Привет, меня зовут Алексей Лобзов, я руководитель направления развития компетенции системного анализа в Альфа-Банке. В прошлом году мы в банке проводили Analyze IT Meetup. Кроме интересных докладов у нас был круглый стол, куда мы пригласили Лидера компетенции из Сбера, Solution архитектора из СИБУР Digital и Product Owner’а из Альфа-Банка.
Что их всех объединяет? Они все в прошлом были системными аналитиками. Наши герои поделились тем, как из системных аналитиков (СА) перешли на новую позицию. Тема оказалась животрепещущей — было много вопросов как на митапе, так и после, поэтому позже мы той же компанией и на ту же тему записали подкаст в СИБУР Digital.
И если для вас вопрос «А куда расти дальше, если я уже сеньор?» стоит «на повестке дня», то приглашаю почитать статью, подготовленную по материалам круглого стола.
Для начала представим героев статьи.
Юлия Лебедева
Лидер компетенции системного анализа в Сбере.
Анатолий Олейнер
Solution архитектор в Сибур Digital
Иван Стефу
Product owner в Альфа-Банке
Статья состоит из трех глав. Одна глава — одна история. Повествование от лица героев будет взято в кавычки. Местами я буду оставлять свои комментарии — они уже без кавычек.
Вариант №1: Лидер компетенции
Сценарий для тех, кому нравится помогать коллегам.
Слово Юлии Лебедевой, Лидеру компетенции системного анализа в Сбере.
За что отвечает Лидер компетенции?
«За развитие компетенций и прокачку системных аналитиков в командах. Лидер компетенции составляет карту компетенций, в которую входят самые важные знания и навыки сотрудника того или иного уровня, а также выявляет пробелы в компетенциях, необходимых для текущего проекта. Недостаток закрывается обучением, наставничеством и другими инструментами.
Также Лидер компетенции помогает с развитием карьеры, подбирает аналитику подходящие роли. Например, у меня были ситуации, когда приходил аналитик и говорил, что ему кажется, что он не на своем месте и хочет другую роль. Тогда мы садились и думали, как безболезненно обучиться новой роли.
Один из вариантов в данной ситуации — обратиться к продакту одной из команд и попросить его выделить несложные задачи "стажеру": потренироваться, опробовать новую роль, понять подходит или нет. Я же, со своей стороны, как Лидер компетенции, выделяю ему на это отдельное рабочее время на “тренировку”»
Ремарка автора. У нас в командах есть нечто похожее — практика развития кросс-компетенций. Применяется она для того, чтобы разгрузить коллег или подстраховать на период отсутствия. Например, аналитик может подхватить функции архитектора — подготовить архитектурное видение будущего решения, или инженера по тестированию — выполнить функциональное тестирование, запустить автотесты. А если из команды выбывает СА, то разработчик и/или тестировщик могут подхватить его задачи.
Как я из аналитика попала в лиды?
«Шесть лет назад я пришла в Сбер на проект биометрии. Сначала в команде нас было двое — я и продакт. Вместе с ростом команды развивались и мои ранги: команда расширилась до 120 человек, а я стала мидлом, потом сеньором, и, через некоторое, мне предложили роль лида».
Чего ждать от новой роли?
«Мой список обязанностей поменялся кардинально: системный анализ отодвинулся на второй план, а на первый вышло управление людьми, компетенциями.
-
Раньше я работала "руками" — использовала свои компетенции на практике. Теперь — помогаю развивать компетенции коллегам.
-
Раньше писала спецификацию требований к ПО, теперь — подсчитываю метрики и слежу за качеством документации.
-
Раньше, как системный аналитик, общалась с тестировщиками и разработчиками, с продактами и архитекторами. Теперь, как у лида, у меня своя группа аналитиков.
Этот процесс иногда бывал неприятным и хотелось вернуться обратно, в СА.
