Нужно ли запретить ИТ-курсы?

в 12:16, , рубрики: зарплата, кризис, курсы, курсы по программированию, курсы программирования

За что ругают курсы

Будучи сторонником капиталистических отношений между акторами рынка, в том числе рынка труда, я всегда недоумевал, зачем кто-то ругает все эти бесчисленные курсы, если они существуют в конкурентной среде, предоставляют качественные услуги, о которых во времена юности миллениалов можно было только мечтать.

Можно было бы попенять на то, что все эти проклятые курсы торгуют несбыточными ожиданиями людей, рассказывают красивые сказки о красивой жизни, несметных богатствах. Действительно, маркетинговые уловки создают впечатление, что можно легко и быстро изучить необходимые навыки и далее получать 300кк/нсек. Конечно это не так ни на стартовых, ни на старших позициях.

Но давайте посмотрим правде в глаза - для очень многих позиций те навыки, которые требуют для прохождения собеседований, абсолютно избыточны. Механически заучить конструкции фреймворков и заучить критерии применения тех или иных конструкций, вполне можно за время курсов. Применения обычных человеческих навыков в виде здравого смысла, логики и способности уточнить у аналитика непонятные моменты - вполне достаточно для реализации достаточно сложной бизнес-логики. Способность погрузиться в предметную область зачастую важнее технических навыков. Кстати это та причина, по которой мы все еще не можем полноценно заменять людей ИИ и почему в последнее время растет значение софт-скиллов.

Кроме того, я нередко слышу, что возможна оплата курсов уже после устройства на работу, что само по себе немного ослабляет аргумент о торговле несбыточными ожиданиями.

Будут ли снижаться зарплаты?

Возможно, что часть критиков курсов имеет глубоко личные причины недовольства, например страх снижения зарплат за счет насыщения спроса на специалистов. Эта причина на самом деле выглядит самой рациональной, но вместе с тем обоснованность такой позиции под вопросом, поскольку бум джунов в ИТ длится довольно долго, а спрос самый высокий на мидлов. Если бы самый высокий спрос был на сеньоров, можно было бы списать на лаг времени обучения, но спрос все-таки на мидлов.

Следовательно либо фильтрация на реальных задачах отсеивает очень много джунов при стабильном спросе, либо потребность в рабочих руках растет все равно быстрее, чем нарастающий поток джунов.

Из этого можно предположить, что размер зарплат будет меняться по причинам скорее связанным с общим состоянием экономики, нежели чем с потоком джунов с курсов.

Кому в самом деле вредят курсы

HR (мы часто их не любим, но все же)

Первые, кто приходит в голову - это рекрутеры. Нагрузка на тех, кто вынужден закрывать начальные позиции серьезно возрастает. Сотни откликов на вакансии приводят к уменьшению вероятности найти талантливого соискателя, поскольку на первое место выходит навык правильного написания резюме, которое должно пройти первичный отбор. Не уверен, что есть корреляция между техническими навыками и навыками заказа услуги по написанию резюме.

Технические специалисты (мы с вами)

Кроме рекрутеров страдают и технические специалисты, которых привлекают на следующий этап отбора кандидатов. Поскольку количество кандидатов растет, то растет и время, необходимое на проведение собеседований. Происходит ожидаемая механизация собеседований - решение задачек на литкоде, вместо совместного решения более приближенных к реальности задачек, которое лучше раскроет способности и стиль мышления кандидата. Соответственно здесь проверяется скорее навык прохождения интервью и литкодинга, нежели реальная полезность кандидата. В дальнейшем лиды вынуждены больше возиться с джунами, мельче нарезать задачки, чаще консультировать.

Архитекторы (тоже мы с вами)

Очень опосредованно страдают даже архитекторы. Из-за того, что пирамида квалификации сильно утолщается в части джунов, а качество джунов часто страдает из-за причин перечисленных выше, архитекторы вынуждены учитывать снижение средней квалификации команды и применяют решения, которые могут усложнить систему в общем, ради упрощения составных частей. Самый очевидный пример - это попытки выстроить микросервисные архитектуры с их очевидными недостатками в тех случаях, когда можно было бы применить Service Based Architecture или даже монолит, при условии наличия высококвалифицированных разработчиков. В результате получаем проблемы несоразмерные получаемым преимуществам.

Курсанты

Ну и больше всего курсы вредят самим курсантам. Несмотря на то, курсы не бросают курсантов после прохождения и заинтересованы в их трудоустройстве, ореол вокруг ИТ рисуется не до конца реалистичный. Преувеличиваются и зарплаты, и условия труда, и карьерные возможности. Это приводит к тому, что тратятся не только деньги, но и время и силы, которые можно было потратить, например, на повышение квалификации в своей области, либо на вкатывание в менее престижные, но не менее денежные области. Я без тени иронии мог бы многим посоветовать идти в сантехники, которые могут зарабатывать не хуже мидлов, если потратить время и силы на наработку клиентской базы и репутации.

Кому выгодны курсы

Мотивированным курсантам

Я говорю прежде всего о тех, кто имеет не только денежную мотивацию, но и получает удовольствие от самого процесса, который нашел себя в профессии разработчика или DevOps. например.

Такие люди рано или поздно найдут работу в ИТ, в то время как здравомыслящие курсанты, у которых душа не лежит к ИТ, в какой то момент времени выберут другой вектор.

При этом курсы дают качественную базу, которую трудно развить без мотивации, но легко и приятно, когда каждый шажок подкрепляется естественным дофаминчиком.

HR

У меня нет на руках никакой статистики, кроме собственного субъективного опыта. Но мне кажется, что из-за увеличения количества работы по поиску и отбору довольно значительно растет количество рекрутеров. Растет количество, растет спрос, растет вознаграждение.

Менеджмент (на галерах)

С большой очередью за забором, типичный галерный менеджмент может маневрировать с большей свободой на стадии пресейлов, например. Не обязательно иметь команду, ее всегда можно собрать после получения надежного контракта. И если это практиковалось в общем то всегда, но без очереди за забором приходится больше осторожничать. А сейчас можно набрать десяток другой джунов за неделю, выдернуть мидла из смежной команды и повесить ему лычку тимлида, а за время жизни проекта (год-два) плохие джуны уйдут, хорошие станут мидлами и затащат ценой бессонных ночей и работы по выходным.

Выводы

К сожалению, несмотря на то, что курсы приносят некоторую пользу, они также приносят вред. Основной вред является производной от того, что разница между маркетинговой картинкой и реальной реальностью становится все больше.

При этом, весь обсуждаемый процесс происходит в рамках рыночной парадигмы, а реклама. создающая несбыточные ожидания используется не только маркетологами курсов.

Та же рыночная парадигма влияет на действия всех участников процесса - считать косвенные и отдаленные последствия трудно, зачастую мотивация линейного менеджмента не зависит от глубоко спрятанных последствий, решения принимаются так, как выгодно здесь и сейчас.

Что можно сделать в сложившейся ситуации? А ничего делать не нужно.

Сложившаяся ситуация на мой взгляд прекрасна. Это как раз положительный пример того, что «рыночек порешает». Рынок бурлит, развивается, люди приходят и уходят, конкуренция велика с обеих сторон, нет застоя. В том числе конкуренция курсов между собой, что приводит к созданию отличного продукта (хотя я бы добавил софт‑скиллов и предметных областей).

А победит, как всегда, самый сильнейший приспособленный.

Автор: zagoryanetz

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js