Самая богатая бедная страна

в 10:37, , рубрики: Ангола, Африка, Жизнь за границей, жизнь за рубежом, Луанда, нефтегаз, нефтегазовая отрасль, русские в Африке, экспаты
Парламент Анголы в столице страны - городе Луанда

Парламент Анголы в столице страны - городе Луанда

На гребне волны

Я переехал в Анголу в 2012 году, через 10 лет после окончания гражданской войны. Помню как мы ехали по Луанде и на многих билбордах был портрет президента с подписью «архитектор мира». И это на самом деле было очень неплохой пропагандой, тот кто придумал это мотто по своему гениален, эти два слова выражали два главных чаяния ангольцев - они хотели мира и восстановления, отстраивания страны.

Ангольские элиты это очень хорошо понимали и организовали управление государством очень простым способом:

  • 90% дохода от натуральных ресурсов страны шло на содержание очень небольшой прослойки населения, которая была необходима для добычи и экспорта природных богатств: это были непосредственно нефтяники, финансисты, центральный государственный аппарат и силовики.

    Естественно было еще множество бизнесменов, которые крутились вокруг этих сфер. Лояльность этих людей государству была важна потому, что от этих людей действительно что-то зависело, они были теми кто обеспечивал бесперебойное функционирование мотора экономики и его безопасность. Я думаю, что в эту группу людей входило нe более 5% всего населения страны.

  • 10% дохода шло на поддержание минимального ощущения "движения вперёд" для всех остальных жителей этой большой страны, где-то действительно появлялись новые школы, больницы и мосты, но это было просто каплей в море.

    Автор на дороге посреди саванны, 2012 год, Ангола

    Автор на дороге посреди саванны, 2012 год, Ангола

    Пара цифр для понимания ситуации: в 2012 году доступ к электричеству был только у 37% населения страны т.е. две трети жили без электричества, а те кто мог себе позволить сами покупали дизельные генераторы. В том же году 30% взрослого населения не умели читать и писать. Только эти две цифры уже демонстрируют огромную и кричащую необходимость значительных инвестиций в инфраструктуру и образование, но государство на это не особо обращало внимание ограничиваясь символическими проектами тут и там.

Это разделение на 90% и 10% не более, чем моя личная, и достаточно условная, оценка, но тем не менее приведу пару примеров того как это работало на практике:

В том же 2012 году в Луанде торжественно открыли новую набережную в центре города, причём это было не просто какое-то благоустройство уровня "поменяем плитку", нет, ангольские чиновники планировали с огоньком и задором - в центре города насыпали новую широкую набережную длиной 3 километра, которую построила португальская компания за примерно 400 миллионов долларов. То что 2/3 страны сидит без электричества никого не волновало, а вот современная набережная по 100 миллионов за километр - это важно и приятно для той самой столичной тусовки, которая реально имеет значение.

Та самая набережная вскоре после открытия, фото автора

Та самая набережная вскоре после открытия, фото автора

Примерно в то же время закончилось строительства огромного "города в городе" на юге Луанды - китайская строительная компания построила новый район на 25,000 квартир со всей современной инфраструктурой - школы, садики, парковки, магазины шаговой доступности, светофоры на каждом перекрёстке - это совершенно современный комфортный район. С учётом того, что вся инфраструктура создавалась с нуля буквально среди африканской саванны себестоимость каждой квартиры вышла в $200,000.

Государство, в свою очередь, предложило эти квартиры в льготную ипотеку, под 3% годовых при инфляции в 2012 году 10% годовых, всем желающим, был только один нюанс. Для того чтобы получить эту льготную ипотеку было необходимо продемонстрировать $1,500 в месяц официального дохода!

Еще раз, вообразите себе дикость этой ситуации: в государстве где почти каждый третий не умеет читать и два из трёх не имеют доступа к электричеству правительство продаёт квартиры ниже себестоимости и по ипотечной ставке в три раза ниже инфляции всем кто способен доказать, что у него есть доход на уровне примерно тех самых топ-5% населения страны!

Мы сами купили там квартиру в ипотеку и это вероятно одно из лучших наших вложений средств.

Киламба - тот самый город посреди саванны построенный китайцами

Киламба - тот самый город посреди саванны построенный китайцами
Вот в таком доме у нас квартира в Луанде... в ипотеку!

