«Игра по мотивам фильма» — раньше это звучало как приговор. Ещё 10-15 лет назад игровые адаптации фильмов часто получались либо очень плохими, либо средними. Шедевры или просто интересные работы попадались крайне редко.
Редкие игровые адаптации франшизы «Индиана Джонс» избежали этого злого рока и получились выдающимися, но от полного забвения и разгромных рецензий часть игр спасли две вещи: талантливые разработчики из студии LucasArts, а также Джордж Лукас вместе со Стивеном Спилбергом, которые помогали создателям. Оба режиссёра хотели, чтобы приключения отважного археолога вышли за пределы кинотеатров: получили свою расширенную вселенную в играх, комиксах и романах.
В общем, вспомним обо всех адаптациях культовой франшизы — как удачных, так и нет.
Древние артефакты: от затяжного кризиса до текстовых приключений
1982 год стал переломным для игровой индустрии — именно тогда начался бум игровых адаптаций крупных кинофраншиз. Конечно, во второй половине 70-х вышел аркадный автомат по фильму «Смертельная гонка», а ещё был Star Trek: Phaser Strike для консоли Microvision, но на этом всё и закончилось. А вот в 1982 году грянуло: на Atari 2600 выходят игры по «Чужому», «Трону», «Техасской резне бензопилой», пятому эпизоду «Звёздных войн» и «Индиане Джонсу: В поисках утраченного ковчега».
Последняя в одиночку создана геймдизайнером и программистом Ховардом Скоттом Уоршоу. Raiders of the Lost Ark стала одной из самых быстро продаваемых игр на Atari 2600, хотя сегодня сложно сказать, почему именно. Скорее всего, из-за оригинального управления (нужно управлять сразу двумя геймпадами Atari), удачной рекламной кампании и популярной лицензии.
Последняя в одиночку создана геймдизайнером и программистом Ховардом Скоттом Уоршоу. Raiders of the Lost Ark стала одной из самых быстро продаваемых игр на Atari 2600, хотя сегодня сложно сказать, почему именно. Скорее всего, из-за оригинального управления (нужно управлять сразу двумя геймпадами Atari), удачной рекламной кампании и популярной лицензии.
Понять, как в неё играть, было очень сложно. Особенно, если у вас под рукой нет оригинального мануала или журнала с подсказками — тогда придётся бесцельно слоняться от одного экрана к другому: лениво избегать змей, ловушек и агентов нацистов.
Пройти Raiders of the Lost Ark можно только методом проб и ошибок (или перебором предметов из инвентаря на разных локациях). И да, в случае с играми Atari нужно всегда подключать своё воображение, так как графику игры сложно назвать понятной и хорошо читаемой даже для своего времени. Это не лучшая игра по франшизе, но она хотя бы заставила игроков думать, в отличие от других проектов на консоли.
Дело в том, что Raiders of the Lost Ark вышла за полтора месяца до великого шторма — кризиса игровой индустрии 1983 года. Ховарда Скотта Уоршоу параллельно заставили работать над печально известной адаптацией E.T. На всё дали несколько месяцев, так что ему пришлось жутко кранчить. Результат: одна из худших игр за всю историю индустрии, сотни тысяч разочарованных детей (игру рекламировали в качестве идеального подарка на Рождество), многомиллионные убытки для Atari и символ затяжного кризиса, от которого американские игровые компании оправились только к концу 80-х. Нереализованные копии игры Atari закопала на свалке Техаса под толстым слоем бетона.
В 1982 году на одну хорошую игру приходилось около 20 посредственных или неиграбельных поделок. Прилавки были забиты некачественными играми и бесконечными клонами Pac-Man, Donkey Kong и Space Invaders. E.T просто стала последней каплей. Так что на этом фоне странная Raiders of the Lost Ark была глотком свежего воздуха, инновационным проектом.
Увы, дальше с играми не заладилось. «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» — этим девизом руководствовались авторы сборника головоломок Indiana Jones in the Lost Kingdom для Commodore 64. Разработчики из Mindscape не дали ни нормальных внутриигровых подсказок, ни мануала — игрок должен страдать и сам во всём разбираться. Умереть тут можно на каждом шагу. Даже на коробке Lost Kingdom создатели паясничали: «Программа, которая бросит вызов вашему уму».
В итоге Lost Kingdom собрала ворох негативных обзоров из-за нелогичных загадок и своего непроходимого статуса. И это не преувеличение, а реальный факт. Например, на YouTube до сих пор нет её полного видеопрохождения. Да что там, в сети даже текстового нет! Единицы смогли добраться до финала Lost Kingdom и похвастаться этим (а часть из них просто соврала).
