В студенчестве мне «посчастливилось» познакомиться изнутри с одной из таких контор. Поскольку их бизнес до сих пор процветает, подумал, что не лишним будет кратко рассказать, как там все устроено, привести несколько любопытных примеров и подсказать, как избежать огромных трат, если такие дельцы вдруг пришли к кому-то из ваших знакомых, кто не сильно разбирается в технике.
Как я попал на «работу мечты»
В 2019 году в преддверии ковидной эпохи передо мной встал вопрос поиска стабильной подработки в Москве. Так как я был еще студентом второго курса и знаний по основной профессии мне недоставало (сейчас я работаю инженером в «ЛАНИТ - Би Пи Эм») – выбор оставался небольшой: либо идти администратором в фитнес/барбершоп/компьютерный клуб, либо – в ремонт компьютерной техники. И тут я наткнулся на вакансию с кругленькой цифрой в 120000 рублей в месяц – глаза студента загорелись, пальцы нажимали на кнопки телефона с цифрами и «Вызов».
Так я попал в компанию, которая позиционировала себя как авторизованный сервис HP и прочих брендов. В день собеседования мне выдали анкетку с тестовыми заданиями, которую я спокойно прогуглил и сдал. Далее было три варианта «мы вам перезвоним» в зависимости от результатов анкетирования:
-
полная оплата обучения из своего кармана;
-
50/50 с компанией;
-
обучение из кармана компании.
Я прошёл на третий вариант.
Что же входит в обучение выездных псевдоинженеров по ремонту ПК? Первые два-три дня тебе рассказывают о самых распространенных проблемах в работе, потом идет день на тему «Работа с возражениями» и экзамен. «Работа с возражениями» ‒ это когда тебя учат, как быть, если клиент не хочет платить, даже если клиент прав.
И вот я успешно записал в блокнотик все лекции, приезжаю на экзамен, где мне прямым текстом говорят: «У тебя два варианта – тебя сейчас завалят вопросами и ты уйдешь обратно за дверь безработным, либо ты идешь в магазин спиртных напитков и приносишь три обозначенные емкости. Выбирай». Чувствуется, какая квалификация у работников, да?
Немного о работе инженера в такой конторе
Договор подписан, отвертки-щеточки в рюкзаке, глаза горят – прохожу инструктаж и в бой. Получил в кабинете куратора акты работ, прайс для клиента, другие ценные указания и отправился к логистам. Новичкам выдавались самые беспонтовые заказы, где, по мнению логистов, нельзя было получить больше 10000 рублей.
Условия по оплате труда были простые – по среднему чеку с одного клиента. Ребята со средним чеком более 30 000 рублей получали около 30-35% за месячную кассу своих выездов. Уникумы со средним чеком выше 90000-100000 рублей брали все 50%. Соответственно мораль проста: не обманешь – не проживешь.
Оплата с заказов принималась только наличными. В офисе стоял терминал, в который нужно было забивать номер заказа, сколько удалось выручить. После чего наличные вносились как в обычный киоск для оплаты мобильной связи, которые раньше стояли по улицам.
Рекорд компании – настройка роутера за 13000
В один из рабочих дней я сидел в комнате для инженеров и разговорился с другим парнем, который проработал уже больше года. Он мне и поведал историю о внутренней кухне. Оказывается, в компании была своя таблица рекордов по типам заказов. Вот и наш герой однажды поехал на заказ в кафе в центре Москвы.
Все до безумия просто – нужно приехать, настроить роутер МГТС и подключить к нему онлайн-кассу. Парень за имитацию бурной деятельности в течение 1,5 часов запросил 18000 рублей, из которых, после перепалки с владельцем, получил 13000.
Вы нам не подходите
Спустя первых два выезда мой средний чек составлял 3500-4000 рублей, что адски не понравилось моему куратору. Он всячески угрожал увольнением и безудержно матерился.
Как итог, я выяснил, какие показатели нужно иметь, чтобы удержаться на рабочем месте.
1) Если у тебя средний чек меньше 10000 хотя бы на протяжении пяти выездов – компании будет плевать, даже если ты на следующем возьмешь 90000 и перекроешь показатель. Этого нам не надо.
2) Ты должен отрабатывать четыре-пять выездов за день, сам тащить сломанную технику в офис, недалеко от центра Москвы. Даже из области. Плевать, что там гроб из 90-х весом в 50 кило. Не готов – прощай, эта работа не для тебя.
Самыми смешными мне показались требования к внешнему виду сотрудника – не иметь семидневной щетины и опрятно одеваться, но без ярких элементов одежды (в идеале – офисный стиль).
