялась регулярными задержками в поставках заготовок и комплектующих. В итоге рабочие сборочного конвейера теряли время, а оборудование простаивало в ожидании нужных материалов и деталей. Руководство завода решило срочно реформировать складское хозяйство.
«По уровню основных техпроцессов наши и зарубежные заводы примерно одинаковы. Основное оборудование — станки, приспособления и режущий инструмент — у нас такое же, как и за рубежом. И все же производительность труда у нас значительно ниже, чем на передовых зарубежных заводах. В связи с этим сейчас особое внимание следует уделять вопросам организации и механизации вспомогательных процессов, в частности транспортно-складских работ», — говорил перед началом изменений на заводе А. М. Плахов, главный конструктор по механизации транспортно-складских работ.
Проектирование склада стало частью программы по модернизации ЗИЛа. В разработке участвовали специалисты завода и инженеры из научно-исследовательских институтов СССР. Они собирались создать многоуровневое здание с полностью автоматизированной системой хранения и обработки грузов. Подобные идеи уже применялись за рубежом, но для СССР это было совершенно новым подходом. Спойлер: все получилось.
Как склад строился и когда начал работу
Строительство высотного автоматизированного склада на заводе ЗИЛ началось в 1971 году, когда на пост генерального директора был назначен Герой Социалистического Труда Павел Бородин. Проект курировался центральными органами власти, что подчеркивает его важность для всей промышленности страны. Над возведением работали специалисты строительных организаций Москвы и сотрудники самого завода.
Склад строился с использованием передовых на тот момент материалов и технологий. В основу легли железобетонные конструкции, которые могли выдерживать огромные нагрузки. Автоматические штабелеры и систему управления разработали инженеры из научно-исследовательских институтов.
В 1978 году склад был официально введен в эксплуатацию. Ключевые особенности объекта:
-
Общая площадь: около 11 000 квадратных метров.
-
Высота: девять этажей, что делало его одним из самых высоких складов в СССР.
-
Вместимость: до 36 000 контейнеров с различными комплектующими для автомобильного производства.
-
Автоматизация: система управления на базе ЭВМ позволяла минимизировать ручной труд.
-
Оборудование: автоматические штабелеры, которые перемещали грузы между этажами и ячейками хранения.
-
Производительность: процесс обработки грузов занимал в несколько раз меньше времени, чем на обычных складах.
Как все это работало
Уникальность объекта заключалась не только в его масштабах, но и в автоматизированных логистических процессах. Благодаря этой особенности склад мог эффективно обслуживать производственные линии завода. Система управления контролировала поступление и выдачу деталей и вела учет запасов. Это позволяло оперативно реагировать на запросы цехов.
На первом этапе поступившие на завод комплектующие доставлялись в специальных контейнерах прямо к оператору. Задача сотрудника была в том, чтобы занести в ЭВМ информацию о количестве деталей, дате их прибытия и других важных для логистики подробностях. После этого груз направлялся на первый этап распределения.
Система автоматически сортировала контейнеры по их весу, разделяя партии массой 1 000 и 2 000 кг, и направляла их к следующей операторской станции. Информация о содержимом сверялась с данными, уже внесенными в компьютер. Повторная проверка помогала избежать ошибок. Например, чтобы запчасти для автомобилей не попали в цех по производству холодильников. После подтверждения электроника определяла точное место хранения для каждого контейнера, выбирая нужный пролет и ячейку из 36 тысяч доступных на складе.
Ячейки были организованы так, чтобы обеспечить эффективное движение грузов. Контейнеры постоянно поступали на склад и покидали его, сортировались по предназначению и массе. Хранение могло занимать как несколько дней, так и недели, в зависимости от производственных потребностей.
Складская ЭВМ управляла всеми процессами. Машина работала в связке с отдельным компьютером для учета поступлений. Разработчики предусмотрели два сценария действий для ЭВМ. Они следовали заранее установленному алгоритму, записанному на магнитной ленте, или выполняли команды диспетчера. Конечно, не нужно думать, что это были «персоналки», стоявшие на столах операторов, — каждый компьютер занимал половину комнаты.
Лихие 90-е и банкротство ЗИЛа
Склад ЗИЛ бесперебойно работал с 1978 года и стал неотъемлемой частью производственной цепочки завода. Он использовался для хранения и оперативной доставки деталей к сборочным линиям автомобилей.
После распада Советского Союза завод ЗИЛ оказался между молотом и наковальней — отсутствием господдержки и падением объема заказов. В 1990-е правительство прекратило инвестировать в предприятие. Завод потерял крупные военные заказы, которые долгие годы обеспечивали его стабильную работу. Рыночная экономика не принесла облегчения — новые покупатели не были заинтересованы в задействовании мощностей в полном объеме. Завод начал продавать свои изделия себе в убыток, просто чтобы хоть как-то удержаться на плаву.
Ситуация достигла критической точки в 1994 году, когда впервые за всю историю завода остановился главный сборочный конвейер — нет заказов, не нужны и машины. Событие шокировало сотрудников, но, к сожалению, остановки стали регулярными. Масштабный завод превратился в тень самого себя. Уникальное автоматизированное оборудование, некогда бывшее гордостью ЗИЛа, больше не использовалось. Не было ни людей, способных его обслуживать, ни достаточных ресурсов для запуска. Да и желания возобновить работу склада руководство не проявляло.
Объемы производства упали до минимальных значений. Если в лучшие времена завод выпускал до 200 тысяч автомобилей в год, то в 90-е годы этот показатель сократился до 7 тысяч. Когда-то мощнейшее предприятие, оборудованное по последнему слову техники, оказалось не в состоянии адаптироваться к новым экономическим реалиям. Это стало началом конца легендарного ЗИЛа.
В 2008 году завод хотели объединить с китайской компанией. Но наступивший кризис не позволил осуществить идею, со временем ЗИЛ обанкротили. А уже в 2013 году территорию предприятия решили перепланировать. Большая часть промышленных объектов, включая высотный склад, оказалась ненужной. К 2017 году почти всю промышленную зону очистили от зданий и сооружений.
Что сейчас
Сегодня на месте бывших цехов и склада расположились жилые комплексы, деловые центры и объекты общественной инфраструктуры. Новый район стал частью масштабной программы реконструкции старых промышленных зон Москвы.
В 2023 году на территории бывшего завода ввели в эксплуатацию 546,5 тыс. м² недвижимости. В 2024 году — еще 582,9 тыс. м², включая жилые и коммерческие объекты.
Сам склад оставил свой след в истории промышленности как символ технического прогресса советской эпохи. В свое время его создателям удалось продемонстрировать, насколько в нашем мире важны инновации.
Автор: BiktorSergeev