Сижу на 2-х стульях, чтобы делать 96 млн в год на маркетплейсах

в 14:15, , рубрики: бизнес, бизнес-процессы, интервью, производство, стартап

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем производства стульев, который захотел быть анонимным, чтобы описанные способы недобросовестной конкуренции не применили на него за их публичное разглашение. 

Меня зовут Никита, мне 33 года, и я произвожу стулья.

Слева герой Ильфа и Петрова ломает стул с потенциальным кладом, справа я ломаю стул конкурента
Слева герой Ильфа и Петрова ломает стул с потенциальным кладом, справа я ломаю стул конкурента

В 2024-м искать сокровище в стульях – дело довольно бесполезное, поэтому я решил добыть богатство, продавая стулья на маркетплейсах. 

Я по-честному расскажу, что сегодня такое торговля на этих ваших маркетплейсах для производителя. Я из Екатеринбурга, и, да, это не Рио-де-Жанейро. 

Пристегните ремни, командовать парадом буду я!  

Автор разглашает все цифры исключительно в научно‑популярных целях, а «серые» схемы дает, чтобы помочь маркетплейсам найти уязвимые места в своей системе.
Юристам корпораций Озон и Вайлдберриз 


Маркетплейсы произвели революцию товарного бизнеса. Больше никто не боится покупать в интернете прямо с видосика блогера, а купленный чехольчик для мобильника через 2 дня привезут в соседний дом. Но все ли так однозначно? 

Как можно заработать на маркетплейсах? 

– Продать упаковку товара селлерам 

– Продать сервис аналитики селлерам  

– Продать курсы “Миллион на маркетплейсах с нуля” 

– Продать рекламу у блогера 

– Быть владельцем маркетплейса (но пример Владислава Бакальчука говорит, что и тут не все однозначно). 

Я выбрал самый ненадежный способ – стать производителем и селлером. 

Производство стульев для маркетплейсов с нуля

Прежде чем остановится на стульях, мы попробовали порядка 25-ти позиций мебели. 

Тумбы, стеллажи, гардеробные. Проблемы габаритной мебели – дорогая доставка, стульев на паллет влезет 20, а стеллажей – 4. А общая проблема дерева – оно рассыхается и теряет качество. Когда клиент видит сучок, он пишет отзыв, что вы некачественно сделали изделие. В стуле дерево закрыто, и таких претензий не бывает. 

Чтобы металлические трубы, фанера и тряпка стали стулом на маркетплейсе, они должны пройти ряд технологических операций. 

Работа с металлом – 1 600 000 ₽ 

– Нужно получить металл, сталь 1,3 мм;

– Нужно получить металл, сталь 1,3 мм;
– Дальше режем, нужна большая циркулярная пила (от 300 000 ₽);

– Дальше режем, нужна большая циркулярная пила (от 300 000 ₽);

– Конусим будущие ноги стула, понадобится станок для конушения трубы (от 500 000 ₽); 

– Варим конструкцию, нужен сварочный аппарат (от 50 000 ₽);

– Зачищаем на чистовую, нужен шлифовальный станок (от 100 000 ₽); 

– Отправляем каркас на порошковую покраску (малярный пост от 300 000 ₽).

– Отправляем каркас на порошковую покраску (малярный пост от 300 000 ₽).

 – И закидываем в печь (от 200 000 ₽) на 150 градусов. 

Мы привариваем металлические ноги к профильной трубе, а крест крепится к сидушке. Прикручивается каркас, а не ноги, поэтому конструкция получается более прочная.

Мы привариваем металлические ноги к профильной трубе, а крест крепится к сидушке. Прикручивается каркас, а не ноги, поэтому конструкция получается более прочная.

Итого для работы по металлу нам понадобится на оборудования порядка 1 600 000 ₽.  

Цифры округлил для наглядности 

Цифры округлил для наглядности 

Работа с деревом – 260 000 ₽ 

Чтобы фанера стала напоминать сидушку и спинку, сначала ее нужно распилить.  

Используем ручной фрезерный станок – от 200 000 ₽. 

Человек в ручном режиме выпиливает 1 сидуху или спинку секунд за 20. 

Человек в ручном режиме выпиливает 1 сидуху или спинку секунд за 20. 

Раньше использовали ЧПУ и это были одни проблемы. 

