«Хочу свой бизнес!» Что надо знать о бизнесе до того, как вы его начнете, чтобы потом не было мучительно больно

в 5:01, , рубрики: бизнес, бизнес-модели, деньги, инсайт, психология

Это необычная статья про бизнес. Она о том, почему большинство людей, не подозревая об этом, выбирает сложный и рискованный путь в бизнесе и лишь немногие используют почти беспроигрышные стратегии. Краткий ответ: «Потому что вы не знаете, чего на самом деле хотите от бизнеса. И чего он потребует от вас».

«Хочу свой бизнес!» Что надо знать о бизнесе до того, как вы его начнете, чтобы потом не было мучительно больно - 1

Почему вас тянет в бизнес

Когда я общаюсь с людьми, которые мечтают о своем бизнесе или уже его запустили, то чаще всего они объясняют свой порыв так (дальше цитаты):

  • «хотелось, чтобы не было потолка в доходах»

  • «мне важно было попробовать свои силы, кажется, я могу больше»

  • «надоело чувствовать себя винтиком в огромной корпорации»

  • «я люблю свободу и возможность работать тогда, когда хочу»

  • «не срабатываюсь с начальниками, мне “тесно” в чужой компании»

Если присмотреться, то почти всегда всё многообразие причин сводится к 3 мотивам:

  • деньги — большинство верит, что, создав бизнес, они заработают больше, чем в найме

  • свобода — буду делать то, что хочу, тогда когда хочу, с теми с кем хочу

  • власть — никто не будет мной командовать, а вот я буду 

«Хочу свой бизнес!» Что надо знать о бизнесе до того, как вы его начнете, чтобы потом не было мучительно больно - 2

Желания очень понятные: деньги, свобода и власть — это прекрасно, но за все прекрасное приходится платить и вот тут начинается веселье!

Почём фунт вашей плоти

Чем вы рискуете, когда начинаете бизнес? Большинство людей боится провала (успеха люди тоже боятся, но там все сложнее). А с провалом есть 2 ключевых варианта: 

  1. Разорюсь, не смогу заработать, умру под забором в нищете

  2. Испытаю ощущение собственной никчемности, окружающие скажут: «Ну ты и лузер», самооценка в хлам, репутация уничтожена

«Хочу свой бизнес!» Что надо знать о бизнесе до того, как вы его начнете, чтобы потом не было мучительно больно - 3

Первый страх абсурден, если вы не затеваете первый бизнес на кредитные деньги. Да, вы можете потерять то, что вложили, но всегда можно вернуться в найм, так что смерть под забором никому не грозит.

А вот второй страх или точнее стыд — куда более грозное препятствие. С ним вы столкнетесь почти наверняка, поскольку бизнес требует не просто осваивать много новых и непривычных вещей: маркетинг, продажи, управление людьми, финансы, где вы будете чувствовать себя неуверенно и ошибаться. Бизнес требует умения переть к своей цели вопреки страху и неопределенности. А это сложно! 

Пост Паши Молянова, основателя агентства «Сделаем»

Пост Паши Молянова, основателя агентства «Сделаем»

При этом важно понимать одну вещь. Способность преодолевать страх и действовать вопреки страху — это не штука, которая выдается по дефолту и при рождении и не меняется. Ее можно развивать. Можно повышать свои шансы на успех, обучаясь бизнесу постепенно и минимизируя риск потерь.

Можно. Вот только почти никто так не делает.

Почему же? И вот тут начинается самое интересное.

Какой бизнес вам по душе?

У меня есть канал Vopreki (задачка для внимательных, посчитайте, сколько раз я употребил слово вопреки в предыдущем разделе), где я провел опрос, который показывает к какому типу бизнеса тяготеют люди. 

Результаты опроса

Результаты опроса

Эти результаты очень предсказуемы и демонстрируют один малоосознаваемый феномен, ради которого эта статья и написана. Выбор вида бизнеса очень хорошо показывает, что на самом деле вами движет.

Хочу работать без сотрудников и оказывать услуги как эксперт

На первый взгляд, это самый безопасный и разумный способ начать бизнес. И это так, если вы отдаете себе отчет, что создаете вовсе не бизнес, а становитесь на путь ремесленничества с высоким риском выгореть. Почему так?

У каждого бизнеса есть 3 основные функции: 

  1. Нужно привлечь клиентов (маркетинг)

  2. Убедить их купить (продажи)

  3. Выполнить то, что пообещали (производство, оказание услуги)

Почти всегда эксперты любят и умеют решать третью задачу, а остальными занимаются постольку-поскольку. А поскольку они все делают сами, то эта модель приносит деньги, свободу и власть, только в случае больших чеков и высокого авторитета эксперта. Тогда он может позволить себе не очень много работать, но много зарабатывать, а клиенты внимают рекомендациям.

В остальных случаях эксперт постоянно в мыле, вынужден и привлекать, и продавать, и оказывать услуги — денег вечно не хватает, времени нет, клиенты обесценивают, а это прямой путь к выгоранию. Добавьте к этому, что деньги вы зарабатываете только пока работаете, и минусы подхода и понимание, что это не бизнес, станут очевидны.

Судьба эксперта, который хотел все делать сам

Судьба эксперта, который хотел все делать сам

Нормальный бизнес с сотрудниками: начало

Этот вариант по популярности занимает второе место. И это кажется разумным, но… есть нюанс. 

