TL;DL
Меня зовут Никита Шевченко и однажды я заигрался в красивый инструмент, да так, что в какой-то момент потерял суть и начал терять пользу. А потом начал придерживаться правил ведения заметок и даже придумал несколько своих.
Предыстория
Я познакомился с методом ведения заметок Zettelkasten года три назад и влюбился в этот метод. Какое-то время был ослеплён красотой графов, связями, тегами. Я перенёс заметки из ноушена, из блокнотов, конспектов в Obsidian и продолжил пополнять новыми мыслями и идеями.
Когда моя база знаний выросла из 1000 заметок до 4500, я понял, что что-то сломалось. База знаний превращается в кладбище заметок, к старым заметкам я возвращаюсь несистемно и редко. И, на самом деле, это ничем не отличалось от моих прошлых методов коллекционирования заметок в том же ноушене.
После этого я погрузился в теорию ведения заметок, нашёл свои ошибки и пересмотрел метод. Эти ошибки я встречаю когда говорю с людьми про личные базы знаний, читаю вопросы в чатах и в комментариях на моём канале.
Мои главные ошибки за 3 года ведения базы знаний
1. Забил на теорию
На старте казалось, что заметковедение - это что-то естественное и то, чему не нужно учиться. Поэтому я прочитал пару статей как пользоваться Обсидианом и вёл базу знаний пару лет по наитию. Пока не столкнулся с тем, что после 2000 заметок она стала неуправляемой: чтобы что-то найти, нужно было потратить много времени, заметки не появлялись "спонтанно", не давали основу для новых идей. Про использование заметок в работе нечего было и говорить.
Что делаю сейчас:
Каждые 300-500 заметок возвращаюсь к основным принципам и отвечаю себе на вопрос: как можно изменить подход к ведению базы знаний чтобы это было эффективнее. Читаю экспертов на тему управления знаний (=возвращаюсь к конспеткам в моей базе знаний):
-
Рустама Агамалиева и его ютуб-канал
-
Чаты по Zettelkasten в телеграме
-
Книга "Как делать полезные заметки", Зонке Аренс
-
Открываю рандомные видео типа "Как я организовал свой Obsidian" на ютубе и примеряю идеи себе
В итоге, например, после того как я начал грамотно связывать заметки, я стал чаще пользоваться локальными графами. Они показывают ближайшие связи между заметками, не пугают объемом (как граф в начале) и помогают повторять старые заметки:
2. Зацикленность на чужих идеях
Может, это и нормально - первые 2000 заметок я жадно собирал чужие идеи из книг, фильмов, статей, курсов. Так у базы знаний появлялась структура, но она не выглядела живой - в ней для меня не было души, моих заметок и мыслей.
А писать свои заметки часто лень. По настоящему заработала моя база знаний с начала 2023 года, когда я начал писать ежедневные посты, идеи, мысли в челлендже.
Кстати, на графах выше - мои заметки покрашены синим цветом. Куда полезнее смотреть на заметки если в них мои мысли, объединённые с разными источниками:
В одном из принципов Цеттелькастан есть рекомендация "1 идея = 1 заметка" (атомарность заметок). Первое время я поверил в этот принцип и делал все конспекты атомарными (отсюда - огромное количество заметок и сложность управления). Сейчас я пришёл к следующей структуре:
-
Читаю книгу/смотрю курс - делаю единую заметку и отгружаю туда все мысли. Или вообще пишу на едином canvas (доске).
-
Если из книги что-то очень откликается - вывожу в отдельную заметку, добавляю свой комментарий и опыт. Так лучше запомнится.
-
Связываю заметку с другими моими заметками (тут помогает AI часто, но это уже другая история)
-
Все свои внезапно появляющиеся мысли и ежедневные посты пишу отдельными заметками. Они для меня - самое ценное, так как позволяют строить "второй мозг" и вообще смотреть за эволюцией мысли. Так, например, у меня сейчас 20% написанных мной и обработанных мыслей, 80% сырья (чужие идеи, которые как-то откликнулись).
Этот простой алгоритм помог мне сократить 1500 заметок (я их не удалял, а скорее наводил порядок, группировал в заметках-источниках и так далее).
