Привет! На связи Михаил Семёнов, лидер Platform V Pangolin. Это целевая СУБД в Сбере (здесь мы писали о том, как делаем Pangolin, а здесь — о том, как сами мигрировали с Oracle). Но сегодня я хочу рассказать не про разработку и не о продукте, а о том, что мне помогает делать его. Полтора года назад у меня появилось хобби. Я играю на хэндпане. Это перкуссионный (тот, на котором играют руками) барабан, похожий на НЛО. Когда я впервые услышал его, мне так понравилось звучание, что я полез на Авито искать инструменты и школу c уроками. Нашёл, затянуло, весной выступил на концерте для зала на 300 человек, и вот сейчас жду отпуск и поездку на фестиваль, где буду учиться играть все дни напролет.
Считаю, хэндпан — идеальное хобби для айтишника. Он будто создан для того, чтобы разгружать голову. Если вы любите музыку, но пока не нашли подходящее увлечение, заглядывайте под кат. Расскажу, что особенного в этом инструменте, какие они бывают, как начать играть и многое другое.
Всё началось зимой 2023 года. Мы в Pangolin выпускали большой релиз, переоформляли сертификат ФСТЭК и внедряли продукт у клиента. Уже с полгода я работал весьма напряжённо, и передышки не предвиделось — на подходе были другие внедрения и найм 30 инженеров. Чтобы продолжать в том же темпе, мне нужно было увлечение, которое помогало бы перезагружать голову. Хотя бы пару вечеров в неделю.
Надо сказать, что я долго обходился без серьёзного хобби. В нашей команде ребята бегают марафоны, играют в квизы, увлекаются радиоинженерией. Я же в свободное время мог ещё поработать. И слушал аудиокниги (в прошлом году — 36 книг). Хотя вот ещё всегда мог назвать музыку увлечением: в доковидные времена бывал на многих роцк‑концертах: AC/DC, Rammstein, Ozzy Osbourne, Metallica, Black Sabbath, Scorpions, Deep Purple, Accept/UDO, Sabaton, Powerwolf.... Неплохо разбираюсь в их творчестве :).
Когда монотонно работаю, часто включаю электронную музыку — это помогает сосредоточиться. Так, однажды я случайно набрёл на диджейский дуэт Gioli & Assia. Они играют на разных инструментах и записывают сеты в потрясающих местах: на склоне действующего вулкана, в древне‑римских развалинах, в морской бухте. У них я услышал звучание неизвестного мне тогда инструмента. Мелодия меня зацепила, я стал слушать ещё и ещё. Нашёл разные каналы с медитативной музыкой. Например, этот. И подумал, почему бы не научиться играть? У перкуссионных инструментов низкий порог входа для людей без музыкальной базы. Это мой случай, если не считать того, что в средней школе я полтора года играл в оркестре на трубе.
И вот я на Авито, вижу кучу инструментов, у меня разбегаются глаза от разнообразия и разброса стоимости. Кажется, сам не разберусь. Решаю, что для начала пойду в школу хэндпанов и там сориентируюсь. Нахожу школу недалеко от нашего офиса в Санкт‑Петербурге. Прихожу на пробный урок. Понимаю, что мне повезло с преподавателем — музыкантом Дарьей Шапошниковой. Помимо хэндпанов она преподает фортепиано в Консерватории им. Н.А.Римского‑Корсакова, выступает в Филармонии им. Д. Д. Шостаковича, а ещё участвует в двух тайко‑проектах (это игра на японских барабанах Тайко). Покупаю абонемент и втягиваюсь. С прошлой весны дважды в неделю хожу на занятия, занимаюсь на этой платформе, выбираюсь поиграть с другими учениками на Финском заливе. А в мае я впервые выступил с коллективом нашей школы на концерте для 300 человек.
Так вкратце выглядит моя история. А теперь разберёмся, что в хэндпане особенного и как всё устроено в этом музыкальном сообществе.
Хэндпан и ханг — одно и то же?
Если вы когда‑нибудь видели ханг, вы точно задали бы такой вопрос. Ханг (Hang) — инструмент швейцарской компании PANArt. Другие производители не могут называть свои тарелочки хангами, поэтому называют их хэндпанами или хангдрамами. Выглядят они все одинаково — две металлические полусферы, по периметру верхней — выемки (ноты), а в нижней — резонаторное отверстие для выхода звука. По звучанию тоже нет принципальной разницы.
Ханг— самый молодой музыкальный инструмент в мире. Швейцарские музыканты придумали его в 2000 году. Они вдохновлялись другими резонирующими металлическими инструментами — стилпаном (карибская стальная сковорода, она тоже довольно молода — её придумали в начале 20 века), поющими чашами, гонгами и разными ударными. Хэндпаны и другие аналоги появились спустя пару лет. Сейчас производителей уже сотни. Из хороших: российские — RinPantam, Overtone, Keyra, зарубежные — Аyasa, Yishama, Mudra.
