В статье, завершающей цикл про отечественный геймдев, речь пойдёт как о тех проектах, которые спонсируются государством, так и об играх от независимых разработчиков. Стратегии, хорроры, фольклорные истории, уютные ролевые игры и не только: игр, за которые не стыдно, хватает — о них и расскажу в новом материале.
Скажи мне кто-то лет так 20 назад, что вместо «русских квестов» и хардкорных стратегий у нас будут делать игры с необычными сюжетами и механиками (и это будут не что-то совсем уж странное, вроде «Вангеров») — не поверил бы. Однако с каждым годом выходит всё больше самых разных проектов, в лучшую сторону отличающихся по качеству даже от когда-то именитых студий вроде 1С, которые теперь вешают игрокам лапшу на уши, опуская блёклые тени некогда замечательных игровых серий, ранее бывшие гордостью индустрии (да-да, я про King’s Bounty 2). Все эти проекты появляются благодаря новой мощной силе — инди-разработчикам. Многие из их игр даже не освещаются в медийном пространстве, теряясь за крупными тайтлами зарубежных студий.
▍ Предыдущие статьи ретроспективы про российские игры:
- Российские игры: нулевые. Часть 1
- Российские игры: нулевые. Часть 2
- Российские игры: десятые годы
- Российские игры: двадцатые
Немало российских разработчиков ещё в десятых годах стали уезжать из страны. Причины тому самые разные — от более высокого уровня жизни до налогообложения (не зря Кипр стал излюбленным местом для переезда разработчиков из СНГ: солнце круглый год, хорошие зарплаты, низкие налоги). Очень ударили по разработчикам последние события в политике — санкции, увы, делают своё дело. Кому-то отказывают в сотрудничестве с западными разработчиками, кому-то не могут выплатить деньги из-за невозможности вывода средств на российские платёжные системы. Mundfish, некоторые россияне после 2022 года и вовсе стали называть не «российской», а «кипрской» студией из-за релокации своих работников — кого-то отправили на Кипр, кого-то — в Грузию без варианта остаться в РФ. Вероятно, одной из причин было то, что компанию связывают контракты с западными корпорациями — Nvidia, Denuvo, Microsoft, например. Ну а в самой Atomic Heart звучит даже музыка Мика Гордона. Впрочем, несмотря на все трудности, наши игры добираются даже до консолей.
▍ Государство и видеоигры
«Смута» стала первым крупным проектом, созданным при поддержке ИРИ (институт развития интернета). Увы, ничего хорошего не вышло — игра оказалась кривой-косой, и удостоилась она в основном насмешек, и лишь изредка — позитивных отзывов (которые, вполне возможно, честные и искренние). Но, как оказалось, это лишь начало. ИРИ охотно поддерживают проекты на военную-патриотическую тематику: «Передний край» от Cats who Play абсолютно бесплатна, и играется неплохо, да и отзывы в VK Play в большинстве своём позитивные.
Не удивительно, что ИРИ дали им денег, ведь до этого «кошки» выпустили вполне успешную для российского рынка Syrian Warfare, которая на нашем рынке называется «Сирия: русская буря».
А что ещё ИРИ спонсирует? Визуальная новелла «Бессмертная симфония» тоже доступна бесплатно. Тема сложная, блокада Ленинграда. Но подана она как-то слабовато. На фоне играет музыка, которая совсем не задаёт нужное настроение. Да и изначально игра делалась в 3D, но, видимо, денег выделили мало на разработку, вот и пришлось делать, что попроще.
All Rise — ещё одна историческая игра на тему Второй мировой. На этот раз — о Нюрнбергском процессе. Идея с поиском улик на военных преступников, конечно, интересная, но вот реализация получилась так себе: уродливая графика даёт знать о, скорее всего, небольшом бюджете, а те немногие, кто купил игру (она находится в раннем доступе в VK Play и стоит всего 50 рублей), жалуются на низкую производительность.
«Спарта 2035» — ещё одна игра на военную тематику, на этот раз тактическая. Демка доступна в Steam, и в целом игра не выглядит прямо совсем уж плохо — свою аудиторию точно найдёт (всё же хорошие тактические игры у нас делать умели всегда).
