Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры

в 10:00, , рубрики: ruvds_статьи_выходного_дня, игровые автоматы, Игры и игровые приставки, СССР

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 1


Советские игровые автоматы стали порождением сближения СССР и Запада в начале 70-х годов, при брежневско-никсоновской разрядке. Советский Минкульт выкупил большую часть игровых автоматов, которые появились в Москве на международной выставке «Аттракцион-71», и уже в 1974 году в серию пошёл самый знаменитый советский игровой автомат «Морской бой». О том, как он появился на свет, и какую роль в этом сыграли японские и американские разработки, мы поговорили в прошлой части. А теперь вспомним другие игровые автоматы СССР — менее культовые, но также дарившие множество ярких впечатлений до появления в нашей стране массовых компьютерных игр.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 2

«Меткий стрелок», фото из Московского музея советских игровых автоматов

Какой именно игровой автомат стал вторым после «Морского боя» — точно пока неизвестно. С большой вероятностью им стал электромеханический тир «Меткий стрелок». Советская система воспитания подрастающего поколения была весьма милитаризированной, от юных пионеров и тем более комсомольцев предполагалось умение хорошо стрелять, даже не будучи военнослужащими. Впрочем, подрастающее поколение, особенного его мужская часть, и сами были большей частью рады попробовать свои силы в стрельбе — а также померяться друг с другом скиллами в меткости.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 3

Советские школьники в тире

До середины 70-х стрелять городской советской молодёжи — за пределами специализированных площадок вроде ДОСААФ или уроков начальной военной подготовки в школах — можно было в основном в тирах. Но тиров было не так много, в отличие от желающих метко пострелять — а это желание вполне одобрялось партией и правительством. Неудивительно, что выкупленный на выставке британский игровой автомат «Большая стрельба» очень понравился руководству «Союзаттракциона» — и задача на его копирование после первого успеха с «Морским боем» была поставлена с максимальным приоритетом и минимальными сроками.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 4

Именно упоминавшейся в советских источниках «Большой стрельбы» найти не удалось, но принцип был примерно таким

Надо сказать, что электромеханические аркады со стрельбой появились в США ещё в 1930-х годах как упрощённая альтернатива тирам для баров и салунов. Американская любовь к стрельбе общеизвестна и буквально является одной из национальных скреп — и от желающих безопасно и недорого пострелять, в том числе в подпитии, не было отбоя. Формат тира со световым ружьём или пистолетом в сочетании с мишенями-датчиками надолго стал одним из самых популярных в США, а после Второй мировой — и за их пределами.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 5

Ray-O-Lite Rifle 1936 года считается первым коммерческим аркадным развлечением со стрельбой из светового ружья — и дальним предком культовой игры на NES/Dendy

Как рассказывают материалы московского Музея игровых автоматов, созданием советского аналога аркадного тира по заданию «Союзаттракциона» занимался чебоксарский завод ЗЭиМ. Британский автомат был доставлен на предприятие, где некоторое время стоял в коридоре и вызывал живой интерес работников. Руководили разработкой заместитель главного конструктора Борис Алексеевич Осанов и начальники конструкторского бюро Сергей Константинович Марков и Юрий Ильич Николаев. По их предложению устаревшую релейную схему управления британским аттракционом заменили полупроводниковой на элементах комплекса «Спектр-2». Дабы не изобретать велосипеда, световое ружьё сделали на основе серийной пневматической винтовки ИЖ, а для имитации отдачи добавили электромагнит ТЭМП-51.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 6

Работать пришлось в авральном режиме, участвовавшие в реализации проекта работали порой по 10-12 часов в сутки, чтобы успеть в поставленные сверху сроки. Наконец, в ноябре 1975 года опытная партия из 20 электромеханических тиров АИ-274 «Меткий стрелок» уже стояла в одном из межцеховых помещений чебоксарского завода. Некоторые из них отправились вместе с командированными сотрудниками ЗЭиМ в Москву в «Союзаттракцион» — и один из них угодил на выставку новых достижений советской промышленности в Политехническом музее в Москве. Работающая аркада вызвала огромный интерес у посетителей — и при стандартной оплате игры в 15 копеек аппарат демонстрировал способность приносить по 55-60 рублей в неполный рабочий день.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 7