Но сейчас я вижу результаты своей работы и они мне нравятся. Например, приходит новичок, как слепой котенок не знает куда податься, а я его выращиваю, помогаю с софтами, хардами, выставляю планы развития, цели. Если он их выполняют и я вижу рост — это лучшая награда. И когда ко мне с обратной связью приходят продакты, архитекторы и говорят какой классный аналитик, для меня это та самая минута славы.
Вариант №2. Solution архитектор
Сценарий карьеры для тех, кому интересны технологии.
Слово Анатолию Олейнеру, Solution архитектору в Сибур Digital.
Почему Solution архитектор?
«Я успел поработать практически на всех возможных позициях: тестировщиком, разработчиком, техлидом, аналитиком в Альфе, где, как я сейчас понимаю, частично исполнял обязанности архитектора команды.
К тому же меня всегда всегда тянуло изучать технологии, а Solution архитектор должен глубоко погружаться в технические решения и понимать, какие решения технологически правильно применить для достижения результатов, заявленных в требованиях.
Поэтому стать Solution архитектором для меня было единственно верным решением»
Чем в роли Solution архитектора помогает бэкграунд аналитика?
«У СА есть очень крутой скилл работы с документацией, с требованиями и с заказчиком. Аналитику необходимо общаться, даже если он не любит это делать, что, безусловно, помогает в работе, потому что коммуникация с заказчиком для Solution архитектора — ключевая деятельность. Ведь Solution архитектор стоит на тончайшем острие:
-
С одной стороны у него технические стандарты и правила, которые заведены в компании.
-
С другой — бизнес, который хочет быстрее, выше, сильнее.
Архитектор балансирует на этом "лезвии": коммуницирует с технарями, пытаясь урегулировать “хотелки” бизнеса, и контактирует с бизнесом, например, объясняя, что их желания технически невозможно реализовать»
Что нового для СА в роли архитектора?
«#1. Меняется взгляд.
Для меня системный аналитик очень близок к архитектору. СА — это "маленький" архитектор команды. Но мы работаем немного на разном уровне масштаба и видения, аналитики смотрят на меньший горизонт, но гораздо глубже, шире, больше.
Как архитектор я больше смотрю в будущее, планирую развитие решения вместе с бизнесом. Моя основная задача в том, чтобы вместе с другими архитекторами развивать техноландшафт в компании, следить за тем, чтобы он оставался структурированным, и соответствовал требованиям и стандартам, принятым в компании. Как аналитику, мне хочется всё досконально проработать, перепроверить расчеты. Но как Solution архитектору мне нужно смотреть более верхнеуровнево, так как работая над несколькими проектами на всё просто не хватает времени.
#2. Количество коммуникаций увеличивается.
Как следствие из предыдущего пункта, у архитектора больше коммуникаций с заказчиками. Периодически смотрю на полностью забитый календарь и думаю, что мне с этим делать, когда есть несколько накладывающихся друг на друга встреч»
Как перейти в Solution архитектору?
«В первую очередь нужно стремиться к тому, чтобы всё на своем пути структурировать, раскладывать по коробочкам, концентрировать знания, наращивать техническую базу, которая позволит расширить свой кругозор.
У меня этот переход происходил достаточно плавно. В каждой компании я всегда попадал в “поток”. Работал, выполнял свои обязанности, а новые роли появлялись “сами собой”:
— Хочешь стать аналитиком?
— Почему бы нет?
Поработал несколько лет аналитиком.
— Хочешь быть лидом?
— Давайте попробую.
В Сибуре всё было также — я получил традиционное предложение попробовать себя архитектором. И я попробовал.
От себя скажу, что идти в Solution архитекторы рекомендую всем. И потребность в Solution архитекторах сейчас высокая»
Вариант №3. Product Owner
Путь дипломатии.
Слово Ивану Стефу, Product Owner’у в Альфа-Банке.
Чем занимается PO?
