Мне нравилось учиться в универе. Я учился на матфаке и участвовал в ACM-овских олимпиадах. Закончилось все красным дипломом бакалавра и полуфиналом мира, но я решил, что этого мало. Тогда я перевелся в лучший вуз столицы и закончил там магистратуру (попутно работая программистом). Второй красный диплом лег в папку рядом с первым.
Прошло несколько лет, и как-то я решил переучить двух знакомых девушек на программистов. Они как раз заканчивали престижную специальность хорошего технического вуза. Я видел, что они умные, они знают физику, математику, чертят лучше меня, но при этом на рынке труда стоят гораздо меньше, чем заслуживают.
Люди, проучившиеся 6 лет в лучшем техническом вузе страны не умеют почти ничего из того, что востребовано на рынке труда. Как будто и не было этих шести лет вовсе.
Как же так?! Но универ же такой классный, мне же нравилось учиться. Неужели образование так быстро испортилось? И я начал вспоминать все случаи, когда в вузе мне давали реальные практические навыки. И чем больше я вспоминал, тем сильнее мрачнел. Мое хорошее мнение о вузах испарилось.
Пока вы в вузе – вы не можете оценить, что нужно, а что нет. Что преподают качественно, а где дают только иллюзию знаний. А когда закончили, вам обычно уже все равно. Прошлого не вернуть. Но я опять стоял с ним лицом к лицу. Я знал, что дело не во мне, знал, что работает, а что – нет. Я смотрел на преподавателей другими глазами.
Частенько слышал, как преподаватели обвиняют студентов в лени и в том, что те учатся и работают одновременно. То, что это вообще взаимоисключающие параграфы, похоже никого не смущает.
Каждый, кто говорит, что он «выше практики, ей должны учить только в ПТУ», запомните:
— Сударь, вы – неуч! Из тех, кто прикрывает свое невежество унижением других.
Мне бы хотелось поговорить с вами о нашем образовании. Как так получается, что школьное образование является у нас одним из лучших в мире, а выпускники наших вузов — одними из самых худших? Почему же выпускники наших вузов не могут конкурировать с иностранными?
Что же происходит с нашими школьниками за 5 лет в вузах, что они успевают так чудовищно отстать от своих сверстников из других стран? Давайте попробуем выяснить, что же такое вуз, что в нем происходит, какова его задача и как он с ней справляется.
Больше чем в бога в нашей стране верят только в высшее образование. «Учись, а то дворником работать пойдешь», «Без диплома никто на работу не возьмет», «Закончишь престижный вуз и получишь престижную работу». Многие из вас слышали эти фразы, кто-то в них до сих пор верит, а кто-то все еще слышит.
Что же дает высшее образование? Статистика показывает, что люди с В/О получают лишь на 20% больше, чем люди без оного. Такое приложение сил при поступлении, 5 лет учебы и такой мизерный результат. Заставляет задуматься, не правда ли?
Это какое-то всенародное помешательство. Люди, которые не смогли поступить в вуз, думают, что они неудачники, что, конечно же, не так. Но это слишком распространенная в обществе мысль, чтобы ее игнорировать. Люди, которые смогли поступить в вуз, думают, что они элита и их счастливая жизнь теперь предрешена, надо только окончить вуз: хорошая работа, дорогая машина, командировки за границу и все в таком духе. Это тоже иллюзия.
Фактически, университет у нас – это детский садик для взрослых. Можно ходить на пары, а можно и не ходить. Можно учиться, а можно и не учиться. Студенты гордятся тем, что могут за пару дней, имея конспект сдать любой экзамен. Для них это служит доказательством их ума. Большая ошибка.
Мой опыт работы показывает, что при максимальном напряжении, реальную работу можно ужать ну в два раза максимум. Если вы приложите все усилия и будете работать по 8-9 часов в день, то сможете сделать работу в два раза быстрее, чем в своем обычном темпе.
Отсюда вывод: если вы сдали все экзамены за две недели, то максимум там было делов на месяц. Т.е. вы целый семестр «учили» то, что смогли бы выучить всего за месяц. Год учебы (два семестра) — за два месяца. А пять лет вуза – за год.
