Проблемы, существующие на рынке
По мере развития сети интернет творчество, искусство становится изысканнее. Однако действительно стоящий внимания контент большая редкость. Пользователи сети интернет при переписке, в своих блогах, в новостных лентах в социальных сетях часто излагают свои истории, фантазии. Лучшее из написанного распространяется при помощи функции «поделится» по всему интернету, в следствии чего трудно определить автора прочитанной интересной статьи, поста, стиха. Автор даже может и не знать на сколько его произведение популярно.
Увеличение числа персональных страниц и публикуемых на них произведений поставило русский Интернет перед новыми проблемами. С одной стороны, выросла писательская конкуренция – авторам стало гораздо труднее заявить о себе и привлечь к своей странице читателей. С другой же стороны, читатель тоже терялся в огромном количестве незнакомых имен и часто не мог найти произведений, отвечающих его вкусам и запросам. Все необходимее становилось структурирование литературного пространства, то есть жанровое размежевание, подборки, рейтинги, критические обзоры, институты экспертной оценки – все то, что позволяло бы читателю сориентироваться, а автору – выйти на своего читателя.
Современный автор понимает, что мало выложить десяток стихотворений на своей домашней страничке – надо еще, чтобы на эту страничку хоть кто-то заглянул. А значит – необходимы какие-то институты экспертной оценки и рекомендации, осуществляющие профессиональную инициацию и социализацию автора.
В наши дни, учитывая постоянное увеличение количества разнообразных литературных ресурсов в Сети, значимость критериев и методов оценки литературного творчества ещё более возрастает, так как в их отсутствии будет затруднён не только выбор читателем качественного произведения в море литературы, наводнившей Интернет, но даже элементарный поиск самих произведений.
Неоспоримым является преимущество публикаций в Сети: практически моментальная скорость публикации. И если в печати автору свежего произведения придётся ждать рецензию на него несколько месяцев, то в Интернете существенно сокращает эти сроки ожидания. Более того: потенциальная аудитория интернет-публикаций несравнимо шире, к тому же в Сети имеется масса способов оперативного привлечения интереса к рецензии и рецензируемому произведению. То есть за те несколько месяцев, которые в ожидании публикации рукопись рецензии на новое произведение обычно лежит редактора, в Интернете успевают не только прочитать эту рецензию, но ещё и ознакомиться с самим произведением, а иногда – обсудить произведение с другими читателями и даже с самим автором.
Обзор крупнейших российских литературных сайтов
На сегодняшний день основные крупнейшие российские литературные сайты свободной публикации Проза.ру , Стихи.ру и Жемчужины мысли , на которых предлагаются различные способы продвижения творчества авторов.
Автор может поместить анонс своего произведения на главной странице, в ленте произведений или рецензий (впрочем, можно анонсировать и чужое понравившееся произведение). Такая услуга является платной. Есть два варианта оплаты: непосредственно деньгами или же призовыми баллами (призовые баллы начисляются любому автору автоматически: за написанные им самим (1 балл) и полученные от других авторов (3 балла) рецензии, а также за каждого нового читателя впервые зашедшего на страницу автора (1 балл), при этом за публикацию каждого нового произведения вычитается 5 баллов. Анонс на главной странице сайта «Стихи.ру» стоит 1 тыс. рублей (или 5 тыс. баллов), в ленте произведений – 500 рублей (или 2500 баллов), в ленте рецензий – 200 рублей (или 1 000 баллов). Также можно пригласить читателей на свою страницу. Эти приглашения (также платные: стоимость – 100 руб., призовыми баллами оплата этой услуги не производится) располагаются в самом верху главной страницы сайта.
Таким образом, мы видим, что, помимо попыток предоставить читателям действительно оценки по качеству текста (или хотя бы по его популярности в аудитории), на этих сайтах внедрена сложная система коммерциализация оценочных механизмов в структуре литературного Интернета, уводящая читателя от текстов, действительно заслуживающих внимания, к текстам, реклама которых просто оплачена.
1. Награждение еженедельное (на других ресурсах как правило оно происходит намного реже).
