Учёная вылечила рак с помощью вирусов, которые сама вырастила в лаборатории

в 13:27, , рубрики: здоровье, рак

Вирусолог Беата Халаши утверждает, что самостоятельное лечение сработало и принесло положительные результаты — но исследователи предупреждают, что такое лечение не стоит повторять.

Вирус кори, может атаковать раковые клетки. Источник: Eye Of Science/Science Photo Library.

Вирус кори, может атаковать раковые клетки. Источник: Eye Of Science/Science Photo Library.

Учёная, которая успешно вылечила свой рак груди, вводя в опухоль вирусы, выращенные в лаборатории, вызвала дискуссию об этике. В 2020 году Беате Халаши, 49-летней вирусологу из Загребского университета, диагностировали рак груди в месте, где ранее проводили мастэктомию. Это был второй рецидив после удаления левой груди, и она не хотела снова проходить через химиотерапию.

Изучив научные материалы, Халаши решила испытать на себе непроверенный метод лечения. В августе в журнале Vaccines был опубликован статью, где описано, как Халаши использовала метод онколитической вирусной терапии (ОВТ) для лечения своей опухоли третьей стадии. Сейчас она уже четыре года без признаков рака.

Решив провести самолечение, Халаши присоединилась к множеству учёных, практиковавших этот редко обсуждаемый и этически неоднозначный метод. «Редактору понадобилась смелость, чтобы опубликовать это исследование», говорит Халаши.

Новая терапия

ОВТ — это новое направление в лечении рака, использующее вирусы для атаки на раковые клетки и активации иммунной системы для борьбы с ними. Большинство клинических испытаний ОВТ до сих пор проводились для лечения поздних стадий метастатического рака, но в последние годы они направлены и на более ранние стадии. Один из препаратов ОВТ, T-VEC, одобрен в США для лечения метастатической меланомы, но пока нет ни одного препарата, разрешенного для лечения рака груди.

Халаши подчёркивает, что она не является специалистом в области ОВТ, но её опыт работы с вирусами вдохновил ее попробовать этот метод. Она выбрала два вируса: сначала вирус кори, затем вирус везикулярного стоматита (VSV). Оба вируса уже использовались в клинических испытаниях ОВТ, и у неё был опыт работы с ними.

Опыт Халаши в самолечении полностью изменил направление её исследований.
Опыт Халаши в самолечении полностью изменил направление её исследований.

В течение двух месяцев коллега вводил ей препараты, специально подготовленные Халаши, непосредственно в опухоль. Её онкологи согласились наблюдать за ней в ходе лечения, чтобы она могла вернуться к традиционной химиотерапии, если что-то пойдёт не так. Лечение оказалось эффективным: опухоль уменьшилась и стала мягче, а также отделилась от мышцы и кожи, что упростило её удаление хирургическим путём.

Анализ опухоли после удаления показал, что она была полностью заполнена иммунными клетками, что указывает на успешную активацию иммунного ответа организма. После операции Халаши проходила годовой курс лечения препаратом трастузумабом.

Специалист по ОВТ Стивен Рассел, возглавляющий компанию Vyriad в Миннесоте, подтверждает, что случай Халаши показывает эффективность вирусных инъекций. Однако он не считает, что её случай открыл что-то новое, поскольку исследователи уже изучают использование ОВТ на ранних стадиях. «На самом деле новизна здесь в том, что она сделала это на себе, используя вирусы, выращенные в собственной лаборатории», отмечает он.

Этическая дилемма

Халаши почувствовала ответственность за публикацию своих данных, но столкнулась с более чем десятком отказов от журналов — в основном из-за того, что её работа включала самолечение. «Главной причиной отказов всегда были этические вопросы», говорит она.

Профессор права и медицины Джейкоб Шерков из Иллинойского университета в Урбана-Шампейне отмечает, что проблема заключается не в самолечении, а в том, что публикация её результатов может побудить других отказаться от традиционного лечения. Однако он также подчеркивает, что важно не игнорировать знания, полученные благодаря самолечениям.

Халаши не сожалеет о своём решении лечиться самостоятельно и о настойчивости в публикации. Она считает, что вряд ли кто-то захочет повторить её опыт, так как для этого требуются обширные научные знания и навыки. Этот опыт полностью изменил её научные интересы: в сентябре она получила финансирование для исследования использования ОВТ для лечения рака у домашних животных. «Моя лаборатория теперь сосредоточена на новых направлениях благодаря позитивному опыту самопроверки», говорит она.

Автор: zarytskiy

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js