Нормальный бизнес — это сложно, особенно если это ваш первый бизнес. Нужно уметь разбираться во множестве задач и процессов. Нужно уметь делегировать. Нужно уметь засучить рукава и решить проблему, если сотрудники не справились. Вся ответственность ложится на вас, все проблемы становятся вашими, пока вы не отстроили систему.

Когда сотрудники, которые должны были решить проблему, ее создали, и вы слезно умоляете клиента дать вам второй шанс

Когда сотрудники, которые должны были решить проблему, ее создали, и вы слезно умоляете клиента дать вам второй шанс

Почему же многих так тянет создать полноценный бизнес и тем более стартап, где все трудности обычного бизнеса умножаются на новизну и амбиции быстрого роста?

Ответ чуть позже, а пока…

Сетевой маркетинг

Кого передернуло при словах «сетевой маркетинг»? Очень долгое время идея заняться сетевым маркетингом вызывала у меня отвращение. И только недавно я совершенно случайно понял в чем дело, и это осознание неприятно меня поразило.

Что нужно делать в сетевом маркетинге? Три вещи:

  • Привлекать людей

  • Продавать им

  • Вербовать команду и помогать ей расти

Сетевой маркетинг — это в чистом виде маркетинг, продажи и управление людьми. По сути, сетевой маркетинг — это квинтэссенция бизнеса, самое его ядро без прочих примесей

А знаете, чего нет в сетевом маркетинге, но есть в обычном бизнесе? Там нет возможности укрыться в безопасных второстепенных процессах. Там нет возможности проявить свое творчество. Там не нужно пилить сайт, придумывать системы мотивации и управления проектами, изобретать новые продуктовые фичи или фирстиль — все это придумано за вас. Там даже продукт за вас придуман, поэтому если вы эксперт или производственник, вас будет корежить от сетевого маркетинга.

Именно это пугало меня в сетевом маркетинге и вызывало отвращение. Ведь много лет назад я не умел ни продавать, ни привлекать клиентов, ни управлять сотрудниками, поэтому ненавидел все эти сугубо бизнесовые вещи, а в бизнес шел за творчеством и самореализацией!

Сейчас же я понимаю, что сетевой маркетинг — это не просто хорошая возможность для новичка поднатаскаться в бизнесе, но и отдушина для опытных предпринимателей. 

Несколько моих знакомых, попробовав себя в обычном бизнесе, ушли в MLM-проекты и чувствуют себя там намного лучше, а нормальные деньги зарабатывают гораздо легче и быстрее. Вот пример знакомого айтишника, который, провалился в собственном бизнесе и за полгода пришел к результату в сетевом бизнесе, о котором многие предприниматели только мечтают.

Чужая франшиза

У франшизы тот же минус, что и у сетевого маркетинга. В ней все интересные вещи придумали за вас, плюс добавили высокий порог входа. Посмотрите франшизу «Додо Пиццы»: там шаг влево, шаг вправо — расстрел.

«Хочу свой бизнес!» Что надо знать о бизнесе до того, как вы его начнете, чтобы потом не было мучительно больно - 8

Никакого простора для фантазии и творчества, зато куча контроля. Для тех, кто устал от того, что босс контролирует и чужие дяди заставляют играть по своим правилам, вариант пугающий.

Зато это отличный вариант, если вам нужно не самоутверждаться, а понять, как выглядят рабочие процессы, получить готовую систему и прокачать свои предпринимательские навыки.

Вот только большинству надо совсем не это. Им хочется творчества и реализации своих идей, поэтому франшизы и сетевой маркетинг отметаются как скучные, 5% и 2% соответственно, и люди пускаются в эксперименты. Забавно, что даже понимая все это, я отношусь именно к большинству, которое предпочитает пилить свое, а не пользоваться чужим.

Нормальный бизнес с сотрудниками: конец

Я думал, что я один такой ненормальный, что ищу в бизнесе творчества и самореализации, но пообщавшись со многими предпринимателями выяснил, что очень многие этим грешат. Зачастую они кайфуют именно от новых идей и часто демотивируют свои команды, поскольку идеи приходят гораздо быстрее, чем команда успевает их внедрять.

Команда готовится «отправить в продакшн» вашу очередную гениальную идею

Команда готовится «отправить в продакшн» вашу очередную гениальную идею

Наркотиком, который дает бизнес, становятся вовсе не деньги и свобода, а скорее возможность творить свой чудаковатый мир, изобретать новенькие велосипеды и кайфовать от дофамина. К слову, в этом нет ничего плохого. В конце концов, все классные вещи, которые нас окружают: от Айфона до систем управления проектами, созданы именно такими изобретателями.

Главное, осознавать, зачем вам бизнес на самом деле. Хотите ли вы просто зарабатывать деньги? Тогда проще взять чужой опыт и повторить, что позволяют сделать сетевые компании и франшизы. Или же вам важно реализовать именно свой продукт, свою идею и т.д.? Тогда делайте свой бизнес и будет вам счастье.

Если статья понравилась, загляните в мой канал Vopreki, который посвящен тому, как распознать неочевидные ментальные ловушки и прийти к своим целям вопреки неблагоприятным обстоятельствам. Следующий большой пост будет о том, что делать айтишнику, если в карьере наступил застой или айтишная работа перестала вдохновлять. Как не сжигать мосты, но попробовать себя в самостоятельном проекте.

Автор: Ingirov

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js