Однако Lost Kingdom важна для ретроспективы — это первая игра про Индиану Джонса с новым сюжетом. Хотя сюжетом назвать это сложно: игрок стартует в джунглях неизвестной страны и отправляется на поиски сокровища некой забытой цивилизации. Вот и вся история.
После этого Доктора Джонса оставили в покое вплоть до выхода «Храма судьбы». Правда, релиз игровых адаптаций случился лишь в 1985 году — спустя год после премьеры картины. Аркадная версия появилась эксклюзивно для автоматов Atari, а её упрощенные порты одновременно вышли на персональных компьютерах и консолях.
И это был очень странный проект, во многом халтурный. Прохождение аркадной версии при должной сноровке займёт всего 15-18 минут. К тому же геймплей Temple of Doom основан на последнем получасе фильма. Рассчитывать на многое не стоит: игрока ждут лишь погони на вагонетках, битвы с культистами и блуждания по одинаковым пещерам. Temple of Doom также хочется поругать за дикую озвучку персонажей, но в 1985 году озвученные игры вообще считались большой редкостью. Так что странные крики и однотипные фразы придают игре какой-то шарм.
В целом, аркадная Temple of Doom получилась вполне играбельной, чего точно не скажешь про её порты. Версии для Amiga, Amstrad CPC, Commodore 64, Apple II, MS-DOS, MSX — это чудовищно упрощённые игры во всех аспектах. Сложность несправедливо завышена, от звуковых эффектов и музыки уши вянут, а визуально это какое-то непонятное графическое месиво с низкой частотой кадров (особенно на Amiga и Amstrad CPC). В это больно было играть в середине 80-х, больно и сегодня.
Версия для NES так и вовсе копипаста — вы на протяжении всей игры спасаете детей и ездите на вагонетках по запутанным разноцветным пещерам с некорректной перспективой сверху. Играть можно, но удовольствия мало. Самое удивительное, что версия для ZX Spectrum хоть и упрощена, но сделана качественнее, чем порты для старших платформ.
В 1987 году вышел Indiana Jones in Revenge of the Ancients — неплохо написанный текстовый квест. В 80-е годы этот жанр был на пике своей славы. Никаких картинок — только белый текст на чёрном фоне. История у игры сделана по всем канонам: 1936 год, Индиана Джонс противостоит нацистам, которые хотят заполучить древнюю реликвию ацтеков, чтобы с помощью неё завоевать мир. Фактически это первый игровой спин-офф расширенной вселенной с нормальным сюжетом. В истории даже фигурирует возлюбленная Инди — Мэрион Рэйвенвуд из «Ковчега».
После Revenge of the Ancients появилась хоть какая-то вера в хорошие игры по франшизе, но в 1989 году на экраны вышел фильм «Индиана Джонс и последний крестовый поход», а вместе с ним и много плохих проектов — а именно 12 версий одного посредственного платформера для разных компьютеров и консолей. Адаптация «Крестового похода» от студии Tiertex моментально получила разгромные оценки от критиков. Непонятно только, зачем её упорно портировали на разные платформы целых пять лет — с 1989 по 1994 годы.
С Last Crusade всё кувырком. События фильма ужаты до шести слабо связанных между собой уровней: пещера, поезд, катакомбы, замок, дирижабль (отсутствует на Mega Drive) и храм Грааля. Опытный игрок пройдёт её всего за 16-18 минут, а отдельные версии и того меньше. И это даже не спидран, а обычное прохождение.
Каждая версия игры Last Crusade имеет свой набор «болячек». В одних версиях чудовищный экран обзора, на котором нельзя увидеть, где находится земля, а где пропасть. В других завышена сложность и отсутствует плавный скроллинг — персонаж двигается как в киселе. В компьютерных Last Crusade нет музыки на уровнях, а на Amiga зачем-то вырезали концовку.
В версиях для NES и Game Boy на уровнях звучит одна композиция — главная тема серии. От однотипной музыки устаёшь уже спустя 10 минут игры. Но самое жуткое тут то, что версия для NES — это ленивый порт с Game Boy. Заметно это по обводке спрайтов и цветам, которых неестественно мало даже для устаревшей 8-битки.
В плане презентации «лучшей» можно назвать версию для Mega Drive. Это единственная адаптация Last Crusade с разнообразным саундтреком, вдобавок к этому и самая красивая. Только это всё равно сомнительный выбор между очень плохой игрой и просто посредственной.
Важно упомянуть один факт: был ещё один платформер по Last Crusade для NES, но уже от Taito и британской студии Software Creations. Эта адаптация получилась куда интереснее предыдущих. Да, это всё ещё короткая игра, но она хотя бы нелинейная.