– Куча времени на настройку;

– К станку все равно рядом нужен человек, который будет сидеть и бдеть. Потому что небольшой перебой тока и все, его глючит. Сдвигается на 1 мм и начинает кромсать;

– Человек выпиливает быстрее. 

Спинка стула состоит из двух листов фанеры, которые соединены между собой скобами, используем скобопробивочный пистолет (от 10 000 ₽).

Спинка стула состоит из двух листов фанеры, которые соединены между собой скобами, используем скобопробивочный пистолет (от 10 000 ₽).
Дерево шлифуем (шлифовальный станок – 50 000 ₽); 

Дерево шлифуем (шлифовальный станок – 50 000 ₽); 
Потом спинка огибает сидуху и сажаем на саморезы. 

Потом спинка огибает сидуху и сажаем на саморезы. Итого для работы по дереву нам понадобится оборудования на 260 000 ₽.  
Цифры округлил для наглядности

Цифры округлил для наглядности

Работа с тканью – 48 000 ₽  

Теперь, чтобы фанера и металлокаркас попали в топы Озон и Вайлдберриз, нам осталось добавить поролон, велюр и немного ткани. 

Поролон ждет своего часа 

Поролон ждет своего часа 

Чтобы нанести клей для поролона, понадобится компрессор с пульверизатором (от 8 000 ₽). 

Чтобы сшить велюровые чехлы – 2 швейные машинки (от 40 000 ₽).

Чтобы сшить велюровые чехлы – 2 швейные машинки (от 40 000 ₽).
Под тканью синтепон – это, по сути, тонкий поролон, как в синтепоновых куртках из детства. Он все выравнивает, и стул выглядит опрятно, как под паркет кладут подложку, чтобы он не прогибался

Под тканью синтепон – это, по сути, тонкий поролон, как в синтепоновых куртках из детства. Он все выравнивает, и стул выглядит опрятно, как под паркет кладут подложку, чтобы он не прогибался

Итого для работы с тканью нам понадобится оборудования на 48 000 ₽. 

Цифры округлил для наглядности 

Цифры округлил для наглядности 

А в конце получаем мечту кисы Воробьянинова.

Где и посидеть и сокровище спрятать приятно.

Где и посидеть и сокровище спрятать приятно.
Ждем отправки.

Ждем отправки.

Итого для производства такого стула вам понадобится порядка 1 908 000 ₽,  цена может меняться в зависимости от уровня б/ушности оборудования. 

Цифры округлил для наглядности

Цифры округлил для наглядности

Но чтобы начать продавать на маркетплейсах одного оборудования недостаточно. Вам понадобится запас стульев. Так как одна партия производится, вторая партия едет, а третья партия продается со склада маркетплейса. У нас это порядка 5,47 млн ₽ замороженных денег. 

То есть чтобы начать подобное надо готовить не 1,9  млн ₽, а 7,38 млн ₽.  

Себестоимость стула для маркетплейсов 

Мы не играем в игру, кто продаст дешевле. Но в сегменте стула с подлокотниками и из хорошей ткани стараемся получать лучшую себестоимость и, следовательно, цену. На маркетплейсах наш стул продается за 7 300 ₽. Дальнейшая судьба этой суммы следующая:  

Производственная себестоимость стула – 2 500 ₽

Большая часть этой суммы (1 700 ₽) – это расходы на сырье (металл, фанера, велюр, поролон, ткань и упаковка). 

Зарплата рабочих и начальника производства – 700 руб за стул, и зависит от загрузки. 

Столько стоит производство 1 стула со спинкой и подлокотниками. 

Столько стоит производство 1 стула со спинкой и подлокотниками. 

Расходы на маркетплейсы – 2 606 ₽ 

Маркетплейсы забирают в среднем 36% со всего оборота. Это комиссия, логистика, эквайринг, реклама.

Маркетплейс постоянно думает, как бы откусывать больше и вводит различные плюшки: выделения твоего товара на фоне конкурентов, искусственно-интеллектуальные ответы на отзывы, защиту от негативных отзывов конкурентов и пр. 

И берут они за это не фиксированную ставку, а процент от твоего оборота. 

Например, 0,5% за то, что твой товар будет обведен красивой рамкой. Или за дополнительную плашку “хорошая цена”, как на фото. 

