Всем привет!
Рады анонсировать начало нашего большого спецпроекта «SM Lab в лицах» о людях, которые работают в SM Lab. Мы хотим показать их не только как высококлассных профессионалов в IT, но и как творческих, интересных личностей, которые умело совмещают работу с разнообразными увлечениями. Из этого спецпроекта вы узнаете каково восстанавливать ретроавтомобиль,как работает мультиинструменталист, побываете в шкуре фотографа, познакомитесь с каргобайкерством и многое другое)
Регулярно мы будем делиться историями наших сотрудников о том, чем они занимаются в свободное время, как это помогает им отвлечься от работы и достичь настоящего баланса между работой и личной жизнью. Ведь это одна из ключевых ценностей нашей компании.
Следите за нашими обновлениями и вдохновляйтесь историями наших work-life balance героев! А начнем мы наш спецпроект с ретроавтомобилей.
Всем привет! Меня зовут Дмитрий. Я работаю в SM Lab системным аналитиком в продукте «Шлюз товаров», а в свободное от работы время увлекаюсь восстановлением автомобилей. Сейчас я счастливый обладатель ВАЗ-2102 «Жигули» (в простонародье «Двойки»). В этом посте хочу поделиться своим опытом покупки автомобиля и поиска запчастей, нюансами восстановления и владения таким авто, курьезными случаями и главными мотиваторами, не позволяющими бросить все на полпути.
Enjoy!
С чего все началось
Я склонен думать, что автовладельцы делятся на две категории: те, кто просто пользуются ими как средством передвижения, и те, кто автомобили любят. И себя отношу ко второй категории.
Увлечение автомобилями пришло довольно рано. Первые навыки вождения отрабатывал лет с 12 вместе с отцом. И вот во взрослом возрасте настал момент, когда появились и финансовый ресурс, и потребность завести себе хобби, которое переключило бы меня с рутины в работе и в жизни. И как-то внезапно так получилось, что я стал обладателем прекрасного автомобиля.
Дело было ночью. Мне не спалось, и я сидел на сайте объявлений. Ну знаете, как это у мужчин бывает, когда они скроллят ленту с объявлениями о продаже вещей, которые никогда не купят. Так мне попалась машина, которая в итоге стала моей. Владелец находился в Волгограде, и так совпало, что у меня в этом городе жил друг. Я тут же, в полтретьего ночи, ему позвонил и попросил купить машину. Человек отнесся с пониманием, откликнулся на мою просьбу и через сутки ее купил. Машина стояла в Волгограде и ждала меня где-то месяц, пока не наступил долгожданный отпуск, когда я смог забрать ее.
Машина стоила не очень больших денег — 43 тысячи рублей (это был 2018 год). Тогда это была не самая востребованная модель. Только через несколько лет ребята, дрифтующие на красноярском «Красном кольце» на «Двойках» и «Четверках», сделали их популярными и ценник ощутимо взлетел.
Процесс восстановления
За первый летний отпуск я отогнал «Двойку» на родину в Чувашию, а во втором приступил к восстановлению. Автомобиль был изрядно потрепан жизнью и эксплуатацией предыдущих владельцев, поэтому в первую очередь устраняли технические и косметические дефекты. Мы с отцом ее покрасили, заменили первый вариант подвески на более нестандартный, заменили КПП, провели ревизию технического состояния, и я смог на ней вернуться в Москву. К слову, за все время машину перекрашивали дважды. В первый раз мы это сделали кустарно, сами, а во второй раз я обратился к людям, которые хорошо знают свое дело и понимают, как это правильно делать.
Если рассматривать автомобиль комплексно, нетронутой в нем осталась только обивка потолка. Все остальное я так или иначе модифицировал, поменял или поставил что-то другое на замену. Восстановление автомобиля плавно перешло в стадию доработки и докрутки, которая продолжается последние три-четыре года. За все время самым сложным было найти редкие советские запчасти и хороших мастеров, готовых взяться за ремонт старой машины с определенными нюансами.
Интерьер и экстерьер я старался сохранить оригинальными. Конечно, машина не выглядит новенькой с завода, уже 50 лет прошло, но никаких раллийных брызговиков и писалок вы на ней не обнаружите. А что касается технических вещей, по моему мнению смысла ставить аутентичные почти никогда нет, потому что они устарели. Так что эту часть я поддерживаю актуальными запчастями. В этом плане мне повезло: классические «Жигули» конструктивно не сильно менялись с 70-х годов до 2010-го, поэтому многие вещи подходят и от современных автомобилей. Плюс этих машин в стране все еще очень много, так что с поиском и покупкой расходников и запчастей проблем нет.