2. Создание номинации «Лучший комментарий» (практически никто не предлагает поощрений для наиболее активных и оригинальных пользователей).
3. Жюри – сами пользователи (как правило, жюри – это сами разработчики сайтов, из-за чего существует высокая относительность субъективизма).
4. Удобство в использовании сайта(чтение, голосование). Постоянное усовершенствование, нацеленное на упрощение использования сайта.
5. Участвовать может любой желающий. Не требуется специальное образование. Не требуется уделять много времени на написание публикации.
На сегодняшний день свыше 300 тыс. людей пользуются услугами литературных сайтов (таблица 1).
Логотип | Название сайта | Количество посещений за сутки | Количество посетителей за сутки |
---|---|---|---|
Стихи.ру | 2 600 000 | 130 000 | |
Проза.ру | 630 000 | 70 000 | |
Жемчужные мысли | 450 000 | 130 000 |
Диаграмма 1. Структура русскоязычных литературных сайтов (указано количество участников)
Сайты медиа-премий (видео-, фото-, аудио премии). В таблицах 2-3 показаны основные фото-, видео сайты.
Таблица 2. Наиболее популярные сайты-премии по фотографии
Логотип | Сайт | Краткое описание | Количество посетителей в сутки |
---|---|---|---|
«Лучший фотограф» | Премия предполагает пять ключевых номинаций Гран-при: «Лучший фотограф года», «Фотография года», «Открытие года», «Фотосерия года» и специальный приз для студентов. |
17 000 | |
«Фото.сайт» | Интерактивный клуб, где наиболее удобно, полно и зрелищно реализовано общение энтузиастов фотоискусства со всего мира. Участники могут показывать друг другу и тысячам зрителей фотографии, получать и писать отзывы, общаться в чате, конференциях, участвовать в рейтингах и конкурсах, заводить творческие контакты, накапливать собственное портфолио. |
27 737 | |
«Клуб.фото.ру» | Раздел интернет- портала www.foto.ru, предоставляяющий профессиональным фотографам и любителям фотографии из Москвы, Санкт- Петербурга и других регионов страны специализированную площадку для общения и обмена опытом, а также обширные возможности всем, кто интересуется теорией и практикой фотографии. |
44 758 | |
«Просто Фото Ру» | Портал для любителей фотографии. Оригинальная и объективная система рейтингов. Ежемесячный фотоконкурс с денежным призовым фондом |
3 388 |
Таблица 3. Наиболее популярные сайты-премии по видео материалам
Логотип | Сайт | Краткое описание | Количество посетителей в сутки |
---|---|---|---|
100 лучших фильмов | Прямое, бессрочное онлайн голосование посетителей сайта за список 100 лучших фильмов всех времен. |
20 443 | |
КолхозаНет | Cоциальная сеть для жителей городов России и ближнего зарубежья. Бесплатные фильмы онлайн, игры, знакомства, чаты, конкурсы, премии. |
10 000 | |
Муви Ру | Свежее видео Рунета, конкурсы и премии для самых активных. |
597 991 |
Каждый из этих сайтов имеет свою монетизацию и долю на рынке рунета.
До появления премии «Лучший фотограф» уровень мастерства фотографа на территории России и стран постсоветского пространства оценивался несколькими десятками разрозненных специализированных конкурсов в профильных областях фотографии. Помимо профессиональных конкурсов существовали узконаправленные тематические конкурсы профессиональной и любительской фотографии.
Всего Премия предполагает пять ключевых номинаций Гран-при: «Лучший фотограф года», «Фотография года», «Открытие года», «Фотосерия года» и специальный приз для студентов. Работы подаются в двух категориях Фотопремии, профессиональной и любительской, каждая из которых располагает перечнем номинаций, совпадающих с жанрами фотографии, представленными в этих категориях.
Сбор вступительных взносов осуществляется с целью формирования призового фонда Премии, а также для покрытия организационных расходов на все мероприятия в рамках Премии.
Взнос по профессиональной категории:
Одна фотография: 740 руб.
Подача фотографии в каждую последующую подкатегорию: 470 руб.
Серия фотографий (2–6): 1480 руб.