Например, 0,5% за то, что твой товар будет обведен красивой рамкой. Или за дополнительную плашку “хорошая цена”, как на фото. 

Помню, когда бандиты приходят “договариваться” в бизнес они как раз берут не фикс, а процент от оборота. Неудивительно, что в ВБ и разборки проходят как в 90-х. 

Но стоит отметить, что своим куском маркетплейсы периодически делятся с покупателями. Например, у Вайлдберриз есть скидки постоянникам, и так мой стул за 7 300 ₽ обойдется в 5 500 ₽. То есть 1 500 ₽ маркетплейс отдает покупателю. Больше половины того, что он забирает у селлера. Это называется скидка постоянного покупателя.   

На штрафы маркетплейсов мы тратим порядка 73 ₽ с 1 стула. 

ВБ штрафует за габариты, самовыкупы, искусственные манипуляции рейтингом, честные знаки, там 5 000 ₽, здесь 10 000 ₽. Часть штрафов удается отбивать, но 1% от оборота на них закладываем смело.   

Из-за того, что у ВБ сгорел большой склад, площади не хватает. Особенно в мск. Поэтому они ввели коэффициент за каждую паллету х5. Кто не хочет – грузите в другие регионы или проваливайте, хотите торговать много на Москву – платите. 

Логистику маркетплейса важно считать с учетом возвратов. Когда товар возвращают, селлер платит за его путешествие. 

Например, восемь из десяти стульев были успешно доставлены покупателю, что означает логистику по 100 ₽ за каждый. Но два из десяти стула вернулись, и их логистика обошлась в 150 ₽ каждый (100 ₽. логистика + 50 ₽ путешествие товара обратно на склад). Эти 300 ₽ распределяются между восемью проданными товарами, которые компенсируют издержки.

150 ₽ Х  2 = 300 ₽
300 ₽/ 8 = 37,5 ₽
Итого логистика одного проданного товара уже не 100 ₽, а 100 + 37,5 = 137,5 ₽.

А всего при продажной цене стула в 7 300 доля маркетплейса – 2 606 ₽. 

Порядка 36% 

Порядка 36% 

Расходы на офис – 913 ₽ (из расчета на 1 095 стульев в месяц) 

Мы сделали стул (2 500 ₽), и продали стул на WB (2 606 ₽), но, помимо этого, предприятие в целом несет операционные расходы. 

Чтобы постоянно следить за меняющимися условиями и акциями, в офисе нам нужен менеджер по маркетплейсам. Толковых спецов мало, а спрос большой, поэтому найти за недорого не получится. Мы платим 50 000 ₽. 

Еще нам нужен бухгалтер – он считает налоги (у нас доходы минус расходы 2%) и собирает чеки. А финансовый аналитик – составляет отчеты. Цифр много, и без такого спеца легко начать работу по принципу:

Прибыль не знаю, но обороты бешеные.  

Расхода на офис нет – все на удаленке. 

До центральных складов в Москве и Питере везем сами. Так как оставлять это на маркетплейсах не выгодно. Когда возили с ними, один паллет стоил 5 000 ₽. 

Если ты продаешь дорогие автомобильные лампочки, тебя это тревожит не сильно. Лампочек на паллет влезает под тысячу. Делим стоимость логистики в 5 000 ₽ на 1 000 лампочек и получаем +5 ₽ к цене лампочки. Да хоть 10 000 за паллет, плевать. 

У нас, спустя несколько танцев с бубном, на паллет получается запихивать максимум 20 стульев, и то мы ставим валетом.  

У нас, спустя несколько танцев с бубном, на паллет получается запихивать максимум 20 стульев, и то мы ставим валетом.  

И 5 000 ₽ за паллет это уже +250 ₽ к себестоимости. А это на минуту +10%, то есть больно.  

Поэтому мы отказались от логистики маркетплейсов и сами находим фуры из Екатеринбурга. Так, стоимость паллеты выходит 2 000 ₽. То есть на 28 паллетов экономим 84 000 ₽. 

Помимо всего перечисленного, ежемесячно платим кредиты. У нас есть и дешевые, и дорогие кредиты, и они помогают выживать. 

Основные кредиты – это сбер за 17% и 20%, есть кредиты в фондах поддержки предпринимателей, там мелкие кредиты дают под ½ ставки ЦБ, когда это было 8%, считай бесплатные деньги. Сейчас дают по ставке ЦБ, но хоть без скрытых платежей. С учетом инфляции 20%, если кредит меньше инфляции – тоже бесплатные деньги.  

