Представьте мир, в котором изменение климата уничтожает планету, где жестокость со стороны силовиков повсеместна, и лишь горстка богачей наслаждаются комфортом и стабильностью. В 1988 году Джон Карпентер взглянул на мир таким, каким он его видел, и экранизировал свое видение в жуткий научно-фантастический триллер с легким оттенком абсурда.
В 2024 году культовый фильм «Чужие среди нас» кажется еще более актуальным, а его просмотр сегодня может стать куда более впечатляющим, чем в то время.
Тридцать шесть лет назад, поздней осенью 1988 года, «Чужие среди нас» впервые вышел на экраны и заставил нас осознать, что да, в повседневной жизни есть нечто очень, очень пугающее.
Контекст
«Чужие среди нас» основан на коротком рассказе Рэя Нельсона «Восемь часов утра», опубликованном в журнале «Фантастика и научная фантастика» в ноябрьском номере 1963 года, всего за месяц до выхода первой части «Дюны» — «Мир Дюны» — в журнале Analog. Кстати, компанию рассказу составили произведения вполне уважаемых авторов – Роджера Желязны и Айзека Азимова.
В печатном виде научная фантастика становилась все более экспериментальной в 1960-х, с более явными и сложными политическими комментариями, сочетающимися с более литературной и иногда менее буквальной эстетикой. Если рассказ Нельсона можно отнести к какому-либо поджанру, то лучше всего рассматривать его в тесной связи с некоторыми короткими рассказами Филипа К. Дика 1950-х годов.
Как в фильме, так и в рассказе, атмосфера «Чужих среди нас» напоминает то, что можно найти в произведениях Дика. Параноидальный одиночка, который обнаруживает ужасный инопланетный заговор в основе всех бед мира, что вполне может характеризовать около 80 процентов коротких рассказов Филипа Дика (или Харлана Эллисона), поэтому не удивительно, что «Чужие среди нас» стал хитом в 1980-х, в ту же эпоху, когда вышли такие художественные фильмы, как «Бегущий по лезвию» (1982) и «Терминатор» (1984) — фильмы, вдохновленные более старыми научно-фантастическими произведениями.
Но то, что делает «Чужие среди нас» возможно более интересным, чем эти два фильма, — это то, что он намеренно лишен эскапистского качества. Кинематографический стиль Джона Карпентера в «Чужих среди нас» делает грубоватость «Бегущего по лезвию» и «Терминатора» кажущейся натянутой и отшлифованной.
Сюжет
Джордж Нада - бездомный американец, который приезжает в Лос-Анджелес в поисках работы. В экономике спад, и бедные люди живут в трущобах. Нада находит работу на строительном объекте, где знакомится с Франком Армитэджем. Франк приводит Наду в трущобы, где они их кормят волонтеры. Нада замечает странности в церкви, где обнаруживает, что «хоровое пение» - это запись, а по всему зданию размещены научные установки.
Фрэнк: Я все время хожу по белой полосе. Я никого не беспокою. Меня никто не беспокоит. Тебе лучше начать делать то же самое!
Нада: Белая полоса посередине дороги. Это худшее место для езды.
Ночью полиция окружает церковь, разгоняя людей и уничтожая трущобы. Нада возвращается на следующий день, находит коробку с дешманскими очками, аналогичными тем, что носили люди в церкви. Надев их, он видит мир в серых тонах, с мотивационными лозунгами: «ПОДЧИНЯЙСЯ», «ПОТРЕБЛЯЙ», «ПЛОДИСЬ» и так далее.
ри входе в супермаркет Нада сталкивается с гуманоидом и понимает, что многие вокруг него - такие же пришельцы. Нада приходит в банк, где произносит знаменитую фразу: «Я пришел, чтобы жевать жвачку и драть задницы... и жевачку я дожевал». Он устраивает стрельбу, убивая пришельцев.
Сбегая от преследования, герой захватывает женщину Холли и заставляет её отвезти его к себе домой. Там Нада пытается доказать ей свою правоту, но она подсовывает ему телевизор и выбрасывает через окно. На следующее утро он пытается встретиться с Франком, который вначале не верит, но впоследствии надевает очки и тоже видит пришельцев. Они связываются с сопротивлением и узнают о сигнале, который контролирует людей.