Проблемы есть только с оригинальными запчастями конкретно для «Двойки». Экстерьер и интерьер пришлось собирать частями по всей России. И если хочется сохранить аутентичность, придется постараться. Это при том, что у меня не очень редкий автомобиль, но все же он встречается не так часто, как, например, «Копейка». И есть запчасти, которые ставились исключительно на «Двойки». Так задний бампер в хорошем состоянии сейчас найти очень сложно и он может обойтись в половину стоимости машины, которую я заплатил в 2018 году.
На основные восстановительные работы я потратил где-то три двухнедельных отпуска. Но важно отметить, что некоторые процессы сильно растягиваются, можно сказать, на годы. Многое делалось постепенно: пока какую-то деталь нашел, заказал, пока она пришла, ты пошел, поставил. Разом получилось сделать только техничку, покраску и салон.
Несмотря на то, что машина в целом несложная для самостоятельного восстановления и до каких-то вещей я додумывался сам, где-то помогал отец и интернет, вряд ли получилось бы довести работу до конца, если бы не помощь таких же энтузиастов, как я. Я состою в двух автоклубах в Москве и в Санкт-Петербурге. В московском собираются автовладельцы современных «Жигулей», «Лады» и других, в петербургском «Автоклубе 2101» — фанаты ретро. Там есть и другие модели «Жигулей», как и у меня — 2102.
Общение с одноклубниками, на мой взгляд, невозможно переоценить. Эти люди обладают бесценным опытом в десятки лет и могут помочь и словом, и делом. Причем мне кажется, что первое во многом важнее, чем второе.
Эксплуатация
Тот факт, что я начал часто путешествовать на этой машине, повлиял на процесс ее доработки. Можно сказать, что в доковидные времена я вообще не сидел на месте и постоянно перемещался по всей Европейской части России. Первое мое путешествие было из Чувашии в Волгоград. Когда я почти полностью сделал машину, приехал на ней в Москву и какое-то время жил тут. Потом накрыла вторая волна ковида, и всех перевели на удаленку — я уехал на ней жить в Сочи. Потом еще раз возвращался в Москву, пока окончательно не осел в Питере. Так что можно сказать, что машина докручивалась в самых разных гаражах по всей стране.
Езжу я на ней только летом: катаюсь по выходным или отправляюсь на какие-нибудь мероприятия, продолжаю активно путешествовать. Для зимы у меня есть старый Land Rover, но на будущее, возможно, имеет смысл купить другие «Жигули» и возиться уже с ними.
Тем не менее, как машина выходного дня она эксплуатируется очень активно. В прошлом году я только за майские проехал на ней почти 4 тысячи километров, в этом около 5,3 тысяч.
По традиции каждые майские наш московский клуб Lada.cc устраивает автопробеги. Мы собираем какое-то количество машин и едем куда-то не очень далеко, чтобы уложиться в праздники. В прошлом году это был Брест. Я на «Жигулях» сначала приехал в «Москву», встретился с ребятами, мы встали в колонну и поехали до Бреста. А потом уже через Минск и Псковскую область я возвращался в Питер. В этом году мы прокладывали маршрут до Казани.
Еще поучаствовал в открытии ретро-сезона на «Жифесте» и выставке «Олдтаймер-Галерея» в Санкт-Петербурге. Мы собрались в городе и колонной выехали к месту проведения выставки, выстроились в колонную на парковке, показали свои авто и пообщались между собой и с посетителями. Такие события проводятся ежегодно.
Курьезы
За время владения машиной не обошлось и без курьезных ситуаций. Эта произошла, когда я еще жил в Москве, в центре, и работал недалеко от Казанского вокзала — на «Красных воротах». Обычно машина стояла в переулке за офисом: парковка возле дома была всегда забита, а катался я только по выходным.
И вот однажды мне срочно понадобилась машина: врачи обнаружили полисинусит и мне нужно было ложиться в больницу. Прихожу, а машины нет.
Пока я вызвал полицию и дождался, пока все осмотрели и оформили, я опоздал в больницу. Пришлось брать новое направление и тут же ехать совсем в другую клинику, где меня обкололи и приковали к постели на несколько дней. Как только отошел, начал параллельно с компетентными органами искать пропажу.
