Предпосылки создания бесплатных групп в платном кружке
Кружок робототехники я открывал полностью на свои деньги. Основным источником получения средств для развития и существования предприятия является оказание платных услуг – проведения занятий по инженерным дисциплинам для детей.
Перечень изучаемых дисциплин:
-
Схемотехника и пайка;
-
Основы информатики и компьютерной грамотности;
-
Работа в векторных графических редакторах;
-
Основы черчения и 3D-моделирование;
-
Работа с ЧПУ-станками;
-
Программирование Arduino;
-
Разработка Android-приложений;
-
Web-разработка и сетевые технологии;
-
Создание инженерных проектов;
-
Подготовка к олимпиадам по физике;
-
Скетчинг;
-
Основы математического моделирования.
Работаем мы так: родители детей оплачивают посещение занятий, проводимых непосредственно наставниками. Для детей, которые успешно освоили навыки и достаточно дисциплинированы, имеется возможность бесплатно проводить в кружке сколько угодно времени, пользуясь всем доступным оборудованием и работая над своими проектами.
Так вот...
За первые пару лет работы кружка среди учеников выделилась когорта очень одарённых детей и подростков, с которыми было чрезвычайно приятно работать. Парни регулярно оставались после уроков, креативили, создавали устройства и программы – в общем, радовали меня и моих коллег своими разработками и безудержной энергией. В какой-то момент мне и пришла в голову идея нанять им преподавателя более грамотного, чем я сам, и дать им возможность учиться у него бесплатно (то есть, за мой счёт). Мотив простой: очень хотелось, чтобы парни знали как можно больше. А бесплатно - потому что я хотел отблагодарить их родителей за то, что они растят таких вот замечательных парней.
Бесплатные группы: банальная реализация и крах идеи
Собственно, так я и поступил: нашёл наставника – молодого парня, не сильно старше меня, который работал инженером в КБ на одном из местных предприятий. Мы быстро накидали с ним курс, который назвали «WEB-разработка для интернета вещей». Идея была в том, чтобы показать, как проектировать сетевые устройства, при этом заложив основы понимания сетевых технологий и чуть-чуть припудрив это примерами на различных «сетевых» языках программирования. Так как молодёжь в группе была весьма талантлива, из полученных основ, по моему замыслу, ребята в дальнейшем смогли бы самостоятельно развить нужные им навыки.
Итак, группа из 8 человек была набрана, время занятий – утверждено. Как и оплата труда преподавателя – 600 р/час, что для нашего города – весьма немало, но для специалиста того уровня, который продемонстрировал наставник – не предел мечтаний точно.
Начались занятия. Наставник проводил их не скучно, информация была хорошо структурирована, полезна, и я не сегодня завтра ожидал появления хардварных проектов, которые дружат с сетью не только по MQTT.
Однако спустя полтора месяца занятий я заметил, что часть группы (около половины ребят) стала регулярно пропускать занятия.
Спросил у парней:
«Вам не интересно что ли?»
«Интересно – отвечают, - просто времени нет.»
«А на что у вас есть время?» - спрашиваю.
Молчат...
Когда на очередное занятие пришли трое из восьми, решил прозвонить родителям – узнать, в чём же дело. Одна маман выдала мне, что её чадо грядку копает. Вторая мама запрягла шестнадцатилетнего парня пироги печь. Третья… И так далее.
Сказать, что я был ошарашен – ничего не сказать. Перед началом занятий я общался с родителями, объяснял, что данная группа создаётся потому, что у парней очень могучий инженерный потенциал, что знания, которые им дадут, они не факт что получат в ВУЗе. Также все родители были осведомлены о том, что я оплачиваю работу наставника из своего кармана. Покивали головами, поблагодарили…
…и в итоге решили, что грядки и пирожки важнее «этого вашего интырнэта»…
После этого эпизода я упразднил бесплатную группу и крепко задумался. Это был 2020 год.
Бесплатные группы: корректировка модели и успех задумки
Поразмыслив в течение года, я понял, в чём проблема бесплатного образования в целом. Как ни странно, виновниками прогулов были не дети (в моём случае дети-то как раз учиться хотели), а родители, которым было безразлично, чем там БЕСПЛАТНО занимаются их отпрыски. Бесплатно – значит, добровольно. Добровольно – значит, это мне честь оказывают, что приходят. Могут ходить - а могут и не смочь.