Всего в кредитах порядка 10 млн ₽. Примерно столько же и в остатках, поэтому план на форс-мажор – продажа остатков покрывает кредиты.  

А всего операционные расходы при обороте в 8 млн ₽ в месяц – 1 млн ₽. 

Цифры округлил для наглядности 

Цифры округлил для наглядности 

Сколько можно заработать на 1 стуле? 

Итого производство и продажа 1 стула нам обходится в 6 019 ₽. А продаем мы его за 7 300 ₽. В этом случае у нас остается порядка 1 281 ₽ со стула.  

Рентабельность порядка 17% 

Рентабельность порядка 17% 

Внешняя реклама

Помимо рекламы на маркетплейсах, мы размещаемся у блогеров. Это либо по бартеру (в обмен на стул, для нас это 2 500 ₽ + доставка), либо за деньги. Я не добавил внешнюю рекламу в общие расчеты, так как тут окупаемость лучше считать отдельно. 

Я знаю, что 1 стул дает мне прибыль в 1 281 ₽, а значит, если я потрачу на рекламу 1 стула 500 ₽ – это выгодно, а вот если 1 000 то уже не очень. 

В нашей нише лучше всего работают рилсы в инсте*. Рынок рилсов уже перегрет и сейчас нормой считается 1 просмотр за 1 ₽. То есть если ролик собрал 50 000 просмотров, его средняя цена на рынке – 50 000 ₽. У нас примерно каждый 1 000-й просмотр дает продажу, поэтому когда ролик собирает 50 000 просмотров, а стоит 50 000 ₽, продажа 1-го стула обходится в 1 000 ₽, то есть такой расклад – продажи в ноль, так как прибыль со стула – 1 281 ₽. 

А чтобы заработать, рилс должен или стоить дешевле, или собирать больше. 

У нас было несколько миллионных видосов, они окупались хорошо. На фото мой рилс для карточки товара, он собрал немного. 

У нас было несколько миллионных видосов, они окупались хорошо. На фото мой рилс для карточки товара, он собрал немного. 

Блогеры все меньше хотят бартер, и все больше хотят денег. 

Всего на внешнюю рекламу уходит порядка 160 000 ₽ в месяц. 

Сколько зарабатывает производитель стульев для маркетплейсов? 

В среднем мы продаем порядка 1 095 стульев в месяц. Это 2 модели и 4 цвета. Стулья – хороший товар, их часто нужно несколько. В среднем на 1 покупателя приходится 1,5 стула. Такое количество стульев делает порядка 8 млн ₽ оборота. 

А с 8 млн ₽ выручки мы тратим 6,84 млн, и 1,16* млн остается в прибыли. 
*Конечно, это не фиксированная цифра, показатели скачут постоянно. 

В бизнесе нас с партнером двое, но всю прибыль не забираем. Платим себе зарплату по 200 000 ₽ каждому, а остальное идет обратно в бизнес. 

В бизнесе нас с партнером двое, но всю прибыль не забираем. Платим себе зарплату по 200 000 ₽ каждому, а остальное идет обратно в бизнес. 

У селлеров принято мериться оборотом, но какой в этом толк, если нет прибыли? 

Мы не гонимся за огромным оборотом, хотя производство может выйти на 17,5 млн в месяц. А наоборот постоянно думаем, как оптимизировать себестоимость. Например, сейчас прорабатываю с технологом, как из куска велюра получить как можно меньше обрезков, чтобы снизить расход на ткань. 

А вообще мне есть куда расти, эти стулья продал не я.

А вообще мне есть куда расти, эти стулья продал не я.

Как селлеры обманывают маркетплейс и друг друга, а покупатели обманывают селлеров? 

Чтобы заработать ДЕНЕГ, кто-то пренебрегает моралью, кто-то правилами маркетплейсов, кто-то законом, а кто-то всем сразу. Так выглядят две наиболее типичные серые схемы на маркетплейсах.  

– Самовыкупы: кто как выкручивается

Ваш заработок на маркетплейсах напрямую зависит от позиции в выдаче. Чем карточка выше, тем больше продаж.