От действий игрока зависит то, на каком уровне стартует приключение и сколько всего уровней получится посмотреть за прохождение (например, в случае проигрыша на уровне с танком вас ждёт погоня на мотоциклах до Берлина). А ещё это смесь сразу нескольких жанров — от гонок до головоломки. Просто сносная игра по фильму, к тому же c очаровательным чиптюном от известного композитора Тима Фоллина.
Я слегка нарушил хронологию, потому что хотелось сперва разобраться с посредственными играми. Дело в том, что существует ещё одна Last Crusade, но уже от Lucasfilm Games (в будущем переименована в LucasArts). Такое чувство, что на студии устали смотреть на некачественными адаптации, поэтому взяли франшизу в свои руки. И это заметно — с тех пор плохие игры про доктора Джонса почти исчезли (но исключения всё-таки будут).
Эпоха квестов и 16-битных консолей
На момент выхода Indiana Jones and the Last Crusade: The Graphic Adventure игровое подразделение Lucasfilm успело прославиться двумя замечательными point-n-click квестами — Maniac Mansion и Zak McKracken. Движок SCUMM был уже обкатан, так что игру удалось создать в кратчайшие сроки — всего за восемь месяцев до выхода картины.
Наверное, самое прекрасное в этой адаптации то, что она только маскируется под адаптацию фильма. В сюжете много несоответствий картине, а некоторые изменения сделаны с чёрным юмором. Например, в игре вырезана вся погоня в каньоне, а Инди и его отец без проблем добираются до храма Грааля. Позже к ним присоединяется их друг Маркус, который, как намекают разработчики, в одиночку расправился со всеми нацистами. А ещё Last Crusade это отличная пародия — тут можно ударить Гитлера в лицо и тут же проиграть.
Вариаций прохождения, конечно, не сотни, но точно десятки. Lucasfilm Games нацелилась на реиграбельность — часть катсцен, загадок и развилок можно увидеть лишь на втором, а то и на третьем прохождении. Новые пути открываются по мере изучения игры и набора очков IQ (Indy Quotient points). 800 очков — максимальное число. Если оно ниже, то вы что-то пропустили.
К сожалению, в игре встречаются не все персонажи из фильма (нет Саллы и Эрнста Фогеля), но это можно простить, особенно если учесть, сколько нового разработчики добавили в историю. Гробница в Венеции и замок нацистов — это переосмысленные локации из фильма с новым сюжетом. В журнале Computer Gaming World за 1989 год писали, что часть сюжетных линий были рекомендованы Стивеном Спилбергом и Джорджем Лукасом.
Удивляет и оригинальная защита от пиратства. Конечно, до Lucasfilm о подобном уже додумались Sierra On-Line и Хидео Кодзима, но в Last Crusade всё намного сложнее — игру невозможно пройти, если у вас под рукой нет дневника отца Джонса из комплекта лицензионной версии, потому что только в дневнике есть важные подсказки к решению загадок. Без него додуматься до их решения можно разве что упорным методом тыка.
К счастью, современные версии для Steam и GOG продаются с его электронной копией. Сегодня любой может почувствовать себя Инди, который, как и в фильме, регулярно заглядывает в отцовский дневник.
Смотреть остальное ↩
Недостаток у игры один, но существенный — отсутствие нормального саундтрека и переизданий. Лучшая версия Last Crusade вышла только на японском рынке, только для экзотического компьютера FM Towns и никогда не перевыпускалась. Её легальная копия стоит сегодня порядка 40-45 тысяч рублей, к тому же найти рабочий FM Towns — та ещё задачка. Если вы хотите играть с оркестровым саундтреком и 256 цветами, то ничего не остаётся, как проходить доработанную фанатами пиратскую DOS-версию на эмуляторе ScummVM.
Как бы то ни было, Last Crusade: The Graphic Adventure — важнейшая игра в истории LucasArts. Это не просто качественная адаптация одноимённого фильма, но и один из лучших классических квестов своего времени. Его геймдизайнер Рон Гилберт использует полученный опыт во время разработки в будущем культовой The Secret of Monkey Island. Это также первый квест от Lucasfilm, который использует команды Look и Talk.
Успех Last Crusade подтолкнул Lucasfilm Games к созданию сиквела. Сперва новую игру планировали сделать на основе отменённого сценария (его написал молодой Крис Коламбус) Indiana Jones and the Monkey King — запланированного фильма про поиски потерянного города Короля обезьян Сунь Укуна, в котором хранится источник вечной молодости.
Лукас и Спилберг так и не сняли фильм из-за критики «Храма судьбы» — его сильно ругали за стереотипную демонстрацию жизни индийцев. Действие Monkey King разворачивалась в Африке, и оба режиссёра не могли решить, как без лишней «клюквы» показать местные народы. В итоге сценарий отправился на полку.
