Suno: "… если бы я так мог, …"

в 9:47, , рубрики: suno ai, аранжировка музыки, вирартек, генерация музыки

Mark Shiloh, Влад - наш бывший соотечественник, более 20 лет живущий в Новой Зеландии (Окленд ), профессиональный музыкант, мульти-инструменталист с большим практическим опытом, ныне преподаватель и директор музыкальной школы... Более 30 лет назад мы вместе работали в Новосибирской консерватории. Когда в моей команде разрабатывали программу морфинга параметров синтеза для Yamaha DX7, Влад приобрел редкий и крутой SY99. Этот одаренный и энергичный парень поражал меня тем, что до мельчайших деталей штудировал толстенную инструкцию SY99 и задавал такие вопросы, которых я никогда больше не слышал ни от одного музыканта. Я бы сказал, что он, благодаря своему пытливому характеру, к профессии музыканта добавил квалификацию sound-инженера...

Сейчас мы в контакте и я, как и другим знакомым, периодически посылаю ему примеры, которые сгенерил в Suno... Две песни Влада "зацепили". У меня, честно говоря, отношение к генерациям более спокойное, особенно, когда их 50 в неделю и больше... Вот, пишет: "Сколько стоят эти твои песни?" ( Странная девушка v2.1 и Бледно-розовый оттенок v2.1 ). Я ему: "У меня нет на них прав, т.к. аккаунт Free" ... Потом, раз в неделю он писал/говорил о каких-то фишках во 2-й: "Посмотри, как здесь пропето ..., а вот здесь гитара" и т.п. Ну, на самом деле, мне не до этих нюансов - слишком много текущей работы... и я предложил ему записать наш разговор - получится что-то вроде интервью 1,2, наверное, кому-то будет интересно. Он сказал "окей" и мы созвонились 14 октября 2024 г.

1 я этот же текст выложил на сайте.
2 мои вопросы/реплики пронумерованы.

Качество аудио фрагментов невысокое - я просто записал разговор на второй телефон.

#1 Привет, о какой песне мы говорим?

Мы говорим о коленках. Бледно-розовый оттенок ...

Бледно-розовый оттенок v2.1 (video)

#2 Хорошо, давай так, что в этой песне интересного для тебя в музыкальном плане?

Самое главное, что босса-нова не загружена перкуссионными инструментами, как это было, скажем, в 80-м году. Но есть совершенно яркая, выраженная "босса-новость". Барабанная партия, не барабанная, а перкуссионная, она как бы на втором плане... Очень мягко сделано, скорее всего, кахон-бокс, я имею ввиду по звуку. Очень мягкий бас, все очень современно...

Само настроение музыки в целом, когда песню прослушиваешь, оно такое очень легкое из-за того, что она не перегружена инструменталом. Это очень большой вкус проявлен, если бы мы о человеке говорили.

#3 Ладно, вот для музыканта, скажем, чтобы достигать такого уровня какая практика нужна? Закончить музыкальную школу по гитаре или ему нужно лет 10-15 играть подобное?

Это сделано по принципу "отсечь все лишнее", поэтому, конечно большой опыт. Когда музыкант только формируется, он старается показать все, на что он способен - стукнуть там лишний раз, брякнуть на клавишах. А здесь оставлены только самые необходимые вещи, то есть минимум средств выразительности, которые приводят к такому хорошему спокойному чувству босса-новы.

Тут гитара играет совершенно по-другому и она удивительно сочетается с басом. И это очень сложно сделать на самом деле. Вот я занимаюсь неделю, я понимаю головой, как это сделано, все-таки образование, какой-то опыт...

Аудио фрагмент #1

Ну, конкретно я тебе говорю: 1-й, 2-й, 3-й, 4-й такт. В 4-м такте зависает функция и ты начинаешь свой вокал на паузе, т.е. инструментал просто останавливается. "Светло-розовый оттенок", вот эта 1-я фраза просто в пустоте сделана, там никто не мешает, и даже нет сустейна какого-то на инструментале. Т.е. просто есть пауза, где человек начинает петь. Потом, во 2-м такте этой музыки сделан такой ход басовый, который висит на ноте Ми, а функция уже поменялась. И вот это очень привлекает, ну, до безобразия. Вот смотри, как получается играет - 1-й аккорд [guitar] ..., ставится 2-й аккорд и ... бас, по идее, должен был уйти сюда [guitar] ... вот на эту ноту. Но этого не происходит. И он этим привлекает, потому что он играет вот отсюда [guitar] ..., но берет из предыдущего аккорда ноту басовую. Получается [guitar] ...