Любители:
Одна фотография: 470 руб. (235 руб. для студентов)
Подача фотографии в каждую последующую подкатегорию: 270 руб. (135 руб. для студентов)
Серия фотографий (2–6): 940 руб. (470 руб. для студентов)
На Фото.Сайте существуют рекомендации и система рейтингов, которая поможет найти наиболее интересные, с точки зрения посетителей сайта, фотографии и авторов.
В первые шесть часов после публикации фотография может выйти в рейтинг лучших фотографий «Фото дня». Чтобы мнения определяющих лучшую фотографию пользователей были непредвзятыми, после публикации имя автора снимка скрывается на шесть часов. В данный момент на сайте проходит конкурс «Из жизни велосипедов». На конкурс принимаются работы, изображающие сценки из жизни велосипедистов и их «железных коней», выполненные в жанре репортажа, спортивного репортажа или стрит-фото. Обязательное условие — в кадре должен быть велосипед. Другие транспортные средства рассматриваться не будут. Авторам трех лучших работ будут вручены дипломы и накамерные вспышки RAYLAB на выбор.
На сайте Просто.Фото.Ру проводится конкурс «жара, июль». На фотографии должен присутствовать человек и ему должно быть жарко. Призовой фонд: 25 000 руб., будет разделен среди 20-ти финалистов. Дополнительно к этому специальные призы от для 1-3 места.
Подобные конкурсы регулярно проходят и на других сайтах фото-, аудио- и видео премий.
На сегодняшний день рынок сайтов-премий можно оценить приблизительно в 400 млн. руб. (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Объем рынка медиа сайтов рунета в денежном выражении
Основная доля финансовых потоков (около 75%) медиа сайтов приходится на кино-, видео индустрию, которая в последние годы на подъеме.
Новое на рынке
Основная цель проекта Feewret – создание единого мирового центра творчества. Feewret – «социальная сеть творчества», а именно:
1. Сайт-премия, награждение по номинациям происходит еженедельно. Проект направлен на популяризацию литературного творчества. Выявление талантов. Создание нового литературного имиджа. Сбор качественных, интересных публикаций на одном ресурсе.
2. Рынок контента. Авторы получают возможность получать заказы от других пользователей на разработку контента, либо продавать имеющиеся. Авторы участвуют в премии, тем самым имеют возможность выиграть и демонстрировать свои способности.
Feewret – это первая еженедельная литературная онлайн-премия в сети Интернет за лучшие публикации. Ключевые особенности, возможности пользователей на сайте:
1. Возможность публиковать свои текстовые материалы по номинациям:
— юмор;
— романтика;
— мысли;
— истории;
— поэзия.
2. Возможность голосовать за публикации других пользователей.
3. Возможность комментировать публикации (комментарии также подлежат голосованию)
4. Возможность получать гонорар за свои публикации. Еженедельно происходит награждение авторов, чьи публикации имеют максимальное количество голосов по ранее перечисленным номинациям, а также – за лучший комментарий.
Основная черта Feewret — это постоянное стремление к лучшему контенту, за счет соперничества авторов произведений.
На сегодняшний день именно литературные конкурсы могут служить основным ориентиром в море произведений и авторов. Надо отметить, что сетевые литературные конкурсы – уникальное явление, существующее в настоящее время только в Рулинете (Русская Литература в Интернете). В 90-х годах в англоязычном Интернете существовал литературный конкурс «eScene» (www.etext.org/Zines/eScene), в котором принимали участие произведения, публиковавшиеся в Сети. Конкурс «eScene» прекратил своё существование еще в 1997 году, а другие литературные конкурсы в англоязычном Интернете так и не прижились. Зато, будучи перенесёнными на благодатную почву русскоязычного Интернета, стали пользоваться огромной популярностью у писателей и читателей.
Эксперты выделяют следующие цели сетевых конкурсов:
1. Повышение писательского статуса авторов, становящихся лауреатами литературных конкурсов;
2. Предоставление читателям и участникам литературных конкурсов «аргументировано работающего инструмента оценочной работы», который даёт возможность самим ознакомиться, сравнить и оценить произведения участников.
