Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года

в 8:26, , рубрики: AI, OpenAI, windows, виндовс, мвидео, мвм, Эльдорадо
Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года - 1

Каждый год в мире технологий происходят события, которые условно можно номинировать на «премию Дарвина» (кто забыл, это антипремия за всякую «жесть», порой фатальную). 2024 год еще не закончился, но уже сейчас можно назвать некоторых номинантов на получение «почетной» премии.

При этом, в большинстве случаев проблемы начались давно, и только в текущем году стали очевидны настолько, что произошедшее можно назвать эпическими фейлами.

Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года - 2

Масштабный сбой Windows

Начнем, впрочем, с проблемы, которую предсказывали четверть века назад, а она началась и закончилась в этом году. Однако, нет никаких гарантий, что подобное не повторится – неожиданно и не менее эпично.

1999 год стал временем, когда ИТ-компании везде и всюду активно зарабатывали на проблеме Y2K. «Наступление нового 2000 года, – говорили тогда специалисты, – приведет к тому, что множество компьютеров по всему миру распознают цифры на календаре как «1900», и это приведет к серьезным сбоям в работе критически важных приложений, в том числе тех, которые управляют технологическими процессами». А все потому, что разработчики предпочитали использовать для обозначения года две цифры, а не четыре. И эту ошибку брались исправить и вендоры ПО, и системные интеграторы. Естественно, за деньги. 1 января 2000 года мир проснулся как ни в чем не бывало. Практически все системы продолжали работать, и только в Японии одно из не самых значимых для экономики страны предприятий остановилось. 

Конец истории? Только отчасти. С 2000 года «проблему 2000» вспоминают как один из самых масштабных обманов в истории, позволивший бизнесу поставить на уши почти весь мир. Но интересен прецедент Y2K потому, что катаклизмы, которые были обещаны тогда, все-таки произошли. В июле 2024 года.

В 2016 году Дональд Трамп впервые победил на президентских выборах в США. Его приход в Белый дом сопровождался весьма громким скандалом. Были взломаны серверы национального комитета Демократической партии США, и похищенная переписка была использована как компромат на соперницу Трампа –  Хиллари Клинтон.

Тогда и приобрела широкую известность компания CrowdStrike, основанная за пять лет до того Джорджем Курцем и выходцем из России Дмитрием Альперовичем. Эксперты CrowdStrike установили, что за атакой на серверы демократов стояли две хакерских группировки, связанные с российскими спецслужбами. Информацию от CrowdStrike опровергли на следующий же год. Но это не помешало компании в 2019-м выйти на биржу и получить себе в клиенты Google, Amazon Web Services и Microsoft.

И снова имя CrowdStrike всплыло – уже вне связи с президентскими выборами в США. Компания отличилась так, что навсегда вошла в историю в качестве «автора» гигантского ИТ-фейла. Среди продуктов CrowdStrike есть Falcon Sensor – приложение кибербезопасности, которое работает на уровне ядра операционной системы Windows. 19 июля этого года вышло обновление для Falcon Sensor. Файл размером в 40 килобайт был установлен на более чем 8 миллионов виртуальных машин Windows, развернутых в Microsoft Azure, и все они выдали ошибку BSOD – знаменитый «синий экран смерти».

Сбой получился глобальным: по всему миру – от Австралии до Европы – стали выходить из строя критически важные информационные системы. Произошли многочисленные отключения электросетей, крупные телеканалы прервали вещание, остановилась продажа билетов на многие мероприятия. В Индии служащие аэропортов вынесли флип-чарты, чтобы от руки писать на них информацию для пассажиров. Сравнительно легко отделались в Париже – там как раз начинались Олимпийские игры, и город принимал миллионы гостей.

Финансовый ущерб в итоге оценили более чем в 5 млрд долларов (это без учета потерь пострадавшей Microsoft), а сам инцидент был признан одним из самых крупных в истории ИТ. И вот как раз после этого антикейса эксперты сравнили его последствия с тем, что могло произойти (но не произошло) в результате Y2K.

Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года - 3

Персональные данные стали публичными

А как еще оценить ситуацию с персональными данными россиян, если в открытом доступе уже находятся больше 3 миллиардов (!) строк с ними?! Об этом на SOC-форуме группы компаний Solar объявил зампред правления Сбера Станислав Кузнецов. Буквально: сегодня в открытом доступе находятся персональные данные около 90 миллионов граждан России, то есть почти всего взрослого населения страны. 

Главные «источники» персональных данных – интернет-магазины и медицинские учреждения. При этом наибольшее число утечек произошло еще в прошлом году, а причиной попадания личной информации в руки злоумышленников стал резкий рост количества мошеннических действий. По словам Кузнецова, каждый день фиксируется до 6,5 миллионов звонков, причем схемы аферистов постоянно усложняются и персонифицируются. В результате к концу года россиян нагреют на 250 млрд рублей!

Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года - 4

Очередная ошибка Intel

Intel известна не только как крупнейший на планете чипмейкер, но и (теперь) как самая упорная в своих заблуждениях компания. А ведь, казалось бы, Intel была обречена на вечный успешный успех. Один из ее основателей, Гордон Мур, сформулировал свой знаменитый закон, который гласит, что каждые два года количество транзисторов на одном кристалле будет удваиваться. И Intel регулярно подтверждала высказывание своего основателя, пока…

…Пока не появилась NVIDIA, которая в 1997 году выпустила RIVA 128. С этого момента в сверхуспешной истории Intel началась черная полоса, которая, похоже, не закончится уже никогда. Вслед за дерзкими новичками Intel решила поиграть на перспективном рынке GPU и выпустила i740. Первый блин пионера индустрии полупроводников в деле создания графических ускорителей оказался комом – i740 откровенно провалилась. «Ну и не надо», – решили в Intel и сосредоточились на том, что умели лучше всех в мире, – на развитии CPU.

Через 10 лет Intel допустила еще одну ошибку, которая поначалу признавалась хотя и серьезной, но не роковой. Компания пропустила начало эры смартфонов, отказав в сотрудничестве Apple, которая готовилась к выпуску iPhone. А ведь Intel уже была поставщиком купертиновцев – на ее чипах работали Mac.

Акционеры Intel отреагировали резко. Через пять лет, когда масштабы фейла с Apple стали очевидны, президента и СЕО компании Пола Отеллини буквально вышвырнули на улицу. Правда, тут ошиблись уже сами акционеры. Исправлять ситуацию был призван Брайан Кржанич, который решил начать с поглощения перспективных, как тогда казалось, компаний, специализирующихся на разработке технологий беспилотных автомобилей и ЦОД для систем искусственного интеллекта. И 30-миллиардные траты не оправдались. Кржанич проиграл еще раз, посчитав бесперспективной технологию ультрафиолетовой литографии для производства микрочипов. В результате техпроцессы Intel стали очень серьезно отставать от тех, которые использовали ее конкуренты.

Вдобавок компанию преследуют еще и технические проблемы, которые периодически случаются с ее процессорами. Этим летом, например, «синий экран» стали выдавать компьютеры, которые работают на Intel Core i9 13-го и 14-го поколений. Да, компания не отказалась от исполнения гарантийных обязательств, но, согласитесь, мало удовольствия в замене процессора компьютера. Особенно у тех, кто занят куда более насущными задачами.

В 2018 году Intel получила еще один шанс. Новому СЕО Бобу Свону предложили инвестировать в молодой проект, связанный с разработками технологий искусственного интеллекта. И  традиционно для управляющих Intel тот не поверил в перспективы идей. Действительно, о каких коммерческих перспективах ИИ можно говорить в обозримом будущем? Компания, инвестором которой предлагали стать Intel, называлась OpenAI. В 2022 года она запустила ChatGPT, коммерческие перспективы ИИ вдруг стали очевидны, а у самой Intel просто не оказалось ресурсов, чтобы включиться в гонку AI. И это стало лишним поводом вспомнить добровольный уход из ниши, где все эти годы развивалась NVIDIA.     

Пандемия COVID на время приостановила падение Intel. Но всплеск спроса на компьютеры с CPU оказался недолгим, и уже через два года Intel продолжила падение. Ее потери в третьем квартале этого года превысили 16 млрд долларов, капитализация сократилась вчетверо, и речь идет уже о выживании компании, которая когда-то была гигантом индустрии.

Айтишная «премия Дарвина»: номинанты 2024 года - 5

Проблемы OpenAI

Впрочем, и у OpenAI, которую роковым образом прозевали в Intel, тоже не все идеально. История конца прошлого года с отстранением Сэма Альтмана от руководства компанией и его последующим возвращением еще помнится. Не так хорошо известна реакция одного из ключевых инвесторов проекта – Microsoft (объем вложений Microsoft в OpenAI оценивается на уровне 13 млрд долларов). Редмондской корпорации проблемы в руководстве OpenAI, мягко говоря, не понравились. И она весной этого года решила усилиться в перспективном сегменте технологий ИИ. Как? Очень просто: вложилась в развитие собственной команды и перекупила ключевых разработчиков у одного из главных конкурентов OpenAI – компании Inflection.

На этом фоне OpenAI продолжает лихорадить. Она теряет ведущих менеджеров. А на днях проблемы стали не только организационными, но и техническими: 9 ноября в работе ChatGPT случился серьезный сбой. Большинство жалоб касались работы самого чат-бота, сетовали пользователи и на невозможность авторизоваться на сайте OpenAI, и на его неработоспособность в целом.

Конечно, все это – пока проблемы, но еще не провалы OpenAI. Но очевидно, что искусственный интеллект от них не спасет. И в следующем году мы вправе ждать, что один из ИИ-проектов вполне может подать заявку на участие в одной из номинаций отраслевой «премии Дарвина».  

Автор: mvideo

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js