Когда я слышу приставку «российский» рядом с каким‑то иностранным словом, я резко перестаю верить в успех такого проекта. Особенно, если за дело берутся наши бесстрашные чиновники.
Начитался я тут новостей про то, кто, в какие сроки и с каким бюджетом будут строить российский GitHub и решил порассуждать что из этого может получиться и кому оно надо?
Синопсис:
Выделено 1,3 млрд рублей на создание российского репозитория открытого ПО.
Репозиторий якобы должен заменить недружественный GitHub, который начал блокировать российские учётки.
Финальный релиз назначен на начало 2024 года. А на днях утвердили список будущих создателей репозитория. Как он составлялся не понятно. Точнее, наоборот, очень даже понятно.
В него вошли ПАО «Газпром нефть», Минцифры, Правительство Тамбовской области, Тинькофф банк и ещё 60 юридических и 20 физических лиц. Но не вошли IT‑гиганты, вроде Яндекса, Вконтакте, Лаборатории Касперского.
Кстати, в официальном перечне указано, что участие также примет Федеральная служба служебных приставов. Ну это ладно, все мы люди)
С точки зрения госбезопасности — решение о создании репозитория в ru домене, конечно, правильное. Но есть сомнения, что штука получится хоть немного полезной и не будет забыта, как отечественный браузер Спутник[ссылка удалена модератором] со своим знаменитым «рекламоотводом». На его разработку в своё время тоже выделялся немаленький бюджет.
Где-то там же, рядом со Спутником похоронен Ё-мобиль (ладно хоть не на госбюджет разрабатывался) и ещё десятки отечественных аналогов чего бы то ни было. Так почему же будущий репозиторий рискует оказаться там же?
Во‑первых, кажется, ребята вообще не понимают в чём ценность и уникальность GitHub. А она в людях. В живом сообществе, дискуссиях и контенте, который оно создаёт. По сути, это соцсеть для разработчиков, которые предпочитают делиться кодом, а не фотками еды и котиков в Инсте.
Сильно сомневаюсь, что решение, разработанное госструктурой соберёт вокруг себя живое сообщество. Конечно, туда смогут нагнать силой: например, обяжут айтишников загружать туда открытое ПО для получения всех айтишных льгот. Хочешь льготы — наполняй репозиторий.
Или, обяжут туда сливать исходники тех, кто выполняет проекты в госсекторе. Но я вот совсем не понимаю кому и зачем это нужно и полезно?
Ещё вопрос: а много ли Open Source в России? Насколько я помню, по пальцам можно пересчитать российские компании с открытым кодом. Если я не прав, напомните в комментариях.
Другой вопрос: кому будет доступен код? Вряд ли всем желающим, интеллектуальная собственность и всё такое. А если только чиновникам, то зачем? Сомневаюсь, что они вообще умеют такое читать.
А если они заставят айтишников использовать этот аналог как свой боевой репозиторий? Ну у меня к этому много вопросов возникает. Вот, представим, он вдруг ляжет и полдня будет лежать. Да у нас релизы все затормозятся. Как по мне, все нормальные компании постараются как можно дольше и как можно дальше держаться от этой разработки.
А ещё, кажется, ребята сами не определились с тем, что должно получится в итоге.
Они говорят: мы сделаем репозиторий и заменим GitHub. Но это не имеет практического смысла, потому что суть GithHub не в этом. Репозиторий там успешно скачивается и ставится на любой сервер.
GitHub — это огромная инфраструктура с кучей интеграций и решений вокруг этого репозитория, с дополнительными фичами в виде искусственного интеллекта, который помогает писать код. Плюс система трекинга и доработки кода. А ещё, аккаунт GitHub нередко используется для авторизации в разных программерских системах, так что аккаунты там всё равно сохранят.
Я вот не верю что за год и 1,3 млрд рублей мы сможем сделать что‑то хоть на 5% приближенное к GitHub по пользе и инфраструктуре. Скорее, это будет просто Git в облаке. Но если так, то это можно было сделать гораздо дешевле и быстрее.
Если коротко, не вижу ни одного сценария, при котором отечественный репозиторий хоть кому‑то будет полезен.
А вообще, крутые и живые проекты получаются когда на это возникает запрос от самого сообщества. Ну вот, условно, кремниевая долина. Там этого хотел бизнес, там нашлись местные энтузиасты, там были неназначенные инвесторы.
А у нас обычно по‑другому: «Давайте сделаем Сколково и у нас будет своя кремниевая долина». Но это не так работает. Вот и получаются у нас всегда какие‑то формальные штуки, которые не несут никакой ценности для сообщества.
То же самое с открытым банкингом. Релиз обещали ещё летом 2022 года. Многие финтех игроки (в том числе и Кнопка) подготовились и проработали новые сценарии. Но проект завис на стороне госорганов и всё ещё не запущен.
Было бы круто, если бы подобная движуха зародилась в самом финтех сообществе и не касалась бы госструктур. Я уверен, что и реализация и внедрение в этом случае прошло бы в десятки раз быстрее.
Автор: Евгений Кобзев