Советские игровые автоматы стали порождением сближения СССР и Запада в начале 70-х годов, при брежневско-никсоновской разрядке. Советский Минкульт выкупил большую часть игровых автоматов, которые появились в Москве на международной выставке «Аттракцион-71», и уже в 1974 году в серию пошёл самый знаменитый советский игровой автомат «Морской бой». О том, как он появился на свет, и какую роль в этом сыграли японские и американские разработки, мы поговорили в прошлой части. А теперь вспомним другие игровые автоматы СССР — менее культовые, но также дарившие множество ярких впечатлений до появления в нашей стране массовых компьютерных игр.
«Меткий стрелок», фото из Московского музея советских игровых автоматов
Какой именно игровой автомат стал вторым после «Морского боя» — точно пока неизвестно. С большой вероятностью им стал электромеханический тир «Меткий стрелок». Советская система воспитания подрастающего поколения была весьма милитаризированной, от юных пионеров и тем более комсомольцев предполагалось умение хорошо стрелять, даже не будучи военнослужащими. Впрочем, подрастающее поколение, особенного его мужская часть, и сами были большей частью рады попробовать свои силы в стрельбе — а также померяться друг с другом скиллами в меткости.
Советские школьники в тире
До середины 70-х стрелять городской советской молодёжи — за пределами специализированных площадок вроде ДОСААФ или уроков начальной военной подготовки в школах — можно было в основном в тирах. Но тиров было не так много, в отличие от желающих метко пострелять — а это желание вполне одобрялось партией и правительством. Неудивительно, что выкупленный на выставке британский игровой автомат «Большая стрельба» очень понравился руководству «Союзаттракциона» — и задача на его копирование после первого успеха с «Морским боем» была поставлена с максимальным приоритетом и минимальными сроками.
Именно упоминавшейся в советских источниках «Большой стрельбы» найти не удалось, но принцип был примерно таким
Надо сказать, что электромеханические аркады со стрельбой появились в США ещё в 1930-х годах как упрощённая альтернатива тирам для баров и салунов. Американская любовь к стрельбе общеизвестна и буквально является одной из национальных скреп — и от желающих безопасно и недорого пострелять, в том числе в подпитии, не было отбоя. Формат тира со световым ружьём или пистолетом в сочетании с мишенями-датчиками надолго стал одним из самых популярных в США, а после Второй мировой — и за их пределами.
Ray-O-Lite Rifle 1936 года считается первым коммерческим аркадным развлечением со стрельбой из светового ружья — и дальним предком культовой игры на NES/Dendy
Как рассказывают материалы московского Музея игровых автоматов, созданием советского аналога аркадного тира по заданию «Союзаттракциона» занимался чебоксарский завод ЗЭиМ. Британский автомат был доставлен на предприятие, где некоторое время стоял в коридоре и вызывал живой интерес работников. Руководили разработкой заместитель главного конструктора Борис Алексеевич Осанов и начальники конструкторского бюро Сергей Константинович Марков и Юрий Ильич Николаев. По их предложению устаревшую релейную схему управления британским аттракционом заменили полупроводниковой на элементах комплекса «Спектр-2». Дабы не изобретать велосипеда, световое ружьё сделали на основе серийной пневматической винтовки ИЖ, а для имитации отдачи добавили электромагнит ТЭМП-51.
Работать пришлось в авральном режиме, участвовавшие в реализации проекта работали порой по 10-12 часов в сутки, чтобы успеть в поставленные сверху сроки. Наконец, в ноябре 1975 года опытная партия из 20 электромеханических тиров АИ-274 «Меткий стрелок» уже стояла в одном из межцеховых помещений чебоксарского завода. Некоторые из них отправились вместе с командированными сотрудниками ЗЭиМ в Москву в «Союзаттракцион» — и один из них угодил на выставку новых достижений советской промышленности в Политехническом музее в Москве. Работающая аркада вызвала огромный интерес у посетителей — и при стандартной оплате игры в 15 копеек аппарат демонстрировал способность приносить по 55-60 рублей в неполный рабочий день.
