Как подружить игровой ПК с телевизором Samsung

в 7:15, , рубрики: g-sync, Samsung, vrr, апскейлинг, вертикальная синхронизация, игровой пк, телевизор, черный экран

Введение

Последние 10 лет я играл на консолях PlayStation, начиная с PS 4, которая принесла массу положительных эмоций. Однако с PS 5 всё оказалось иначе — мой опыт владения этой консолью был таким же положительным в начале, но далеко не столь радужным в последнее время. Недавно я посмотрел презентацию PS 5 Pro и практически сразу принял решение о переходе с консоли на ПК.

Причина этого шага проста: за последние годы Sony разрушила основную философию консолей — это должно быть доступно и удобно. Теперь же владение консолью сопряжено с многочисленными проблемами, начиная с постоянного обхода региональных ограничений и заканчивая серьезными переплатами за игры и сервисы. О простоте и удобстве речи больше не идёт. А учитывая консольные цены на игры и стоимость новой PS 5 Pro, которая в нашей стране по моим оценкам обещала быть не менее 120 000 рублей (в реальности — даже выше), мой выбор пал на ПК.

Примерно год назад я купил топовый телевизор Samsung OLED S95C для игр на PS 5 и просмотра фильмов в наивысшем качестве. Телевизор идеально подошел для моей консоли: игровой режим работал стабильно, и картинка радовала глаз в играх. Однако при переходе на ПК я столкнулся с рядом трудностей, о которых хочу рассказать в этой статье. Речь пойдет об опыте использования телевизора Samsung в паре с игровым ПК, а также о решениях тех проблем, которые возникли на этом пути.

Опыт, которым я делюсь, исключительно субъективен. Однако он может помочь людям, которые тоже решат перейти с игровой консоли на ПК, но продолжить играть на телевизоре.

Совместимость телевизоров Samsung с Консолями и ПК

Современные телевизоры не просто отображают получаемый видео-поток, но и обрабатывают его, используя технологии повышения частоты кадров, улучшения качества изображения и другие функции. Это прекрасно работает для видео и фильмов, но влечёт за собой серьёзную задержку вывода изображения. Чтобы компенсировать этот недостаток в играх, телевизоры предлагают специальные игровые режимы, которые отключают все функции обработки и минимизируют задержки.

Многие пользователи критикуют операционную систему Tizen, которую Samsung использует в своих телевизорах. Она действительно является не самой удобной и интуитивно понятной среди операционных систем для ТВ. Однако, несмотря на это, инженеры и программисты Samsung проделали отличную работу, обеспечив хорошую совместимость телевизора S95C с PlayStation 5.

При подключении консоли через родной HDMI-кабель телевизор автоматически распознаёт устройство. В списке подключений появляется значок игрового устройства с именем «PlayStation 5». При выборе этого подключения телевизор сразу же переходит в игровой режим, минимизируя задержку вывода изображения и активируя вертикальную синхронизацию VRR, а также включает HDR, если он настроен на консоли. Это происходит сразу, без проблем и дополнительных настроек, что позволяет с удовольствием погрузиться в игры.

Однако при подключении ПК ситуация обстоит совсем иначе. С самого первого шага телевизор не справляется и выводит сообщение: «Не удалось определить подключенное устройство. Если это ПК, нажмите на пульте кнопку Вниз». Это выглядит немного странно, но после нажатия на указанную кнопку телевизор сохраняет новое подключение с обозначением «PC» и соответствующим значком. После выбора подключения изображение с ПК появляется на экране.

Несмотря на то, что подключение прошло успешно, можно встретить различные проблемы:

  • Игровой режим либо не активируется, либо работает нестабильно

  • Телевизор может периодически терять сигнал, что приводит к появлению чёрного экрана на несколько секунд

  • Не работает вертикальная синхронизация VRR

С этими проблемами я и столкнулся, и далее в статье расскажу о том, как их можно решить.

Игровой режим и проблема чёрных экранов

Главная проблема заключается в том, что телевизор сам принимает решение о том, доступен ли сейчас игровой режим или нет. Причём делает это в режиме реального времени, из-за чего может постоянно переключаться между обычным и игровым режимом. Это и приводит к чёрным экранам, так как переключение режима занимает несколько секунд, и в этот момент изображение пропадает. А если выбрать включить игровой режим принудительно, то телевизор может совсем не принимать изображение с ПК и отображать ошибку «Нет сигнала».

С консолями таких проблем нет — игровой режим работает стабильно и без сбоев. Но при использовании ПК важно четко дать понять телевизору, что игровой режим доступен, обеспечив вывод видео, соответствующего критериям этого режима. Для этого необходимо настроить ПК подключение как на аппаратном, так и на программном уровне.

