Гуд ньюз эвриван! Спустя полтора года работы восьми айтишников с суммарным опытом в IT 130 лет достигнут результат в виде учебника по тестированию, которого еще никто и никогда не делал.
-
700+ страниц (без учета картинок!) - один из самых полных источников по тестированию
-
Интерактивный - более 40 наборов встроенных тестов (если не прошел тест, то к следующей теме не перейти) и 40 ДЗ
-
Теперь и на русском
-
Полностью бесплатный
100-Year QA-Textbook включает 42 модуля (130 занятий), 42 набора онлайн-тестов, 700+ страниц базовых знаний (да, 700 страниц — это только начало), посвященных тест-дизайну, работе с требованиями, тестовой документации, тестированию на всех уровнях и локализации дефектов в трехзвенной архитектуре, базам данных, Linux, сетям, методологиям разработки и другим полезным для новичков темам.
Опытные специалисты могут просто "прогнать тесты" учебника и при обнаружении провалов/забытого быстро освежить знания.
Постоянная мутация
Работы над учебником начались в первой половине 2022 года, первый англоязычный релиз состоялся в январе 2023 года.
Первый русскоязычный релиз с первыми 8-ю модулями вышел в апреле.
Второй русскоязычный релиз с 14-ю модулями появился в июне.
Полный сентябрьский релиз, про который мы сейчас и говорим, содержит все 700+ страниц интерактивных знаний о тестировании на русском языке. В него вошло 20 новых модулей.
В совокупности 42 текущих модуля являются необходимыми и достаточными для работы QA, поэтому далее мы не планируем добавлять сразу по 20 модулей за релиз. Но изменения явно будут продолжать происходить, потому что мыслей еще очень много.
Ведь изначально 100-Year QA-Textbook появился, потому что все существующие форматы обучения тестированию показались нам очень неэффективными.
Есть классические учебники - это замечательно. Но профессия QA-практическая и учить его только по учебнику - это как готовить пилота Боинга, не подпуская его к авиатренажеру. Взлететь, может быть, и сможет, но потом..
Есть попытки как раз создания обучающих тренажеров именно для QA, и кому-то эти тренажеры отлично заходят, но там присутствует другая крайность в виде отсутствия глубокой теории.
Есть массовое “современное” онлайн-образование, но оно на самом деле представляет из себя тот же формат, что и пару столетий назад - просто говорящая голова лектора из аудитории перешла в Zoom, и конспекты больше не нужно писать ручкой.
Нам хотелось это исправить, и поэтому изначально мы использовали совершенно другой подход с трехуровневой моделью обучения “базовое + самотестирование, продвинутое, сложное ДЗ”, про которую подробно писали здесь.
Позже эта модель между англоязычными версиями учебника 0.0.5 и 0.0.9 сильно эволюционировала, про это мы писали здесь. Если коротко, то изначально мы хотели снабдить учебник только базовой теорией, а продвинутые знания давать в других форматах. Потом поняли, что хотим убрать говорящую голову совсем и поэтому в учебнике стало еще больше теории. На курсах, где используется этот учебник, теперь все занятия с преподавателем - только практические воркшопы для отработки навыков, а не для “записи конспектов”.
Мы активно собираем обратную связь, поэтому на ее основе постоянно рефакторятся старые модули, что и произошло в полном релизе 1.0.0.
Отличия от аналогов (среди которых есть очень достойные)
Мы хотели много интерактива и практики. Профессия тестировщика - это прикладная профессия, и в программе обучения практика должна занимать не меньше половины времени. Поэтому получился именно учебник, а не просто книга с сухой теорией. Самостоятельно обучающемуся студенту постоянно предлагается подумать и сделать что-то руками - и в блоке теоретического материала, и встроенных интерактивных тестах, и, конечно, в домашних заданиях разной степени сложности.
Полнота и глубина. Стать тестировщиком не так сложно - сейчас есть множество QA-учебников и QA-курсов. Сложно стать конкурентоспособным тестировщиком. Исходя из этого, в учебник добавили не только всю необходимую базу, но и такие важнейшие темы, как углубленный тест-дизайн, Linux и глубокое понимание трехзвенной архитектуры. Ведь именно это отличает по-настоящему крутого QA-профессионала от простого «нажимателя кнопок».
Согласованность. Учебник не является сборником разрозненных, написанных в разное время статей. Весь материал готовился специально для учебника, и поэтому разные главы синхронизированы между собой и учитывают, что студент проходил ранее и что он будет изучать позднее.
Трёхуровневый метод обучения. Все материалы были разделены на три уровня:
-
Теоретический материал.