Знакомые посоветовали обратиться в автомобильные сообщества. Машина нашлась довольно быстро — угонщики на ней покатались и бросили в Мытищах. Там она стояла, раздербаненная, в каких-то кустах. В ней дети успели организовать свой штаб, попрыгать на крыше и основательно намусорить.
Из-за строгого больничного режима я не смог за ней приехать. Машина ждала три дня, пока доблестные сотрудники правоохранительных органов не перегнали ее в Красносельский район.
Планы
После этого случая я долго ее восстанавливал, менял двери, перекрашивал. А вот крышу, к сожалению, просто так не починить — нужно полностью переваривать. Это достаточно долго и дорого, нужно искать человека, который сможет хорошо отремонтировать. Многие за старые «Жигули» не берутся: им проще за те же деньги по-быстрому переварить современную машину, чем возиться со старой. Плюс еще нужно хорошую запчасть найти.
Если глубже ввязываться в это дело, хорошо бы усилить кузов. Но такие глобальные работы без основательной реставрации кузова делать бессмысленно, и суммарно на все нужен большой бюджет. Из того, что реально улучшить здесь и сейчас, — это двигатель, подвеска и салон.
Вообще на «Жигули» ставили разные двигатели. Мой родной — объемом 1,2 л. В зависимости от модели и года выпуска ставили 1,2 л., 1,3 л., 1,5 л., 1,6 л., 1,7 л. и 1,8 л., самый большой, ставили на ВАЗ «Надежда». На перспективу я приобрел и начал тюнинговать мотор на 1,8 л., неспешно докупаю к нему запчасти.
Новый двигатель позволит увеличить динамические характеристики машины в зависимости от степени тюнинга. Можно собрать его в стандартном и он, конечно, тогда немного увеличит отдачу. Допустим, в родном моторе на 1,2 л. — 54 л.с., а в 1,8 л. около 80 л.с. Сделав тюнинг, можно увеличить отдачу нового мотора почти в три раза. У нас в питерском автоклубе есть пример такой машины. Ребята сделали очень классный автомобиль: «Копейка» разгоняется до 100 км/ч за 7 секунд. «Веста Спорт», например, за 9,6 секунд.
Может быть, когда-нибудь я себе сделаю пневматическую управляемую подвеску. Нынешней достаточно для того, чтобы повседневно пользоваться автомобилем и много ездить за сезон. Думал заняться модификациями этой зимой, но финансы пошли на другие цели.
И кстати, о финансах. Изначально я не видел смысла считать, сколько именно я вложил в машину. Потому что работы почти всегда растянуты во времени, и количество денег, которые я тратил на нее шесть лет назад, вообще не показательно в текущих реалиях. Сейчас, вкладываясь в машину, ограничиваюсь здравым смыслом. Бамперы за 30 тысяч рублей я не ставлю, хотя хотелось бы.
Советы начинающим
Сложно ли начать восстанавливать автомобили? На мой взгляд, каких-то особых подводных камней нет. Самой большой сложностью будет поиск хорошей машины, с которой еще можно что-то сделать, ведь годы не щадят никого. Если хочется восстанавливать именно «Жигули», нужно учитывать, что они долгое время были популярны среди молодежи, которая тоже не отличалась особой бережливостью. И сейчас подходящее авто будет стоить кратно выше, чем я когда-то покупал.
В остальном же главное желание. Информации в интернете полно, людей, которые увлекаются восстановлением и реставрацией машин, еще больше. Поэтому не стоит бояться, можно взять и начать.
Допустим, вы нашли подходящий автомобиль и приобрели его. Дальше самое главное — не сдаваться, когда появятся первые трудности. И лучше сразу озаботиться поиском места, где машина будет храниться в целости и сохранности. Я эту истину познал тяжким путем, и теперь машина всегда стоит в гараже.
Для меня лучшей мотивацией оказались люди, которые меня окружали. В какой-то момент, когда было сложно с запчастями, я думал уже забить и сослаться на исконное «и так сойдет». Но потом посмотрел на идеальные, по сравнению с моей, машины одноклубников, и сразу захотел свою улучшить. И это здорово, когда у тебя есть единомышленники, своим примером показывающие, что есть еще к чему стремиться.
В любом случае это хобби отлично помогает разгрузить голову и забыть о рутине.
Автор: smlab_stories