В итоге я продержался совсем недолго – совесть не позволяла делать нормальный средний чек более 10000-12000 рублей. Вдобавок выезжать все время приходилось за МКАД. Кураторы были сильно недовольны и при формальном увольнении заплатили мне лишь четверть из того, что было обещано по условиям работы.
Вызов мастера по полочкам – как не попасть на круглую сумму
Итак, главный вопрос – как не получить акт выполненных работ на шестизначную сумму, а если есть подозрения, что перед вами подобные дельцы, выставить их за дверь?
Как только выездной инженер переступит порог вашего дома – требуйте прайс и не допускайте до рабочего места, пока не ознакомитесь с ним полностью. Помните, если «инженер» положил на край стола прайс и сказал вам об этом – он будет прав, т.к. вы не ознакомились и это ваша проблема. В документе указана «Установка Windows», но если посмотреть подробнее, то оказывается, что вы заплатите тысячу рублей, только если предоставите дистрибутивы ОС, драйверов, иначе – пункт 1.2 (1000 руб./шт.):
Внимательно наблюдайте за действиями мастера: у таких мошенников есть свои тузы в рукаве – программы, которые по нажатию скрытой кнопки покажут, будто у вас умирающий хард и вообще там 95% битых секторов. Подобный софт выглядит очень просто, но не каждый способен отличить какую-нибудь Victoria 4.45 для проверки дисков, которая итак выглядит недостаточно современно, от самописной проги.
До начала работы поинтересуйтесь, какие услуги из прайса потребуются для достижения результата. Зачастую чистка от пыли и замена термопасты стоят не 450-900 рублей, указанные в прайсе. В зависимости от модели ПК/ноутбука вам добавят какую-то степень сложности сбора-разбора оборудования, а эти услуги стоят на порядок дороже – от 1500 до 3500 тысяч. Мастер будет всячески отказываться комментировать итоговую стоимость, мотивируя тем, что он еще «не видел фронт работ» и предлагать пройти к «пациенту».
Если же не устроил прайс, и вы уже взяли в руки веник, чтобы прогнать мошенника – в девяти из десяти случаев вам начнут предлагать скидку (будто от сердца отрывают), звонить логистам, которые дали заказ и переводить разговор на них. Подобные «мастера» не умеют решать такие проблемы и следуют инструкции по переводу ваших возражений на логистов компании.
Самые распространенные уловки, которые работают
1. Вы попросили переустановить Windows, но понятия не имеете, как это делается – получайте счёт в 490 рублей * 24 драйвера = 11760 рублей. И инженер будет формально прав, ведь вы не ознакомились с прайсом. Опыт показывает, что даже полиция здесь разведет руками.
2. Оставили инженера одного, жалуясь, что компьютер тормозит – он откроет фейковую программу – healthcheck и покажет вам, что необходима замена жесткого диска. В 90% случаев предложит SSD с конской наценкой, а ваш здоровый диск уйдет на перепродажу. Плюс сборка-разборка ПК за 2000-5000.
3. В большинстве случаев на запрос установки тех или иных лицензионных программ вам установят так называемый «кряк», который еще и может отлететь через N месяцев, но заплатите вы как за лицензию. Вот как это будет выглядеть в итоге.
4. Если вы заподозрили, что перед вами «инженер»-мошенник – ни в коем случае не отдавайте технику в сервис под расписку. На следующий день вам перезвонят и выставят на согласование счет в 30000+, апеллируя какими-то ужасными проблемами с вашим компьютером. А в случае отказа – 10000 (за перевозку и проделанную расширенную диагностику).
Возможная альтернатива
Если вашему компьютеру необходима помощь, постарайтесь найти авторизированные сервисы компании-производителя. Такие компании работают на рынке продолжительное время и хорошо зарекомендовали себя.
В сети достаточно ресурсов, где можно найти информацию и отзывы практически о любой фирме и понять, стоит ли с ней связываться или нет. К примеру, вот так выглядят отзывы одного из полумошеннических сервисов (196 из 232 клиентов поставили единицу, расписав подробности в комментариях).
Если же вы не доверяете отзывам – обратитесь к знакомым. Поинтересуйтесь, где ваши друзья ремонтировали технику и за какой прайс. Перед ремонтом обязательно обратите внимание на то, что все замененные комплектующие необходимо будет вернуть вам после окончания работ.
Вот такая история. Искренне желаю всем, чтобы подобные жульнические компании никогда не попадались на вашем пути.
*Статья написана в рамках Хабрачелленджа 0.1, который прошел в ЛАНИТ осенью 2023 года
Автор: Евсеев Егор