-
Один или два набора тестов для самопроверки в конце каждой темы. Студент, прошедший тест, может быть уверен в понимании теоретических концепций.
-
Практика (для студентов курсов, использующих этот учебник) и интересное домашнее задание в конце каждой темы (для самообучающихся студентов и студентов курсов, использующих этот учебник).
Как результат, информация подается помодульно, и знания растут постепенно.
Наконец, он создан нами - группой международных менторов с суммарным опытом в ИТ более 100 лет. Поэтому мы и назвали его «100-Year QA-textbook» (а не потому, что для прохождения курса нужен целый век). Каждый из авторов является профессионалом в одной из областей информационных технологий, но не во всех сразу. И знает, как преподнести материал наилучшим образом.
Содержание 40 модулей (130 занятий)
Осторожно, длинный список!
Hidden text
# |
название занятия |
содержание |
#01.1 |
Обзор учебника |
|
#02.1 |
Реляционные базы данных: Теория |
- Как хранить данные |
#02.2 |
Реляционные базы данных: Тест |
Интерактивный тест |
#02.3 |
Реляционные базы данных: Практика и ДЗ |
Задачи на ER-диаграммы |
#03.1 |
SQL запросы: Теория |
- Как извлекать информацию из хранилищ данных |
#03.2 |
SQL запросы: Тест |
Интерактивный тест |
#03.3 |
SQL запросы: Практика и ДЗ |
Задача на запросы в эмуляторе |
#04.1 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Теория |
- Функции SQL |
#04.2 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Тест |
Интерактивный тест |
#04.3 |
Функции SQL и операторы SQL JOIN: Практика и ДЗ |
Задача на JOIN-запросы, функции, HAVING и GROUP BY в эмуляторе |
#05.1 |
Вложенные запросы SQL: Теория |
- Использование вложенных запросов- Использование HAVING и GROUP BY во вложенных запросах |
#05.2 |
Вложенные запросы SQL: Тест |
Интерактивный тест |
#05.3 |
Вложенные запросы SQL: Практика и ДЗ |
Задача на подзапросы в эмуляторе |
#06.1 |
Команды ОС Linux и файловая система: Теория |
- Место Linux в жизни тестировщика |
#06.2.1 |
Команды ОС Linux и файловая система: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#06.2.2 |
Команды ОС Linux и файловая система: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#06.3 |
Команды ОС Linux и файловая система: Практика и ДЗ |
Задачи в эмуляторе на работу с файловой системой |
#07.1 |
Обработка текста в Linux: Теория |
- Введение: Типы файлов Linux |
#07.2.1 |
Обработка текста в Linux: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#07.2.2 |
Обработка текста в Linux: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#07.3 |
Обработка текста в Linux: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на обработку текста |
#08.1 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам в Linux: Теория |
- Понятия пользователей и групп Linux |
#08.2.1 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#08.3 |
Linux - пользователи, группы и права доступа к файлам: Практика и ДЗ |
Интерактивный тест |
#09.1 |
Linux — исполняемые файлы, процессы и службы: Теория |
- Исполняемые файлы в Linux |
#09.2.1 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#09.2.2 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#09.3 |
Linux - исполняемые файлы, процессы и службы: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на работу с процессами |
#10.1 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Теория |
- Сбор информации о системе |
#10.2.1 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Базовый тест |
Интерактивный тест |
#10.2.2 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Продвинутый тест |
Интерактивный тест |
#10.3 |
Linux - окружение, архивы, файловые системы: Практика и ДЗ |
Задача в эмуляторе на окружение и архивы |
#11.1 |
Как устроены сети: Теория |
- Место сетей в процессе обеспечения качества и связанные с ними задачи |
#11.2 |
Как устроены сети: Тест |
Интерактивный тест |
#11.3 |
Как устроены сети: Практика и ДЗ |
Задачи на сети |
#12.1 |
Сетевые уровни и протокол IP: Теория |
- Введение в стек TCP/IP |
#12.2 |
Сетевые уровни и протокол IP: Тест |
Интерактивный тест |
#12.3 |
Сетевые уровни и протокол IP: Практика и ДЗ |
Задачи на подсети и маршруты |
#13.1 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Теория |
- Транспортный уровень модели TCP/IP |
#13.2 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Тест |
Интерактивный тест |
#13.3 |
Транспортный уровень и анализаторы трафика: Практика и ДЗ |
