Японские фильмы ужасов вполне законно считаются одними из самых страшными. «Звонок», снятый по одноимённой серии романов Кодзи Судзуки, как и Ju-On (он же — «Проклятие» в российском прокате) представили миру такой феномен, как J-Horror. Главная черта жанра — сюжет основан на японской мифологии. И зачастую в фильмах нет никакой расчленёнки, как и маньяков. Японцы же давно поняли: иррациональный страх — то, что пугает куда больше, чем рациональные страшилки про всяких Джонов Крамеров.
▍ Проклятая видеоигра — Nanashi no Game
Всё начинается с того, как главный герой, сидя на парах в универе, слышит слухи о том, как люди получают на свою портативную консоль Twin Screen проклятую игру — если её не пройти за семь дней, то умрёшь. Ну и по «счастливой» случайности, протагонисту эта игра и прилетает. Выясняется, что проклятие — вполне реально, и нам предстоит от него избавиться, пройдя эту самую «безымянную игру» (именно так и переводится название).
В обоих частях Nanashi no Game очень много текста — будьте к этому готовы.
Собственно говоря, «безымянная игра» — это игра в игре. Весь геймплей поделён на две части: на ту, где мы передвигаемся по реальному миру в 3D, и на проклятую игру, которая выглядит, как ранняя Final Fantasy, запущенная на Nintendo DS. Причём весь основной геймплей сделан исключительно в портретном режиме — DS нужно держать как книжку, расположенные под углом экраны при этом придают картинке определённый объём. 3D, кстати, недурное, на уровне поздних проектов для первой Playstation. А вот для «финалкоподобной» игры консоль придётся поворачивать.
Какая милая и безобидная игра! (на самом деле нет)
Пугает игра своим проработанным окружением и очень качественным звуком. На Nintendo DS в большинстве игр звук не сильная сторона, но в Nanashi no Game дизайн звука просто на высоте. При запуске игра строго рекомендует подключить наушники: никакого стерео вы и близко не услышите без оных. Ну и мой вам совет — играть лучше на оригинальном железе — DS или 3DS. При эмуляции на плоском экране тот самый эффект объёма пропадает. Ну и говоря про звук: после основного прохождения открывается доступ к режиму Blind Terror. В нём все призраки становятся невидимсы для игрока, и ориентироваться нужно как раз по звуку. Играется это ещё более жутко.
И да, если вы вдруг левша, то к управлению придётся приноровиться. Ведь передвижение повесили на крестовину, а управление камерой — на движение стилусом по тачскрину. Так вот, я левша — играть было и правда не очень удобно, но приловчиться можно. Ко второй части, Nanashi no Game: Me, разработчики поняли про этот косяк, и сделали возможность выбора ведущей руки в начале игры.
▍ Ритуалы во имя бессмертия в декорациях эпохи Хэйан — Kuon
From Software не всегда делали соулс-лайк — игры. Kuon — пожалуй, один из самых недооценённых проектов студии. Хоррор, выполненный в сеттинге древней Японии на рубеже тысячелетий, когда Токио только стал столицей государства. Сюжет требует внимательности для понимания происходящего: многие его фрагменты подаются через многочисленные записки, которые придётся вдумчиво читать. Ну а геймплей будет привычен всем, кто любит ранние игры серии Resident Evil. Визуально Kuon — одна из самых стильных игр на платформе. Во многом это заслуга крайне талантливого художника Кёске Чинай (Kyosuke Chinai) — именно он сделал весь этот устрашающий дизайн персонажей и окружения, именно его картина стала обложкой к японскому изданию игры.
К сожалению, Kuon не стала популярна даже у себя на родине, не говоря уже о западном релизе, где она с треском провалилась под недовольством критиков. Мол, управление заторможенное, проходить игру нужно несколько раз за трёх персонажей, чтобы увидеть титры и развязку сюжета, в конце-концов. Да и продолжительность многих не устроила. Зато сейчас о ней говорят, как о забытой жемчужине времён Playstation 2 — ведь игра была во многом уникальна. Но и ценник на неё теперь далеко не самый гуманный.