3. Неосознанное добавление связей
Долгое время я группировал заметки по темам. Например, пишу заметку про преодоление сопротивлений изменениям в командах - связываю с корневой заметкой "Менеджмент изменений". Это нормально, но не оптимально по эффективности.
Потому что со временем оно превращается в такую кашу:
Сейчас я делаю менеджмент изменнений на подтемы: сопротивление изменениям, мотивация, командный и личный менеджмент изменений. Это упрощает навигацию по базе знаний и помогает охотнее возвращаться к старым заметкам.
Как делаю сейчас:
-
К каждой заметке задаю вопрос: в каком контексте в будущем я мог бы обратиться к этой заметке? Этот вопрос помогает позаботиться о себе будущем, а заметку про сопротивления изменениями связать, например, с заметкой "Сопротивление изменениям" и "Системный айсберг для работы с сопротивлениями".
-
Не боюсь странных связей. В этом вся суть метода Цеттелькастен - заметка управления организационными сопротивлениями легко может быть связана с заметками из сеанса с психотерапевтом по тому, как эти изменения проходят у меня лично :) И здесь как раз рождаются классные идеи и инсайты.
-
Использую AI плагин "Smart Connections", помогающий находить как раз такие неочевидные связи между заметками.
4. Слишком большое внимание инструменту
Бонусный пункт. В какой-то момент я полностью забил на все правила и принципы Zettelkasten и управления заметками, но зато полностью погрузился в инструмент: установил десятки плагинов (ну а вдруг мне Канбан и трекер привычек пригодятся?), настроил визуал, кастомизировал всё под себя.
Это всё, конечно, приятно, но бесполезно. В итоге я всё удалил и оставил только самое главное. Копаться в настройках, конечно, приятно и медитативно, но пользу для вашей базы знаний, скорее всего, не принесёт. Лучше заметку написать в это время.
Как делаю сейчас:
-
Оставляю только необходимые плагины. К плагинам прибегаю когда уж очень бесит повторяющееся действие (например, открытие рандомных заметок по ключевому слову).
-
У меня сейчас установлены:
-
Templater - создание и использование шаблонов заметок
-
Smart Random Note - помогает открывать рандомные заметки из поиска по ключам
-
Smart Conneсtions - предлагает на базе LLM моделей похожие заметки
-
Dataview - иногда помогает структурировать заметки в таблички
-
-
И несколько системных:
-
Vault Statistics - показывает количество заметок, связей и проч.
-
Update modified date - показывает когда заметка была последний раз обновлена
-
Style Settings - помог разными цветами раскрашивать заголовки/жирный цвет
-
Close Similar Tabs - закрывает одинаковые вкладки [upd. удалили из репозитория и магазина]
-
-
-
Большинство задач решаю стандартными настройками и темами
5. Отсутствие рефлексии - "Зачем мне эта заметка и контент"
Это скорее проблема моей первой тысячи заметок, но добавлю сюда. Часто я смотрел, например, лекцию по истории Китая или читал Льва Толстого и пытался сконспектировать всё что только мог: красивые цитаты, имена императоров. Наверное, это тянется из школы, когда с нас буквально спрашивали всё, о чём говорит учитель.
Но сейчас мы не в школе и важно задумываться:
-
Зачем я потребляю этот контент?
-
Зачем я пишу эту заметку?
Как я рефлексирую сейчас:
-
Добавлять заметки по внутреннему импульсу - это нормально. Это главный индикатор что содержание интересно, а это важно.
-
Перед тем, как что-то начать читать или смотреть, честно отвечаю себе на вопрос: зачем мне это.
Заключение
Я верю, что личной базой знаний нужно заниматься и "эволюционировать" её, иначе можно столкнуться с тем, что на масштабе она превращается в кладбище заметок.
В начале ведения базы знаний можно вообще не париться, опираться на базовые принципы, как это делал я. Но регулярная ретроспектива подходов к базам знаний, добавление осознанности и заметок с вашими личными идеями сделают так, чтобы база знаний регулярно давала пользу. А не только на первых 300 заметках.
Больше про построение систем управления знаниями, собой и командами я пишу в своём телеграм-канале - буду рад подписке.
Автор: Никита Шевченко