Так, а есть ли что-то, что хоть немного отходит от тематики с мужиками в форме? Ну… Есть «ССР: враг из будущего», где спецназ России сражается с инопланетянами. И хоть за основу взяли X-Com — это уже хоть что-то поинтереснее, чем просто игры на военную тематику.
А если прямо вот совсем без военной тематики? Ну должно же что-то быть? И да, есть! «Тайны музея» — ККИ (коллекционная карточная игра) создана в сотрудничестве с государственным музеем изобразительных искусств имени Пушкина. По сюжету главный герой, охранник музея, сталкивается с ожившими ночью экспонатами музея, и игроку предстоит сражаться с этими самыми экспонатами. Так, стоп, где я это видел? Да это же буквально сюжет фильмов «Ночь в музее»! По мотивам второй части даже игра выходила. Ну, благо, «Тайны музея» — игра бесплатная, и люди вроде ею довольны.
Возникает ощущение, что ИРИ не особо в курсе, как за десяток лет российская индустрия сильно выросла в качестве, и нынешние российские игры — это самобытные произведения, не копирующие что-то известное. Однако, если вы думаете, что финансирование от ИРИ — полностью безвозмездное, вы ошибаетесь. По словам Siberian Koala, создателей «Бессмертной симфонии», студии было поставлено условие: либо вы собираете необходимое количество загрузок, либо вы получаете крупный штраф, который приведёт к закрытию студии.
Если вам мало господдержки, то не стоит расстраиваться, ведь ещё есть ассоциация разработчиков видеоигр АПРИОРИ (да, это название такое)! Учредил её Александр Михеев (он же — руководитель VK Play). Так вот, чтобы получить финансирование ассоциации, нужно всего лишь использовать движок от ВК NAU Engine, в который холдинг хочет вложить миллиард рублей. За основу, кстати, взяли движок Dagor, который использовался студией Gaijin Entertainment. Открытую бету планируют выкатить к концу этого года (предположительно, в конце ноября), полноценный релиз — в конце 2025. Насколько жизнеспособным и удобным будет движок — вопрос открытый. Зато известно, что одними из первых, кому дадут опробовать движок, станут студии Beryoski (фактически переименованная Alter Games — они сделали весьма достойную «Партизаны 1941») и «Сайберия Нова» («Смута»). Пока что выглядит всё довольно МУТНОВАТО, но посмотрим.
И как бы парадоксально это ни звучало, но даже те разработчики, которые, казалось бы, делают игры с актуальной миллитари-тематикой, очень осторожно подходят к вопросу финансирования со стороны государства, не менее осторожно об этом самом финансировании высказываются. У всех, кто пишет про процесс разработки, есть общий тезис: разработчикам ставят определённый план по загрузкам игры, и если он не будет выполнен — будут серьёзные штрафы (план загрузок не раскрывается из-за NDA). Создатели «Переднего края» прямо говорят, что при работе с ИРИ нужны скорее не хорошие программисты, а хорошие бухгалтеры, которые нужны для сдачи огромного количества отчётов организации из трёх букв, а если есть возможность работать без помощи государства — то лучше именно так и поступить. А некоторые так и вовсе стараются лишний раз не упоминать ИРИ как спонсора: создатели «Бессмертной симфонии» из версии для Steam убрали логотип данной организации — возможно, они боятся каких-то санкций со стороны площадки. Летом этого года НКО попала под санкции Евросоюза.
Так что если хочется делать игры с независимой от кого-либо точкой зрения и без штрафов — то тут есть лишь один вариант — уходить в инди.
▍ Геймдев независимый
В предыдущих частях цикла про отечественный геймдев я уже упомянул, что во многом всё держится именно за счёт инди-сцены. Независимые разработчики делают много классных игр, которые действительно запоминаются игрокам. Baba Yaga Games выиграли грант от ИРИ, но… отказались от него. Причина проста — разработчики не хотят быть зависимы от государственных денег и каких-либо правок в угоду «правильности». Так что команда просто взяла, пошла на Boomstarter и собрала почти миллион рублей на разработку. Как итог — «Василиса и Баба Яга» вышла в VK Play и Steam 24 октября лишь благодаря народной поддержке. И это, кстати, ещё один пример хорошей инди-игры про русскую культуру. Причём пример весьма достойный! А саунд-дизайн — вообще отдельная история. Озвучку выполнили на южнорусском диалекте, с которым помогала вокалистка Екатерина Ряжских. Можно долго писать о том, насколько волшебной получилась работа со звуком, но лучше — просто самостоятельно оценить.