Да и вообще - почему нельзя пропускать, если можно?..
Эта проблема, в той или иной мере присутствует во всех форматах бесплатного образования у нас в стране. Школы, институты, кружки, онлайн-курсы… Везде прогулы – это неизбежное зло, с которым приходится мириться преподавателям, учителям и наставникам. За пять лет работы в образовании жалоб на это выслушал немыслимое количество.
В итоге родилась такая идея: набрать бесплатные группы, но уже с заключением договора на оказание услуг. А суть договора формулируется просто:
1. Посещать занятия можно бесплатно. Прогуливать – только за деньги (500 рублей/урок).
2. В случае неоплаты прогулов ребёнок покидает группу, а его место достаётся другому.
3. В случае более двух непосещений без уведомления о причинах – аналогично.
4. В случае, если ребёнок систематически не учит материал и заваливает контрольные – аналогично.
5. Уважительной причиной пропуска занятий является болезнь, подтверждённая справкой от врача, выданной на дату пропуска.
Идея была в том, чтобы оказать отрезвляющее воздействие именно на родителей детей. Сделать так, чтобы родители были ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в тщательном контроле посещений занятий ребёнком. Чтобы в кои-то веки начали уважать труд учителя и время, потраченное им на то, чтобы научить их детей полезному.
Договор был готов, и уже в сентябре 2021 года были набраны две группы, которые начали заниматься по данной бесплатной модели.
Эффект был просто сногсшибательным)
За минувшие с момента запуска эксперимента два года бесплатные группы показали невероятную эффективность.
Во-первых, речь идёт о посещаемости. Для сравнения: процент прогулов в платных группах – в среднем около 7%, в бесплатных – менее 1%. За два года в бесплатных группах на 14 человек и почти 150 занятий у меня было только 6 прогулов. Выборка, конечно, не супер-репрезентативна, хотя бы потому что в бесплатных группах занимается в 10 раз меньше детей, чем в платных, да и возраст учеников тут не учитывается. И тем не менее – прогуливать родители детям не дают, это очевидно. А это, в свою очередь, сильно упрощает проведение занятий и повышает их результативность)
Во-вторых, я обратил внимание на ещё один важный показатель – успеваемость. И тут тоже перевес в сторону бесплатных групп – дети значительно лучше учат материал, не халтурят. Опять же, спасибо родителям, которые опасаются «потерять место» в бесплатной группе, и потому подконтраливают своих чад, чтобы те учили конспекты и выполняли домашки.
Базис, как говорится – экономика…
Непредвиденные особенности эффективной модели бесплатных групп
1. Отказы при ознакомлении с условиями договоров
Во время набора групп нередки были случаи, когда мне с возмущением «предъявляли» за «несправедливость» такого договора.
«Это что, мы должны за несостоявшиеся занятия платить что ли?»
«Нет» - отвечаю, - «вы должны делать так, чтобы для ВАШЕГО ребёнка занятие непременно состоялось! И тогда платить не придётся.»
Далеко не всем такие «унизительные» условия подошли.
Вообще, договор стал неким фильтром для контингента. Как в бюджетных учреждениях тут уже руки учителю не повыкручиваешь, топая ногами и крича о том, что УЧИТЕЛЬ ДОЛЖЕН (и учить, и воспитывать и при этом не трогать родителей и на детей голоса не повышать). За всё время инцидентов с «бесплатниками» не было вообще никаких.
2. Стремление бесплатников к «предельной экономии»
Другой интересный побочный эффект я стал наблюдать относительно недавно, когда открыл при кружке магазинчик запчастей и расходников. Суть эффекта в том, что дети и родители хотят во что бы то ни стало «прогнуть систему», и всячески стараются сэкономить, даже в ущерб себе, как бы парадоксально это, на первый взгляд, не звучало. Поясню на примере:
Приходит ко мне ребёнок, и с довольной улыбкой заявляет: «А я фанеру купил не у вас, я нашёл дешевле!» Я говорю, круто, а где же продаётся трёшка, да ещё и шлифованная, да ещё чтоб не вагонами её покупать-то? «На вайлдбериз!». О, думаю, ну дела. «Почём же тебе лист вышел?» «Хах, вот вы говорили, что у вас чуть больше, чем А3 стоит 300 рублей, а я А5 купил 3 штуки всего за 600!»