Университет – это легитимная, в глазах общества, возможность на 5 лет отложить поиск работы и вдоволь побездельничать. При этом, нормально, если ты живешь с родителями или ешь доширак в общаге. Твои сверстники такие же бездельники, как и ты, так что ничего не разрушает этот идеальный мир.
Студенчество – золотое время. Почему бы ему не быть золотым, когда ты уже взрослый, а тебя кормят, поят, одевают, дают жилье. Вот это жизнь. Правда еще на пары иногда заставляют ходить и с экзаменами пристают, но это так – можно и потерпеть.
Представьте, что вам в наследство осталась старая квартира. Вы можете подремонтировать ее и сдавать в аренду, получая стабильный доход всю следующую жизнь. А можете продать ее и прокутить деньги лет за 5. Вот только 5 лет пролетят быстро, и вы опять у разбитого корыта.
Если все идет легко – это повод задуматься, не упускаете ли вы что-нибудь.
Университет
Чему же учит университет? Это очень сложный вопрос, поэтому попробуем для начала ответить на вопрос попроще: чему же пытается учить университет? Получается это у него или нет — это уже другой вопрос.
Насколько мне удалось выяснить, университет видит свою задачу в трех вещах:
1 Дать вам общее высшее образование. Другой культурный уровень, понимаете! Все то, что вам пригодится: история, обж, культура, экономика, основы права, физкультура,…
2 Наука. Все студенты пишут курсовые, дипломные работы. Если вы поступили в магистратуру, то должны заниматься научной работой.
3 Профессиональное образование. Выпускники наших вузов работают директорами банков, заводов ну, или, в крайнем случае – высококлассными специалистами на каком-нибудь предприятии.
Выглядит великолепно, только золотистой корочки не хватает.
А что не так?
А давайте зададимся вопросом: зачем люди идут в вузы?
Помните простую фразу: не будешь хорошо учиться – пойдешь дворником работать. Можно даже подумать, что все кто идут учиться – не хотят работать дворниками. А чего же тогда они хотят? Они хотят полную противоположность работе дворника.
Люди идут учиться в вуз, чтобы иметь высокооплачиваемую высококвалифицированную работу! Чтобы была возможность купить дом, машину. Иметь все, хоть и не всегда (одно из определений среднего класса).
Люди думают, что учеба в вузе дает высокооплачиваемую высококвалифицированную работу. Она не дает. Но вуз про это молчит (даже если священник знает, что бога нет, в его интересах об этом молчать), а мы продолжаем верить, что «вот выучимся – устроимся на хорошую работу». 5 лет в вузе не приблизят вас к вашей «хорошей работе» ни на сантиметр. Потому-что:
1. Преподаватели вузов не могут научить вас быть профессионалом, ведь они сами мало что умеют.
Честно ответьте себе на вопрос: почему те, кто вас учат, работают бюджетниками в вузах на своих небольших зарплатах? Потому, что они не могут претендовать на квалифицированные должности на рынке труда. Им не хватает ни опыта, ни квалификации. Кому хватает — те уходят. Преподаватели, читающие предмет по книжкам, растут именно отсюда.
Как думаете, успешный финансист пойдет работать топ-менеджером в банк, на зарплату в $30,000 или доцентом в вуз, на зарплату в $300? Чаще всего в вузах преподают профессионалы-неудачники, которые не смогли найти себе работу вне вуза. Они остаются жить при нем: получают общагу и минимальную зарплату. На это и живут.
Сразу оговорюсь, что есть в вузах и хорошие преподаватели, и очень хорошие. Но их даже не меньшинство, их – единицы. Хороший преподаватель должен не только доступно и понятно преподавать свой предмет, но и сделать упор на практическую применимость этих знаний. Не научить применять знания все равно, что учить бесполезным вещам – пустая трата времени, своего и чужого.
2. Преподаватели вузов превозносят науку и презирают профессиональную реализацию.