#4 Ну,... ты мне со звуком, о каких-то деталях ... Можно сказать, что это высокого уровня профессионализм, как-бы тонкое чувство?

Да, человек, если бы это человек создавал, было бы ощущение, что он не только очень хорошо ориентируется в гармонии, но привнес какую-то ... свежесть. При этом у него, скажем, очень хорошее чувство меры, вкуса. Аранжировка сделана действительно профессионально, с ощущением, что человек очень долго попрактиковал босса-нову в латиноамериканском вот этом стиле.

Впереди у нас три гитары. Первая гитара четко играет ритм. Вторая гитара, которая выдает вот это соло - вступление и развернутое соло. И бас-гитара. И вот эти три инструмента вместе, они в основном и делают эту картину музыки.

#5 Слушай, а скажем, из известных артистов, из того, что ты слышал, это ближе всего к чему? Ведь фишка то в том, что Suno делает это все на основе реальных треков, значит где-то существует прототип.

Думаю это бразильская система, явно бразильские музыканты, путешествующие музыканты... Я их вижу у себя здесь, они около океана играют. Играют вот именно в этом стиле, это именно бразильский такой вариант музыки...

Та босса-нова, которая классическая, Жобимом3 была сделана. Она была очень насыщенная перкуссией, там и пианисты играли, и другие... А вот такую выжимку из босса-новы я услышал в первый раз именно в твоей песне. И то, что это именно бразильская стилистика у меня никаких сомнений нет. У меня много есть таких примеров, когда играет 2-3 гитариста и звучит такая похожая латино-американская красивая музыка и танцевальная, и живая... Ну, у меня просто есть разные отзывы от разных людей. Одному знакомому послал, врачу, но серьезно музыкой занимается, говорит "... какая удивительная поэзия и какой мелодизм... " он просто был в восторге. В таком, знаешь, так по-детски, искреннем...
3 Antônio Carlos Jobim (примеч. AU)

#6 Хорошо,... про поэзию - спорно, это была шутка, я же не поэт. Давай про мелодизм.

Да, мелодизм в этой песне меня, честно говоря, приятно удивил. Особенно тем, что он использует альтерированные ноты в таком совершенно уверенном ключе. Вот в соло гитаре есть ноты альтерированные, но они звучат как будто музыканты экспериментируют. Потому, мне кажется, они не были на 100% прочитаны стилистически.

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот ... ноты передо мной, вот 4-я строка: "в Википедии, возможно, есть подробная статья"... Там Соль# стоит нота. "подробная статья" - вот это отпевание, это абсолютно, ну, как бы не типично. Если это человек сочиняет, можно сказать, что он из джаза. Потом, вот это "у тебя, не у подруг" - там тоже стоит Ми-b, Ре, Ми-b, Ре... и Ми-b, Ми-бекар(!) и только потом последняя нота. То есть вот это "пятый год я замечаю у тебя, не у подруг". Ну, вот бл@ха-муха, извини, ведь это именно так спеть трудно человеку неподготовленному!

#7 Мне кажется, подобное встречается в русских романсах, когда наши классики писали, а не то, что просто в народе. Ну, и у советских сильных авторов, может немного в "Подмосковных вечерах" Соловьева-Седого...

Да, есть такое... Вот, пониженные ступени, опевания, т.е. это уже говорит о более изысканном владении материалом. Это не просто A,B,C ... это очень по-музыкантски... Подожди, я сейчас подойду просто к инструменту, смогу проиллюстрировать, как это действительно красиво звучит...

Аудио фрагмент #2

А вот мелодия, особенно там, где припев. Вот ... ноты передо ... вот эта мелодия [piano]... "Я не знаю, кто здесь болен, может ты, а может я, в Википедии, возможно, есть подробная статья" и дальше вот это [piano]... последний момент, но мне это просто охренительно нравится [piano]... Вот это вот: [piano]... "... твоих щёк и нежных рук"... "твоих щёк и нежных рук пятый год я замечаю у тебя не у подруг", ну это вообще, ну не знаю даже, как это назвать [piano]... Т.е. это использование низкой 5-й ступени [piano]... "у тебя не у подруг". [piano]... "Я не знаю, кто здесь болен..."

Т.е. это просто говорит о том, что у этой программы есть очень хороший ресурс, музыкальных фрагментов, образцов, который она проанализировала. Чтобы так сочинять, это действительно нужно ... Во-первых в этом легко запутаться, когда появляются такие альтерированные ноты. Это либо дело вкуса тончайшего. Либо человек по случайности что-то такое напортачил, но воспринимается это не очень хорошо на слух, а здесь все сделано с мерой, очень красиво, музыкально. Эстетически это очень красиво сделано... вот эти мелизмы - "у тебя не у подруг".