Ну и визуально — будто советский мультфильм. Вообще, по атмосфере всё это очень напоминает румынскую Yaga, которая тоже основана на славянском фольклоре. Честно, я был в восторге от неё! Но тогда, при её прохождении, не покидал вопрос: неужели у нас ничего подобного не могут сделать? Оказывается, ещё как могут. И это очень приятно.
Из совсем свежих проектов хочется выделить весьма достойный хоррор Zero Protocol, сделанный в ретро-стилистике: она имеет хороший сюжет и действительно пугает. Ну и механика баланса между здравомыслием и безумием, влияет на геймплей сильнее, чем кажется на первый взгляд. Увы, на фоне многих других крупных тайтлов игра теряется. Что не сильно порадовало — невысокая продолжительность игры, но зато есть вариативность прохождения. Возможно, если бы у проекта был бюджет побольше, может, и качество было бы выше. Но в целом — вышло очень атмосферно, чем-то напомнило Dead Space.
Или вот совсем недавно вышедшая из раннего доступа стратегия в реальном времени Diplomacy is Not an Option. Хардкорный геймплей, хороший юмор, батальные боевые сцены с десятками тысяч юнитов — тут всё это есть. Поклонникам какой-нибудь Stronghold должно хорошо зайти.
Фанатам серии Contra точно понравится великолепная Iron Meat, у которой приятная спрайтовая графика, достойный саундтрек и геймплей, знакомый всем ещё по восьми- и шестнадцатибитным консолям. Игра вышла в том числе и на актуальных консолях.
Говоря про что-то спрайтово-олдскульное, не стоит проходить мимо Bloomtown: A Different Story от Lazy Bear, создателей Punch Club. У них получилась очень яркая, уютная ролевая игра про город, в котором пропадают дети. Не знаю почему, но вот у меня возникли ассоциации с серией jRPG Mother (Earthbound).
Отдельным абзацем хочется выделить проекты Сергея Носкова. Он сам делает игры, сам же их и издаёт под своим именем. The Light, 35mm, 7th Sector и, конечно, грядущая Hail to the Rainbow, вдохновлённая работами шведского художника Симона Столенхага — всех их объединяет жутковатая атмосфера, красивая графика и интересные сюжеты. Эти игры стали известны во многом благодаря российским же видеоблогерам и стримерам — тому же Куплинову, например.
ILL, хоррор от первого лица, был анонсирован ещё в 2021 году, и долгое время никаких новостей об игре не было. Лишь 21 октября в X (бывший Twitter) на страничке разработчиков появился новый скриншот. На этом, пока что всё.
Pioner, которая создаётся в жанре MMOFPS студией GFF Games, явно вдохновлялась серией про сталкеров в ЧЗО, спонсируется китайской Tencent, а в команде разработчиков есть те, кто ранее работал над Atomic Heart, King's Bounty, Orange Cast, Metro Exodus и S.T.A.L.K.E.R. 2. Увы, релиз постоянно переносят, а в официальной группе игры люди задают резонный вопрос о дате выхода. Оно и немудрено — «Сталкеры» у нас популярны, но вот идея качественного переноса подобного сеттинга в онлайн в воздухе витает давно. Но совсем недавно, всё в той же группе в ВК, появился загадочный пост, который, вероятно, намекает на скорый запуск бета-теста.
Game Art Pioneers вовсю заняты созданием Action RPG Distortion, которая выглядит как-то пустовато, что ли. Разработчики обещают очень масштабную игру, но никаких конкретных дат релиза даже в ранний доступ не называют. При этом уже сейчас люди начинают замечать, что игра уже содержит чужие ассеты. А ещё заявлены какие-то баснословные суммы на разработку: долю в студии купил фонд частных инвесторов AVC. А главное — когда речь заходит про рассказ о самой игре, разработчики не могут внятно объяснить, что игроков ждёт вообще. А вообще, очень советую глянуть интервью Алексея Луцая с основателем студии Game Art Pioneers Дмитрием Здесевым. Проект пока что выглядит довольно странно, и чего ждать от него — непонятно. В общем, ждём дальнейшего развития проекта!