На 30-м месте первой страницы Вайлдберриз конверсия в корзину падает в 7 раз, а в заказы в 13 раз. 

На 30-м месте первой страницы Вайлдберриз конверсия в корзину падает в 7 раз, а в заказы в 13 раз. 

То есть если ваша карточка на 10-20-й позиции, ее купят примерно никогда. Но зато, если вы добрались до первых строчек, маркетплейс видит, что вы приносите ему много денег, так как у вас много продаж и продолжает держать вас высоко. Получается порочный круг – кто выше тот больше продает, а кто больше продает – тот выше. Поэтому все борются за топ. 

Чтобы улучшить поведенческие и поднять свою карточку товара, можно имитировать покупку. Так, система будет думать, что ваш товар востребован, и ваши позиции в общей очереди к богатству улучшатся. Это и называется самовыкуп. 

Например, пишешь запрос: “стул со спинкой”, и ищешь свой товар в ленте. Листаешь долго, чтобы никто не заподозрил обмана. В это время добавляешь в корзину товары конкурентов. Чуть позже удаляешь из корзины чужие товары и оставляешь только свой. 

Кого можно использовать на самовыкупы:

– Друг 

– Сват

– Брат 

– Сотрудник

– Обученные чатики.   

Селлеры выставляют заявки на самовыкупы в специальных чатах. Например, вы выкупаете нужный товар, а вам за это скидка 30-50%. А кто-то и просто раздает. Обычно всем этим занимаются не сами селлеры, а их сотрудники.

Пример ТЗ от селлера: 

– Вписать в поиск нужный ключевой запрос 

– Добавить товар в корзину

– Добавить 2-3 конкурентов в корзину и прислать скрин

– Через 10 минут конкурентов удалить, наш товар заказать на следующий день 

– Получить товар в ПВЗ, не возвращать!

– Через 1 день выложить положительный отзыв 5⭐️ с 1-2 фото на человеке. Согласовать.

– Прислать скрин опубликованного отзыва и фото разрезанной этикетки со штрихкодом

– Прислать номер карты или номер телефона, привязанный к карте, для перечисления кэшбека

Раньше выкупали софтом и с помощью ботов, но сейчас технологичный Вайлдберриз научился с этим бороться. Селлеры хорошо знают бренды, которые все еще стоят на первых местах, и зарабатывают много, потому что в свое время научились обходить систему и работать самовыкупами. 

В 2024-м согласиться на такое предложение означает огромный штраф. Поэтому селлеры идут в чатики, это хоть и дорогое удовольствие, но шанс быть “пойманным за руку, как дешевка” снижается. 

Но если вы на месте покупателя уже бежите в эти чаты, будьте осторожны. Селлеры банкротятся чаще, чем постояльцы казино, поэтому они могут не выполнять свои обязательства. 

Люди тоже стараются обмануть селлера, получить оплату от селлера, а товар вернуть.

Или договориться с Вартаном, владельцем ПВЗ в Новоснегирево, товар забрать, а вернуть селлеру очень похожую на его товар подделку.

Или договориться с Вартаном, владельцем ПВЗ в Новоснегирево, товар забрать, а вернуть селлеру очень похожую на его товар подделку.

И в итоге получить и интересный товар, и вознаграждение от селлера. А селлер потеряет товар, деньги, а за счет возврата не повысит свое место в пирамиде маркетплейса, а ухудшит. 

Селлеры борются, просят скриншоты у своих агентов по самовыкупу, а люди осваивают фотошоп. 

Иногда селлерам приходят предложения выкупить все. Такое надо обходить стороной, это еще один способ заработка на селлерах. 

Маскировать самовыкуп можно, когда отправляешь товар блогеру, у селлеров это популярная реклама. Берешь 100 симок и с них покупаешь товары и отправляешь блогерам. Получаешь и бартер, и отзыв, и улучшение позиций за счет самовыкупа. 

Но есть и обратная сторона, как только селлер прекращает самовыкупы, продажи снижаются, и алгоритм быстро опускает карточку в выдаче. Получается, продавец попадает в зависимость от недобросовестной схемы.

– Гасят конкурентов 

Второй способ улучшить свои дела на маркетплейсе – ухудшить дела ближнего твоего. 

За копейки покупаем профиль на маркетплейсе, чтобы обойти постоплату, или сами берем симку и качаем профиль, покупая мелкие спиннеры. 