Причем, спето очень точно, я даже не включал пониженную скорость на Logic'е, чтобы прослушать - считал прямо в реальном времени. Только зачем ты сделал 88,1 bpm?

#8 Я вообще к темпу, да и к музыке не имею никакого отношения! Может косвенно, я задал стиль и вбил текст, а Suno уже генерирует, исходя из задания... Ну, я еще выбрал версию, т.е. генерацию, которая мне понравилась. Кстати, там их всего (у меня на сайте), кажется, 12-ти в разных стилях ...

А, ... ну я два слова скажу по этому поводу. Эта система предохраняет от того, чтобы не гоняли это вместе с музыкантами, чтобы музыканты под это не играли. Они специально записывают на несколько центов либо выше, либо ниже, чтобы не строило. Чтобы музыканты напрямую не могли это использовать.

#9 Какая проблема сейчас подстроить, хоть темп, хоть тональность?

Да, конечно, но я когда это увидел, я подумал, что думаю, ну, значит, они тоже так делают, как фирменные фонограммы. Ок... Вообще-то, знаешь, ощущение от музыки очень сильное. А уж если она у меня в голову засела, и я вот больше месяца её кручу и не устал от этого... Уже сам аранжировок, черновых, штук 5 сделал на нее... думаю, а как бы привнести что-нибудь свое и сказать, что это Алекс мне разрешил исполнять? Я же это вот придумал тут, в аранжировке.

#10 Да, ... мне все-равно, точнее, приятно. Исполняй! Но я на бесплатном аккаунте, т.е. без коммерческого использования и по-любому надо указывать, что это Suno. Платный не дорого, только платить от нас сложно... Нужна опция типа "выкупа отдельной песни"... Есть у знакомого платный, я бы его попросил, но нет функции "сочинить также "...

Ну,... знаешь, тут с этим, т.е. с копирайтом очень строго. Вот один местный перец, педагог, скопи-пастил пол-страницы для своей статьи, накатали (коллеги, похоже) на него заяву, комиссия разобралась и ... штраф в $10К, не слабо так!

Ладно, еще хотел по голосоведению сказать... машина эта, в гитаре очень хорошо следит за мелодией - тот, кто это создавал, просто в совершенстве знает гитарные позиции. Чтобы в этом разобраться, надо перебрать много примеров... т.е. очень хорошо голосоведение сделано... Голосоведение гитары на 100% зависит от мелодии, это очень, очень красиво. Ясно то, что я не могу так сочинить, если бы я так мог, мне было бы приятно.

#11 Понятно, спасибо. А вокал тебя не смущает, у них во всех песнях какой-то хоровой, немного ансамблевый характер.

Нет, наоборот. Сейчас так модно, 4 года назад заказывал аранжировку тут для одной местной певицы... да, в Новосибирске заказывал. Так мне парень ваш такой же эффект сделал... Смешано три вокала там, одинаковых. Без искажений и без обработки центральный вокал, т.е. с панорамой 0, потом одновременно, с небольшой задержкой, несколько миллисекунд, буквально, левый. И правый канал прописан тоже с задержкой небольшой. Они как бы немножечко отстают от оригинала и объем, плотность добавляют... Ну, может ревер где-то совсем чуть-чуть.

#12 А я думал, что у Suno просто так генерация вокала работает, что это или косяк, или как признак, что синтез от Suno, или чтобы немного скрыть первоисточник, или что это из-за микширования моделей разных голосов - типа один мужской из трех... Хотя, конечно, проще один трек синтезировать, а потом с ним уже играть.

Не знаю про Suno, я почитал других там музыкантов, они говорят, да сейчас это так модно. Все западники делают так, и в Америке так пишут вокал. Программа, которая музыку сочиняла, она в курсе всех модных дел, это 100%.

#13 Ага, в курсе... Ну, что, спасибо за твое время, успехов. Как что-то доделаешь с "коленками" - присылай :-)

Конечно пришлю, когда что-то закончу... И тебе спасибо, не часто удается по таким моментам с кем-то тут пообщаться... Действительно хорошо поговорили... Хочу подчеркнуть по сути. Аранжировка сделана настолько со вкусом, что она не мешает вокалу, чётко следует за вокалом в голосоведении аккордов и мастерски передаёт стиль, именно стиль... Да, если будет что новое по авторским - пиши/звони.

#14 Хорошо,... бай-бай!

Хорошо, bye-bye...

P.S.

Самые последние мои записки по Suno у меня в Дневнике на сайте.

Автор: AlexHanguery

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js