А вот что выглядит куда более убедительно и стоит заносить в вишлисты — «Лихо одноглазое» от «Мортёшки». Чёрно-белый фолк-хоррор от первого лица с картинкой в соотношении сторон 4:3 — звучит как минимум, необычно. Да и в полноценном релизе, который состоится в следующем году, сомневаться не приходится: разработчики очень хорошо понимают, как преподнести отечественный фольклор в массы.
И конечно, одна из самых ожидаемых российских игр, вместе с тем — одна из самых необычных — Militsioner. В ней у игрока есть лишь одна задача — сбежать из города от милиционера, который всегда наблюдает за главным героем. Впрочем, у великана есть чувства, и если он расстроится, то своими слезами может даже затопить весь город (буквально!). Изначально планировалось, что общение с милиционером будет происходить при помощи голоса, но от этой идеи отказались из-за сложностей в реализации. Так что теперь остались только заранее прописанные фразы. Пока что демка доступна только тем, кто подписан на Patreon или Boosty. Увы, пока что даже примерной даты релиза этого иммерсив-сима, скрещённого с тамагочи, нет.
▍ Мемы как способ самовыражения
Мем про альтушку для скуфа перерос в ироничный проект, который так и называется — «Альтушка для скуфа». Автором новеллы стал Виталий Терлецкий («Собакистан»), за иллюстрации отвечала Rikani (она же озвучивала первых трёх альтушек). По сути, вся игра — один большой стёб над мемом. Впрочем, стёб весьма успешный: в магазинах гиковского мерча можно встретить товары по мотивам игры.
Но Виталий на этом не остановился: второй игрой за год стала Gnomes and Knights — по мотивам другого мема, пришедшего из-за рубежа. Если вы видели странные ролики, в которых взрослые дяди наряжались в гномов, и в таком виде на четвереньках двигаются по торговым центрам — это оно самое. Эту игру, по сути, тоже делали «на коленке», но на озвучке — Всеволод Кузнецов (русский голос «Ведьмака», например), иллюстрации за авторством Артёма Бизяева (комиксы «Инок», «Майор Гром»), склеивал всё это в единый программный код Тимур Абдрахимов. Вроде и ничего серьёзного — но с душой сделано!
▍ Вера в отечественный геймдев есть
Сейчас большая проблема заключается в том, что инди-играм катастрофически не хватает хорошего пиара. Про «Василису и Бабу Ягу» я узнал буквально за сутки до релиза благодаря анонсу коллекционного издания от VG Limited, а про Zero Protocol — благодаря Youtube-каналу Alpha Beta Gamer.
Такая диорама будет входить в комплект коллекционного издания игры про Василису и Бабу Ягу
Фактически, про такие проекты можно узнать только благодаря сарафанному радио. Есть подозрение, что российские инди-разработчики не верят в собственный успех до конца. А жаль! С огромным культурным бэкграундом просто невозможно не сделать хороший, успешный проект, который будет успешен во всём мире. Я уже упомянул про вышедшую в 2019 году Yaga, сделанную румынами: славянская мифология хорошо легла на просто прекрасный саундтрек, записанный румынскими же исполнителями Subcarpați и Argatu’. Первые мешают хип-хоп с фолк-мотивами (советую оценить двойной альбом Zori și Asfințit), второй — электронную музыку со всё теми же мотивами. В общем, вышло и правда здорово! Эх, вот бы у нас кто-нибудь взялся за что-то с бюджетами посерьёзнее, а в саундтрек бы взяли какого-нибудь Неромонаха Феофана… Ну правда, у нас хватает хороших музыкантов, хороших художников, аниматоров.
И в целом, глядя на то, какие игры у нас выпускают сейчас — есть вера в хорошее будущее отечественного геймдева. Хочется верить, что источники финансирования будут расширяться, а интересных проектов появляться больше.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: Guren302