Анализ рынка русской литературы в Интернете
Интернет-аудитория рынка литературных сайтов неоднородна по своей структуре. В связи с этим особый интерес представляет типология ее по активности поведения в Интернет. Итак, можно выделить 2 основных типа интернет-пользователей – активные и пассивные (диаграмма 3). Пассивные – пользователи, которые иногда заходят на страницы сайтов, но никогда не берут участие в проводимых конкурсах и оплачиваемых сервисах. Активные – заходят на страницы сайтов регулярно, готовы платить деньги за те или иные интернет-сервисы.
Диаграмма 3. Распределение пользователей рулинета по степени активности
Активные пользователи составляют небольшую долю среди всех пользователей рулинета – около 16% всех пользователей. Именно на них, как на целевую аудиторию, зачастую ориентирована деятельность интернет-сайтов. Активные пользователи чаще других проводят в сети Интернет больше времени — 3 и более часов в день. Они же являются и наиболее опытными – стаж пользователей более года, причем более чем 3-х летний опыт пользования присущ активному типу чаще, чем пользователям сети в целом.
В последние годы наблюдается положительная динамика численности количества активных и пассивных пользователей рулинета (диаграмма 4).
Для активных пользователей Интернет в основном является источником информации и предпочитаемые для них — образовательные сайты, содержащие научную информацию; немного чаще отдых и развлечения. Для пассивных пользователей Интернет это чаще всего работа, а также способ найти определенною информацию, которая, очевидно, связана как с работой, учебой, так и с другими потребностями.
Динамика численности пользователей рулинета
В 2014 году прогнозируется увеличение численности активных интернет-пользователей на 13% и пассивных – на 48%.
Для активных пользователей Интернет в основном является источником информации и предпочитаемые для них — образовательные сайты, содержащие научную информацию; немного чаще отдых и развлечения. Для пассивных пользователей Интернет это чаще всего работа, а также способ найти определенною информацию, которая, очевидно, связана как с работой, учебой, так и с другими потребностями.
Что касается места пользования Интернетом, то пользователи, относящиеся к активному типу, чаще всего «погружаются в сети», находясь дома, и несколько чаще посещают Интернет-кафе. А вот четко выраженного места использование Интернета для пассивного типа пользователей не наблюдается.
На сегодняшний день рынок литературных сайтов можно оценить приблизительно в 30 млн. руб., причем основная часть (около 70%) приходится на долю крупнейших сайтов (Стихи.ру, Проза.ру и Жемчужина) (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Объем рынка литературных сайтов рунета в денежном выражении
Feewret — это перспективный проект, который в скором времени может стать ориентиром в мире настоящей литературы и поэзии. Его цели и функциональность ориентированы как на элитарную аудиторию, так и наширокую аудиторию читателей.
Проанализируем некоторые характеристики интернет-аудитории любителей поэзии, чтобы понять, какие перспективы имеет проект Feewret .
Слово «стихи» является одним из самых популярных в русскоязычном Интернете. Количество запросов этого ключевого слова в период с 2011 по 2013 год выросло почти в 3 раза: с 5 млн. запросов в месяц до 15 млн. (диаграмма 6) (по данным Яндекс Wordstat). При этом интернет-аудитория России за тот же период выросла менее чем в 1,5 раза — с 60 млн. чел. до 80 млн. чел. Темпы роста интереса к поэзии в России опережают темпы роста числа интернет пользователей.
Также высокая динамика наблюдается по слову «проза» (диаграмма 7) (по данным Яндекс Wordstat). Частотность запросов выросла более чем в 2 раза, также опережая темп роста интернет-аудитории.
Диаграмма 6. Количество запросов слова «стихи»в период 2011-2013 рр.
Диаграмма 7. Динамика запросов слова «проза» в период 2012-2013 рр.
Уровень интереса русскоязычных пользователей Интернета к теме «стихи» (16 млн. в мес.) сегодня намного выше, казалось бы, весьма популярных тем (по данным Яндекс):
«туры» — 4 млн. запросов в месяц;
«образование» — 4 млн. запросов в месяц;
«новости» — 9,6 млн. запросов в месяц;
«книги» — 13,4 млн. в месяц.
