Почему я больше не буду работать наставником на IT-курсах

в 17:18, , рубрики: it-школа, курсы программирования, образование в ит, образование онлайн, разработка

Меня всегда тянуло к обучению людей и шарингу знаний. Когда я был разработчиком, то охотно становился ментором у стажеров. И даже сейчас, работая тимлидом, я являюсь пипл-менеджером уже у senior-разработчиков. Но у меня никогда не было опыта работы преподавателем или наставником сразу для большой аудитории. Мне всегда казалось это чем-то интересным и вдохновляющим. Но мои ожидания не оправдались, как вы уже поняли из названия статьи.

Начало

Я решил попробовать поработать в IT-школе наставником на курсе веб-разработки. Довольно легко прошел собеседование и сделал тестовое задание. В обязанности наставника входило: проверка домашек, проведение личных консультаций со студентами, проведение воркшопов и ответы на вопросы студентов. ЗП должна была быть сдельная – обещали до 150 тыс. руб в месяц. Работа наставником рассматривалась как парт тайм и дополнение к основной работе.

Сначала мне все понравилось. Понятные, прозрачные процессы. Я быстро вкатился и начал активно выполнять работу. Параллельно изучал материалы школы, чтобы понимать какие знания у студентов.

На курс “с 0 до Pro” приходят нули

В подобных школах всегда есть конфликт между отделом разработки курсов и маркетинговым отделом. Разработчики курсов хотят сделать классный продукт. Маркетинговый отдел хочет впарить эти курсы максимальному количеству людей. Отсюда и такие названия – “С 0 до Pro за 5 месяцев”. И это работает, люди покупают. На курс реально приходят люди даже без базовых знаний работы с компьютером.

Кейс. Студент запрашивает личную консультацию по HTML-верстке. На консультации понимаю, что студент вообще не понимает ничего в компьютерах – что такое папки, файлы. Поэтому он не понимал как написать путь к картинке в HTML файле и что такое вообще путь. Проблема здесь в том, что студенту пихнули курсы, к которым он не готов. И расхлебывать это наставникам. Грустно, но скорее всего такие люди отвалятся через пару недель.

Проблема в целом понятна и очевидна для владельцев курсов. Ну не подходят курсы для совсем нулевых людей. Но как можно отказаться от лишних денежек. А люди отвалятся и сами виноваты. Не втащили, что ж поделать.

Авось примут домашку

Домашки, которые даже не запускаются – обычное дело. Зачем заморачиваться, что-то похожее слепил и отправил на проверку. Особенный ужас происходит в самом начале, когда осваивается верстка HTML&CSS:

  • не прислал файл стилей,

  • неправильные пути к картинкам,

  • ошибка во вложенности тегов, когда все разъезжается.

Ошибки очевидны, их невозможно не заметить. Но студент думает – авось примут и не станут докапываться.

При этом ты, как наставник, тратишь свой ресурс на проверки таких работ. Удовольствия в этом мало. Речи о каком-то шаринге знаний здесь даже не идет.

Какой код написать, чтобы ошибки не было

Как вам фраза от студента: “Я все делал как в задании и у меня вот такая ошибка. Какой код написать, чтобы работало?”. Я слышал эту фразу очень часто. Так и хочется сказать “загугли ошибку”. Но в итоге ты гуглишь ошибку сам и отправляешь ответ из первой ссылки. И так до бесконечности.

К сожалению курсы построены таким образом, что студенты делают задание по шагам. И если что-то пошло не так, то это приводит их в панику. Ошибки, если что, совсем банальные. Но курсы не учат студентов думать самостоятельно, они ведут их за ручку и в какой-то момент выбрасывают в суровую реальность.

Пассивная агрессия

Студенты могут позволить себе подобные высказывания:

  • Мне ответит кто-нибудь? Наставники, алло!

  • Я уже третий раз переделываю домашку! Сколько можно?

Не очень приятно, правда? Особенно, когда ты не можешь ответить как хотелось бы 🙂 Но люди платят деньги и позволяют себе грубое общение. Это просто данность и ничего не поделать, так сложилось в индустрии онлайн-образования.

Вот бы диплом поскорее

IT школы делают структуру обучения похожую на ВУЗы. Есть домашки, разные модули, курсовые работы, зачеты и оценки. Это конечно большая загадка для меня – зачем сделали слепок ВУЗов, а не реальных IT компаний. В ответ получаем отношение студентов: “вот бы зачет получить”. И работы сдаются только ради оценок. А в конце гарантированное трудоустройство (нет).

В итоге ты чувствуешь себя в роли душного преподавателя, который просто докопался до студента. Студенту при этом просто бы зачет получить и поскорее диплом.

И зачем это все наставникам

Я проработал в таком режиме почти 2 месяца. За это время получил столько негатива, сколько не получал за 7 лет карьеры в IT.

Было всего пару человек, которые прям классно учились и было приятно проверять их работы. Но это прям восторг и редкость – 1 на 10 может. Наверное это и есть те люди, которые потом пишут успешные истории входа в IT после курсов.

Если говорить о наставничестве как о способе заработать, то тоже нет. Наставникам платят откровенно копейки. Чтобы заработать обещанные 150к, нужно было бы бросать основную работу.

Какие выводы я сделал

Роль наставника на курсах – это далеко не то же самое, что быть наставником джуна на работе. На курсы часто приходят люди немотивированные, ожидающие легких денег в IT. Уверен, кто-то находит себя в этом ремесле. Я же решил, что буду работать только с мотивированными и осознанными разработчиками.


Подписывайтесь на телеграм-канал Вайтишная – пишу честно про IT и делюсь своим опытом

Автор: Павленко Виталий

Источник

* - обязательные к заполнению поля


https://ajax.googleapis.com/ajax/libs/jquery/3.4.1/jquery.min.js