Задачи в эмуляторе на порты и соединение |
#14.1 |
Поиск сетевых неисправностей: Теория |
- Проблемы, возможные на сетевом уровне |
#14.2 |
Поиск сетевых неисправностей: Тест |
Интерактивный тест |
#14.3 |
Поиск сетевых неисправностей: Практика и ДЗ |
Задачи на локализацию сетевых неисправностей |
#15.1 |
HTTP, REST, API: Теория |
- HTTP и HTTPS |
#15.2 |
HTTP, REST, API: Тест |
Интерактивный тест |
#15.3 |
HTTP, REST, API: Практика и ДЗ |
Задачи на работу с API через cURL |
#16.1 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Теория |
- Инструменты для тестирования |
#16.2 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#16.3 |
HTTP, REST, API — инструменты и тестирование: Практика и ДЗ |
Задачи на тестирование API |
#17.1 |
Веб-интерфейс пользователя: Теория |
- Что такое веб-интерфейс? |
#17.2 |
Веб-интерфейс пользователя: Тест |
Интерактивный тест |
#17.3 |
Веб-интерфейс пользователя: Практика и ДЗ |
Задача на сценарии исследования WebUI |
#18.1 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Теория |
- Инструменты DevTools |
#18.2 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#18.3 |
Веб-интерфейс пользователя — инструменты и тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на использование инструментов тестирования UI |
#19.1 |
Архитектура серверного ПО: Теория |
- Обособленные серверные приложения- Двузвенные приложения |
#19.2 |
Архитектура серверного ПО: Тест |
Интерактивный тест |
#19.3 |
Архитектура серверного ПО: Практика и ДЗ |
Задача на анализ архитектуры приложений |
#20.1 |
Принципы локализации дефектов: Теория |
- Основы поиска неисправностей в серверных приложениях |
#20.2 |
Принципы локализации дефектов: Тест |
Интерактивный тест |
#20.3 |
Принципы локализации дефектов: Практика и ДЗ |
Задачи по декомпозиции проблем |
#21.1 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Теория |
- Распространённые проблемы, свойственные трёхзвенным приложениям |
#21.2 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Тест |
Интерактивный тест |
#21.3 |
Локализация дефектов в трёхзвенных приложениях: Практика и ДЗ |
Задача на локализации в трехзвенных приложениях |
#22.1 |
Исследовательское тестирование: Теория |
- Что такое исследовательское тестирование? |
#22.2 |
Исследовательское тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#22.3 |
Исследовательское тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на сессию исследовательского тестирования |
#23.1 |
UML: Теория |
- Что это такое UML? |
#23.2 |
UML: Тест |
Интерактивный тест |
#23.3 |
UML: Практика и ДЗ |
Задача на анализ диаграмм UML |
#24.1 |
Источники и типы требований: Теория |
- Интервью с пользователями- Исследование реальных процессов |
#24.2 |
Источники и типы требований: Тест |
Интерактивный тест |
#24.3 |
Источники и типы требований: Практика и ДЗ |
Задача на анализ требований |
#25.1 |
Гибкая методология или каскадная модель: Теория |
- Сравнение гибкой методологии и каскадной модели процесса разработки ПО |
#25.2 |
Гибкая методология или каскадная модель: Тест |
Интерактивный тест |
#25.3 |
Гибкая методология или каскадная модель: Практика и ДЗ |
Задача на анализ пользовательской истории |
#26.1 |
Scrum: Теория |
- Применение принципов гибкой разработки и их воплощение в методах (Канбан, Lean) |
#26.2 |
Scrum: Тест |
Интерактивный тест |
#26.3 |
Scrum: Практика и ДЗ |
Задачи на работу по SCRUM |
#27.1 |
Тестовая документация: Теория |
- Что такое тестовая документация |
#27.2 |
Тестовая документация: Тест |
Интерактивный тест |
#27.3 |
Тестовая документация: Практика и ДЗ |
Задача на написание тест-кейсов |
#28.1 |
Дефекты: Теория |
- Что такое дефект и почему нужны отчёты о дефектах? |
#28.2 |
Дефекты: Тест |
Интерактивный тест |
#28.3 |
Дефекты: Практика и ДЗ |
Задача на выявление и написание дефектов |
#29.1 |
Статическое тестирование: Теория |
- Что такое статическое тестирование и для чего оно нужно? |
#29.2 |
Статическое тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#29.3 |
Статическое тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на кросс-ревью тест-кейсов и дефектов |
#30.1 |
Статическое тестирование требований: Теория |
- Статическое тестирование требований: как выполнять оценку |
#30.2 |
Статическое тестирование требований: Тест |
Интерактивный тест |
#30.3 |
Статическое тестирование требований: Практика и ДЗ |
Задача на оценку требований |
#31.1 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Теория |