20% поисковых запросов со словами «стихи»и «проза»по данным Google сегодня приходится на мобильные устройства. Требовательный читатель желает иметь стихи любимых авторов всегда под рукой, на своем мобильном устройстве, отправлять стихи друзьям по электронной почте и SMS.
Если проанализировать количество запросов вариаций на творческую тему, то и здесь лидирует запрос «стихи» (таблица 4, таблица 5).
Таблица 4. Группы основных популярных запросов на творческую (литературную) тематику, количество запросов в месяц
Таблица 4. Группы основных популярных запросов на творческую (литературную) тематику, количество запросов в месяц
№ | Запрос | Яндекс | Сумма | |
---|---|---|---|---|
1 | стихи | 16 057 189 | 6 120 000 | 22 177 189 |
2 | стихотворения | 2 110 292 | 450 000 | 5 460 292 |
3 | поэт | 1 038 274 | 450 000 | 1 488 274 |
4 | поэзия | 366 281 | 823 000 | 1 189 281 |
5 | лирика | 349 809 | 301 000 | 650 809 |
Таблица 5. Группы основных популярных запросов на литературную тематику (в разрезе ввода текста), количество запросов в месяц
№ | Запрос | Яндекс | Запрос | |
---|---|---|---|---|
1 | поздравления +в стихах | 780 424 | стихи про | 6 120 000 |
2 | стихи +с днем | 770 716 | stihi | 5 000 000 |
3 | +с днем рождения стихи | 687 915 | стих | 4 090 000 |
4 | стихи 2012 | 595 572 | со стихами | 3 350 000 |
5 | стихи +к 8 | 574 884 | стихи о любви | 550 000 |
6 | стихи +к 8 марта | 569 612 | стихи любви | 550 000 |
7 | прощенное воскресенье стихи | 561 724 | стихи про любви | 550 000 |
8 | стихи любимому | 530 550 | стихи про любовь | 550 000 |
9 | стихи +о любви | 529 224 | любовь стихи | 550 000 |
10 | прикольные стихи | 441 132 | стихи любовь | 550 000 |
11 | поздравления +с 8 марта стихи | 389 468 | про любовь стихи | 550 000 |
12 | дитя стихи | 347 987 | поздравления стихи | 368 000 |
13 | поздравления +с марта +в стихах | 344 563 | стихи поздравления | 368 000 |
14 | поздравления +с 8 +в стихах | 343 205 | стих про любовь | 368 000 |
15 | стихи девушке | 334 032 | стихи день рождения | 368 000 |
16 | красивые стихи | 319 230 | день рождения стихи | 368 000 |
17 | красиво стихи | 319 230 | любовь в стихах | 368 000 |
18 | детские стихи | 317 331 | любовь со стихами | 301 000 |
19 | стихи +для детей | 266 657 | стих день рождения | 301 000 |
20 | стих коротко | 262 701 | день рождение стихи | 301 000 |
Из данных таблиц 4-5, очевидно, что значительная часть аудитории обращается к стихам в связи с необходимостью поздравления близких и друзей, переживанием состояния влюбленности. Такое обращение редко предполагает потребность в поэзии как искусстве. Однако сумма обращений предполагает потенциальную заинтересованность читателей в поэзии как творчестве.
Интересным можно считать тот факт, что большинство русскоязычных читателей поэзии предпочитают использовать поисковую систему Яндекс (диаграмма 8).
Диаграмма 8. Структура запросов на творческую тематику в разрезе поисковых систем
По данным Яндекс и Google большинство пользователей ищут короткие стихотворения для отправки сообщений. Но в тоже время суммарное количество людей, которые хотят скачать или прочитать стихи значительно превосходит потребность в поздравительных сообщениях.
В таблице 6 проанализировано основные действия, которые совершают пользователи со стихами в Интернете.