Что особенного в хэндпане?
Это красивая расслабляющая музыка. Мелодию ханга/хэндпана называют космической (а какой ещё звук может выдавать НЛО!). Звучание — многоголосое, будто играет не один инструмент, а несколько. Такая музыка часто используется в медитациях, в йога‑классах. Есть даже понятие: ханг‑терапия (идея в том, что игра на ханге сама по себе медитация). Что же, хэндпан вправду помогает на время освободить голову от мыслей о релизе :).
Вообще, в первое время хэндпанами интересовались в основном люди, которые занимаются духовными практиками. Сегодня сообщество разношёрстное, в нём есть и профессиональные музыканты, и те, кто просто любит музыку. Со мной в группе учится руководитель проектов в Газпроме, раньше была ещё айтишница, есть музыканты‑любители и йога‑практики. Новички быстро начинают получать удовольствие от игры. Для начинающих есть хэндпаны со строем пентатоника (строй — это последовательность нот), на нём нет полутонов. Любое сочетание и последовательность нот звучит красиво. При этом можно развиваться: учить ноты, сложные техники — роллы и петанги, большие произведения. Переходить от простого инструмента к сложному.
На хэндпане можно играть всё, что угодно. На YouTube много каверов. Я бы отметил House Of The Rising Sun. И еще саундтрек из Пиратов Карибского моря. Забавно, что самое популярное видео с хангами (61 млн просмотров!) — это попса без нормальной техники. Вот крутые российские хэндапанисты, которые двигают сообщество и придумывают 100500 приёмов.
Какими бывают хэндпаны
Для начала они различаются по количеству нот. В классическом варианте инструмента их всего 9. Но профессионалы заказывают изготовление хангов с дополнительными нотами — их количество может достигать 18. В этом случае задействована и верхняя, и нижняя полусфера. Также хэндпаны различаются по тональности, строю — последовательности нот (Kurd, Sabay, Celtic, Pentatonic, Hijaz и др.), по типу стали. Каждый инструмент звучит по‑своему: радостно, печально, по‑восточному и так далее.
Почему не стоит покупать инструмент самому и с нуля
Во‑первых, разобраться в хэндпанах трудно. Можно по незнанию взять инструмент не по себе. У каждой тарелки — свой уровень сложности. Для начинающих подходит только один строй — Pentatonic.
Во‑вторых, инструмент может быть расстроен или испорчен. Еле заметная царапина или едва заметное ржавое пятнышко уже влияет на качество звука. А заполучить коцку — проще простого. Хэндпаны — нежные и хрупкие, хотя, казалось бы, сделаны из стали. Они деформируются от жары, влаги, холода. Их легко погнуть. Повредить при перевозке. Поэтому лучше покупать инструмент с экспертом, он заметит маленький изъян, а новичок — нет.
В‑третьих, гораздо выгоднее не покупать хэндпан, во всяком случае на первых порах, а брать его в аренду в школе. Главный подводный камень в этом увлечении — дороговизна инструментов. Стандартный хэндпан на 9 нот — около 100 тыс. ₽, а инструмент с большим количеством нот — до 400 тыс. ₽. Причина в ручном производстве. Инструменты создают путём ручной деформации. Берут лист стали, из него выдавливают (вытягивают) две полусферы, а затем вручную, молотками, выбивают отдельные зоны для нот. Изготовитель не просто работает руками, он должен уметь играть и обладать отличным музыкальным слухом. На то, чтобы сделать один инструмент уходит пара месяцев, и больше всего времени занимает настройка — тонкая коррекция формы нотных зон с термообработкой, чтобы добиться правильного звучания. К хорошим производителям стоят очереди.
Почему это идеальное хобби для айтишника?
Работать в IT — это работать в команде. От нас всех ждут этого умения. Так вот, участие в музыкальной группе — это тренировка навыка работы в коллективе. Композиция оживает, когда все участники слышат и слушают партии друг друга. Если же играть, сосредоточившись на своей партии, что бывает при изучении нового материала, то волшебства не случается — произведение не звучит.
Вдобавок у нас, инженеров, в первую очередь развито и работает рациональное, логическое
И как я уже писал, это хобби — отличная перезагрузка. Поэтому мой план — не останавливаться.
-
В этом году собираюсь поехать на фестиваль Handpanistan. Это моя первая вылазка в большое сообщество.
-
Хочу научиться свободно и подолгу импровизировать (ученики в основном играют выученный материал, а импровизация приходит с опытом).
-
Побольше практиковаться в новых строях, а не в учебной пентатонике.
Рад был поделиться, надеюсь, вам было интересно читать. С удовольствием отвечу на вопросы в комментариях. И буду совсем рад, если найду на Хабре хэндпанистов.
Автор: Hanamime