С помощью программы аналитики мы видим какие остатки у конкурента на складах. 

Все эти остатки, или частично, чтобы не было подозрительно, мы массово заказываем куда-нибудь на север, так товар будет долго идти и долго лежать. 

После товар, естественно, не забираем и отказываемся от него. Тебе это ничего не стоит, а конкуренту:

– минус оборот, 

– минус за хранение, 

– минус деньги за езду товара, помним, что за возврат селлер оплачивает обе стороны, 

– минус позиции в ленте, маркетплейс пессимизирует тех, кого часто возвращают. 

А катающийся таким образом товар другому в это время не продашь. 

Даже если такой покатавшийся товар купят, селлер все равно уже продаст его в минус. 

Второй популярный способ недобросовестной конкуренции – демпинг. Продаешь в минус, лишь бы убить конкурентов. Также демпинговать могут те, кто уже уходит с маркетплейсов, а продать остатки надо быстро. 

Типовые переговоры селлеров. 

Типовые переговоры селлеров. 

Выводы продавца стульев на маркетплейсах

1. Оборот не важен, важна прибыль и оборачиваемость 

Заработать 17% прибыли звучит классно, но тут важно понимать оборачиваемость. 

Если вы взяли стул на рынке, а продали за углом, то ваша оборачиваемость может составлять 1 неделю, то есть такую схему вы можете провернуть 4 раза в месяц, и если 1 круг вам приносит всего 5%, то за 4 раза вы получите уже 20%.

А наша оборачиваемость от производства до получения денег от маркетплейса составляет 2 месяца, и уже полученные за 2 месяца 17% превращаются в 8,5% в месяц. 

Только от продажи до получения денег на маркетплейсах проходит 2 недели. Озон предлагает получать свои же деньги раньше за какие-то там 3% комиссии. 

2. Работать с 1-2 товарами – это хорошо 

Ассортимент товаров важен, если у вас свой интернет-магазин. Но маркетплейс – это и есть огромный интернет-магазин, и сколько карточек у каждого отдельно взятого продавца не имеет значения.

Когда товаров мало получается стандартизировать процессы, не срывать сроки поставок и обеспечивать объем. А такие ошибки на маркетплейсах дорого стоят. 

3. Считать экономику нужно в разрезе каждой карточки 

Раньше мы часто влетали, когда считали экономику в целом. Например, 5 карточек приносит прибыль, а 1 карточка – убыток, но общая статистика неплохая и ты торгуешь дальше. Но если смотреть в разрезе каждой позиции можно не терять эти деньги, и просто снимать с продаж нерентабельные позиции. 

4. Нет, это не Рио-де-Жанейро! 

На маркетплейсах уже все далеко не так как раньше, сегодня заработать 10-15% маржи это успех, и судя по динамике, все будет только хуже. 


Спасибо, что прочитали!

Спасибо, что прочитали!

А я пойду сломаю еще пару китайских стульев и продам с десяток своих, потому что Рио-де-Жанейро само на себя не заработает.  

P.S 

Рио-де-Жанейро – это хрустальная мечта моего детства, не касайтесь ее своими лапами в комментариях, пожалуйста.   

ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога на основе интервью с основателем производства стульев, который захотел быть анонимным, чтобы описанные способы недобросовестной конкуренции не применили на него за их публичное разглашение. 

Уже больше года я раз в неделю беру интервью у предпринимателей про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех.

Может показаться, что "Упал, поднялся" – это веселые истории о том, как пожарить косточки, насушить листья, склеить картон, чтобы заработать миллионы на маркетплейсах. Но на самом деле в блоге уже больше 50 статей из разных ниш с подробными выкладками по цифрам.

– Предприниматели и управленцы примеряют истории героев на себя, чтобы найти выходы из кризисных ситуаций;

– Сотрудники, хотят узнать, сколько денег на них заработали;

– Инвесторы смотрят, какие бизнес-идеи приносят деньги, а какие знакомят с коллекторами

– Продакт-менеджеры читают, чтобы бесплатно получить исследования целевой аудитории предпринимателей.

Подписывайтесь на блог "Упал, поднялся – интервью про бизнес".

*Meta, в том числе ее продукт Instagram, признана экстремистской организацией в России.

Автор: slava_rumin

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js