Корни этого следует искать в том, что все преподаватели не состоялись как профессионалы. И единственный способ найти себе оправдание – это то, что профессиональная реализация – это недостойное занятие (по ссылке тонкий троллинг). Если вы пропускаете пары, потому что ездите на научные конференции, то вы – молодец. А если вы пропускаете пары, потому что работаете: «вуз не для вас», «переводитесь на заочное» и т.д. Я наслышался этих фраз.
Преподаватели — как монахи-затворники. Профессия – это все суета сует. Вот мы посвятили себя служению богу науке, и целый день читаем молитвы пишем научные статьи. Цель может и благородная, но абсолютно бесполезная в реальной жизни.
3 Ошибочный эталон для сравнения.
Очень часто студенты сравнивают себя со школьниками и гордятся тем, что знают гораздо больше. Это иллюзия продолжается, пока человек не задумается о работе, и не обратит свой взор в другую сторону. Ведь если бы студенты сравнили себя с людьми, уже работающими в их будущей профессии, тогда бы увидели, что приближаются к цели миллиметровыми шагами.
Не надо в вузе ровняться на всех. Потому что если делать «как все», то и результат будет «как у всех». В группе большинство студентов — случайные люди, у которых нет больших перспектив. Может их запихнули в институт родители, они косили от армии, всякое бывает.
Их удел в большинстве своем или работа не по специальности или штатная низкооплачиваемая должность в какой-нибудь гос. конторе. Не нужно себя сравнивать с сокурсниками. Лучшим критерием ваших знаний и успехов будут ваши сделанные проекты, ваши успехи на работе. Соотносите себя не с «серой массой», а с рынком.(цитата понимающего преподавателя вуза)
4 Профессиональное обучение составляет лишь маленькую часть того, что преподают в вузе.
Когда вы придете на работу, вас спросят, что вы уже умеете делать, а не чему вас учили. Вашего начальника будет интересовать, что вы знаете и умеете из того, что необходимо на должности, на которую вы претендуете. Почти как в вузе: вам ставят вполне конкретную задачу, но не объясняют, как ее делать и ждут результата в конкретные сроки. Удачи вам!
Если вам читают в вузе историю, а работать вы будете оператором в банке – это приближает вас к цели или удаляет от нее? Формально вы знаете больше. Значит – приближает? Но фактически, с каждым семестром, у вас остается все меньше и меньше времени, чтобы получить ценные профессиональные знания, а их объем остается прежним. Т.е. реально – отдаляет.
5. У вуза нет цели «сделать из вас высококлассного профессионала».
Очень сложно попасть в цель, когда ты в нее не целишься. Вас превращают во всесторонне развитого специалиста. Такое «второе общее среднее образование». Забыв только упомянуть, что человек, который учит все – не знает толком ничего.
Помните три цели вуза: наука, общее образование и профессиональное образование. Как думаете, что пришлось сократить, чтобы добавить науку и общее образование? Правильно: профессиональные дисциплины. И вы все еще думаете, что цель вуза – сделать из вас профессионала?
6. Если человек учит больше двух предметов одновременно, он зря тратит свое время
После школы это утверждение кажется ошибочным. Но на работе понимаешь, как оно справедливо. В школе уроки такие короткие, не потому что это эффективно, а потому что школьник – еще ребенок, и он просто не способен концентрироваться больше часа. Но частые переключения задач мешают
Почему, вы думаете, вы так быстро готовитесь к экзаменам? Вы просто не переключаетесь на другие задачи. Отсюда и резко возросшая эффективность. Представьте, что вы сидите на диете всего 6 часов в неделю, и как, скоро вам придется ждать результата?
7. В вузе человек только поверхностно знакомится с предметами
Допустим, вы что-то учите два семестра. У вас две лекции и две практики в неделю. Серьезный подход по меркам универа. А сколько же это будет часов? 4 пары по 2 академических часа (1.5 обычных) – это 6 часов в неделю.
В первом семестре мы учимся 4 месяца: сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь. Во втором еще 4: февраль, март, апрель, май. Итого: 8 месяцев по 4.5 недели в каждом и 6 часов в неделю. 216 часов в год.
Да будет вам известно, дорогие мои студенты, что в месяце 180 рабочих часов и любой ваш годовой курс можно усвоить всего за 1.5 месяца, а при желании (или необходимости) всего за месяц.
