Привет. Это Саша Баулин. В начале августа я писал о массовых увольнениях в корпорации Intel, связанных с убытками компании. В ближайшее время руководство планирует уволить около 19 тысяч человек в рамках плана по экономии 10 млрд долларов к 2025 году. Все это — стратегия по выводу Intel из затянувшегося на несколько лет кризиса.
Я искренне верил, что потенциал Пата Intel недоиспользован и он сейчас проявит себя. Но похоже Intel спасет только решительная хирургическая операция. Появилась информация еще об одном проекте, более масштабном, чем сокращения и оптимизация бюджета. Возможно, компанию разделят на части. Подробности — под катом.
Как это, разделить?
Intel — один из крупнейших разработчиков и поставщиков чипов. Чтобы выйти из кризиса, компания рассматривает вариант разделить эти два направления и образовать автономные организации.
Зачем все это? Впервые за много лет Intel выпала из топ-10 крупнейших производителей чипов. Рыночная стоимость корпорации упала до 86 млрд долларов США. Убыток во втором квартале составил 1,6 млрд долларов США при выручке в 12,8 млрд. Прогноз на третий квартал — ниже ожидаемого инвесторами. К тому же Intel заявила о намерении сократить сразу 15% штата и приостановить выплаты дивидендов. Руководство консультируется с инвесторами, решать проблемы нужно оперативно.
Как и говорилось выше, одно из решений — выделить два направления в отдельные компании - разработку чипов и создание микросхем. Главным станет контрактное производство чипов. Речь об Intel Foundry — подразделении, которое почти не развивается и теряет давних клиентов.
Генеральный директор Intel Патрик Гелсингер считает, что именно Intel Foundry сможет стать спасательным кругом для всего бизнеса. Но чтобы план был реализован, компании нужно эффективное управление, которое позволило бы оперативно развивать существующий бизнес и планировать что-то новое. Сейчас же это подразделение приносит малую долю доходов, не более пары процентов, но в развитие нужно вложить крупные средства. Значительных усилий требует налаживание системы сбыта и обслуживания клиентов. В 2023 году Intel заказала процессоры у других контрактных производителей, включая тайваньскую компанию TSMC.
Вторым важным направлением работы, которое планируют выделить в отдельную компанию, станет проектирование чипов. Как это будет реализовано и кто будет управлять разными компаниями, пока неизвестно. Проект только обсуждают внутри Intel.
Запас прочности
Несмотря на все сложности, у Intel есть солидный запас прочности. Да, компания понемногу теряет позиции, но это происходит медленно. Поэтому, прежде чем решиться на разделение бизнеса, руководство, скорее всего, попробует что-то еще. Это может быть заморозка или просто замедление строительства новых фабрик.
Создание заводов уже приостанавливают. Еще весной Intel заморозила проект в Израиле, стоимость которого составляет 25 млрд долларов США. Чтобы не слишком уронить акции, компания не стала анонсировать это решение — известно о нем стало от подрядчиков.
Еще Intel продала акции ARM. Сделка принесла около 147 млрд долларов США, и это «свежие» деньги, которые направят на финансирование приоритетных направлений работы.
Решения, которые привели к кризису
Их довольно много, но самые неудачные — продажа активов, связанных с ARM-процессором Xscale, еще в 2006 году. В итоге компания не смогла войти в новое для себя направление — зарождающийся рынок смартфонов. Сейчас его объем оценивается во многие десятки миллиардов долларов США. И если бы не продажа акций, то Intel могла бы быть если не одним из главных, то все же важным игроком этого рынка.
Предыдущий генеральный директор компании Роберт Свон продал Apple часть модемного бизнеса Intel. Сумма сделки составила 1 млрд долларов. Используя купленные технологии и производственные мощности, Apple смогла наладить выпуск собственных модулей связи, а Intel осталась ни с чем. По оценке самой корпорации, эта сделка принесла ей многомиллиардные убытки впоследствии.
В 2020 году Apple заявила об отказе от использования процессоров Intel в своих гаджетах. Сейчас она выпускает все свои ПК исключительно на собственных чипах, построенных на архитектуре ARM. Потом Intel сообщила, что на освоение техпроцесса 7-нм уйдет два года. Сейчас она его уже освоила, но конкуренты работают с более новыми технологиями. В том, что Intel упустила крупнейшего клиента, винят именно Свона.
Еще компания долгое время отказывалась от закупки оборудования для фотолитографии в глубоком ультрафиолете (extreme ultraviolet lithography, EUV) от нидерландской фирмы ASML. В результате не смогла удовлетворять собственные потребности в чипах, так что ей пришлось заказывать процессоры у TSMC и других партнеров. Для исправления ситуации в конце 2023 года Intel выкупил 6 из 10 новейших литографических аппаратов ASML, но их интеграция в процессы производства чипов займет время.
Intel долго фокусировалась на внутренних процессах, упустив изменения на рынке. Это тоже повлияло на снижение темпов развития бизнеса и в конечном счете привело к потере статуса лидера и финансовым убыткам. Так что разделение бизнеса — не самый плохой выход. К этому варианту развития событий Intel еще не готова, но если ситуация будет ухудшаться, возможно, руководству придется на это пойти.
Интересно, что 15 лет назад к разделению на производство чипов и их бесфабричное проектирование прибег конкурент Intel — компания AMD. И сейчас она на коне. Посмотрим, что получится у Intel, в том случае, если она пойдет по тому же сценарию
Автор: AlexBaggins