Преамбула
Не секрет, что в последнее время все чаще слышится фраза о том, что печатные издания умирают. Можно долго об этом спорить, проводя аналогии с крылатой фразой из оскароносного фильма «Москва не слезам не верит» про театр и телевидение. Но одно немаленькое автомобильное печатное издание сия участь не миновала — примерно год назад журнал закрыли.
Старт
Собравшись как-то зимним вечером за столом в редакции, мы (один дизайнер и два журналиста) стали думать о будущем. И за разговором в воздухе повисла идея создать свой, независимый ни от кого, автомобильный журнал. И именно интерактивный, а не печатный. Сказано — сделано. Начался подготовительный этап.
Сначала мы придумывали название. Ну как придумывали: просто сидели за столом за рюмкой чая и бросали в воздух первые приходившие на ум слова, касающиеся автомобильной (и не только) тематики. В их числе были и русские, и английские, и сокращения… В итоге остановились на простом слове WTF. Точно зная, что цензура Apple стопроцентно «завернет» этот эвфемизм, мы добавили к этому фразу automotive magazine. Ну а сами буквы «расшифровали» как Wheel, Trends, Fun. Эти слова в дополнение к названию стали названием наших рубрик.
Сейчас иногда кажется, что это было ошибочное решение, так как основным рынком для нас является русскоязычный Киоск в App Store, а на обложке будет написано англоязычное название. Так это или нет, мы пока еще не знаем — по прошествии трех месяцев после запуска мы сами так и не поняли этого.
Процесс
Было принято решение делать именно интерактивное издание, а не просто обыденное выкладывание в pdf, чем занимается большинство журналов, представленных в App Store. После изучения инструментов, позволяющих это реализовать, остановились на решении Mag+ (http://www.magpus.com). Почему не Adobe, спросите вы? Да все просто — первое решение на тот момент было дешевле, стоимость его составляет 399$ в месяц, при условии заключения договора на полгода.
Здесь стоит остановиться поподробнее. Не знаю, как у Adobe, но Mag+ без проблем работает с частниками. Договор подписывается простым факсимиле и отправляется обратно, проплачивается сумма за первый месяц (а не сразу вся за полгода). Вот и всё — учетная запись для запуска журнала в большое плавание создана. Теперь пришло время завести аккаунт разработчика Apple для доступа в Киоск AppStore. Это тоже оказалось просто — 99$ (оплата за один год) и неделя ожидания ответа. Всё — аккаунт готов, все данные «забиты», осталось отправить бинарник на утверждение команде модераторов… Сама оболочка для журналов делается на сайте производителя плагина — там все просто и понятно.
Что же представляет собой инструментарий от Mag+? Здесь тоже все просто — это обычный плагин для Adobe InDesign, начиная с версии CS4. Вся верстка происходит в этой программе (на данный момент все делается в версии CS6, поддержка Adobe CC разработчиком пока не анонсирована). Интерактивные элементы добавляются здесь же — главное, соблюдать внутреннюю иерархию, то есть учитывать, что и на каких слоях должно находиться — в этом и заключается «фишка» плагина. Ну а различные html5-эффекты создаются либо самостоятельно, либо на сайте разработчика (например, панорамы, слайд-шоу, обзор 360 градусов)
Как все сверстано, делается экспорт в программу Mag+ Production Tool, где и собирается весь номер.
Здесь есть небольшая тонкость: изначально журнал делается для разрешения Retina, для экспорта для обычного iPad в плагине присутствует специально обученная кнопка — все происходит буквально за секунды и без проблем.
Ну вот наконец-то и собран весь номер, сделаны два файла (Retina и обычное разрешение). Настало время заливать все это дело на сервер — и вот уже первый номер в AppStore.
Продажи
Наконец-то этот долгожданный момент! О нас никто не знает, но мы уже в Киоске :) Буквально на второй день мы попали в прокрутку «Что нового». Понемногу начались скачки, пошли первые немногочисленные отзывы от читателей, к нашей радости и гордости, положительные…
Прошел один месяц, был запущен второй бесплатный номер. И тут мы решились потратиться на размещение обзоров на профильных ресурсах. Результат не заставил себя долго ждать: буквально на второй день после публикации рецензии мы появились в Топ бесплатных приложений в автомобильном киоске на втором месте, после многоуважаемого «За рулем». Нашей гордости не было предела! Но продолжалось это недолго: по прошествии буквально пары дней мы вернулись на прежние позиции, т.е. где-то на 50-е место среди автомобильных журналов :)…
Сейчас в Киоске уже есть три номера журнала. Мы входим в первую десятку автожурналов и надеемся, что из нее мы уже не вывалимся.
Итоги
В итоге хочется подвести черту под нашим начинаем. В течение трех месяцев мы втроем сделали три бесплатных номера. Сейчас мы готовим четвертый выпуск, но он уже будет платный — как никак, на голом энтузиазме долго не проживешь. Сейчас можно подвести и некоторые итоги наших начинаний, оценить все наши ошибки.
Ошибка первая — название журнала. Вернее, даже не само название на английском языке — WTF: automotive magazine — а то, что на обложке у нас не было и слова по-русски. Мы исправили это упущение лишь к третьему выпуску, выбрав для себя слоган «Вся правда об автопроме» и для четвертого — «Не для печати». Между прочим, это полностью соответствует правде: мы никем не ангажированы и пишем только то, что думаем. Никакой «джинсы» нет и впредь не будет — таков наш принцип :)
В общем, это, наверное, и есть пока единственная наша ошибка, ведь пока еще рано судить о каких-либо успехах или провалах.
Кстати, 1 июля мы открыли трехмесячную подписку ценой в 99 рублей (стоимость одного номера будет минимальна по меркам AppStore — 33 рубля) и планируем выходить два раза в месяц. Что нам это даст, мы увидим в начале августа, и если хабравчанам будет интересно, то с удовольствием доложим вам.
Автор: autowtf