8. Вам преподают самые общие, малополезные и устаревшие знания
Каждое знание имеет разную ценность в зависимости от проблемы, которую вам предстоит решить. Если вы тоните, то умение плавать гораздо полезнее курса математики, не так ли? А если устраиваетесь на работу кассиром, то умение считать важнее знания истории Руси.
Самые полезные навыки для вашей профессиональной реализации – это, безусловно, практический опыт, знание последних достижений в вашей профессии. Преподаватель вуза – чаще всего никогда не имел реального опыта в вашей будущей профессии и не знаком с последними достижениями. А если где-то про них и прочитал, то понятия не имеет об их ценности, как и когда их применять.
Даже если вы выучите 100 ненужных предметов, они не заменят 10 необходимых.
9 Практические навыки в 10 раз ценнее теоритических знаний.
В жизни и на работе нам часто приходится что-то ДЕЛАТЬ. Если вы знаете, как делать, или думаете, что знаете, это еще не значит, что вы можете это сделать. Вы знаете, что курить вредно, и смогли бросить курить? Вы знаете, что заниматься спортом правильно, и можете каждый день им заниматься? Вы знаете, что английский полезен для карьеры и, конечно, смогли выучить его?
Значение в жизни имеет только практика. Чем больше у вас знаний в ущерб навыкам, тем меньше от них толку. Как же вы поймете, что какие-то знания неверны, какие-то вы не знаете, как применять, а какие-то и вовсе не работают в реальном мире? Вы никогда не думали об этом? Добро пожаловать в реальный мир.
Вы можете выучить правила дорожного движения на «хорошо» и «отлично», но ездить вы все равно не сможете. Теория – это хорошее подспорье для практики. Представьте, что вы строите стену: кирпичи – это практика, а раствор – это теория. Без раствора (теории) стена будет неустойчивой, но без кирпичей (практики) от вашей теории вообще нет никакого толку.
Так что, господа, разделите ваши 5 лет в вузе на 10! Полгода – вот истинный результат ваших многолетних «усилий». Хотите доказательств? Когда вы устроитесь на работу, и проработайте полгодика, вы поймете, что ваши вузовские знания – удвоились.
Наука
Можно подумать, что цель вуза выпускать ученых для науки. Но ученых у нас как раз достаточно. С этим проблем нет, проблема есть с финансированием науки. Ученым нужны исследовательские институты и лаборатории, чтобы они делали действительно что-то полезное, а не только статьи писали.
Полетел бы Гагарин в космос, если бы на Байконур не было денег? Нет, конечно. То-то и оно.
А где брать деньги на финансирование научных исследований? Из бюджета. А в бюджет как они попадают? Из налогов, которые платят компании и их сотрудники.
Чтобы наука была успешной, на каждого ученого вуз должен выпустить 10 профессионалов, способных конкурировать на международном рынке. А вуз плодит и плодит ученых. Вуз просто ничего больше не умеет. А от ученых без финансирования – тоже толку никакого. Вот и выходит, что вся учеба в вузах – пустая трата времени и денег.
Нужен вуз, который бы выпускал профессионалов. Люди, закончившие его, были бы довольны своей жизнью. Работодатели бы были довольны уровнем подготовки специалистов. Все бы были довольны.
Вуз неэффективен, смиритесь с этим
Я спросил одного кадровика, почему все непременно требуют высшего образования. Он ответил:
— Чтобы была гарантия, что человек в состоянии пять лет бесплатно заниматься неинтересной ему фигнёй.
Почему вуз бесполезен, чтобы помочь вам стать высококлассным профессионалом:
- У него отсутствует цель сделать из вас профессионала
- Только треть всех предметов идет на вашу профессиональную подготовку
- Большая часть этих предметов преподается только теоретически и/или устарела
- Преподаватели часто никогда не работали по специальности
- Вы уделяете внимание 10 предметам одновременно и не можете как следует разобраться ни в одном.
- Вуз не поощряет, если человек смог устроиться работать по специальности до окончания вуза
- Преподаватели не хотят верить, что профессионалы нужнее ученых.
Автор: general