Геймдизайнеру и сценаристу Хэлу Барвуду он вообще показался посредственным, поэтому тот решил написать собственную историю. Барвуд зарылся в псевдонаучные книги и выбрал поиски Атлантиды в качестве основной темы для игры. Второй геймдизайнер Ноа Фальштейн предложил сделать квест более нелинейным, чем Last Crusade, что отняло дополнительные шесть месяцев разработки. Была проделана колоссальная работа: все фоны нарисованы вручную, а количество озвученных диалогов в CD-ROM версии составило 8000 фраз (рекорд для начала 90-х).
Чтобы понять, насколько важна Indiana Jones and the Fate of Altantis, нужно учесть всего один факт — задолго до выхода «Хрустального черепа» фанаты окрестили Fate of Atlantis «официальной четвёртой частью Индианы». И они до сих пор так считают. Ходили даже неправдоподобные слухи о том, будто Спилберг собирается экранизировать игру.
Все элементы тут на своих местах и отлично работают: мрачная история, погоня за загадочными артефактами, злые нацисты, здоровая доля сарказма Инди и чёрного юмора. Сюжет и диалоги квеста так талантливо написаны, что после первого прохождения его сразу же хочется пройти иным путём или получить скрытую концовку. Для каждого пути предусмотрены свои уникальные сценки, загадки и эксклюзивные локации.
Условно игра поделена на три пути:
-
Комадный путь — Индиана Джонс путешествует с обворожительной Софией Хэпгуд. Это сбалансированный путь, в котором будет место как экшену, так и загадкам средней сложности. Рекомендован для первого прохождения.
-
Путь смекалки — Индиана путешествует в одиночку. Упор на изучение локаций и решение загадок повышенной сложности. По словам разработчиков, «Путь смекалки» прошли только некоторые члены команды.
-
Путь кулака — сконцентрирован на экшене и сюжете. Более короткий и менее интересный, чем предыдущие. Разработчики считают его эквивалентом лёгкого режима. Подойдёт для тех игроков, которые хотят узнать историю, но не готовы заниматься пиксельхантингом.
Главное тут, что Fate of Atlantis выдержала проверку временем и неплохо играется даже сегодня. Это действительно «четвёртый фильм» без сильных перекосов, которые ждут франшизу в будущем. Кстати, у версии в Steam есть полная озвучка и неофициальный русификатор, запускается она без особых проблем, а стоит всего 154 рубля.
Одновременно с квестом вышла Fate of Atlantis: The Action Game. И кроме как недоразумением её не назвать. Она сжато пересказывает события базовой игры (в шести уровнях), выполнена в изометрии и зациклена на драках. Правда, до драк ещё нужно дойти. В начале игры вас выкидывают в казино, и в нём вообще непонятно, что нужно делать. Большинство игроков, которые отважились запустить The Action Game — бросили её именно на этом уровне. Бросил её и я, но чуть подальше, потому что играть в это невыносимо скучно.
Видео ниже расскажет всё лучше меня.
Кстати, в РФ Fate of Atlantis больше знают не по игре, а по серии официальных комиксов, которые в середине 90-х издавала «Эгмонт Россия». Адаптация писалась на ранних этапах разработки квеста, когда дизайн персонажей и история были ещё черновыми.
В итоге у авторов комиксов получилась своя версия «Судьбы Атлантиды», местами более мрачная, а под конец так и вовсе с элементами хоррора. В неё вошли вырезанные сцены из игры: поездка Джонса в Ленинград и его рабочие будни в университете.
Интересный факт: сегодня русские издания комиксов имеют большую коллекционную ценность и стоят порядка трёх с половиной тысяч рублей за полный комплект.
В титрах Fate of Atlantis был явный намёк на сиквел, но он так и не вышел. Запланированную Indiana Jones and the Iron Phoenix отменили из-за задержек со стороны канадской студии (игру частично отдали на аутсорс), ухода руководителя проекта, споров в творческом отделе и неоднозначного сюжета, который пришлось бы сильно изменить для того, чтобы игра вышла на рынке Германии. Помимо этого LucasArts решила отменить и квест Indiana Jones and the Spear of Destiny, у которого на тот момент был готов черновой сценарий. Обе истории в итоге адаптировали в виде четырехсерийных комиксов.
Интересный факт: в 2016 году фанаты LucasArts пообщались с бывшими разработчиками и написали большое расследование об отменённой Iron Phoenix.
Но в первой половине 90-х выходили не только квесты. Например, платформер The Young Indiana Jones Chronicles от японской компании Jaleco стал последней игрой по франшизе для тогда уже бесповоротно устаревшей NES. Эта адаптация основана на нескольких эпизодах одноимённого телевизионного сериала Джорджа Лукаса, который рассказывает о детстве и юношестве будущего археолога. Лукас детально продумал всю хронологию франшизы, а саму работу он рассматривал в качестве познавательного исторического сериала для детей и подростков.