Уже в марте 1976 года предприятие получило задание на создание первой малосерийной партии из 46 АИ-274. Затем и «Меткий стрелок», и его усовершенствованная версия «Снайпер», стали выпускаться по 250-300 штук ежегодно. «Снайпер» получил государственный Знак качества и серебряную медаль ВДНХ. По доходам и востребованности у советских граждан автоматы этих серий стабильно занимали второе или на худой конец третьи места после, само собой, суперхита — «Морского боя». Все были довольны: и партия, и правительство улучшением стрелковой подготовки подрастающего поколения, и само подрастающее поколение, получившее возможность пострелять и посоревноваться в стрельбе за 15 копеек раунд.
Большая часть советских игровых автоматов, как уже было сказано, представляли собой не очень легальные локализации западных электромеханических аркад. Однако среди основных хитов во второй половине 80-х наконец появилась сугубо отечественная разработка — «Городки». Сейчас эта игра почти забыта — но в 70-е на волне интереса к исторической русской культуре она пользовалась в СССР огромной популярностью. Суть игры проста: берёшь палку-биту и кидаешь её в определённым образом сложенную фигуру из пяти других палок, чтобы её разбить. И так 15 раз по разным фигурам. Кто затратил меньше бросков на фигуры, тот и молодец.
Игра в городки в 4-й серии «Ну, погоди!» 1971 года
В России в городки играли уже в XVIII-XIX веках, но стандартизация игры произошла только в 1920-е годы уже при советской власти. Отсюда явная милитаризация и модернизация части отобранных для итогового формата фигур: пушка, коленвал, артиллерия, серп, часовые и пулемётное гнездо, в которое оказалась переименована вполне мирная «баба в окошке». На пике популярности игра была в 70-е годы, в 80-е интерес к ней начал спадать — но всё же советские разработчики выбрали именно её в качестве «сугубо отечественного игрового автомата». Разработку игры вела московская Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционной техники при «Союзаттракционе» для железа, создававшегося в Виннице под руководством В. Б. Герасимова.
Общий вид «Городков»
Поскольку автомат разрабатывался уже в середине 80-х, он имел полноценный цветной экран — будучи вариантом универсальной игровой системы ТИА-МЦ-1. Запуск биты осуществлялся нажатием кнопки, а прицеливание — движением рычага. Однако создатели решили не просто копировать оригинальную игру, но и усложнить жизнь игроку: в отличие от зависящего от глазомера, опыта и физической формы оригинала, пустить биту в цель было слишком просто. Поэтому бита вращалась и на старте, и в полёте, попадая по цели под разными углами, а сами фигуры ездили по экрану вправо-влево, затрудняя прицеливание. Хуже того: если игрок целился более 5 секунд, то бита уходила в полёт автоматически.
Первые же испытания показали, что игроки в ярости своей очень сильно налегали на рукоятку прицеливания и периодически её ломали, поэтому рукоять пришлось переделать на прочную металлическую. Производились все агрегаты на заводе производственного объединения «Терминал» в Виннице, где изготовлялась большая часть дисплеев как для военпрома, так и для гражданской промышленности СССР, включая советские ПК. 16-цветный экран ТИА-МЦ-1 (Телевизионный Игровой Автомат Многокадровый Цветной) обладал разрешением 256 х 256 пикселей.
Строго говоря, помимо «Городков» то же самое железо могло воспроизводить ещё 11 игр, но ни одна из них — кроме, разве что, первой отечественной аркады «Конёк-Горбунок», не имела и тени популярности «Городков». А также их распространённости в позднем СССР и ещё несколько лет после его распада. Впрочем, среди советских игровых автоматов были ещё несколько менее популярных и распространённых, но также популярных агрегатов. О чём мы расскажем в последней части этого цикла.
Автор: Алексей Костенков