▍ Предыстория
Мой первый Olympus появился примерно четыре года назад, когда летом я гостил у родителей. Отец дал мне поснимать E-M10 Mk2, который был куплен на фотобарахолке. Поначалу он мне ничем особым не приглянулся и воспринимался как игрушка в сравнении с моим тогдашним громадным Nikon D800 с матрицей в 36 мегапикселей. Но я сразу оценил малый вес и хорошую эргономику камеры.
Я люблю много гулять и снимать и стал чаще брать с собой лёгкую «десятку», оставляя дома «восьмисотку». Если честно, я никогда глубоко не интересовался техническими деталями фотокамер; для меня намного важнее были надёжность, безотказность и само наличие фотокамеры. Так как когда я был школьником, приходилось страдать с фотоплёнкой, которая стоила немало и проявлялась за 400 км с временным лагом в пару недель…
Я почти никогда не смотрю инструкции к технике и стараюсь разбираться с функциями интуитивно, проводя своеобразный тест юзабилити. Так получилось и с «десяткой»: открывал её возможности постепенно, и этот процесс не закончился до сих пор! Расскажу вам по порядку, как складывались наши взаимоотношения с этим японским высокотехнологическим чудом.
▍ Стабилизатор
Мне было известно, что камера оснащена пятиосевым стабилизатором, поворачивающим матрицу для компенсации движения рук. Но попытки его использования вместе со старыми объективами от «Зенита» потерпели неудачу: было очевидно, что стабилизация работает некорректно.
Оказалось, что нужно вручную указать фокусное расстояние установленного объектива, и стабилизатор начнёт работать как положено. Это было первое приятное удивление, потому что стабилизированное изображение даёт невиданный комфорт ручной фокусировки, особенно для телеобъектива.
Стабилизатор в дополнительном режиме работы, горизонтальной проводки.
А в режиме съёмки видео можно дополнительно активировать опцию электронного стабилизатора, который чуть сужает поле зрения, но сильно повышает эффективность стабилизации. Он работает по принципу цифрового сдвига изображения, работая совокупно с физическим перемещением матрицы.
▍ Видоискатель
Инженеры оснастили фотоаппарат видоискателем с OLED-экраном разрешением 2,3 миллиона точек. Глазом почти не видно растра; изображение очень ясное, контрастное и насыщенное.
Благодаря видоискателю я почти перестал снимать в RAW, потому что удобное меню быстрого доступа (которое также отображается в видоискателе) позволяет оперативно вносить корректировки и сразу видеть результат.
Распиленный по оптической оси Olympus OM-D E-M10, 456 Photo
На старшей линейке камер Olympus, которая имеет в индексе «единичку», устанавливают более быстрый LCD-экран, который значительно хуже OLED по контрасту и цвету. Я долгое время использовал обе камеры одновременно — E-M10 Mark II и E-M1 Mark II, и видоискатель «единички» годится для тех, кто снимает репортаж в RAW или кому удобно пользоваться поворотным экранчиком с отличными характеристиками. Во всём остальном «единичка» значительно превосходит младшие модели.
К тому же, если вы увлекаетесь ночной съёмкой, то видоискатель «единички» доставит большой дискомфорт, так как даже на минимальной яркости он слепит глаз. Напротив, OLED-экран видоискателя «десятки» и «пятёрки» остаётся угольно-чёрным при отображении темноты.
▍ Философия системы Four Thirds
Стандарт был разработан компаниями Olympus и Kodak для облегчения и уменьшения фотокамер. Он имеет кроп-фактор 2.
Беззеркальные камеры оснащаются доработанной версией байонета, именуемой Micro 4/3. Стандарт декларирует совместимость объективов и камер разных производителей: Leica, Panasonic, Olympus.
Например, я 90% кадров снимаю на очень хороший и компактный объектив Panasonic Leica 25mm f/1.4.
Вопреки распространённому мифу о том, что на «микре» нет боке.
▍ Творческие режимы
Я поначалу воспринимал их как свистоперделки для любителей не умеющих пользоваться графическими редакторами. Но со временем отношение начало меняться, потому что съёмка в JPEG, когда у тебя нет возможности доработать результат дома, меняет восприятие и видение сюжета в процессе съёмки.