Среди пользователей Интернета популярно отправлять стихи по СМС. Не менее популярно скачивать электронные книги стихов. Пользователи также читают стихи онлайн. Интересно, что наблюдается существенный рост популярности запросов «стихи слушать» и «смотреть стихи». Так частота запросов «стихи слушать» за последний год выросла в 3 раза, «стихи смотреть» — в 2 раза, «стихи видео» — в 3 раза.
Таблица 6. Основные действия пользователей с запросами на тему стихов, поэзии и творчества
№ | Запрос | Частота запроса в мес. |
---|---|---|
1 | смс стихи | 97 440 |
2 | скачать стихи | 88 081 |
3 | читать стихи | 65 486 |
4 | найти стихи | 25 919 |
5 | стихи слушать | 17 607 |
6 | смотреть стихи | 14 523 |
7 | стихи видео | 14 403 |
8 | стихи mp3 | 4 771 |
9 | опубликовать стихи | 1 842 |
10 | отправить стихи | 1 575 |
География русскоязычного интернет-пользователя любителя поэзии очевидна – преобладает регион Россия – 88% всех пользователей.
Анализ частотности запроса «литература» по городам и его региональной популярности (ТОП-50 по данным Яндекс) наведен в таблице 7.
Анализ региональной популярности запроса «литература» свидетельствует о том, что в экономически развитых городах России общий интерес населения к поэзии ниже, чем в регионах, с менее развитой экономикой.
Таблица 7. Анализ частотности запроса «литература» по городам и его региональной популярности
№ | Города | Показов в месяц | Региональная популярность*, % |
---|---|---|---|
1 | Москва | 395497 | 81,78 |
2 | Санкт-Петербург | 129 205 | 86,19 |
3 | Нижний Новгород | 91 876 | 133,81 |
4 | Екатеринбург | 74 949 | 123,47 |
5 | Новосибирск | 74 078 | 113,38 |
6 | Ростов-на-Дону | 60 815 | 122,47 |
7 | Уфа | 52 816 | 132,25 |
8 | Казань | 43 060 | 139,81 |
9 | Минск | 42 078 | 118,46 |
10 | Пермь | 35 289 | 125,48 |
11 | Красноярск | 33 577 | 105,82 |
12 | Воронеж | 33 026 | 115,04 |
13 | Челябинск | 32 949 | 103,82 |
14 | Киев | 32 325 | 41,12 |
15 | Краснодар | 30 651 | 105,82 |
16 | Самара | 29 118 | 97,71 |
17 | Саратов | 28 594 | 120,09 |
18 | Ставрополь | 27160 | 151,93 |
19 | Волгоград | 26977 | 122,96 |
20 | Иркутск | 26393 | 136,01 |
21 | Барнаул | 26251 | 130,85 |
22 | Оренбург | 26203 | 163,04 |
23 | Омск | 25154 | 112,91 |
24 | Белгород | 22238 | 151,87 |
25 | Тюмень | 21660 | 116,67 |
По данным ВЦИОМ, 35% россиян никогда не читают книги. В 1996 г. таких граждан было 20%. При этом практически ежедневно читают книги только 22% россиян, в то время как в 1996 г. постоянными читателями книг были 31% россиян.
В основном книги читают женщины (27%), 25-44-летние (48-50%) и высокообразованные респонденты (45%). 42% россиян читают книги иногда (в 1996 г. – 49%). Больше всего читают в Северо-Западном федеральном округе, а меньше всего в Поволжье. Постоянным читателем журналов является каждый пятый россиянин. Журналы никогда не читают 35 %, иногда – 45%, ежедневно 19 %.
Пока что большинство читающих отдают предпочтение печатным книгам (диаграмма 9).
Диаграмма 9. Структура запросов на творческую тематику в разрезе поисковых систем
Сторонников новых технологий всего 24%, говорится в исследовании, но при этом есть стабильная динамика роста (диаграмма 10).
В 2010 году продажа книг на физических носителях упала на 25% по сравнению с предыдущим годом, в 2011-м — на 26%, а в 2012-м — еще на 10%. Денег на рынке при этом меньше не стало, но это происходит за счет роста цен. Динамика доли продаж электронного контента в суммарном объеме книжного рынка России в 2010-2013рр. изображена на диаграмме 11.