«PO управляет умами людей. Представьте себе, что вы тот самый человек, который общается с пользователями, выясняет их истинные потребности, почти буквально проникая в их умы, и в результате создаёт продукт, который бьёт в самое сердечко.
Именно продакт определяет куда бить, как бить, и если попал — это кайф. Поэтому, на мой взгляд, продактом быть классно.
У меня от осознания того, что мои идеи появятся на экранах у миллионов пользователей, возникает невероятное чувство. Оно сильнее и перевешивает все минусы, которые встречаются в работе продакта»
К чему готовиться аналитику, который решит перейти в PO?
«В роли продакта я работаю третий год. И вот к чему вам стоит готовиться
№1. Количество коммуникаций увеличивается резко и на порядок.
Не всегда есть желание с кем-то о чем-то говорить, но ты обязан всё время с кем-то о чём-то договариваться.
И к росту количества коммуникаций не подготовиться никак. Можно попробовать поработать на двух-трёх проектах одновременно. Тогда, безусловно, вырастет количество коммуникаций и ты поймёшь, что тебя ждёт.
№2. Нет «третейского судьи», который поможет мудрым советом.
Например, у тебя есть соседние команды, их продакты, есть стейкхолдер №1, стейкхолдер №2, есть руководитель, есть руководитель руководителя. В общем, набор самых разных людей. У всех свои интересы и цели, но договариваться надо. А человека, который скажет вам, кто из вас прав, а кто нет, не существует .
№3. Придётся принимать сложные решения.
Отсутствие документации для аналитика — катастрофа. Для продакта — нет. Работая аналитиком, всегда считал важнейшей задачей задокументировать фичу. Когда становишься продактом, начинаешь больше думать о том, для чего на самом деле это делается.
Аналитик мыслит тем, что работа ведётся для какого-то абстрактного пользователя. Но как продакт ты начинаешь на всё это смотреть с учётом того, что тратишь определённый ресурс команды, идешь на определённые "сделки" с совестью, чтобы осчастливить пользователя. Это всего лишь цена, которую можно платить (или не платить) за счастье клиента до часа Х.
Приходится учиться балансировать и закрывать на что-то глаза, например, сказав и подмигнув своему аналитику — «Дружище, давай выкатим документацию», зная, что она сделана кое-как. Да, я не говорю, что на всё нужно наплевать. Но работающий продукт правда важнее, чем исчерпывающая документация.
Приходится постоянно принимать сложные решения, брать на себя ответственность не только за то, что сделано, но также и за то, что не сделано
№4. Меняется уровень абстракции.
Не хочу преуменьшать роль СА, но для меня он определяет то, что нужно клиенту в рамках фичи. То есть тактически.
Продакт смотрит на фичу в разрезе продукта. Когда становишься продактом, то, конечно же, сразу хочется привнести в продукт десяток классных фич. Каждая из них сама по себе очень интересна и кажется необходимой.
Но если все эти фичи не формируют единую концепцию, то из приложения получится швейцарский нож. У приложения будет много функций, но ни одна из них не будет представлена наилучшим образом. Поэтому продакту важно смотреть на всё в первую очередь стратегически»
Как бэкграунд из СА помогает в работе?
«Первое, что мне досталось в "наследство" из СА, это, естественно, системность. Она постоянно и везде во всем нужна: цифры, data driven, вот это всё.
Второе — коммуникации. Как продакт я много коммуницирую: и с бизнесом, и с командой разработки. И очень хорошо знаю, как всё работает: команда, процессы, разработчики. Поэтому команде манипулировать мной в части сроков довольно-таки сложно.
В дополнение скажу, что часто, когда команда даёт оценку какой-то фиче, я знаю как её профессионально уменьшить. Не просто "Давайте попробуем сделать дешевле", а с аргументами и на конкретных примерах.