Аппаратные проблемы

Если вы начнёте гуглить проблему чёрных экранов при игре с ПК на телевизорах Samsung, то непременно найдёте обсуждения на зарубежных форумах, где рекомендуют покупать оптические HDMI-кабели с высокой пропускной способностью. Это актуально не для всех ситуаций, но направление мысли верное. Чтобы телевизор «понимал», что доступен игровой режим, он должен получать стабильный видеопоток с высоким разрешением и частотой — желательно 4K и 120 кадров/сек. Такое разрешение и частота соответствуют стандарту HDMI 2.1 с достаточно высокой пропускной способностью, и ваш HDMI-кабель должен поддерживать этот стандарт.

Важно отметить, что кабель не обязательно должен быть оптическим. В моём случае комплектный HDMI-кабель от PS 5 подошёл, но затем я заменил его на более длинный кабель от Ugreen (3 м), тоже поддерживающий HDMI 2.1. Если ваш ПК находится далеко от телевизора (более 5 м), то действительно может понадобиться оптический HDMI-кабель, так как обычные кабели не обеспечивают достаточную пропускную способность на больших расстояниях.

Также убедитесь, что кабель подключён в соответствующие разъёмы. Оба разъёма — как на ПК, так и на телевизоре — должны поддерживать HDMI 2.1. Например, я изначально подключил кабель в HDMI-разъём материнской платы (со стандартом HDMI 2.0), что привело к нестабильной работе игрового режима и его последующему отключению. Проблема решилась, когда я переключил кабель в разъём видеокарты, поддерживающий HDMI 2.1.

Программные проблемы

На программном уровне к чёрным экранам могут приводить как настройки операционной системы, так и параметры конкретных игр. Если чёрные экраны возникают не во время игр, а на рабочем столе или при использовании браузера, необходимо проверить настройки монитора в параметрах Windows. По умолчанию система определяет телевизор как 4K-монитор и выставляет настройки 4K 60 Гц, что недостаточно для стабильной работы игрового режима.

Решение простое: вручную измените частоту обновления на максимальную доступную. В моём случае это 143,86 Гц. После этого чёрные экраны на рабочем столе у меня больше не возникали.

Далее переходим к играм. В большинстве игр проблем нет, но иногда они могут возникать. Например, в игре Elden Ring существует программное ограничение на 60 кадров в секунду. Из-за него телевизор получает нестабильный видео-поток и непрерывно переключается с игрового режима на обычный и обратно. Это выглядит как постоянное чередование изображения и чёрного экрана.

Решить проблему удалось в настройках игры с помощью смены режима отображения с «Полный экран» на «Окно на весь экран без рамки». Это никак не изменило частосту кадров в игре, но помогло стабилизировать видеопоток, и чёрные экраны больше не появлялись. Скорее всего, это решение будет работать и в других играх с подобной проблемой. Если же оно не сработает, попробуйте повысить частоту кадров, изменяя настройки игры.

Настройка NVidia G-Sync (VRR)

Современные игры требуют высокой частоты кадров для плавного и комфортного игрового процесса. Однако, когда частота обновления экрана не совпадает с количеством кадров, выдаваемых видеокартой, возникает проблема разрывов изображения (так называемый «screen tearing»). Это приводит к тому, что части разных кадров могут отображаться на экране одновременно, создавая «разрывы» в изображении.

Для решения этой проблемы были разработаны технологии переменной частоты обновления (VRR), G-Sync (NVIDIA) и FreeSync (AMD). Эти технологии позволяют монитору или телевизору синхронизировать свою частоту обновления с количеством кадров, выдаваемых видеокартой, устраняя разрывы изображения и делая игру более плавной. G-Sync и FreeSync — это проприетарные технология от NVIDIA и AMD, работающие с видеокартами этих компаний, а VRR — это общий стандарт для устройств с HDMI 2.1, который поддерживают многие современные телевизоры.

Также присутствуют программные технологии вертикальной синхронизации, доступные в настройках игр, но работают они работают значительно хуже. Использование такой синхронизации приводит к задержкам между отрисовкой отдельных кадров и игра ощущается менее плавной на той же частоте кадров.

Samsung официально не заявляет о поддержке технологии NVIDIA G-Sync, но на телевизоре S95C она присутствует, хотя активировать её необходимо вручную. Вот как это сделать:

  1. Откройте Панель управления NVIDIA. Найти её можно в трее.

  2. Перейдите в раздел «Дисплей / Настройка G-Sync».

  3. Выполните следующие действия:

    1. В пункте 1 выберите «Включить G-SYNC, поддержка G-SYNC» и «Включить в оконном и полноэкранном режиме».