- Пирамида уровней тестирования |
#31.2 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#31.3 |
Классификация тестирования: Уровни тестирования: Практика и ДЗ |
Задачи на тестирование объекта на всех уровнях пирамиды |
#32.1 |
Обзор нефункционального тестирования: Теория |
- Разница между функциональным и нефункциональным тестированием |
#32.2 |
Обзор нефункционального тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#32.3 |
Обзор нефункционального тестирования: Практика и ДЗ |
Задача на нефункциональное тестирование |
#33.1 |
Техники тест дизайна: Черный, серый, белый ящик: Теория |
- Подходы к тестированию |
#33.2 |
Техники тест дизайна: Черный, серый, белый ящик: Тест |
Интерактивный тест |
#33.3 |
Техники тест дизайна: Черный, серый и белый ящик: Практика и ДЗ |
Задача на тестирование черного ящика |
#34.1 |
Методы проектирования тестов — классы эквивалентности и анализ граничных значений: Теория |
- Почему нам нужны методы проектирования тестов, а также немного математики |
#34.2 |
Методы проектирования тестов — классы эквивалентности и анализ граничных значений: Тест |
Интерактивный тест |
#34.3 |
Методы проектирования тестов: классы эквивалентности, анализ граничных значений: Практика и ДЗ |
Задача на использование эквивалентного разбиения и граничных значений |
#35.1 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Теория |
- Идея попарного тестирования |
#35.2 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Тест |
Интерактивный тест |
#35.3 |
Методы проектирования тестов — попарное тестирование: Практика и ДЗ |
Задача на использование метода попарного тестирования |
#36.1 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Теория |
- Идея таблиц решений |
#36.2 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Тест |
Интерактивный тест |
#36.3 |
Методы проектирования тестов — таблицы решений: Практика и ДЗ |
Задача на создание таблицы решений |
#37.1 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний и переходов: Теория |
- Идея диаграмм состояний и переходов |
#37.2 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний: Тест |
Интерактивный тест |
#37.3 |
Методы проектирования тестов — диаграммы состояний: Практика и ДЗ |
Задача на создание диаграммы состояний |
#38.1 |
Что такое автоматизация тестирования: Теория |
- Автоматизация тестирования - что это такое? |
#38.2 |
Что такое автоматизация тестирования: Тест |
Интерактивный тест |
#38.3 |
Что такое автоматизация тестирования: Практика и ДЗ |
Задача на написание тестов в Postman |
#39.1 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Теория |
- Поддержка автоматизации функционального тестирования |
#39.2 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Тест |
Интерактивный тест |
#39.3 |
Автоматизация тестирования: Gherkin: Практика и ДЗ |
Задача на анализ кода Gherkin |
#40.1 |
Релизы: Теория |
- Жизненный цикл выпуска программного обеспечения (SRLC) с использованием эпизодов из фильма " Кремниевая долина" |
#40.2 |
Релизы: Тест |
Интерактивный тест |
#40.3 |
Релизы: Практика и ДЗ |
Задачи на нестандартные ситуации с релизами |
#41.1 |
Docker: Теория |
- О контейнеризации |
#41.2 |
Docker: Тест |
Интерактивный тест |
#41.3 |
Docker: Практика и ДЗ |
Задачи на использование и создание образа |
#42.1 |
Git: Теория |
- Введение в системы контроля версий |
#42.2 |
Git: Тест |
Интерактивный тест |
#42.3 |
Git: Практика и ДЗ |
Задачи на работу с Git |
|
Ты - QA-герой! |
|
Это же содержание в не менее длинном pdf.
Сам учебник «100-Year QA-Textbook - русская версия» (полностью бесплатный, без рекламы, а для просмотра не требуется даже регистрация):
https://mentorpiece.ru/textbook/
Что дальше
«100-Year QA-Textbook»: полный релиз учебника - это не окончательный релиз, мы будем продолжать добавлять новые модули и рефакторить старые (и в англоязычной и в русскоязычной версиях).
«AT QA-Textbook»: в среднесрочных планах появление аналогичного бесплатного учебника по автоматизации.
«Orange QA-Textbook»: в отличие от предыдущих учебников, этот - про мало раскрываемую тему Soft skills начинающего тестировщика. Он позволяет учиться тестированию осознанно и получить первую QA-работу, используя только эффективные способы. Сейчас в нем более 20 глав, его публикация планируется в ближайшие 30 дней.
Уведомления о выходе учебников появятся в телеграм-канале Становимся тестировщиком.
Автор: Lilia Urmazova