И третье — особое доверие к аналитикам. У меня есть отдельный чат только с системными аналитиками. У нас особые отношения: я был СА, и они тоже знают, что я был СА. И это очень помогает. Например, когда они пишут в документах что-то сложное, а я прошу пересказать попроще. И мне отвечают: «Вань, это фигня, но если очень надо, можем сделать». И мы с полуслова друг друга понимаем. А я, как продакт, себя останавливаю и не лезу в их работу, потому что доверяю»
Как перейти из СА в PO?
«Ждать и готовиться.
СА следует почаще захаживать в каналы к продактам. "Внедряешься’’ в их стан и изучаешь повадки, язык, культуру. А если где-то мимо пробегает продакт, то ещё лучше: «Продакт, дорогой, я могу за тебя что-то сделать? Давай помогу, дорогой»
И постепенно забираешь часть ответственности, как правило, вокруг команды. Понятно, что готовить стратегию никто не даст. Но заняться небольшими фичами или что-нибудь поисследовать — это вполне можно организовать.
А если рядом нет продакта наставника, то можно потренироваться на внутреннем продукте, которого, возможно, ещё не существует вовсе. Например, это может быть админка на 10-15 человек — что-то процессное, что можно запаковать в мини-продукт для небольшой команды. В нём уже можно "пощупать" работу продакта, а заодно улучшить внутренние процессы. И, может быть, даже предложить новый продукт соседним командам, отделам и т.д.
Вот так готовишься и выжидаешь момент для “броска”. Если терпеливо ждёшь классный момент — жизнь его обязательно подкинет. Пока этот момент приближается, ты себя готовишь.
Я свой момент ждал довольно долго и упорно. Работая системным аналитиком в Альфе, я смотрел на своего продакта и мне нравилось, что он делает. Начал изучать эту роль, и решил, что буду расти в этом направлении.
И однажды — хоп! Проект поменялся. Хоп! Команда перестроилась. Хоп! И появилась продуктовая задача, где был важен технический опыт. Я стал продактом.
Хотя поначалу надежда угасала, и я думал, что такой момент никогда не наступит: всем вокруг везёт, но только не мне. Сейчас всё проще — в Альфе есть факультет продактов, классное обучение. За руку ведут, мягко и нежно, но крепко»
Ремарка автора. Хорошая альтернативная практика — давать сотруднику время на личное развитие. В Альфе есть договоренность 80 на 20: 80% времени на рабочие, продуктовые, задачи, 20% на саморазвитие. Эти 20% как раз и можно потратить на изучение новой роли.
Последний аргумент, почему аналитику стоит попробовать себя в роли PO
«У СА есть конкурентное преимущество на пути к карьере продакта. Желающих стать PO очень много из различных направлений: марктетинг, бизнес-анализ, управленцы разных категорий. И у всех свои фишки.
Но фишка аналитика в том, что он уже погружен в дебри, глоссарий и процессы разработки. У СА уже есть технические знания. При этом у СА высокий порог вхождения. Маркетологу погрузиться в эту вашу аналитику и эти ваши API’хи очень сложно. А для СА это обычная работа. Поэтому, это то преимущество, которое можно выгодно продавать»
Подытожим
Можно сказать, что СА — универсальный боец, ведь навыки СА частично пересекаются с навыками лида, архитектора и продакта. Весь вопрос в ваших наклонностях — куда вам больше хочется развиваться.
-
Если вас воодушевляет организаторская работа, курировать бэклог, расставлять приоритеты с бизнесом, помогать команде решать проблемы и влиять на продукт — идите в продакты.
-
Если нравится копаться в технике и смотреть как там «бегают» биты и байты, идите в архитектуру.
-
Если интересно
властьлидерство и хочется помогать людям развиваться в системном анализе, видеть, как растут коллеги — идите в лиды.
Рекомендовать развиваться в конкретном направлении не будем — решайте сами. Слово вам — куда развиваться в системном анализе? И стоит ли?
Полезные ссылки для СА:
-
Запись Analyze IT Meetup прошлого года
-
Запись трансляции Analyze IT Meetup этого года.
Автор: alobzov