Увы, проект с треском провалился. Сериал был дорог в производстве и имел чудовищно низкие рейтинги на ТВ. Юных зрителей он заинтересовать не сумел: в прессе его критиковали то за наивность, то за морализаторство или чрезмерную историчность. Сюжет практически лишён традиционной для серии мистики и местами походит на обычную историческую документалку. Как итог: из 70 запланированных эпизодов сняли только 32.
Игре тоже досталось от критиков. Хотя есть мнение, что зря. Западные обзорщики часто разносили NES релизы 1992 и 1993 года, приводя в аргумент неуместные сравнения с более мощными консолями. А с Indiana Jones Chronicles вообще доходило до смешного: пока одни журналисты разносили графику, музыку и низкую сложность, другие — наоборот, хвалили картинку и сбалансированную сложность.
В целом, это всё же качественный японский платформер. Ничего нового или революционного для жанра в нём нет (местами напоминает Ninja Gaiden и классические Castlevania), но играть хотя бы интересно. И если в США или Европе игра осталась незамеченной (маленький тираж, на eBay сложно купить полнокомплектный экземпляр), то в России она была популярна в эпоху Dendy. Про неё часто писали в журналах «Новая Реальность» и «Великий Dракон».
Годом позже, в 1994-м, вышла одна из самых низкооценённых игр в истории Sega Mega Drive — Instruments of Chaos starring Young Indiana Jones. Посредственная игра по мотивам чуть ли не худшего эпизода во всём сериале. Управление в ней неотзывчивое (хлыст будто живёт своей жизнью), платформинг сломан, сложность неадекватно завышена, боссы однотипные, а нормальная концовка и вовсе отсутствует. Про халтурный саундтрек и говорить не стоит. Не игра, а пытка.
После такого версию Young Indiana Jones для NES хочется буквально носить на руках. Вдвойне обидно, что настоящие «вьетнамские флешбеки» получили игроки из России. Дело в том, что больше половины пиратских версий Instruments of Chaos на нашем рынке были непроходимы — в руки пиратов попала бета-версия игры, которую нельзя пройти дальше второго уровня. Сотни российских игроков тщетно пытались понять, что делать и куда надо прыгать, но так и не нашли ответ.
Странный факт: картриджи с непроходимой пиратской версией Instruments of Chaos до сих пор штампуют и продают как в Китае, так и в России.
Печально, что по франшизе вышло столько разных платформеров, но сегодня всерьёз можно рекомендовать лишь один — Indiana Jones' Greatest Adventures для Super Nintendo. Студии Factor 5 и LucasArts нашли простое, но гениальное решение — сделали упрощённый клон классической Castlevania в оболочке Индианы Джонса. В игру бережно перенесли все ключевые события трилогии, включая полёты на самолете, поездку на вагонетках и спуск на плоту с горы. Фактически это три игры в одной. После Greatest Adventures вообще не захочется прикасаться к предыдущим попыткам адаптировать трилогию (исключение — квест по Last Crusade).
Из минусов здесь разве что слабый пистолет, частый респаун противников и несбалансированная сложность. Некоторые уровни проходятся с первой попытки, тогда как в других настолько трудный платформинг, что каждый уголок и расположение предметов придётся выучивать наизусть.
Если в Castlevania сложность всегда шла по нарастающей, то в Greatest Adventures всё вперемешку. Уровни «Ковчега» иногда непростительно сложные (маршрут в побеге от булыжника нужно заучивать), «Храм Судьбы» местами близок к хардкору, а «Крестовый поход» — лёгкая прогулка перед титрами.
Смотреть остальное ↩
Эпоху двухмерных игр в серии официально закрыла Indiana Jones and his Desktop Adventures для ПК и Mac. Это незамысловатая бюджетная адвенчура с элементами RPG на том же движке, что и Star Wars: Yoda Stories. В ней случайно генерируется локации, персонажи и сюжетные линии (из нескольких заготовленных шаблонов). Нормальной концовки тут нет, а вся игра заточена под управление мышкой в маленьком окне, так что это больше незамысловатый кликер для офиса, за которым можно скоротать недельку-другую на работе.
Адская машина и гробница императора
Ждать новых приключений Индианы Джонса фанатам пришлось аж до 1999 года. Запланированным проектом вновь руководил геймдизайнер и сценарист Fate of Atlantis Хэл Барвуд, который давно хотел продолжить франшизу, но уже в полном 3D.