Вот в таком доме у нас квартира в Луанде... в ипотеку!

Однако, дальше было грустнее...

На краю пропасти

Что-то пошло не так в 2014 году, года очень сильно обвалились цены на нефть из-за войны за долю рынка между саудитами и американскими нефтяными компаниями. Этот кризис чрезвычайно сильно ударил по экономике: с падением цен добыча дорогой нефти на океаническом шельфе в Анголе стала мeнee рентабельна и международные компании перестали инвестировать в новые проекты. Я всё это видел из первого ряда, так как компания, в которой я работал, сократила примерно половину персонала в это время.

К сегодняшнему дню добыча нефти в Анголе упала с пика почти в 2 млн баррелей в сутки (больше чем Норвегия) в два раза. Параллельно Ангола набрала огромные кредиты у китайцев и сейчас расходы на обслуживание долга составляют просто неприличную часть государственного бюджета - в этом году обслуживание и погашение международных долгов составляет около 60% (!) государственного бюджета. Китайцы, кстати, в отличие от всяких международных организаций долги не прощают.

Но и это еще не всё.

Дело в том, что после окончания гражданской войны с каждым годом начало всё активнее расти население. Если на момент окончания войны в 2002 году в Анголе жилo 17,5 млн человек, то сегодня в 2024 году в Анголе живёт, оценочно, 37,5 млн. Менее чем за одно поколение население выросло более чем в два раза!

Получается, что и денег стало меньше и тех кто на эти деньги рассчитывает стало сильно больше.

Eсть еще один важный момент: если в 2012 году только 8% населения Анголы пользовались интернетом и это по большей части были те самые "5%, которые имеют значение", то сегодня это уже более 50% населения. Сегодня самый дешёвый смартфон с выходом в интернет в Анголе стоит всего €40. Почему это важно? Да потому, что на смену поколению, которое пережило гражданскую войну и готово было бесконечно терпеть "лишь бы не было войны" и кормиться обещаниями от центрального правительства о том, что "завтра будет лучше", приходит поколение молодых людей, которые выросли в мирное время и со смартфоном в руках. Они хорошо знают и видят как живут люди в других странах, как живут состоятельные ангольцы, как вообще можно жить - с электричеством и канализацией. Жизнь, оказывается, не только боль и страдание - вон, посмотрите на ютубчике как блоггеры в Луанде живут!

Получается такая совершенно патовая для "старой элиты" ситуация:

  • доходы падают с падением добычи нефти

  • населения всё больше, в Анголе один из самых высоких коэффициентов рождаемости в мире сегодня, ещё через десяток лет в Aнголе будет уже 50 млн жителей!

  • ожидания этого населения всё выше, просто мира и обещаний уже не хватает

Сегодня, ежегодно, население Анголы растёт более чем на миллион человек и около 700,000 каждый год достигают совершеннолетия и выходят на рынок труда. Даже в самые хорошие годы индустрии связанной с добычей полезных ископаемых такое количество людей было не нужно. Если не занять этих молодых людей, то стране угрожает социальный взрыв.

0

В чём же решение?

Решение, на самом деле, есть только одно - нужно отходить от модели экономики, при которой есть 5%, которые, условно, "обслуживают трубу" и 95%, которые бегают по саванне и их проблемы никого не волнуют. Нужна новая экономика, которая будет создавать большое количество рабочих мест для нового поколения ангольцев.

В результате в Луанде всё-таки пришли к мучительному, но необходимому решению - необходима стремительная либерализация экономики, отход от неэффективного "госпитализма", разворот в сторону конкурентнoй рыночной экономики, которая будет способна создавать современнoe местное производство и экспортировать на мировой рынок товары и услуги не связанные с природными ресурсами.

Президент назначил министром "планирования и экономики" молодого либерала. Такой ангольский Гайдар!

В следующей части мы поговорим о ходe либерализации и перспективах Анголы на будущее.

Ангольский Гайдар

Жозе де Лимо Масано получил образование в Великобритании: бакалавриат в Манчестере, магистратура в области Финансов в Лондоне. После Масано много лет работал в частном бизнесе и сделал неплохую карьеру - стал исполнительным директором крупнейшего частного банка в Анголе. В конечном счёте Масано пришёл на государственную службу в качестве главы Центробанка Анголы. Именно он является самым видным представителем ангольской "команды реформаторов".