Диаграмма 10. Динамика роста количества пользователей электронных книг и записей
Диаграмма 11. Динамика доли продаж электронного контента в суммарном объеме книжного рынка России, %
Самостоятельным явлением становится чтение электронных книг. В сентябре 2011 г. Аналитический центр Юрия Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям провел масштабное социологическое исследование, посвященное электронному чтению в России.
Исследование проводилось на базе 12 крупнейших городов Российской Федерации – Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Екатеринбурга, Казани, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Омска, Ростова-на-Дону, Самары, Уфы, Челябинска. Опрашивались жители 18 лет и старше, читающие книги – художественную или специальную литературу. В окончательную обработку попало более 1000 анкет.
С момента появления электронных читающих устройств на российском рынке прошло не так много времени, однако осведомленность об их существовании у жителей крупных российских городов присутствует. Так, о ридерах знают 84% опрошенных горожан, и лишь 16% опрошенных пока о них не слышали.
Интересны мотивы, побудившие нынешних читателей электронных книг перейти от чтения с листа к чтению с экрана. 58% респондентов ответили, что одним из основных факторов, побудивших их перейти «с бумаги» на «цифру» стало то, что нужную книгу в электронном формате можно получить быстрее (диаграмма 12).
Диаграмма 12. Основные причины перехода от чтения бумажных к чтению электронных книг
Вопреки сложившемуся мнению, что с переходом от «бумажного» чтения к «электронному», человек начинает читать меньше, 48% респондентов ответили, что перейдя к электронной книге, они читают приблизительно столько же, сколько читали и раньше, а 42% сказали, что с появлением электронных книг они стали читать даже больше. Только 3% респондентов сказали, что книги в электронном виде они стали читать меньше.
Приверженцы электронных книг с провинции чаще всего читают их дома, а не в транспорте, как предполагалось до начала исследования (диаграмма 13). Скорее всего, чтение электронных книг в транспорте имеет место преимущественно в мегаполисах, где путь с работы и на работу нередко занимает 2-3 часа в день. Отчасти факт преобладания «домашнего» электронного чтения объясняется тем, что 46% читателей электронных книг по-прежнему читают их с экрана обычного компьютера. Однако уже 44% респондентов сказали, что они используют для чтения то или иное специальное переносное устройство, а 9% заявили, что распечатывают электронные тексты на бумагу и читают их в привычном виде.
Диаграмма 13. Наиболее предпочитаемые место / время для чтения электронных книг
Источник: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
Из числа пользователей переносных читающих устройств 56% указали, что этим устройством является ридер, который чаще всего и ассоциируется с «электронной книгой» (диаграмма 14). Далее по шкале популярности устройств, используемых для чтения, следовали коммуникатор/смартфон (25%), мобильный телефон (22%), и только 13% – i-Pod или i-Pad. Здесь важно отметить разницу между российским и американским рынками электронных читающих устройств: если в нашей стране подавляющее большинство их пользователей предпочитает чтение с ридеров, то за рубежом в большей степени читают с i-Pod и i-Pad (или используют многофункциональные планшетные устройства других видов).
Диаграмма 14. Виды электронных носителей, кроме ПК, используемые для чтения книг
Источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Аналитический центр Юрия Левады
Среди наиболее «читаемых» жанров художественной литературы в электронном виде на первом месте пользователи выделили фэнтези, далее следовали современная зарубежная проза, зарубежные детективы и научная фантастика (диаграмма 15).
Можно сделать вывод, что наиболее «читаемые» жанры художественной литературы зависят, скорее, не от носителя этих текстов (бумажного или электронного), а от возраста читателя, поскольку обозначенные жанры в большей степени отражают круг чтения молодого читателя.
Диаграмма 15. Самые «читаемые» жанры художественной литературы в электронном
Источник: Аналитический центр Юрия Левады
Самыми «читаемыми» в электронном формате среди нехудожественной литературы оказались книги по специальности (29%), учебная литература (24%) и энциклопедии (23%) (диаграмма 16).