Когда полиция нападет на лагерь сопротивления, Нада и Франк убегают в подземные туннели, где находят источник сигнала. Освободившись от пришельцев, они планируют отключить сигнал, но знают, что это самоубийственная миссия.
На крыше Нада сталкивается с Холли, которая оказывается предателем, в результате чего она убивает Франка. Нада, чувствуя, что жизнь его заканчивается, убивает Холли и уничтожает антенну. Умирая, он показывает пришельцам средний палец.
С уничтожением сигнала люди в Лос-Анджелесе начинают осознавать, что пришельцы среди них, и мир меняется.
Волшебные солнечные очки не могут раскрыть злых людей
Этот фильм начинается с крепкой основой в реальности, включая персонажей, которые не выглядят как звезды кино. Звезда рестлинга Родди Пайпер (Roddy Piper) играет главного героя – Наду – с нужной долей скрытого пафоса и в то же время с определенной реалистичной нелепостью.
Даже если вы ВДРУГ никогда не видели «Чужие среди нас», вы наверняка слышали фразу «Я пришел, чтобы жевать жевачку и драть задницы... и жевачку я дожевал» («I have come here to chew bubblegum and kick ass... and I'm all out of bubblegum.»). Эта реплика была импровизирована Пайпером и, в некотором смысле, является продолжением более ранней фразы, когда он прямо говорит: «Неудивительно, что это что-то подобное» («It figures it’d be something like this.»). Тем самым «что-то подобное», о чем он говорит, — это факт, что правящий класс людей на Земле на самом деле все — жуткие инопланетяне с отвратительными скелетными лицами. Чтобы увидеть их истинную природу, нужно специальная пара солнечных очков, которые делают мир черно-белым и раскрывают основные истины о том, как люди манипулируются СМИ, правительством и друг другом.
Холли (Мэг Фостер) ведет свою игру и к концу фильма мы понимаем, что инопланетяне не смогли бы завоевать мир без помощи людей. Преображение Холли в кульминации фильма не только шокирует, но и соединяет воедино её поведение во всех предыдущих сценах.
Создание
Как сказано ранее, идея для фильма «Чужие среди нас» возникла из рассказа Рэя Нельсона «Восемь утра» 1963 года. Впоследствии Нельсон вместе с художником Биллом Уреем адаптировал его в историю под названием «Нада», которая была опубликована в антологии комиксов Alien Encounters в апреле 1986 года. Джон Карпентер описывает рассказ Нельсона как «историю в духе D.O.A., в которой человека вводят в транс сценический гипнотизер. Проснувшись, он осознает, что вся человеческая раса была гипнотизирована, и инопланетные существа контролируют человечество. У него есть время только до восьми утра, чтобы решить эту проблему». Карпентер приобрел права на экранизацию как комикса, так и рассказа и написал сценарий, используя историю Нельсона в качестве основы для структуры фильма.
Поскольку сценарий был результатом многих источников — рассказа, комикса и мнений актеров и команды — Карпентер решил использовать псевдоним «Фрэнк Армитидж», отсылающий к одному из любимых писателей режиссера, Г. Ф. Лавкрафту.
На роль Нады Карпентер пригласил профессионального рестлера Родди Пайпера, с которым он встретился на WrestleMania III в начале 1987 года. Для Карпентера это был легкий выбор: «В отличие от большинства голливудских актеров, в Родди написана жизнь». Карпентер был впечатлён игрой Кита Дэвида в фильме «Нечто» и искал кого-то, «кто не будет традиционным спутником, но сможет постоять за себя». В связи с этим Карпентер написал роль Фрэнка специально для Дэвида.
«Чужие среди нас» снимали в течение восьми недель в марте и апреле 1988 года, в основном на улицах Лос-Анджелеса, с бюджетом чуть более 3 миллионов долларов.
Настоятельно рекомендуется к просмотру именно сегодня, в наши дни. Мне кажется, аналогий будет море! )
Автор: SergioPrieto