Барвуд считал тему борьбы со злыми нацистами избитой, и хотел перенести действие франшизы в первые годы Холодной войны. Теперь главные враги Джонса — советские спецслужбы, которые охотятся за древними инопланетными технологиями. Но Джордж Лукас сразу же завернул этот сюжетный питч, потому что хотел использовать инопланетян в запланированной четвёртой части фильма.
Барвуд тотчас начал искать другие источники вдохновения — и вскоре заинтересовался темой древних механизмов, особенно происхождением Антикитерского механизма. Это натолкнуло его на мысль, что древние люди могли каким-то образом получить достаточно продвинутые технологии за много веков до нашей эры. Вместо инопланетян он использовал библейские мифы о Вавилонской башне и сказания о боге Мардуке. Так появился сюжет Indiana Jones and the Infernal Machine.
1947 год, глубоко под руинами Вавилона находится мифическая Адская Машина — мощнейший артефакт, способный управлять миром и открыть портал в другое измерение. Советские спецслужбы во главе с учёным Геннадием Болотниковым хотят найти её, понять её принцип работы и привести СССР к господству над миром. Индиана Джонс должен заполучить недостающие детали машины до того, как советские солдаты найдут их.
Infernal Machine — это бережный клон классических частей Tomb Raider. Иронично, ведь серия Tomb Raider заимствует многое из вселенной Индианы (вдвойне иронично, что в будущем перезапуск Tomb Raider скопирует идеи Uncharted).
Инди, конечно, тут не такой ловкий и гибкий, как Лара, но он тоже умеет кувыркаться в разные стороны, а вместо длинных прыжков использует свой хлыст. В остальном куда не ткни, весь геймдизайн подсмотрен у первых трёх частей Tomb Raider. Расположение секретов, механики стрельбы, подводное плавание, логика загадок, инвентарь — всё из игр про Лару Крофт. В этом нет ничего плохого, но и оригинального тоже.
А вот история и постановка в Infernal Machine получились куда интереснее. Если в Tomb Raider сюжет рассказывался c помощью CG-роликов и редких катсцен, то в Infernal Machine вся история подана исключительно на движке игры. Да, это не уровень Shenmue (которая вышла в том же году) или Metal Gear Solid, но постановка цепляет, а за историей интересно следить. Тем более, это первая игра про Индиану Джонса, действие которой происходит после Второй мировой войны.
Конечно, расстраивает, что половину игры мы расстреливаем русских (противники, кстати, озвучены на русском), но СССР хотя бы показали без адской клюквы и не в самом дурном свете. Плюс для многих будет сюрпризом то, что у игры нет как такового антагониста. Геннадий Болотников оказался здравомыслящим учёным, который совсем не кричит о мировом господстве, а ближе к концовке он выживет и подружится с Инди.
К сожалению, неофициальной «четвертой частью» саги Infernal Machine так и не стала. Мнение фанатов и журналистов разделилось: одним история понравилась, тогда как другие критиковали её за излишнюю фантастичность. Мол, в сюжет напихали монстров, иные измерения, битвы с богами и древними роботами (в том числе битву с ацтекским богом Кетцелькоатлем). Потусторонние силы всегда были в фильмах про Инди, но боги и монстры?
Кого-то разочаровало, что вместо оригинальной игры они получили Tomb Raider со старыми «болячками». С момента выхода первой части прошло много лет, а на месте снова непослушная камера, «танковое» управление, кривое прицеливание и интеллект противников на уровне табуретки (советские солдаты мажут в упор).
И всё же у LucasArts получилась образцовая классика и одна из лучших игр по франшизе, которая даже сейчас заслуживает внимания. Главное перетерпеть неудобное управление и камеру. А если вы фанат LucasArts и Индианы Джонса, то получите сразу несколько фансервисных бонусов.
Например, после прохождения основной кампании можно открыть бонусной уровень, в котором игрок будет изучать перуанский храм из «Ковчега». Плюс в игре есть секретная комната по мотивам Monkey Island и «Близких контактов третьей степени» (Барвуд помогал Спилбергу со сценарием фильма).
Кстати, спустя год на Nintendo 64 вышел упрощённый, но в чём-то и улучшенный порт. Текстуры в нём совсем замыленные, модели персонажей потеряли лицевую анимацию и стали более угловатыми, но зато исправлено управление, а на локациях появились мелкие детали и погодные эффекты. Объединить бы обе версии — получилось бы идеальное переиздание.