Диаграмма 16. Самые «читаемые» виды нехудожественной литературы в электронном виде
Как показало исследование, читатели, совмещающие обычное и электронное чтение, моложе тех, кто читает только «с листа»: средний возраст первых – около 30 лет, в то время как предпочитающих обычные книги – 44 года; они более образованы: более половины (53%) уже получили или получают высшее образование (среди сторонников бумажной книги доля высокообразованных составляет 42%).
Из года в год происходит рост объемов покупок цифровой дистрибуции, что свидетельствует о перспективности рынка интернет-услуг и интернет-сайтов (диаграмма 17).
Диаграмма 17. Объем рынка цифровой дистрибуции в России в 2010-2013 гг.,
млн. руб.
Источник: «Книжная Индустрия»
Читатель электронных книг, как правило, отличается повышенным уровнем потребительских возможностей.
К сдерживающим факторам развития рынка цифровой книжной дистрибуции в России можно отнести:
− очевидную монополию в сегменте В2С (Business to Customer) продаж;
− стремительное развитие инфраструктуры, рост конкуренции и как следствие – первые признаки сознательного демпинга в сегменте В2В (Business to Business) продаж;
− низкое качество интернет-коннекта (скорость доступа) на большей части территории РФ;
− заниженная оценка бизнес-возможностей цифровой дистрибуции владельцами авторских прав.
Сегодня Интернет, средства мобильной коммуникации становятся основным инструментом общения поэта с читателем. Наблюдается тенденция снижения интереса населения к бумажным носителям информации: журналам, книгам. Тиражи журналов и книг не сопоставимы с многомиллионной аудиторией Интернета, которая интересуется поэзией. Удобство и быстрота поиска нужного стихотворения в актуальный для читателя момент становится главным фактором выбора читателем носителя информации. Однако сегодня эти процессы все еще плохо структурированы, не имеют ценностного вектора развития.
Международный рынок электронной литературы
Среди всех медиа-отраслей и сфер развлечений литература – единственный сектор, в котором доминируют европейские компании с долей около 40% от общемирового показателя, в то время как североамериканский континент отвечает за 30% рынка и чуть меньше – 26% приходится на Юго-Восточную Азию.
Сегмент художественной литературы для взрослых растет за счет продаж электронных книг, в то время как в бумаге он стремительно падает (около 15% за 2012 год). Еще хуже показатели в категории нон-фикшен – минус 17%. В категории «художественная литература для детей и юношества» бумажные продажи идут на спад (-3%), в то время как рынок электронного контента для детей почти удвоился.
Самый быстрый темп роста потребления электронного литературного контента показывают англоязычные страны (США, Великобритания, Австралия), Япония и Южная Корея. Во втором эшелоне европейские страны, в частности Германия, Франция, Италия и Испания. Страны БРИК, Индия и Юго-
Восточная Азии догоняют лидеров, хотя оценить реальный размер легального электронного рынка в этих странах довольно сложно из-за отсутствия во многих случаях достоверной статистики и больших объемов не лицензионного контента.
Таблица 8. Цены на бумажную и электронную литературу в ведущих странах мира, евро
Страна | Средняя розничная цена бумажной литературы |
Средняя цена электронной литературы |
Цена электронной литературы в % к цене бумажной |
---|---|---|---|
Великобритания | 10,68 | 9,71 | 91% |
США | 11,33 | 10,13 | 89% |
Франция | 19,93 | 15,80 | 79% |
Германия | 16,35 | 12,66 | 77% |
Источник: Global eBook Market, 2011
В 2011 году исследовательская компания Idate предположила, что к 2014 году объем электронного рынка литературы составит 17% в США, около 8% в Японии, и в среднем около 9% в пяти ведущих странах Европы, причем разброс по странам может составлять от 8 до 10% рынка. Но, похоже, что реальность превзойдет этот прогноз, поскольку уже в 2012 году потребительский рынок электронных книг составил около 25% в США и 13% в Великобритании.
За последние годы прослеживается динамика стабильного роста количества интернет-читателей, которые проявляют искренний интерес к электронному чтиву. Исходя из анализа интернет-рынка вполне можно сделать вывод об успешной реализации проекта Feewret
Автор: asmin7