Уже в марте 1976 года предприятие получило задание на создание первой малосерийной партии из 46 АИ-274. Затем и «Меткий стрелок», и его усовершенствованная версия «Снайпер», стали выпускаться по 250-300 штук ежегодно. «Снайпер» получил государственный Знак качества и серебряную медаль ВДНХ. По доходам и востребованности у советских граждан автоматы этих серий стабильно занимали второе или на худой конец третьи места после, само собой, суперхита — «Морского боя». Все были довольны: и партия, и правительство улучшением стрелковой подготовки подрастающего поколения, и само подрастающее поколение, получившее возможность пострелять и посоревноваться в стрельбе за 15 копеек раунд.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 8

Большая часть советских игровых автоматов, как уже было сказано, представляли собой не очень легальные локализации западных электромеханических аркад. Однако среди основных хитов во второй половине 80-х наконец появилась сугубо отечественная разработка — «Городки». Сейчас эта игра почти забыта — но в 70-е на волне интереса к исторической русской культуре она пользовалась в СССР огромной популярностью. Суть игры проста: берёшь палку-биту и кидаешь её в определённым образом сложенную фигуру из пяти других палок, чтобы её разбить. И так 15 раз по разным фигурам. Кто затратил меньше бросков на фигуры, тот и молодец.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 9

Игра в городки в 4-й серии «Ну, погоди!» 1971 года

В России в городки играли уже в XVIII-XIX веках, но стандартизация игры произошла только в 1920-е годы уже при советской власти. Отсюда явная милитаризация и модернизация части отобранных для итогового формата фигур: пушка, коленвал, артиллерия, серп, часовые и пулемётное гнездо, в которое оказалась переименована вполне мирная «баба в окошке». На пике популярности игра была в 70-е годы, в 80-е интерес к ней начал спадать — но всё же советские разработчики выбрали именно её в качестве «сугубо отечественного игрового автомата». Разработку игры вела московская Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционной техники при «Союзаттракционе» для железа, создававшегося в Виннице под руководством В. Б. Герасимова.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 10

Общий вид «Городков»

Поскольку автомат разрабатывался уже в середине 80-х, он имел полноценный цветной экран — будучи вариантом универсальной игровой системы ТИА-МЦ-1. Запуск биты осуществлялся нажатием кнопки, а прицеливание — движением рычага. Однако создатели решили не просто копировать оригинальную игру, но и усложнить жизнь игроку: в отличие от зависящего от глазомера, опыта и физической формы оригинала, пустить биту в цель было слишком просто. Поэтому бита вращалась и на старте, и в полёте, попадая по цели под разными углами, а сами фигуры ездили по экрану вправо-влево, затрудняя прицеливание. Хуже того: если игрок целился более 5 секунд, то бита уходила в полёт автоматически.

Первые же испытания показали, что игроки в ярости своей очень сильно налегали на рукоятку прицеливания и периодически её ломали, поэтому рукоять пришлось переделать на прочную металлическую. Производились все агрегаты на заводе производственного объединения «Терминал» в Виннице, где изготовлялась большая часть дисплеев как для военпрома, так и для гражданской промышленности СССР, включая советские ПК. 16-цветный экран ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной) обладал разрешением 256 х 256 пикселей.

Советские игровые автоматы — ностальгический гейминг с запахом резины. Часть 2: «Городки» и электронные тиры - 11

Строго говоря, помимо «Городков» то же самое железо могло воспроизводить ещё 11 игр, но ни одна из них — кроме, разве что, первой отечественной аркады «Конёк-Горбунок», не имела и тени популярности «Городков». А также их распространённости в позднем СССР и ещё несколько лет после его распада. Впрочем, среди советских игровых автоматов были ещё несколько менее популярных и распространённых, но также популярных агрегатов. О чём мы расскажем в последней части этого цикла.

Автор: Алексей Костенков

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js