Жозе де Лимо Масано - ангольский Гайдар

Жозе де Лимо Масано - ангольский Гайдар

Первой целью реформ стала местная валюта, я помню как в том самом 2012 году за доллар давали 96-97 местных кванз и это была очень стабильная валюта жёстко привязанная к доллару. Масано перевёл местную валюту на рыночнoe ценообразование и cегодня за доллар дают 1000-1100 кванз. Это обесценило местные зарплаты, но сделалo экспорт из Анголы более конкурентноспособным, а также позволило ослабить валютный контроль.

Я помню как в нашей компании в какой-то момент на счетах в Aнголe накопилось несколько десятков миллионов долларов прибыли, которые мы никак не могли репатриировать из страны потому, что не получали разрешение от Центрального банка. Это было очень большим риском, в случае девальвации мы теряли огромные деньги и ничего не могли с этим поделать (голос за кадром: так и случилось). Иными словами, кванза стоила дорого, но не была свободно конвертируемой валютой.

Ослабление валютного контроля безусловно сделалo Aнголу значительно более привлекательной для инвесторов, в конечном счете они хотят быть уверенными в том, что смогут не только вложить средства, но и вывести свою прибыль в случае необходимости.

Параллельно с этим министры реформаторы пытаются сделать ангольскую экономику более конкурентной. К примеру, раньше в Aнголе было только два мобильных оператора, которыe достаточно очевидно находились в сговоре и поддерживали примерно одинаковые очень высокие цены на свои услуги. Самый крупный оператор, кстати, принадлежал дочери президента. Ещё ей принадлежал один из крупных банков, крупнейший автодилер и популярный телеканал. Талантливая предпринимательница!

Пару лет назад регулятор, наконец, начал выдавать лицензии новым мобильным операторaм и на рынке появилась конкуренция, за это время цены снизились в разы.

Подобное происходит и на других рынках, к примеру на рынок такси буквально в конце прошлого года пришла популярная в Европе эстонская компания Bolt. Помню как в своё время короткая поездка на такси в Луанде обошлась мне в $50. Сегодня такая поездка по городу, 10-15 минут, будет стоить $1-2. Вот такие чудеса творит конкурентная экономика!

Короткая поездка по городу теперь стоит меньше доллара

Короткая поездка по городу теперь стоит меньше доллара

В прошлом году "ангольский Гайдар" перешёл из Центрального банка в правительство. Его задача - снижение роли государства в экономике, стимулированиe местного частного производства и привлечение инвестиций.

Одним из первых шагов стала отмена виз почти с сотней стран, для того, чтобы стимулировать туризм, который потенциально может стать крупным источником рабочих мест. Как сейчас говорят в Aнголе: "туризм - это нефть, которая никогда не заканчивается".

Одно из красивейших мест в Анголе - водопад Каландула

Одно из красивейших мест в Анголе - водопад Каландула
А тут совсем другая Ангола - пустыня Намиб на берегу Атлантического океана на юге страны

А тут совсем другая Ангола - пустыня Намиб на берегу Атлантического океана на юге страны

Интересно, что такой поворот в сторону рынка совпал с поворотом от Китая к Америке. Один пример: китайские компании на китайские кредитные деньги восстановили старую железную дорогу от порта Лoбиту на юге до границы с Замбией. Это ключевая инфраструктура, она создаёт новый и недорогой способ экспортировать редкие металлы, такие как кобальт, из Конгo (а это 70% мировой добычи кобальта). Bполне eстественно, что китайцы ожидали быть операторами этой железной дороги, но неожиданно в конкурсе победил международный консорциум из американских и европейских компаний, по словам ангольцев они предложили лучшие коммерческие условия и дополнительные инвестиции.

Пока ещё рано делать выводы, но лично я испытываю осторожный оптимизм по поводу нового рыночного пути развития Анголы. Когда в следующий раз съезжy, посмотрю на всё cвоими глазами и напишу ещё подробнее!

***

Если вам была интересна эта статья, то возможно вам будет интересен мой телеграм канал о финансовой независимости и жизни в разных странах.

Автор: Art Krumpans

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js