Меня начинает на ха-ха пробивать: «А ты знаешь, какого размера А3 и А5 форматы?» «Так ясное дело!» - отвечает мне чадо – «А5 больше, чем А3, мама с папой так сказали!..»
Хорошо, успели заказ отменить…
И это – лишь один из примеров.
Идея родителей, как я понимаю, формулируется так:
Если бесплатно – то, значит, ни копейки буржуйской морде не дадим! Даже если в ущерб себе, порой с дикими трудозатратами – ни рубля классовому врагу)))
Шутка, конечно, но что-то такое в общении со всеми бесплатниками сквозит постоянно. И, казалось бы, можно списать на то, что в этих группах занимаются дети из семей с небольшим достатком. Но как бы не так: достаток там самый разный, в том числе и очень даже солидный, превышающий оборот кружка. Но стремление к «предельной экономии» наблюдается у всех бесплатников без исключения)
3. «Справки можно купить!»
Как-то приходит ко мне батя один, и хитро так заявляет: вы же, мол, понимаете, что всё равно дети прогуливают. Справки-то ныне не шибко дорогие – пошёл, купил, и гуляй себе.
Пока я придумывал, что на это ответить, не давала покоя мысль – и чего ты радуешься? Что дети могут ЗА ДЕНЬГИ не получать знания вместо того, чтобы БЕСПЛАТНО учиться?
В итоге ответил ему просто и честно:
«Задача договора – создать максимальный дискомфорт для тех родителей, которые потворствуют желанию записавшихся на занятия детей побездельничать.
Справку можно купить. И я буду рад, что кто-то из родителей по глупости так и сделает. Проспонсирует своими деньгами и временем отрицательный образовательный результат своего же ребёнка. Думаю, что если родитель хотя бы немного себя уважает, то больше одного раза такое вряд ли повторится. Проще дать ребёнку понять, что или он учится, или пусть лучше бросает это дело, если ну совсем не интересно. Так как вариант «записаться и не ходить», занимая чьё-то место в группе, шибко по карману бьёт.»
Папа этот ушёл в глубокой задумчивости. Его ребёнок, кстати, один из лучших учеников…
4. Эффект коллектива
В этом году набралась у меня группа, поголовно состоящая из школьных хулиганов. И вот однажды над одним из них нависла угроза отчисления за неуспеваемость. Я прямо сказал ему об этом. Парень нос повесил.
После урока подходят ко мне двое его друзей, и говорят – а можно мы придём внеурочно, и позанимаемся со своим товарищем, чтобы он нагнал?
Я прям +100 духом был в этот момент) Ну надо же, думаю, вот это осознанность) Было очень приятно, что на моих глазах ребята строят то, что называется словом «коллектив». Делом доказывая, что у них тут «брат за брата, такое за основу взято!»))
Парни сдержали слово, и своего товарища подтягивали в течение года) В итоге он смог доучиться, и даже неплохо освоил схемотехнику и пайку.
Выводы
Да в общем-то, простые: описанная выше модель проведения бесплатных занятий (бесплатно учиться - платно прогуливать) показала свою высочайшую эффективность. Причём именно в воспитании родителей (да простят меня родители - но по-другому этот процесс не назвать).
Благодаря такому договору родитель наравне с учителем впрягается в битву за образовательный результат. Не просто сбагривает детей на занятия, но и контролирует посещаемость и успеваемость. Попутно, видимо, объясняя чаду, что бесплатные занятия – это ценный подарок, и надо ПО МАКСИМУМУ (см. эффект «предельной экономии») им воспользоваться.
Рад буду подискутировать по данному вопросу в комментариях к статье) А в заключение...
...небольшой анекдот
О нас
Группа в ВК: https://vk.com/robograde
Канал на YouTube: ЦТТ RoboGrade
Профиль на Яндексе: https://yandex.ru/profile/181404940769
Автор: Владимир