Следующая игра, Indiana Jones and the Emperor’s Tomb, появилась в 2003 году сначала эксклюзивно для Xbox, а спустя несколько месяцев получила порты для ПК и PS2. Над Emperor’s Tomb трудилась не LucasArts, а молодая американская студия The Collective, которая на тот момент отметилась неплохими играми по лицензиям Star Trek и Buffy the Vampire Slayer. Но в случае с Emperor’s Tomb всё получилось неоднозначно — плохого и хорошего в ней поровну. Где-то разработчикам не хватило смелости и времени сделать игру лучше, а где-то они, наоборот, перестарались.
История Emperor’s Tomb разворачивается в 1935 году, за пару недель до начала «Храма судьбы». То есть технически это приквел всей классической трилогии. К Индиане Джонсу приходит маршал Китайской республики Кай Ти и его помощница Мей Инь, которые хотят найти могущественный артефакт Сердце дракона — чёрную жемчужину, некогда принадлежавшую первому императору Китая — Цинь Шихуанди. За жемчужиной охотятся нацисты, так что сперва доктору Джонсу нужно собрать все фрагменты Зеркала Снов — ключа к гробнице Цинь Шихуанди.
Если говорить о сюжете, то это три шага вперёд в подаче истории, но пять шагов назад по качеству сценария. Трилогия Спилберга и Лукаса держала тонкий баланс (вплоть до выхода «Хрустального черепа») между мистикой, фантастикой и псевдоисторическими приключениями. Да, этот баланс был заметно нарушен в Infernal Machine, но в Emperor’s Tomb его просто уничтожили.
Джонс в своём путешествии столкнется с призраками, летающими скелетами, ожившими статуями, железными големами, китайскими драконами, ведьмой из потустороннего измерения, древним кракеном, зомби (владеющими приёмами кунг-фу) и прочей нечистью. Градус фантастики и цирка в Emperor’s Tomb настолько зашкаливает, что у The Collective почти получилась пародия. Будто купил не игру про Индиану Джонса, а гибрид «Ван Хеллсинга» и «Большого переполоха в маленьком Китае».
Да и смелости разработчикам явно не хватило — Emperor's Tomb словно делали по методичке. Тут прямо классический набор клише серии: храмы в джунглях, секретная база нацистов и улочки Cтамбула цитируют «Ковчег», замок в Праге — «Крестовый поход», а Шанхай, погони от мафии на машине и китайский ресторан — «Храм Судьбы». Если отбросить талантливую кальку, то оригинальных локаций останется всего парочка.
В плане геймплея это уже не клон Tomb Raider, а обычный экшен с редкими загадками. Джонс пачками кладёт не только нечисть, но и китайскую мафию вместе со злыми нацистами. Многие стычки превращаются в кинематографичный мордобой с комбо, акробатикой, хуками, апперкотами и разрушаемыми объектами. В ход идут стулья, бутылки, палки и другие подручные предметы. Кажется, что вот вот — и Emperor’s Tomb превратится в beat'em'up.
Интересный факт: боевую систему разработчики The Collective взяли из своей прошлой игры — Buffy the Vampire Slayer. Обе игры сделаны на одном проприетарном движке.
Emperor’s Tomb нельзя назвать хардкорной игрой, но попотеть в ней заставит отсутствие чекпоинтов и самостоятельных сохранений. Если вы случайно сорвётесь в пропасть или замешкаетесь в сражениях, то весь уровень придётся проходить с самого начала. Умер — мучайся ещё полчаса. Ещё раз умер — не забудь пополнить флягу с водой для восстановления жизни. Расслабиться игра не даёт.
Emperor’s Tomb — это хороший экшен, но плохой «Индиана Джонс». Впрочем, это совсем не проблема, если вас не волнуют какие-то каноны серии, не совсем справедливая сложность и слабый сюжет. А благодаря шикарной боевой системе, дизайну уровней и постановке на эти недостатки легко закрыть глаза.
Последние игры
После Emperor’s Tomb крупных игр по франшизе не было длительное время. В основном выходили незначительные вещи, вроде подборки образовательных flash-игр, которые шли в комплекте с коллекционным DVD-изданием The Adventures of Young Indiana Jones. К премьере «Хрустального черепа» на мобильных телефонах появился невзрачный платформер — скорее реклама фильма, чем полноценная игра.
Мобильная Lost Puzzles так и вовсе слегка усложнённая вариация «три в ряд». В общем, ничего существенного не выходило. В социальную игру Indiana Jones Adventure World для Facebook мне для материала поиграть не удалось — её закрыли спустя полгода после запуска.
Заметные подвижки начались с выходом дилогии LEGO Indiana Jones. Да, LEGO игры почему-то принято считать слишком детскими, а студию Traveller’s Tales порой упрекают в конвейерности. Мол, она штампует игры по лицензиям, но при этом толком не улучшает геймплей годами.