    2. В пункте 2 выберите свой телевизор (у меня он был обозначен как «QCQ95S»).

    3. В пункте 3 установите галочку «Включить параметры для выбранной модели дисплея».

    4. Нажать «Применить»

Ниже настроек будет отображаться предупреждение «Поддержка G-SYNC этим дисплеем не подтверждена», но оно не мешает G-Sync работать корректно. В этом можно убедиться по значку «VRR Включено» в настройках игрового режима на телевизоре.

После активации в Панели управления NVidia вертикальная синхронизация работает глобально, на уровне взаимодействия видеокарты и телевизора. А синхронизацию в настройках игр лучше отключать — она либо ничего не изменит, либо сделает хуже.

В каком разрешении играть

Разрешение экрана напрямую влияет на производительность и качество изображения. Чем выше разрешение, тем больше вычислительных ресурсов требуется от видеокарты для рендеринга каждого кадра. Например, рендеринг в 4K требует в 4 раза больше мощности, чем в 1080p (Full HD), что может привести к очень низкой частоте кадров. При этом, чем выше разрешение, тем более четким и детализированным становится изображение. Именно поэтому выбор разрешения — это баланс между производительностью и качеством изображения.

Нативное разрешение телевизора и особенности масштабирования

Мой телевизор Samsung OLED S95C, как и многие ТВ на рынке, рассчитан на работу с изображением в разрешении 4K (3840×2160), и именно в этом разрешении он показывает максимальное качество. Если же вы выбираете более низкое разрешение, например Full HD или 2K, телевизор автоматически масштабирует изображение до 4K. Однако при масштабировании могут появиться артефакты: изображение может выглядеть нечётким, а мелкие детали и шрифты — смазанными. Это связано с тем, что телевизор не всегда идеально адаптирует разрешение, отличное от родного, что может снижать общее качество картинки.

Рекомендации по выбору разрешения и технологиям апскейлинга

Я рекомендую выбирать для игр именно разрешение 4K. Это связано с тем, что масштабированное изображение (например, 2K, растянутое до 4K средствами системы или телевизора) выглядит нечётким. Минусы такого растягивания видны по шрифтам и мелким деталям — они имеют смазанные грани и нечёткие контуры. В то же время, на 4K изображение выглядит идеально.

Но как решить проблемы с производительностью? Для решения этих проблем можно использовать апскейлинг. Современные технологии апскейлинга, такие как DLSS от NVIDIA, FSR от AMD и XeSS от Intel, позволяют существенно улучшить производительность без значительной потери качества изображения. Эти технологии используют алгоритмы машинного обучения для рендеринга изображения в более низком разрешении с последующим повышением до высокого разрешения, такого как 4K. Каждая из этих технологий имеет свои особенности:

  • DLSS (Deep Learning Super Sampling) от NVIDIA использует мощные нейронные сети для восстановления деталей, что даёт впечатляющие результаты на видеокартах NVIDIA.

  • FSR (FidelityFX Super Resolution) от AMD более универсальна и работает с широким спектром видеокарт, включая модели от других производителей.

  • XeSS от Intel схожа по принципу работы с DLSS и также использует технологии машинного обучения для повышения разрешения.

Во многих современных играх, особенно в требовательных, есть поддержка технологий апскейлинга, и они великолепно работают именно с 4K. Чем выше начальное разрешение, тем лучше результат после апскейлинга. Я не буду вдаваться в технические подробности, но скажу, что 4K + DLSS в режиме «Производительность» выглядит практически неотличимо от 2K + DLSS в режиме «Качество» или совсем без DLSS. Сравнение можно посмотреть по ссылке. При этом режим «Производительность» позволяет ощутимо увеличить частоту кадров, что делает его отличным выбором для комфортной игры.

Заключение

За 10 лет использования игровых консолей я привык играть на телевизоре и с появлением игрового ПК не захотел переходить за стол с монитором. Первоначальная настройка заняла немало времени и потребовала решения нескольких проблем, связанных с тем, что телевизор не так хорошо оптимизирован для работы с ПК. Однако, спустя некоторое время, мне удалось добиться того, что телевизор в связке с ПК работает ничуть не хуже, чем с PS5. Более того, благодаря отличной графике и отсутствию ограничения по частоте кадров, итоговый результат оказался даже лучше.

Теперь я могу с уверенностью сказать, что игровой ПК способен полностью заменить консоль в моем случае. А для тех, кто, как и я, оказался неприятно удивлен анонсом PS 5 Pro, могу рекомендовать переход на ПК. Да, вам потребуется некоторое количество усилий для настройки, но результат определённо того стоит.

Автор: aakLear

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js