Результат обработки сразу отображается, легко вносить корректировки при необходимости. Например, при съёмке в чёрно-белом режиме симулировать цветные светофильтры, прибавлять и убавлять контраст.
Также есть замечательный режим «высокочувствительной плёнки», когда камера задирает контраст до предела и добавляет в снимок убедительно выглядящее зерно.
▍ Live composite
Интересный режим съёмки, помогающий снимать сюжеты со световым пером, фризлайт и звёздные треки.
Суть такова: устанавливаем камеру на штатив, выставляем кадр, включаем режим ручной экспозиции «M», ставим требуемую диафрагму и крутим колесо выдержки в сторону увеличения, проходим отметку в 60 секунд — и далее нас ждут несколько режимов.
В режиме Live Composite камера сначала попросит вас снять опорный кадр. Затем она предложит вновь нажать кнопку спуска затвора, и с этого момента к изображению будут добавляться участки, которые стали светлее соответствующих областей первого снимка.
Это довольно непросто понять по текстовому описанию — проще увидеть в видеоролике от самой компании-производителя.
Я подсветил вот этот столетний дом, обходя вокруг него со вспышкой. Примечательно, что итоговое изображение сохраняется в RAW.
▍ Меню
Сложность и объём настроек в меню камеры — источник мемов в сообществе олимпусоводов. Но они неизбежно проистекают из обилия доступных для изменения параметров камеры. Мне очень нравится эта философия по двум причинам.
Во-первых, так проще сохранить старые привычки при переходе с другой системы. Например, объективы Nikkor имеют непривычное направление вращения кольца фокусировки: чтобы сфокусироваться на бесконечность, нужно вращать его по часовой стрелке. У объективов Canon — наоборот.
Поведение кнопок и колец управления тоже можно перенастроить под привычное вам. В моделях с механическим переключателем есть опция назначить функцию включения камеры! Хотя это потребует усилий и времени из-за сложного меню.
Во-вторых, обилие настроек лично я воспринимаю как заботу производителя. Душа технофетишиста радуется, когда видишь, что в меню старших моделей предусмотрели даже возможность настроить цвет и прозрачность координатной сетки, выводимой поверх изображения. Не говоря об остальных мелких опциях, типа настройки гистограммы, тюнинга порогов срабатывания предупреждения о разряде батареи и пр.
Маленькая заметка о дизайне меню E-M10 Mark II, оно имеет удобную разноцветную подсветку, облегчающую запоминание местоположения настроек. В «пятёрке» и более старших моделей решили сделать типа «профессиональным» и строгим серым. И зря.
▍ Электронный затвор
Этим сейчас никого не удивишь, но нельзя обойти вниманием эту отличную техническую возможность. Я раньше снимал на зеркалку, и фоново, где-то в сознании, присутствовала лёгкая тревожащая мысль: «По чуть-чуть, с каждым кадром я ломаю затвор». Электронный затвор мало того, что бесшумен, так ещё и «вечный».
Правда, у него есть недостаток — эффект, называемый в англоязычной среде rolling shutter effect. Он заключается в перекосе движущихся предметов и даже всего изображения при движении камерой. Происходит это в результате ненулевого времени построчного считывания данных с матрицы.
Заметно, как перекосило автомобиль, проезжавший поперёк кадра с небольшой скоростью.
Электронный затвор имеет некоторые особенности передачи быстро изменяющихся условий освещения и быстро движущихся предметов. Суть искажающего эффекта наглядно показывает
Снимок того же воздушного винта с использованием физического затвора в виде непрозрачной шторки.
▍ Электронное кольцо фокусировки
Я долгое время снимал на объективы Nikkor, у которых фокусировка и диафрагма имеют непосредственную механическую связь с кольцами управления. Инженеры Nikon со стародавних времён понимали бесперспективность управления диафрагмой при помощи кольца и перенесли управление на колёсико, расположенное рядом с кнопкой спуска. Оставив кольцо как рудимент, обеспечивающий обратную совместимость.
