Кругом вранье: красивый фасад пустых HR-обещаний в IT-компаниях

в 13:33, , рубрики: hr в it, hr-бренд, hr-менеджер, миссия компании, найм персонала, ценности, ценности компании

Однажды в вагоне метро мне попалась на глаза реклама: улыбающийся человек в новенькой форме сотрудника метрополитена обещал будущим соискателям сказочные условия обучения и фантастическую зарплату. Поверх рекламы маркером было жирно написано: «Все вранье». Это явно написал кто-то из сотрудников, может, даже, машинист, который уже не понаслышке познакомился с тем, что стоит за красивым фасадом пустых обещаний.

Возможно, вам не раз приходилось слышать от своих знакомых, друзей, а также от сотрудников разных крупных корпораций фразы вроде: «Ну что вы хотите, это же [впишите имя компании]». В том смысле, что такое наплевательское отношение к работникам, условиям их труда, их нуждам и запросам — это нормальное поведение для крупной компании, которая при этом всеми силами старается создать положительный внешний имидж. Сюда же можно добавить постоянные ошибки в системах, утечки данных клиентов и сотрудников, неработоспособные громоздкие внутренние процессы и структуры. Обычно причина подобных настроений сотрудников — это следствие вопиющего несоответствия между рекламным фасадом и реальным состоянием дел в компании.

Слова-заклинания: миссия, девизы, ценности

У каждой современной уважающей себя компании есть специальный набор таинственных слов-заклинаний: миссия, девизы, ценности… Да вы и сами прекрасно знаете подобные слова и сможете без труда продолжить список. Все эти магические слова и их имплементации исходят из специальных отделов, в которых работают «гуманитарные волшебники».

Кругом вранье: красивый фасад пустых HR-обещаний в IT-компаниях - 1

Заклинания призваны поднять дух и повысить лояльность не только клиентов, но и рядовых сотрудников: смотрите, у нас все как у взрослых. Гордитесь нашей компанией, любите и уважайте ее. Но чуда почему-то не происходит. В лучшем случае указанные «волшебные» отделы просто не мешают работе профессионалов, в худшем все идет по очень странному сценарию…

Основная цель существования организации

Самое главное заклинание — это миссия компании. В Википедии написано, что «Миссия — это основная цель организации, смысл ее существования». Позвольте, но разве смысл существования большинства коммерческих предприятий — это не получение прибыли? Владельцы компании создают ее с одной целью — заработать самим и дать немного заработать своим сотрудникам. Любые другие миссии и ценности — это вранье или демагогия (уточню, что мы сейчас говорим именно о коммерческих организациях).

PR-менеджер — это хорошо, но многим компаниям не хватает связи с реальностью.

«Как же поднять корпоративный дух сотрудников, внушить им гордость за свою компанию?»  Нет ничего проще! Сотрудники искренне гордятся своей компанией, если она производит высококлассный, качественный, нужный и полезный продукт. Искусственными лозунгами породить гордость за компанию нельзя. В лучшем случае они вызовут у работников насмешки, в худшем — раздражение и злость. Эффект от них обычно прямо противоположен ожидаемому.

Компромисс: оцениваем все «за» и «против»

Работа в крупной компании — это всегда компромисс: все сотрудники хорошо знают сильные и слабые стороны своей организации и своего продукта. Все прекрасно понимают, что окружающий мир не идеален. Профессионалы, продолжая работать в компании, принимают взвешенное и продуманное решение, оценивая ее положительные и отрицательные стороны.

При этом сотрудники, проработавшие в компании уже не один год, прекрасно понимают, что в ней можно улучшить или реформировать, как повысить качество производимого продукта. Им нужно, чтобы руководство прислушивалось к предложениям и проводило постоянный непрерывный процесс постепенных преобразований и улучшений.

Но самое последнее, что нужно работникам любой компании — это пустые лозунги и демагогия, призванные повысить их корпоративную лояльность. Миссия компании, девизы, список корпоративных ценностей — все это должно следовать за реальными делами и преобразованиями, а не предшествовать, и уж тем более не заменять их.

Девиз нашей компании: «Перманентный стресс как зона комфорта».

Нанимать новых или оставить опытных

Странно, что многие забывают простую истину: людей и компании оценивают по делам, а не по словам. Даже если кто-то из потенциальных соискателей прельстится красивыми обещаниями работы мечты, он очень скоро во всем разберется и будет принимать решение: оставаться или уходить. Именно отсюда возникает пресловутая текучка кадров.

Сотрудник коммерческой компании — это наемный работник, который продает свои знания и свое время. Работодатель договаривается с сотрудником о цене и условиях, сотрудник обязуется добросовестно выполнять свои обязанности. Если кто-то нарушает условия договора, сделка расторгается. Эта схема работает веками. Странно, когда взрослым, опытным людям пытаются внушить что-то другое.

Крикнем «Ура» и вернемся к работе.

Интересно, что многие HR не только не стараются эту текучку уменьшить, но и поддерживают ее. Бывает, что компания никак не удерживает опытных сотрудников, но при этом с радостью набирает новых, зачастую не имеющих вообще никакого опыта. Согласитесь, это странное поведение: ведь обучить нового сотрудника, особенно с нуля, куда сложнее и дороже, чем поддержать давно работающего профессионала 🤔 Возможно, все дело в том, что компании просто выгоднее нанимать новых работников?

Главное, чтобы не мешали

Вообще, во всех этих миссиях, девизах и ценностях нет ничего плохого, если они дополняют нормальные рабочие процессы. Обычными сотрудниками они воспринимаются как белый шум: на них привыкли не обращать внимания как на рекламу — срабатывают внутренние фильтры.

Хуже, когда все эти проявления заменяют реальное развитие и необходимые преобразования, когда вместо повышения зарплат, профессионального развития и карьерного роста сотрудникам предлагают пропагандистскую чепуху.

Автор: Octoparrot

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js