Признаюсь, я не играл ни в одну из частей серии LEGO до начала работы над этим материалом, поэтому мне не с чем сравнивать. Но обе части LEGO Indiana Jones стали для меня настоящим откровением — это безумно увлекательные и смешные платформеры. Уже не помню, когда последний раз садился за игру в 10 вечера, а вылезал в 4 утра. Каждую из частей хотелось пройти за один заход.
Первая игра — это аналог линейной Greatest Adventures, только в стилистике LEGO. Игрока за руку проводят по классической трилогии, в все изменения касаются известной юмористической подачи истории от сценаристов Traveller’s Tales — каждый поворот сюжет не обходится без неловкой пародии или насмешки над сценарием оригинала. Так что если вы давно не смотрели фильмы, то советую освежить воспоминания перед прохождением.
Вторая часть, на первый взгляд, кажется каким-то аддоном, но это куда более масштабная и серьёзная игра. С затягивающим и увлекательным конструктором уровней (я в одном обучение завис на час), большими хабами по каждому фильму, и просто тонной побочного контента, вроде розыска секретных комнат и зачистки всех миров. В общем, обе игры LEGO Indiana Jones точно достойны внимания.
Последней значимой, но при этом провальной игрой стала Indiana Jones and the Staff of Kings. Инди вновь вступил в схватку с нацистами, которые в этот раз разыскивают мифический посох Моисея. Игру анонсировали в 2005 году для всех платформ, но с прицелом на консоли нового поколения. В последующие годы LucasArts показала несколько трейлеров, а создатели часто хвастались передовой физикой от Euphoria и движком Star Wars: The Force Unleashed.
Итог печален: LucasArts по неизвестным причинам отменила версию для старших платформ в конце 2008 года. В 2009-м вышли бюджетные версии от сторонних студий для Nintendo Wii, PlayStation 2, PSP и Nintendo DS.
Сегодня остаётся только гадать, какими бы получились версии для Xbox 360 и PlayStation 3, но «младшие» адаптации от молодой студии A2M кроме как провалом не назвать. Это «ватный» экшен от третьего лица с редкими головоломками, банальным сюжетом, самым посредственным злодеем во всей франшизе, скучным дизайном уровней и рудиментарной боевой системой (огромный шаг назад, по сравнению с Emperor’s Tomb). Не худшая игра в серии, но точно позади всех трёхмерных адаптаций.
Я специально прошёл две версии The Staff of Kings — для PSP и Nintendo Wii. Раньше дважды пробовал пройти её на PS2, но бросал в самом начале. Если честно, то лучше бы прошёл на PS2, потому что версия для Wii хоть и выглядит красивее, но управление контроллером Wii Remote будто бы сломано. Инди рандомно реагирует на все движения, поэтому драться тут мучительно. Так что я всех либо расстреливал, либо использовал две тактики, которые работают против любых врагов в кулачном бою.
По слухам, адаптация для PSP от студии Amaze была ближе всего к отменённой старшей версии. Если это правда, то вдвойне жаль, что она так и не вышла. Играть в Staff of Kings на PSP куда интересней, чем на Wii. В этой версии лучше поставлены катсцены, раскрыты характеры персонажей и их мотивы. Да, главный злодей по-прежнему скучен, но и его раскрыли куда глубже. Всё это похоже на ситуацию с Star Wars: Force Unleashed, которая геймплейно и сюжетно была интереснее на PS2 и Nintendo Wii, чем на старших платформах.
Staff of Kings на PSP не выглядит игрой, сделанной на скорую руку, как это бывает с портами для хендхелдов. А графически это чуть ли не один из самых красивых проектов на старой портативке. Обязательно попробуйте, если появится возможность.
Прошло 10 лет с момента выхода Staff of Kings, а кроме Lego Indiana Jones фанаты не получили ничего существенного. Но с анонсом игры от Bethesda и Machine Games сообщество оживилось: наконец-то появился шанс увидеть дорогую и захватывающую игру по любимой франшизе. Поклонники уже изучили каждый сантиметр стола доктора Джонса из тизера, и начали строить первые теории. Пока всё очень размыто, но скорее всего Инди побывает в Риме, а сюжет будет как-то связан с древними вавилонскими зиккуратами.
Напоследок посоветую шесть игр, которые стоит пройти (или хотя бы попробовать) в указанном порядке:
-
Indiana Jones and the Fate of Atlantis
-
Indiana Jones' Greatest Adventures
-
Indiana Jones and the Infernal Machine
-
Indiana Jones and the Emperor’s Tomb
-
LEGO Indiana Jones: The Original Adventures
-
Indiana Jones and the Staff of Kings (PSP)
Перенесено на Хабр и опубликовано в блоге Timeweb Cloud с разрешения автора, Семёна Костина.
🎲 Читайте также:
Автор: GeeksCat