▍ Бойтесь стен и дыр в туалете — Silent Hill 4
Мне сложно обойти стороной одну из игр этой крайне популярной серии. Во-первых, просто потому, что именно 4 часть у меня самая любимая. А во-вторых, потому, что от неё частенько нос воротят, а зря!
В четвёртой части Konami решили кардинально пересмотреть стратегию к запугиванию: вместо привычного исследования туманных улиц Сайлент Хилла, игрока запирают буквально в четырёх стенах — квартира 302 лишь поначалу кажется безопасной. Ведь дыра в стене ванной комнаты постепенно увеличивается, открывая проход в новые и новые локации, которые всё страньше и страньше. Причём локации вне квартиры не сильно просторнее, а их дизайн напоминает скорее места из ваших страшных снов. И да, ко второй половине игры даже сама квартира перестаёт быть безопасной — игра всячески давит на игрока, не давая ощущения полной безопасности.
А пару лет назад вышло отличное переиздание для ПК в GOG. Единственное, что нужно будет сделать — так это скачать файлы, восстанавливающие в ПК-версии несколько призраков, которые официально есть лишь в оригинале. Увы, Konami допустили оплошность при портировании, но фанаты всё исправили!
▍ Не все особняки одинаково безопасны — серия Project Zero (Fatal Frame)
Целая серия игр, эксплуатирующая потустороннюю тематику с призраками, насчитывает уже 4 полноценные части, один ремейк и два спин-оффа. При этом сюжет неизменно крутится вокруг молодых девушек, которые желают исследовать старинные особняки, в которых, сюрприз-сюрприз — водятся призраки. Причём бороться с ними мы будем посредством фотокамеры, фотографируя их.
Стоит отметить, что у второй части есть ремейк для Nintendo Wii — камера более не фиксированная, как это принято у хорроров конца девяностых — начала нулевых, а следует за героиней. Графику сильно улучшили, добавили чуточку фансервиса, сделав героинь более привлекательными, ну и адаптировали управление под Wii (и оно ужасно, как во многих играх с Wii). На мой взгляд, всё же идеальным вариантом как второй, так и первой части, будут версии для Xbox Original — они имеют дополнительный контент в виде новых призраков, костюмов для героинь, дополнительного уровня сложности и даже альтернативные эндинги (которые не каноничные, но всё же — бонус приятный). У второй части для Xbox ещё и вид от первого лица есть.
Думаю, не лишним будет упомянуть про некоторые технические нюансы. Первые три игры серии на современных консолях не перевыпускались, а эмуляция Playstation 2 и тем более, Xbox Original, далека от идеала. У игр есть проблемы с эмуляцией. Вторую часть, правда, можно пройти в версии для Nintendo Wii — она эмулируется идеально, но с этим ремейком есть определённые моменты, которые не всем понравятся (про них я уже упомянул). Так что лучшим вариант прохождения — сдуть пыль с доступной консоли и пройти именно на ней. Ну или на Playsyation 3 — на родном эмуляторе все три части работают вполне адекватно.
Четвёртая часть, Mask of the Lunar Eclipse, изначально вышла только на Wii — да ещё и только в Японии. Западные подразделения Nintendo не посчитали нужным выпускать следующую часть уже ставшей культовой серии в Европе и США. Возможно, потому, что это было просто не выгодно — ведь серия не такая популярная, как, например, Silent Hill — а ведь текст надо перевести, да и дубляж в то время был нормой. Вот и не стали заморачиваться с релизом. Благо фанаты сделали полный текстовый перевод всего за полтора года. Ну а в этом году на все актуальные платформы выпустили ремастер, уже с официальным переводом на английский. И это просто прекрасно — ведь в оригинале многие геймплейные моменты строились на отвратительном моушн-управлении, среди которых были и QTE.
Пятую часть — Maiden of Black Water, тоже переиздали на современные платформы, в 2021 году. Графику хоть и не сильно подтягивали (игра вышла изначально только на Wii U, где и по сей день симпатично смотрится), но добавили фотомод, который есть в переиздании Mask of the Lunar Eclipse. Потерялась лишь фича с использованием геймпада-планшета как камеры. Впрочем, как показало время, второй экран для домашней консоли — всё равно что собаке пятая нога.
Да, хоррор с фансервисом.