Мне очень нравится, что и в Nikon и Olympus имеется два колёсика управления под большой и указательный пальцы, которые позволяют не отрывая глаз от видоискателя управлять двумя параметрами экспозиции и даже перемещаться по меню (хвала инженерам Olympus, они насытили UX фотокамер огромным количеством мелких удобных нюансов, ускоряющих работу).
Следовательно, кольцо диафрагмы потеряло актуальность уже давно, и оно не нужно в практике современного фотографа.
Но кольцо ручного фокуса по-прежнему важный элемент контроля и часто нужен для творческой съёмки. У объективов системы Four thirds оно является по сути энкодером, сообщающей камере в какую сторону и с какой скоростью вы его вращщаете. Благодаря этому появилась интересная опция — акселерация. Когда быстрое вращение приводит к ускоренной перефокусировке, а медленное, наоборот, к подчёркнуто плавной (примерно как работает ускорение указателя мыши в современных ОС).
Ещё есть помощник при ручном фокусе, увеличивающий выбранный участок на весь экран видоискателя. Для пейзажной съёмки или ночной это очень удобно, т. к. автофокус может немного промазать. Надёжно фокусироваться вручную по яркой звезде или далёкому фонарю.
▍ Влагозащита
Olympus позиционировал свои старшие камеры для путешественников и натуралистов и серьёзно защитила их от осадков. Камеры «пятёрки» и все старшие модели и профессиональная серия объективов имеют уплотнители, позволяющие снимать под проливным дождём без риска для техники.
Моя «десятка», не имеющая таких конструктивных мер против влаги, достойно выдержала недельный поход близ реки, где каждый вечер из-за тумана все предметы становились сырыми. Правда, пару раз появлялся конденсат внутри объектива.
▍ Минусы
Одним из первых негативных явлений, с которыми я столкнулся, было зависание фотокамеры. Для объективности нужно упомянуть, что случилось это в условиях электромагнитных помех, так как недалеко находился радиопередатчик. И за всю историю активной эксплуатации это случалось раз пять, не больше.
Остальные зависания случались в условиях улицы, их удалось купировать выниманием аккумулятора на пару секунд. Возможно, эта проблема устранится, если обновить прошивку до самой свежей. Кстати, камеры и объективы Olympus имеют штатную функцию обновления прошивки. Правда, с закрытием фотографического отдела фирмы и трансформацией её в OM Systems, на сайте наблюдается некоторый бардак и сложности с поиском файлов для старых моделей.
Существенный минус фотокамеры — быстрый расход электроэнергии небольшого аккумулятора. Если с зеркалкой ходить целый день, не выключая её, и аккумулятор разрядится на одно деление, то Olympus такого не позволит. Из-за прожорливости начинки и видоискателя камера активно расходует заряд, особенно если при этом пользоваться стабилизатором. Но мне хватало трёх заряженных аккумуляторов на целый день интенсивной съёмки, за которую делал несколько тысяч (это не преувеличение) кадров и активно и много работал автофокусом. Дополнительные аккумуляторы решают проблему.
Пара недостатков конструктивного исполнения. Из-за компактности и позиционирования камеры, как любительской, у неё почти не выражен наплыв (хват) под пальцы правой руки. Но это исправляется покупкой китайской рамы, которая даёт бонусом ещё и удобное крепление для штатива с двух сторон: нижней, широкой, и левой, узкой, для съёмки вертикальных кадров.
Слот флешки расположен снизу под общей с аккумулятором крышечкой. И этот слот имеет пружинную фиксацию, и при смене флешек так и норовит запустить карту в полёт на пару метров вбок.
▍ Заключение
Если вы увлечённый фотолюбитель или хотите им стать, я рекомендую обратить внимание на фотокамеру E-M10 именно второй версии, так как первая имеет худший видоискатель и трёхосевой стабилизатор. Есть ещё третья версия, но я не могу ничего про неё сказать.
Эта камера из всех, что у меня были, вызывает самые тёплые чувства из-за своего стильного вида, небольших размеров и стойкого ощущения вещи из будущего. И она станет надёжным и многофункциональным спутником жизни.
© 2024 ООО «МТ ФИНАНС»
Автор: engine9