Для тех, кто не любит неудачные англоязычные дубляжи, есть плохая новость: первые три части выходили исключительно с дубляжом без возможности поменять озвучку. А в первой части нет даже субтитров! Технически они есть, но только в европейской версии. Они автоматически включаются, если настройках консоли стоит один из европейских языков — например, на немецкий. Субтитры и меню будут на немецком, а озвучка — всё так же на английском. Здесь на помощь приходят фанаты, которые сделали для всех версий японскую озвучку с английскими субтитрами.
А вот про спин-офф для 3DS просто забудьте. Вместо того чтобы вас напугать, он скорее будет вас раздражать: Spirit Camera: The Cursed Memoir была одной из первых игр для консоли, и она активно использовала фичи 3DS — гироскоп и камеры. Хотя, если вам вдруг сильно понравится серия — почему бы и нет. Только учтите, что в комплекте шла книжка с дополненной реальностью — она необходима для прохождения. Nintendo услужливо сделала её доступной всем желающим. И да — учтите, что менять язык озвучки можно только в европейской версии.
▍ Хоррор от второго лица — Серия Seren
Хорроры, как и все другие игры бывают с перспективой как от первого, так и от третьего лица. Но что, если я скажу, что есть целая серия, где перспектива взгляда не только от третьего, но и от второго лица? Siren — пожалуй, самая некомфортная игра в этом списке. Создатель серии Silent Hill переплюнул собственное творение в Forbidden Siren. Главный герой оказывается в небольшой японской деревушке, где совершился неудачный ритуал, из-за которого все жители превратились в зомби, именуемые здесь Шибито.
Шибито — не тупые зомби, как любом другом хорроре про зомби, а вполне серьёзные противники, которые всё слышат и видят. Ну а героев — их здесь несколько — никакого серьёзного оружия нет, только всякие палки, чтобы отбиваться от врага. Да, здесь несколько персонажей, благодаря которым сюжет раскрывается, с точки зрения каждого из этих персонажей. Говоря про «точку зрения», мы подошли к главной особенности серии, которую назвали Sight-Jack. Герои могут как бы «подключаться» к ближайщим шибито и видеть, и слышать то, что видят и слышат они. Звучит интересно, правда? На деле же — эта фича стала чуть ли не самой пугающей за всю историю хорров. «Сирену» нужно проходить по стелсу, очень осторожно. И смотреть со стороны, как враг постоянно ищет игрока — крайне дискомфортно. Добавляем к этому высокую сложность и в целом большую продолжительность — получаем ещё одну очень крутую и недооценённую игру времён PS2.
Последней игрой в серии стала Siren: Blood Curse, вышедшая на Playstation 3. Фактически это ремейк первой части, которую упростили. Если оригинал без гайда пройти полностью практически невозможно, то в версии для PS3 игра ведёт геймера за ручку.
Японские хорроры — вещь в себе. К ним нужно относиться чуть серьёзнее, тогда они начинают раскрываться. Они пугают порой сильнее, чем любой западный ужастик, обладая уникальным геймплеем. Да и сюжеты, как правило, обладают куда более интересными поворотами. И не стоит стесняться устаревшей лет на 20 графики — малое количество полигонов с лихвой компенсируется пугающим дизайном локаций и врагов. И на всё это накладывается действительно завораживающе-пугающие саундтреки. Музыка в «Сирене» идеально ложится на пугающую атмосферу, в которой окружение опутано туманом, и бежать некуда. Саундтреки Акиры Ямаоки для серии Silent Hill стали культовыми не просто так — композитор прекрасно подчеркнул настроение игр, описав музыкой явный меланхоличный настрой.
Так что постарайтесь найти свободное время, берите в руки геймпад, настраивайте звук поудобнее (в хорроры лучше играть в наушниках), выключайте свет и попробуйте окунуться в тот самый мир иррационального страха!
P.S. Уже в процессе вёрстки решил, что будет лучше, если в материале будут именно японские обложки. Западные релизы получали менее пугающие арты. Исключением можно назвать лишь серию Fatal Frame: если в Японии на обложки ставили главных героинь, то западные версии игры «приветствовали» игроков куда более мрачными артами (фансервис, что с него взять).
Автор:
Guren302